Тема: "Употребление глаголов в прямом и переносном смыслах» -- 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

Урок в игровой форме позволяет успешно усвоить новый  материал, закрепить пройденное и надолго остаться в памяти учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Употребление глаголов в прямом и переносном смыслах» -- 3 класс

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с употреблением глаголов в прямом и переносном смысле; обобщить знания о синонимах и антонимах и употреблении их в речи.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, воображение, память.

Воспитательная: воспитывать чуткость,  доброту, любовь к ближним, чувство товарищества.

Оборудование:

Цветик - семицветик, сундучок с баранками, магнитофон, учебник ,перфокарты для индивидуальной

работы, толковый словарь С.И Ожегова.

                                        ХОД    УРОКА

1 Организационный момент.

У – Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, правильно и давайте

вспомним, зачем мы в школе.

Д – Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем  старательно,

Слушаем внимательно

У – Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Открыли тетради, две строчки вниз, записываем число, классная работа.

2 Минутка чистописания.

У –   Ребята, к нам в класс был доставлен сундучок. Посмотрим, что там?  ( в ящике баранки).Что это? Это предметы из какой сказки?

Д  - Валентин  Катаев « Цветик – семицветик»  

У – Давайте вспомним , сколько и какие бараночки купила Женя?

Д – 7 баранок.

У – Баранки были две с тмином- записываем, две с маком, две с  сахаром и одна розовая маленькая.

тт       мм       сс    рм

 3.  Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. Но не мы  будем испытывать волшебную силу цветка, а цветик - семицветик

будет проверять наши знания и познакомит нас с употреблением глаголов в прямом и переносном смыслах , а также мы

повторим синонимы и антонимы. Готовы проверить свои знания?

 

 4. Словарная работа.

У – Вспомните, какие слова говорила Женя, чтобы лепесток исполнил её желание.

Д - Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть, по-моему, вели!

 У - Какие словарные слова встретились ?

Д – Запад, восток, север.

У – Записываем, словарь. – Что такое запад? Подберите однокоренное прилагательное.

Д –  Запад-сторона, противоположная  востоку, часть горизонта, где заходит солнце , западная часть.

У – Что такое восток?

Д – Восток-часть горизонта, где восходит солнце; восточный ветер.

У – А север?

Д – Север – одна из четырёх сторон света, туда направлена намагничённая стрелка компаса , северный край.

У – А про какую сторону света не сказали?

Д – Юг.

У – Как называются слова: север-юг, запад-восток.

Д – Антонимы.  

У – А есть ещё слова с непроверяемыми написаниями?

Д – Слово лепесток.    

У -  А что такое лепесток? (пока дети высказывают свои предложения, один ученик ищет объяснение в  толковом словаре)

Д – Лепесток - листочек из венчика цветка.

У – Ле-пес-ток – ставим ударение, делим на слоги. Где «опасное» место? Сколько безударных гласных? Можно проверить?

- А знаете, откуда произошло это слово? Оказывается, это слово собственно русское и образовано с помощью уменьшительно - лас-кательного  суффикса  - ок   от слова лепест, то есть лист.  А как запомнить непроверяемые слова?

Д – Буква е, похожа на лепесток.

У – Запишем это слово в словарь.

5. Повторение

У – Пока мы будем  работать дальше, некоторые получат индивидуальные  задания - карточки.

- Посмотрите внимательно и скажите,  на какие ещё правила встретились слова?          

Д – Безударная гласная  в корне  проверяемая ударением лети - полёт, возвращайся – возврат, земли – земли, вели – велено. Парная

согласная на конце слов юг, круг.

У  – Молодцы! А вот и наш цветик - семицветик;  опишите его.

Д  - Красивый цветок вроде ромашки, у него семь прозрачных лепестков разного цвета- красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,

голубой, синий, фиолетовый.

У – Эти слова являются  какой частью речи? Почему?

Д – Обозначают признак по цвету, отвечают на вопрос какой?     Это имена прилагательные.              

У – А что вам напоминают цвета лепестков?

Д – Радугу.

У – А как мы  запоминали цвета радуги?

Д - Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У – Какой лепесток Женя оторвала первым? ( отрываю желтый лепесток, на нем задание – разобрать по составу слова : жёлтый, подснежник )  Разбор у доски с объяснением.

6.Физкультминутка (  для глаз)

Давайте проследим, какой путь проделал первый лепесток ( на доске горизонтальная восьмёрка )

У – А что Женя приказывала лепестку?

Д – Лети.

У - Поставьте этот глагол в неопределённую форму.

Д - Лететь.

У - (отрываю красный лепесток с заданием – подбери однокоренные слова с  разными приставками к глаголу лететь ). Два ученика работают за доской, остальные самостоятельно) Выделите приставку, подчеркните антонимы (прилететь-улететь) А что Женя ещё приказывала цветку? Подберите синонимы  к слову велеть.

Д – Приказывать, заставлять.

7.   Работа по теме урока.

У - А что за причёска была у Жени?

Д - Коса.

У - А на чём повисли сосульки, когда она была на Северном полюсе?

Д  - На носу.

У - Коса, нос – что это за слова? Аргументируйте свой ответ.

Д – Коса – у девочки и с/х орудие. Нос – у человека, чайника, корабля. Значит это  многозначные слова.

У – Такие слова называются ОМОНИМЫ. Они имеют одинаковое звучание, но разное значение. Глаголы также могут быть многознач-

ными, то есть употребляться в разных значениях. Открываем страницу 200, прочитаем правило. Давайте вспомним, почему Женя

осталась без баранок?

Д – Идёт по сторонам зевает.

У - Докажите, что это многозначный глагол. Подберите синонимы к глаголу во 2 значении ( переносное )

Д – Зевать, глядеть, наблюдать.                

У – (скрываю оранжевый лепесток с заданием)  Сейчас вы услышите стихотворение Шибаева  « Кто играет »  в котором я

попрошу вас всех хором  произносить слово   «играет»  когда я подниму руку.

И солнце играет

Лучами на речке.

И кошка играет

Клубком на крылечке.

И Женя играет

(  Есть кукла у Жени. )

И мама играет

( В театре на сцене. )

И папа играет

На медной трубе.

И дедушка с внуком

Играют в избе.

И бабушка внуку

Пелёнки стирает.

Бабушка в стирку, наверно играет?

- Какой многозначный глагол встретился в стихотворение? Сколько значений у слова  « играет» ?

Д – Дедушка играет – забавляется, развлекается.  

      Папа играет – исполняет музыкальное произведение.

      Играет в стирку – проводит время стирая.

      Играет клубком - как  с игрушкой.

      Мама играет – исполняет роль.

       Солнце играет – сверкает.

У – Какое из значений употребляется в переносном смысле?

Д – Солнце играет, а остальные – в  прямом. 

У – В каких ещё случаях этот глагол употребляется в переносном смысле?

 Д Играть на нервах – нервировать, раздражать. Играть с огнём – обращаться неосторожно, шутить. Играть своей жизнью –

понапрасну  рисковать.  

8. Физкультминутка под музыку (на синем лепестке )

По небу заходили большие серые тучи, сверкнула молния, ударил гром и пошел дождь. Дождь  усиливается, усиливается, совсем перестал. И стало тихо – тихо. Запели птички.

У – Молодцы! Какие глаголы встретились в тексте физкультминутки? Давайте проследим, в каком значении они употребляются в тексте?

Д - Заходили, задвигались – переносное. Сверкнула – прямое ,а переносное – сверкнула  мысль. Ударил гром - прямое, т.е раздался резкий звук, а  вот ударили морозы- переносное. Пошёл дождь - переносное, а  в прямом - пошёл домой.

9.Самостоятельная работа.

Отрываю зелёный лепесток с заданием - выполнить самостоятельно упражнение № 540. После проверяем все вместе.

10.Работа по развитию речи.

У - Ребята, а что произошло с Женей на Северном полюсе?

Д - Она замёрзла, потому что была раздета.

У - А знаете ли вы, что глаголы одеть и надеть очень похожи, но у них разное значение. Одеть можно кого-то (ребёнка, куклу), а надеть только что-то на себя (пальто, туфли). А сейчас на фиолетовом лепестке задание - вставить пропущенные глаголы:

Я в жёлтые штанишки сейчас …дену Мишку.

А я …дену майку

И тёплую фуфайку.

Объясните, какой глагол нужно вставить и почему?

Подумайте, как с помощью  антонимов к глаголам одевать и надевать можно доказать, что у этих глаголов разное значение.

Д – Одевать - раздевать, надевать-снимать.

У - Девочке Жене потребовалось шесть лепестков, чтобы понять, что на свете важнее всего. И какой же вывод она для себя сделала? А что бы вы загадали, будь у вас всего лишь один волшебный лепесток? (выслушиваются ответы детей).

У нас тоже остался последний лепесток с вопросом  - какие пословицы о дружбе вы знаете?

11.Итог урока.

Молодцы, хорошо поработали. Что нового узнали на уроке?  С какой же целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значении? А  что мы сегодня повторяли?  

Далее идёт выставление оценок за урок с комментированием каждой.

12. Домашнее задание. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол в прямом и переносном значении

Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариа...

Презентация по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов" 2 класс

Материалы данной презентации  помогут педагогам  в  проведении урока русского языка  во 2 классе по данной теме.  Сказочный герой ЗИМУШКА - ЗИМА  даёт  интересные за...

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле...

Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»

Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетания в прямом и переносном смысле" ( 3 класс) ,УМК "Школа России"

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о словосочетаниях.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о словосочетаниях.2.Проконтролировать степень усвоения понятий, изученных...