Пальчиковая гимнастика как коррекционно-развивающее средство на уроках для детей с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по русскому языку по теме

Жанна Анатольевна Оконечникова

Обобщение опыта. Использование пальчиковой гимнастики на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пальчиковая гимнастика как коррекционно-развивающее средство

на уроках для детей с особыми образовательными потребностями

 «Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?

Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже просто ручку держать правильно – целое искусство.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным.

        

 В моём классе обучаются  дети с диагнозом умеренная умственная отсталость,  которые являются воспитанниками   детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Эти дети  были лишены достаточной  подготовки к школе.

 На момент поступления 1 специальный (коррекционный) класс VIII вида дети плохо ориентировались в пространстве и на плоскости. Большинство из них путались в различении правой и левой сторон тела.

У них наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук. Дети не могли выполнять целенаправленные действия, испытывали затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.  Кроме того, у большинства детей отмечалось недостаточность мышечной силы.

Нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывали быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.

Причём, чем ярче был выражен интеллектуальный дефект, тем больше было сопутствующих нарушений в моторной сфере.

Неготовность детей с умеренной умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.

 Поэтому мною была поставлена цель: разработать содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование навыков письма у школьников с интеллектуальными нарушениями.

 В течении 1 четверти мною было проведено обследование детей 1 класса по следующим направлениям:

  • Сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук
  • Правильный захват пишущего предмета (карандаша, фломастера, ручки),
  • Нажим грифелем карандаша на лист бумаги
  • Действия с карандашом - проведение различных линий (прямых, ломанных, волнистых) в заданных направлениях
  • Работа на тетрадных листах по образцу (копирование, штриховка, обводка)

 которое выявило , что большинство навыков отсутствовали.

         Только у одной девочки были сформированы некоторые навыки,

Сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук развито слабо практически у всех детей

Нажим грифелем карандаша на лист бумаги слабый или наоборот с силой. У двоих учащихся нажим был с такой силой, что ломались чинки у карандашей и прорывалась бумага.

-  у 10 % учащихся были сформированы функции ведущей руки и согласованность действий обеих рук,  у 80 % - навык сформирован слабо, у 10% - отсутствовал;

- 10 % учащихся слабо ориентировались на листе бумаги, у 90 % - навык  отсутствовал;

- у 10 % учащихся был сформирован правильный захват пишущего предмета (карандаша, ручки), у 40 % - навык развит слабо, у 50 % - отсутствовал;

- у 10% учащихся сформирован нажим грифелем карандаша на лист бумаги, у  60 % - слабый нажим, у 30 % - нажим с силой;

- у 10 % учащихся слабо развиты действия с карандашом - проведение различных линий (прямых, ломанных, волнистых) в заданных направлениях; у 90 % -навык  отсутствовал;

- у 10% учащихся слабо развит навык работать на тетрадных листах по образцу (копирование, штриховка, обводка), у 90% - навык отсутствовал.

Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо было, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

 Самым важным и основным из коррекционно-развивающих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми навыкам письма по моему мнению является пальчиковая гимнастика.

Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

 При проведения пальчиковой гимнастики я использовала следующие методы:

  • массаж рук;
  • упражнения с резиновыми мячами небольшого размера;
  • игры с пальчиками;
  • упражнения с карандашом, шариковой ручкой, массажной палочкой;
  • графические упражнения;
  • пальчиковые физкультминутки.

Эти методы были включены в тематическое планирование уроков обучения письму в 1 классе на каждом уроке. Так же я  уделяла время пальчиковой гимнастике на других уроках, проводя ее в виде различных игр и упражнений, физкультминуток.

 Один из методов – массаж.

Это выполнение действий  разминания, растирания, поглаживания пощипывания.

Сначала массаж проводила сама: брала каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибала и разгибала его. Только изучив упражнения-движения совместно, переходили к самомассажу.

По мере своих возможностей ребята постепенно овладевали самыми понравившимися упражнениями.  Например, «Пила», «Утюжок», «Согреем ладошки». А в конце учебного  года обучения большинство ребят умели делать все упражнения.

Самомассаж проводился на уроках в виде небольших комплексов из 3 упражнения. Начинался и заканчивался он расслаблением кистей рук, поглаживанием.

 Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с мячами маленького размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

Упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости.

 Использовала различные мячи

(1. Очень мягкий мячик (резиновая игрушка)

2. Поролоновый шарик (мяч)

3. Малый мяч резиновый

4. Малый мяч пластмассовый

5. «Силовые упражнения»

и проводила следующие упражнения:

- сжимание и разжимание поочередно правой, левой рукой, одновременно двумя руками;

- катание шарика круговыми движениями

- прокатывание шарика между ладонями вверх-вниз

- вращение мяча, зажатого кончиками пальцев обеих рук;

 Прекрасным средством для пальчиковой гимнастики может послужить карандаш, шариковая ручка. Благодаря своей ребристой поверхности данные предметы воздействуют на биологически  активные точки, которые находятся на ладонях ребенка, нервная система активизирует работу кожных рецепторов, проводящих путей, усиливаются связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием данных упражнений у детей улучшается пальцевая моторика, нормализуется мышечный тонус кистей.

 В таких играх использовала    следующие  упражнения:

- катание ручки по парте и

между ладонями в различных направлениях;

- захват ручки таким образом, чтобы средний и безымянный палец оказался с одной стороны, а мизинец и указательный с другой стороны ручки.

- сжимание и разжимание ручку в кулаке.

 Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являлись «пальчиковые игры» - эти игры предполагают выполнение ребенком по  подражанию различных пальчиковых поз («кольцо», «зайчик», « коза» и др.).

 Это инсценировка каких-либо рифмованных  историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».  «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Игры эти очень эмоциональные и увлекательные. Пальчиковые игры  проводились мною в начале каждого урока письма. Одна игра повторялась в течении недели, для того чтобы ребята запомнили текст стихотворения и могли правильно и чётко повторить движение рук. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя за мною движения, активизировали моторику рук. Тем самым вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.

Данные игры приводят к возбуждению в речевых центрах  головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулировало и развитие речи.

            Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усваивал какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно  старался придумать инсценировку для других стишков, сказок, песенок.

 Кроме пальчиковых игр, в ходе коррекционной работы я использовала и графические упражнения, способствующие развитию графических навыков и формированию точных, координированных движений руки, совершенствованию навыков рисования.  

Для организации такой работы применяла упражнения, способствующие формированию различных формообразующих движений это: обводка и раскраска шаблонов, трафаретов, рисование по точкам, «дорожкам» и пр.

 Особое внимание в процессе таких игр уделяла умению правильно держать карандаш и ручку, поскольку правильное положение карандаша в руке ребенка обеспечивает необходимую свободу и легкость действий, от которых зависит успех решения изобразительных задач.

Добивалась от детей свободных, без лишнего напряжения действий карандашом или ручкой, этому способствовало постепенное усложнение заданий.  Сначала детей обучала освоению формообразующих движений, направленных на изображение предметов круглой формы, далее прямоугольной, а потом закрашивание изображенных фигур. Рисованию предметов прямоугольной и квадратной формы предшествовала отработка навыков рисования линий в различных направлениях (слева направо, сверху вниз и наоборот).

 На разных уроках использовала физкультминутки с пальчиковой гимнастикой

В ходе таких динамических пауз дети как бы «конструировали» из пальцев различные предметы и объекты. Изображали зайцев, собак, кошечек, деревья. Такая необычная деятельность вызывала у детей яркий эмоциональный настрой, что позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулировало запоминание. Разученные сценки-упражнения дети уже по собственному желанию воспроизводили в самостоятельных играх.

 Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в динамические паузы на учебных занятиях играло положительную роль в коррекционном обучении детей.

В процессе физминуток использовала достаточно отработанные и хорошо знакомые всем детям пальчиковые упражнения, для того, чтобы в работу активно включались все дети.

 На уроке математики использовала обыкновенные счетные палочки или карандаши. Нехитрые задания сложить фигурку из палочек помогали ребенку, помимо мелкой моторики и речи, развивать внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Сначала предлагала несложные варианты рисунков, которые ребенок может выложить из палочек на ровной поверхности. Начинали   с простых геометрических фигур.

 Со временем усложнялись варианты рисунков, и все больше возрастала самостоятельность ребенка в процессе выполнения упражнений.

 Таким образом данный подход помимо развития мелкой моторики позволял

1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывалось на коррекции речи детей.

2. Совершенствовались внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

3. Вызывало у детей оживление, эмоциональный подъем, развивалось умение подражать взрослому, учились вслушиваться и понимать смысл речи, повышалась речевая активность детей.

При регулярном выполнении данных упражнений у детей исчезала скованность движений. А ведь в начале учебного года, задание подняться из-за парты и подвигаться во время урока вызывало у них испуг, дети зажимались и стеснялись, а некоторые и вовсе отказывались повторять за мной.

Обследование детей  в конце учебного года показало

  -  у 60 %  у большей половины учащихся сформированы функции ведущей руки и согласованность действий обеих рук,  40 % - слабо;

   - 80 %  детей умели хорошо ориентироваться на листе бумаги, 20 % слабо;

     - у 90% сформирован правильный захват ручки и карандаша, 10 % - слабо;

   - 90% практически у всех сформирован правильный нажим грифелем карандаша на лист бумаги, 10 % - слабо;

   -у  80 % учащихся развиты действия с карандашом - проведение различных линий (прямых, ломанных, волнистых) в заданных направлениях; 20 % - слабо;

   - 80% ребят умеют работать на тетрадных листах по образцу  это копирование, штриховка, обводка, письмо печатных и письменных букв; 20% - слабо

  Заключение

В заключении моего выступления хотелось бы еще раз отметить что пальчиковая гимнастика помогла детям с умеренной  умственной отсталостью к концу первого года обучения овладеть первоначальными навыками письма. Учащиеся удерживали ровную позу, правильно удерживали ручку, карандаш и действовали с ним, ориентировались на различных листах бумаги, работали по образцу и речевой инструкции, дети писали буквы, слоги, слова в тетрадях.

Данные методы продолжала применять во 2 и 3 классах.   Считаю, что пальчиковая гимнастика поможет поставить детям правильный почерк.

Кроме навыков письма пальчиковая гимнастика положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием данной гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Эти упражнения дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное  напряжение.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тематическое планирование уроков обучения письму в 1 классе с использованием пальчиковых игр.

 п/п

Всего часов

Обучение письму

Пальчиковые игры

I.

20 ч

Добукварный период

1.1.

1 ч

Обведение трафаретов игрушек и учебных принадлежностей. Упражнения в раскрашивании.

Соотнесение конкретных предметов и их изображений.

Работа с цветными полосками: различение основных цветов и их называние

Массаж

Моем ручки

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

Волны

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

Ребро, ладонь, кулак

Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак.

1.2.

1 ч

Раскрашивание предметов по образцу (мяч, шар, прыгалка, ромашка, обруч). Выкладывание цветных полосок по данному образцу. Рисование кругов больших и маленьких.

Массаж

Моем ручки

Волны

Ребро, ладонь, кулак

1.3.

1.4.

2 ч

Соотнесение конкретных предметов и их изображений на материале овощей и фруктов. Упражнения в раскрашивании и обведении контуров. Рисование кругов и овалов. Дорисовывание круга до яблока, овала до огурца. Выкладывание рядов овощей, фруктов, овалов и кругов по данному образцу. Составление предметных изображений овощей и фруктов из двух, трёх и четырёх частей.

Массаж

Моем ручки

Волны

Ребро, ладонь, кулак

1.5.

1.6.

2 ч

Рисование основных геометрических форм по точкам, обводка по штриховой линии. Раскрашивание.

Рисование вертикальных и горизонтальных линий. Конструирование из геометрических форм предметов мебели (стол, стул, шкаф) и игрушек (домик, пирамидка)

Массаж

Моем ручки

Семья

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик -  папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

1.7.

1 ч

Соотнесение картинок и контурных изображений животных и птиц. Штриховка по образцу сверху вниз и слева направо.

Выкладывание орнамента из полосок в определенной последовательности.

Массаж

Моем ручки

Семья

1.8.

1 ч

Конструирование стилизованных фигур диких животных по образцу. Рисование по данному образцу. Упражнения в штриховке. Обозначение цвета животных цветными полосками.

Упражнения с карандашом.

Семья

1.9.

1 ч

Рисование геометрических фигур и знакомых предметов, основанных на геометрической форме. Упражнение в раскрашивании и штриховании сверху-вниз, слева-направо.

Упражнения с карандашом.

Домик

- Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

- Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальчики вместе.

- Раз, два, три, четыре, пять.

Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

- В домик спрятались опять.

Возвращаемся в исходное положение.

1.10.

1 ч

Обводка трафаретов, упражнение в раскрашивании. Различение по цвету, конструирование из цветных полосок. Штрихование. Соблюдение пределов штрихования.  Конструирование из цветных полосок и счётных палочек лесенки, перекладины, стоек.

Упражнения с карандашом.

Домик

1.11.

1 ч

Различение геометрических фигур по форме и цвету. Рисование геометрических фигур по точкам. Рисование вертикальных и горизонтальных линий на нелинованной бумаге. Графический диктант слов.

Упражнения с карандашом.

Домик

1.12.

1 ч

Рисование орнаментов из палочек и точек по клеточкам и по линейкам. Рисование наклонных палочек слева направо, справа налево.

Упражнения с карандашом.

Домик

1.13.

1 ч

Обведение клеточек по точкам. Рисование орнаментов из геометрических фигур  по клеточкам. Рисование наклонных палочек по клеточка и на строчке (по точкам). Выкладывание полосок по высоте. Конструирование из геометрических фигур.

Упражнения с карандашом.

Домик

1.14.

1 ч

Рисование орнаментов из палочек и точек по клеточкам и на строчке. Длинные и короткие палочки.

Упражнения с карандашом.

Засолка капусты

- Мы капусту рубим.

Ребром ладони дети показывают, как они рубят капусту.

- Мы капусту трем.

Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.

- Мы капусту солим.

Движением пальцев имитируется посыпание солью.

- Мы капусту жмем.

Дети интенсивно сжимают пальцы обеих рук в кулаки.

1.15.

1.16.

2 ч

Рисование наклонных палочек, длинных и коротких в различных сочетаниях.

Письмо элементов букв: крючок с закруглением внизу, крючок с закруглением вверху, u.

Упражнения в обводке и штриховке (наклонные линии).

Складывание разрезных картинок с изображениями овощей и фруктов.

Упражнения с ручкой.

Засолка капусты

1.17.

1 ч

Обводка трафаретов предметов, рисование по точкам, штрихование, раскрашивание. Письмо элементов букв: крючки, полуовалы, открытее вправо и влево. Сравнение овалов и кругов.

Упражнения с ручкой.

Засолка капусты

1.18.

1 ч

Письмо элементов букв: полуовалов и овалов. Рисование бордюров из элементов букв. Обводка контуров предметов без отрыва руки. Штриховка в разных направлениях. Складывание картинок, разрезанных на части.

Упражнения с ручкой.

Засолка капусты

1.19.

1 ч

Письмо элементов букв:           крючок с закруглением вверху и внизу, петля к себе.

Выкладывание рядов предметов по мере убывания

Упражнения с ручкой.

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(Показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)

1.20.

1 ч

Письмо элементов букв а, у, м.

Упражнения с ручкой.

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.

II.

26 ч

Букварный период. 1-й этап Изучение букв: а, у, о, м, с, х.

Упражнения с ручкой.

2.1.

2.2.

2 ч

Письмо строчной буквы а. Рисование бордюров. Лепка буквы, обведение по контуру, обводка трафаретов, закрашивание, штрихование.

Упражнения с ручкой.

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.

2.3.

2.4.

2 ч

Письмо строчной буквы у, орнаментов из элементов этой буквы. Различение звуков и букв а и у.

Упражнения с ручкой.

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.

2.5.

1 ч

Письмо соединений ау, уа. Отработка плавности письма.

Упражнения с ручкой.

«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Пальцы очень крепко дружат – Мне помощниками служат. Пальцы правой руки выпрямить. Прижать друг к другу и удерживать напряженные пальцы на счет до пятидесяти. После упражнения - встряхнуть кистью руки. Пальцы левой руки выпрямить. Прижать друг к другу и удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти. После упражнения  - встряхнуть рукой. Пальцы рук выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти. После упражнения - встряхнуть руками.

2.6.

2.7.

Письмо строчной буквы М.

Рисование бордюров. Упражнения в обводке и штриховке. Упражнения в выделение первого звука в слове. Составление схем предложений и слов.

Упражнения с ручкой.

«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

2.8.

1 ч

Заглавная буква М. Анализ и письмо слогов ам, ум. Отработка нижних соединений.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

2.9.

2.10.

2 ч

Анализ и письмо слогов ма, ам. Заглавная буквы А.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

2.11.

2.12.

2 ч

Анализ и письмо слогов му, ум. Заглавная буква У.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«САРАЙ»

Пальцы рук соединить под углом - «крыша». Большие пальцы спрятать под «крышу» И прижать к ладоням. Удерживать напряженные пальцы на счет пяти-десяти, за

тем встряхнуть руками.

Этот домик называется сарай,

Кто живет в сарае?

Ну-ка угадай!

2.13.

2.14.

 2 ч

Строчная и заглавная буква О.

Различение звуков и букв у, о вначале слове под ударением.

Различение звуков и букв а, о в начале слова под ударением.

Строчные а, у, о, м, заглавные А, У, О, М.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«САРАЙ»

2.15.

2.16.

2 ч

Анализ и письмо слогов ом, мо. Анализ и запись обратных и прямых слогов ам – ма, ум – му. Упражнения в слоговом и звукобуквенном анализе слов.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«САРАЙ»

2.17.

1 ч

Письмо слогов с пройденными буквами и слова «мама».

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ВЕЕР»

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обдает лицо ветерком.

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало :жарко.

Достаем красивый веер

Пусть прохладою повеет.

2.18.

1 ч

Письмо строчной и заглавной буквы С.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ВЕЕР»

2.19.

2.20.

2 ч

Анализ и письмо прямых и обратных слогов с буквой с.

Различение звука с в ряду других (изученных). Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов с выделением первого слога.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ВЕЕР»

2.21.

2.22.

2 ч

Письмо двусложных слов.

Анализ и запись предложения из двух слов.

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ВЕЕР»

2.23.

2.24.

2 ч

Письмо строчной буквы Х, обратных и прямых слогов с х.

Различение звука х в ряду других (изученных) звуков. Сравнение буквы х и с.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ЗАМОК»

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

- Потянули! Покрутили!

- Постучали! И – открыли1 

2.25.

1 ч

Письмо заглавной Х. Письмо двусложных слов с буквой Х.

Слоговой анализ двусложных слов с выделением второго слога.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ЗАМОК»

2.26.

1 ч

Письмо двусложных слов по следам анализа. Анализ предложений и составление схем предложений.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ЗАМОК»

III.

25 ч

Букварный период. 2 этап. Изучение букв: ш, л, н, ы, р.

3.1.

1 ч

Строчная и заглавная буква ш Ш. Прямые и обратные слоги с буквой ш: ша, шо, шу, аш, ош, уш. Различение звука ш в ряду других (изученных) звуков (кроме звука с).

Массаж

«ДЕРЕВЬЯ»

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета

Расположить кисть правой руки перед собой, ладонью к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены.

После выполнения упражнения встряхнуть кистью руки.

Расположить кисть левой руки перед собой, ладонью к себе.

Пальцы разведены в стороны и напряжены.

После выполнения упражнения встряхнуть кистью руки.

1-В, Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены.

После выполнения упражнения встряхнуть кистями рук.

2-В. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх.

Удерживать напряженные пальцы под счет пять-десять.

После выполнения упражнения встряхнуть кистями рук.

3.2.

1 ч

Письмо слогов и двусложных слов с буквой ш. Имена.

Слоговой анализ двусложных слов. Выделение первого слога в слове. Анализ и составление схем предложений.

Массаж

«ДЕРЕВЬЯ»

3.3.

3.4.

2 ч

Дифференциация с – ш в слогах и словах. Письмо слогов и слов с буквами с-ш. Большая буква в именах людей (практическое ознакомление)

Массаж

«ДЕРЕВЬЯ»

3.5.

1 ч

Письмо строчной буквы л, прямых и обратных слогов с буквой л.

Упражнения с массажными мячами

«ДЕРЕВЬЯ»

3.6.

1 ч

Письмо двусложных слов с буквой л и предложений с этими словами. Анализ предложений из двух слов, их условно-графическая схема.

Упражнения с массажными мячами

«КОРНИ» 

Ладонь правой руки опущена вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руку в таком положении на счет до пяти-десяти. После упражнения  расслабить кисть руки, встряхнуть ею.  Ладонь левой руки опущена вниз.

Пальцы разведены в стороны и напряжены.

Удерживать руку в таком положении на счет до пяти-десяти.

 После упражнения расслабить кисть руки.

l-В. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счет до пяти-десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками. 2-В. Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть ими.

3.7.

1 ч

Заглавная буква Л. Сравнение заглавных букв А – Л. Письмо двусложных слов с этими буквами, предложений с ними. Большая буква в именах детей.

Упражнения с массажными мячами

«КОРНИ» 

3.8.

1 ч

Письмо односложных слов и предложений с ними.

Упражнения с массажными мячами

«КОРНИ» 

3.9.

1 ч

Письмо строчной буквы ы и слогов с этой буквой. Сравнение слов, отличающихся одной буквой.

Упражнения с массажными мячами

«КОРНИ» 

3.10.

1 ч

Письмо односложных и двусложных слов с буквой ы. Сравнение слов, отличающихся одной буквой

Упражнения с массажными мячами

«КОРНИ» 

3.11.

1 ч

Письмо слов и предложений с пройденными буквами.

Упражнения с массажными мячами

«ФЛАЖКИ»

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижаты друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый  до отказа, оказался внизу. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть рукой.

Горит на солнышке флажок, как будто я огонь зажег.

Четыре прямых пальца левой руки (кроме большого) плотно прижаты друг к другу. Отвести левую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Удерживать пальцы на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть рукой.

Я в руке флажок держу И ребятам им машу.

Четыре прямых пальца правой и левой руки (кроме больших) плотно прижаты друг к другу. Отвести руки в стороны. Развернуть их так, чтобы большие пальцы, оттянутые до отказа, оказались внизу.

Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть руками.

3.12.

1 ч

Письмо строчной буквы н и слогов с нею.

Упражнения с массажными мячами

«ФЛАЖКИ»

3.13.

1 ч

Письмо двусложных слов с буквой н. Сравнение слов, отличающихся одним слогом.

Упражнения с массажными мячами

«ФЛАЖКИ»

3.14.

1 ч

Письмо односложных и двусложных слов с буквой н. Сравнение слов, отличающихся порядком букв (сон – нос), одной буквой (сон – сын), одним слогом (умна – луна).

Упражнения с массажными мячами

«ФЛАЖКИ»

3.15.

1 ч

Прописная букв Н. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Упражнения с массажными мячами

«ФЛАЖКИ»

3.16.

1 ч

Письмо строчной буквы р и обратных слогов. Сравнение обратных слогов и односложных слов.

Упражнения с массажными мячами

«ЛОДОЧКА»

Ладонь правой руки обращена вверх. Сложить пальцы «лодочкой». Удерживать напряженные пальцы на счет до пятидесяти, затем встряхнуть рукой.

Ладонь левой руки обращена вверх. Сложить пальцы «лодочкой». Удерживать напряженньrе пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком». Большие пальцы прижаты к ладоням. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

Маленькая лодочка по реке плывет.

На прогулку лодочка малышей везет.

3.17.

1 ч

Письмо односложных слов с буквой р на конце.

Упражнения с массажными мячами

«ЛОДОЧКА»

3.18.

1 ч

Письмо прямых и обратных слогов с буквой р.

Упражнения с массажными мячами

«ЛОДОЧКА»

3.19.

1 ч

Письмо двусложных слов с буквой р. Сравнение пар слов, одной буквой, порядком букв и слогов.

Упражнения с массажными мячами

«ЛОДОЧКА»

3.20.

 1 ч

Письмо заглавной буквы Р., слов и предложений. Большая буква в именах людей. Дополнение слогов до слов одной буквой, одним слогом.

Упражнения с массажными мячами

«ЛОДОЧКА»

3.21.

1 ч

Письмо слогов с буквами л, р. Различение на слух слов со звуками л, р. Выделение первого и последнего звука л, р в слове.

Упражнения с массажными мячами

«ПАРОХОД»

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это «труба». Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками

Пароход плывет по речке

И труба дымит, как печка.

3.22.

1 ч

Письмо слов с буквами л, р. Различение на слух слов со звуками л, р. Выделение первого и последнего звука л, р в слове.

Упражнения с массажными мячами

«ПАРОХОД»

3.23.

1 ч

Письмо слов с буквами л, р. Упражнения в звукобуквенном анализе. Сравнение слов, отличающихся одной буквой (мал – мыл – рыл, сам – са-ма и пр.)

Упражнения с массажными мячами

«ПАРОХОД»

3.24.

1 ч

Письмо слов с изученными буквами. Сравнение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом.

Упражнения с массажными мячами

«ПАРОХОД»

3.25.

1 ч

Письмо предложений из двух и трёх слов. Предлог у.

Упражнения с массажными мячами

«ПАРОХОД»

IV.

89 ч

Обучение грамоте. 3-й этап.

Изучение букв: к, п, и, з, в, ж, б, г д й, ь, т

4.1.

1 ч

Строчная буква к. Письмо слогов и односложных слов, отличающихся одним звуком. Сравнение слов, отличающихся одним звуком (лук – сук, мак – рак).

Упражнения с массажными мячами

«ВОРОТА»

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это «труба». Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Ладонь левой руки поставить на ребро.

Пальцы прижать друг к другу - «ворота закрыты.

Пальцы выпрямлены и напряжены, удерживать напряжение на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Ладони поставить на ребро. Пальцы прижать друг к другу - «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены, удерживать напряжение на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

Ворота крепко мы запрем –

Не сможет волк проникнуть в дом!

4.2.

1 ч

Письмо предложений с односложными словами с буквой к. Большая буква в именах. Анализ предложений с предлогом у.

Упражнения с массажными мячами

«ВОРОТА»

4.3.

1 ч

Письмо слогов и двусложных слов. Прописная буква К. Дифференциация к-х в слогах.

Упражнения с массажными мячами

«ВОРОТА»

4.4.

1 ч

Письмо двусложных слов и трёхсложного слова молоко, предложений с двусложными словами.

Упражнения с массажными мячами

«ВОРОТА»

4.5.

1 ч

Письмо двусложных слов структуры СГССГ. Сравнение слов, отличающихся одной буквой.

Упражнения с массажными мячами

«ВОРОТА»

4.6.

1 ч

Письмо предложений с двусложными словами из трёх слов с предлогом У.

Упражнения с массажными мячами

«ЩУКА»

Правая ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью, пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные на счет до пяти - затем встряхнуть рукой.

Левая ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью, пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные на счет до пяти - затем встряхнуть рукой. Одновременно правая и левая ладони выставлены вперед горизонтально полу. Большие пальцы под ладонями, пальцы прижаты друг к другу.

Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

В пруд купаться не пойду.

 Щука плавает в пруду.

4.7.

1 ч

Письмо строчной буквы п и слогов с этой буквой.

Упражнения с массажными мячами

«ЩУКА»

4.8.

1 ч

Письмо односложных и двусложных слов с буквой п.

Упражнения с массажными мячами

«ЩУКА»

4.9.

1 ч

Анализ и запись предложений с односложными и двусложными словами (с предлогом у). Большая буква в кличках животных.

Упражнения с массажными мячами

«ЩУКА»

4.10.

1 ч

Письмо односложных и двусложных слов. Отработка нижнего соединения (пол, палка).

Упражнения с массажными мячами

«ЩУКА»

4.11.

1 ч

Письмо заглавной буквы П. Письмо двусложных слов с заглавной буквой П. Имена и клички животных.

Упражнения с массажной палочкой

«ГУСЬ»

Правое предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указа, тельный палец опирается

 на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные

пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками,

Левое предплечье вертикально.

Ладонь под прямым углом,

        указательный         палец опирается на большой.

Все пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

Правое и левое предплечья вертикально. Ладони под прямым углом. Указательные пальцы обеих рук опираются на большие. Все пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.         I

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

4.12.

1 ч

Письмо двусложных слов различной слоговой структуры.

Упражнения с массажной палочкой

«ГУСЬ»

4.13.

1 ч

Письмо предложений с предлогом У.

Упражнения с массажной палочкой

«ГУСЬ»

4.14.

1 ч

 Письмо односложных и двусложных слов.

Упражнения с массажной палочкой

«ГУСЬ»

4.15.

1 ч

Письмо двусложных и трёхсложных слов, предложений с предлогом у.

Упражнения с массажной палочкой

«ГУСЬ»

4.16.

1 ч

Письмо двусложных слов структуры СГСГС.

Упражнения с массажной палочкой

«КОГОТКИ»

Правую ладонь поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Левую ладонь поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Правую и левую ладони поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руки.

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

4.17.

1 ч

Анализ и запись предложений из трёх слов.

Упражнения с массажной палочкой

«КОГОТКИ»

4.18.

1 ч

Письмо строчной буквы т и слогов с ней. Сравнение букв п – т.

Упражнения с массажной палочкой

«КОГОТКИ»

4.19.

 1ч.

Анализ и письмо слов с буквой т.

Упражнения с массажной палочкой

«КОГОТКИ»

4.20.

1 ч

Анализ и письмо предложений из 2-3 слов с буквой т.

Упражнения с массажной палочкой

«КОГОТКИ»

4.21.

1 ч

Письмо заглавной буквы Т. Большая буква в именах Сравнение букв П и Т.  Людей.

Упражнения с массажной палочкой

«ВОЛК И ЛИСА»

«Волк»

Сделать «пароходик». Большие пальцы развести в стороны. Указательные пальцы согнуть внутрь ладоней (образуется лоб). Остальные в виде «лодочки» (верхняя и нижняя челюсть).

«Лиса»

Выполняем те же самые движения, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Удерживать напряженные пальцы на счет до пятидесяти, затем встряхнуть руками.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

4.22.

1 ч

Анализ и письмо предложений с предлогом у в середине предложения. Различение звуков и букв п – т в слогах и словах.

Упражнения с массажной палочкой

«ВОЛК И ЛИСА»

4.23.

1 ч

Письмо двусложных и трёхсложных слов и предложений с предлогом у.

Упражнения с массажной палочкой

«ВОЛК И ЛИСА»

4.24.

1 ч

Строчная буква и. Запись предложений типа «Маша и Ната».

Упражнения с массажной палочкой

«ВОЛК И ЛИСА»

4.25.

1 ч

Письмо предложений из 4 -5 слов с союзом и. (У мамы сахар и молоко)

Упражнения с массажной палочкой

«ВОЛК И ЛИСА»

4.26.

1 ч

Письмо заглавной буквы и. Имена детей с буквой и в начале.

Упражнения с массажной палочкой

«ОЧКИ»

Соединить большой и указательный пальцы правой и левой рук одновременно вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Поднести к глазам, имитируя очки. Удерживать в таком положении на счет до пяти-десяти.

Вот колечки - посмотри!

Превращаются в очки.

4.27.

1 ч

Письмо предложений со словами с буквой и в начале слога.

Упражнения с массажной палочкой

«ОЧКИ»

4.28.

1 ч

Сравнение написания строчных букв и – м, и – ш. Письмо прямых слогов с гласной и.

Упражнения с массажной палочкой

«ОЧКИ»

4.29.

1 ч

Письмо двусложных слов, в т.ч. имен детей. Отработка нижних соединений.

Упражнения с массажной палочкой

«ОЧКИ»

4.30.

1 ч

Дифференциация ы-и в слогах и словах. Письмо слогов с гласными ы-и.

Упражнения с массажной палочкой

«ОЧКИ»

4.31.

1 ч

Дифференциация ы-и в предложениях.

Упражнения с массажной палочкой

«ЗАЙЧИК»

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть вверх. Мизинец и безымянный палец прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пятидесяти.

Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть вверх. Мизинец и безымянный палец прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пятидесяти.

Указательный и средний пальцы правой и левой рук одновременно вытянуть вверх, мизинцы и безымянные прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти.

Зайка серый скачет ловко.

 В лапке у него морковка.

4.32.

1 ч

Письмо слога ши. Практическое знакомство с правилом. Письмо слов с сочетанием ши.

Упражнения с массажной палочкой

«ЗАЙЧИК»

4.33.

1 ч

Письмо слов и предложений со слогом ши. Большая буква в именах людей.

Упражнения с массажной палочкой

«ЗАЙЧИК»

4.34.

1 ч

Письмо строчной буквы з, прямых слогов.

Упражнения с массажной палочкой

«ЗАЙЧИК»

4.35.

1 ч

Письмо слов со слогом за.

Упражнения с массажной палочкой

«ЗАЙЧИК»

4.36.

1 ч

Заглавная буква З. Письмо слов с буквой з. Анализ и запись предложений с предлогом у.

Массаж

«ЗАЙКА ПРЯЧЕТСЯ ПОД СОСНОЙ»

Левая рука - «зайчик». Выпрямленная ладонь правой руки накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Поменять положение рук. Правая рука _. «зайчик», левая рука «сосна». Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти.

Этот зайка - под сосной

 Этот зайчик - под другой.

4.37.

1 ч

Дифференциация з-с в слогах и словах.

Упражнения с массажными мячами

«ЗАЙКА ПРЯЧЕТСЯ ПОД СОСНОЙ»

4.38.

1 ч

Дифференциация з-с в словах и предложениях. Предлог у. Большая буква в именах людей.

Упражнения с массажными мячами

«ЗАЙКА ПРЯЧЕТСЯ ПОД СОСНОЙ»

4.39.

1 ч

Дифференциация з-с в словах и предложениях. Предложения с предлогом  и союзом и.

Упражнения с массажными мячами

«ЗАЙКА ПРЯЧЕТСЯ ПОД СОСНОЙ»

4.40.

1 ч

Письмо строчной буквы в и слогов с ней.

Упражнения с массажными мячами

«ЗАЙКА ПРЯЧЕТСЯ ПОД СОСНОЙ»

4.41.

1 ч

Письмо двусложных слов с буквой в. сравнение слов, отличающихся одной буквой.

Упражнения с массажными мячами

«ВИЛКА»

Указательный, средний и безымянный пальцы правой руки вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой. Указательный, средний и безымянный пальцы левой руки вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Указательный, средний и безымянный пальцы правой и левой руки одновременно вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Вилкой мы едим сосиску, Макароны и редиску.

4.42.

1 ч

Письмо трёхсложных слов с буквой в. Сравнение слов, обозначающих один и много предметов.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ВИЛКА»

4.43.

1 ч

Письмо предложений с предлогом на.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ВИЛКА»

4.44.

1 ч

Письмо заглавной буквы В. Письмо имён людей с буквой В в начале. Письмо предложений.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ВИЛКА»

4.45.

 1 ч

Письмо строчной буквы ж и слогов с нею. Сравнение букв х и ж.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ВИЛКА»

4.46.

 1 ч

Письмо слов с буквой ж. сравнение слов, отличающихся одним слогом.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ОСА»

Выставить средний палец правой руки, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти. Выставить средний палец левой руки, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти. Одновременно выставить средние пальцы правой и левой руки, зажать их между указательными и безымянными, вращать ими в разные стороны.

Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти.

4.47.

1 ч

Письмо предложений с предлогом у.

Упражнения с массажными мячами

«ОСА»

4.48.

1 ч

Письмо прописной буквы Ж. Сравнение прописных букв Ж – Х. Запись двух предложений, связанных по смыслу.

Упражнения с массажными мячами

«ОСА»

4.49.

 1 ч

Письмо слога жи. Практическое ознакомление с правилом. Письмо слов с сочетанием жи.

Упражнения с массажными мячами

«ОСА»

4.50.

 1 ч

Письмо слов и предложений со слогом жи.

Упражнения с массажными мячами

«ОСА»

4.51.

1 ч

Дифференциация ж-ш в слогах.

Упражнения с массажными мячами

«СТУЛ»

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз-два.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

4.52.

1 ч

Дифференциация ж-ш в словах и предложениях. Сравнение слов, отличающихся оппозиционными звуками.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«СТОЛ»

Сжать левую руку в кулачок.

Сверху на кулачок опустить ладошку. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху. Можно делать попеременно на счет раз-два.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

4.53.

1 ч

Дифференциация жи-ши в словах. Сравнение форм слов, отличающихся одной буквой (практические упражнения).

Упражнения с карандашом и ручкой.

«СТУЛ»

«СТОЛ»

4.54.

1 ч.

Дифференциация жи-ши в предложениях.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«СТУЛ»

«СТОЛ»

4.55.

1 ч

Строчная буква б. Письмо прямых слогов с буквой б.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«СТУЛ»

«СТОЛ»

4.56.

1 ч

Анализ и письмо односложных и двусложных слов с буквой б.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«СТУЛ»

«СТОЛ»

4.57.

1 ч

Анализ и письмо трёхсложных слов с буквой б. Сравнение слов, отличающихся одной буквой.

Упражнения с массажными мячами

«ДОМИК»

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

4.58.

1 ч

Письмо прописной буквы Б, имён и кличек животных с данной буквой.

Упражнения с массажными мячами

«ДОМИК»

4.59.

1 ч

Письмо слов и предложений с буквой б.

Упражнения с массажными мячами

«ДОМИК»

4.60.

1 ч

Дифференциация б-п  в слогах и словах.

Упражнения с массажными мячами

«ДОМИК»

4.61.

1 ч

Дифференциация б-п в предложениях.

Упражнения с массажными мячами

«ДОМИК»

4.62.

1 ч

Строчная буква г. Письмо слогов с буквой  г. Сравнение букв г, п, р.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ»

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Удерживать пальцы в таком положении на счет до пятидесяти, затем встряхнуть руками.

Улетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы

4.63.

1 ч

Письмо слов с буквой г.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ»

4.64.

1 ч

Письмо слов и предложений с буквой г. Предлог на.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ»

4.65.

1 ч

Письмо прописной буквы Г. Сравнение с буквами П, Т, Р. Письмо слов и предложений. Имена с буквой Г.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ»

4.66.

1 ч

Дифференциация г-к в слогах и словах. Сравнение слов, отличающихся одной буквой.

Упражнения с карандашом и ручкой.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ»

4.67.

1 ч

Дифференциация г-к в словах.

Упражнения с массажными мячами

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.

(сложить пальцы замком)
На спине иголки
очень-очень колкие.

(поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,
нам колючки показал,

(повертеть ежика вправо и влево)
А колючки тоже
на ежа похожи.

(поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим,
молочка ему дадим,

(сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие
на спине иголки мы.

(погрозить пальчиком)

4.68.

1 ч

Дифференциация г-к в предложениях.

Упражнения с массажными мячами

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.

4.69.

1 ч

Письмо строчной буквы д и слогов с этой буквой. Сравнение букв д, з, б.

Упражнения с массажными мячами

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.

4.70.

1 ч

Письмо слов и предложений с буквой д. Предлог в (практическое ознакомление).

Упражнения с массажными мячами

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.

4.71.

1 ч

Письмо прописной буквы Д, слов с этой буквой. Большая буква в именах людей. Сравнение  букв Д, Б.

Упражнения с массажными мячами

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.

4.72.

1 ч

Письмо слов и предложений с буквой д.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Спал цветок и вдруг проснулся,
(Сложить ладони тыльной стороной)
Больше спать не захотел.
(Медленно опускаем пальчики)
Шевельнулся, потянулся,
(Скрестить кисти рук - "птичка")
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

4.73.

1 ч

Письмо предложений с буквой д.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Спал цветок и вдруг проснулся,

4.74.

1 ч

Дифференциация д-т в слогах и словах.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Спал цветок и вдруг проснулся,

4.75.

1 ч

Дифференциация д-т в предложениях.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Спал цветок и вдруг проснулся,

4.76.

1 ч

Письмо буквы й. Сравнение и-й. Письмо закрытых слогов с буквой й и слов с ними.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Спал цветок и вдруг проснулся,

4.77.

1 ч

Письмо слов и предложений с буквой й.

Упражнения с массажными мячами

Только солнышко взойдет –
(медленно поднять руки вверх и развести пальцы)
Мак на грядке расцветет.
(изобразить "бутон" ладошками)
Бабочка капустница на цветок опустится.
(скрестить ладони - "птичка")
Поглядишь, а у цветка больше на 2 лепестка.

4.78.

1 ч

Письмо двусложных слов с буквой й и предложений с этими словами

Упражнения с массажными мячами

Только солнышко взойдет –

4.79.

1 ч

Письмо слов, отличающихся одной-двумя буквами. Анализ и запись предложений с предлогами.

Упражнения с массажными мячами

Только солнышко взойдет –

4.80.

1 ч

Дифференциация й, и в словах и словосочетаниях (мой зайка, мои игрушки).

Упражнения с массажными мячами

Только солнышко взойдет –

4.81.

1 ч

Дифференциация й, и в предложениях.

Упражнения с массажными мячами

Только солнышко взойдет –

4.82.

1 ч

Письмо буквы ь и односложных слов с ь на конце.  Практическое различение мягких и твёрдых согласных.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде.

(плавные движения кистями)
То сожмутся, разожмутся,
(сжимаем кулачки)
То зароются в песке.
("моют" руки)

4.83.

1 ч

Письмо слов, отличающихся твёрдыми мягкими согласными на конце слов, и предложений с этими словами.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде.

4.84.

1 ч

Письмо слов, отличающихся твёрдыми мягкими согласными на конце слов, и предложений с этими словами.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде.

4.85.

1 ч

Письмо слов с ь в середине.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде.

4.86.

1 ч

Запись слов, отличающихся количеством букв.

Упражнения с массажными мячами

Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде.

4.87.

1 ч

Письмо слов со стечением согласных в начале слова и предложений с ними.

Упражнения с массажными мячами

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.

(Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница,
(погрозить пальчиким)
Мы хотим тебя поймать.
(хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула,
(Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла,
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула,
(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

4.88.

1 ч

Письмо слов со стечением согласных в начале и конце слова.

Упражнения с массажными мячами

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.

4.89.

 1 ч

Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Упражнения с массажными мячами

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.

V.

20 ч

10/10

Начало IV этапа обучения грамоте.

Упражнения с массажными мячами

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.

5.1.

1 ч

Письмо строчной буквы е и слов с буквой е в начале.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.

5.2.

1 ч

Письмо слов с буквой е вначале слога и предложений с ними.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Будем мы варить компот.
("варим" - водим пальчиком по ладошке)
Фруктов нужно много, вот.
Будем яблоки крошить,

(ребром ладони "режем" по ладошке другой руки)
грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,

(сжимаем кулачки)
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,

("варим")
угостим честной народ!
(руки вытянуть вперед ладонями вверх)

5.3.

 1 ч

Прописная буква Е. Сравнение букв Е, З.  Имена с буквой е.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Будем мы варить компот.

5.5.

 1 ч

Письмо слов с гласной е в прямых слогах.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Будем мы варить компот.

5.6.

1 ч

Письмо предложений со словами с буквой е в прямом слоге. Предлоги у, на, в.

Упражнения с карандашом и ручкой.

Будем мы варить компот.

5.7.

 1 ч

Письмо  строчной и прописной буквы ё, слов, начинающихся с буквы ё.

Упражнения с массажными мячами

Будем мы варить компот.

5.8.

1 ч

Анализ и письмо предложений с буквой ё. Использование предлога под в предложении.

Упражнения с массажными мячами

Тесто pучками помнем
(сжимаем-pазжимаем пальчики)
Сладкий тоpтик испечем
(как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом
(кpуговые движения ладошками)
А веpхушку сладким кpемом
(по плоскости стола)
И кокосовою кpошкой
Мы пpисыплем тоpт немножко...

("сыплем кpошку" пальчиками обеих pук)
А потом заваpим чай,
В гости дpуга пpиглашай.

 5.9.

 1 ч

Дифференциация о-ё в прямых слогах и словах. Большая буква в именах детей.

Упражнения с массажными мячами

Тесто pучками помнем

5.10.

1 ч

Письмо предложений со словами с буквой ё в прямых слогах.

Упражнения с массажными мячами

Тесто pучками помнем

Массаж кистей и пальцев рук

Массаж – это выполнение действий  разминания, растирания, поглаживания пощипывания.

Использование различных приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса и двигательных возможностей ребенка.

При пониженном мышечном тонусе рекомендуется использовать следующие приемы:

- поглаживание,

- растирание,

- разминание,

- поколачивание.

которые выполняются с постепенно нарастающей силой.

При повышенном тонусе рекомендуется использовать:

- легкое поглаживание,

- легкую вибрацию,

- потряхивание,

движения выполняются плавно, медленно.

Массаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

•  «Пунктиры». И.и. подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней.

Движениями назад вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

•  «Пила». И.п. - левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх - вниз. То же для другой руки.

•  «Утюжок». И.п. - то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

•  «Каток». И.п. - то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх - вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.

•  «Буравчик». И.п. - то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

•  «Краб». И.п. - то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

•  «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

•  «Спиральки». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется не четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой  снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

В заключении следует провести легкое поглаживание пальцев, кисти, предплечья, легкие потряхивания кистями.

Упражнения с массажным мячиком

1. Очень мягкий мячик (резиновая игрушка)

- сжимание и разжимание поочередно правой, левой рукой, одновременно двумя руками;

- поочередное сжимание и разжимание эспандера пальцами (указательным и большим, большим и средним, безымянным и большим, мизинцем и большим).

2. Поролоновый шарик (мяч)

- сжимание и разжимание шарика пальцами;

- катание шарика круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (сначала внизу левая рука, затем правая);

- прокатывание шарика между ладонями вверх-вниз (при разном положении рук – вертикальном, горизонтальном).

3. Малый мяч резиновый

- прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз, вперед-назад;

         - сжимание мяча пальцами рук;

-  катание мяча круговыми движениями поочередно по одной и другой ладони;

- вращение мяча, зажатого кончиками пальцев обеих рук;

- перебирание мяча кончиками пальцев.

4. Малый мяч пластмассовый

- упражнения те же, что и с малым мячом.

5. «Силовые упражнения»

- сжимание мячика поочередной левой и правой рукой (начать с 10 раз, довести до 50 – 100 раз). При освоении упражнения брать более упругий предмет не рекомендуется, поскольку в данном случае необходимо развивать силовую выносливость.

- с максимально произвольной силой сжать мячик, и удерживать это положение 10-15 секунд.

- с максимально произвольной силой сжать мячик и вращать кисть в лучезапястном суставе 6-8 раз в различных направлениях.

- максимально произвольной силой сжать мячик, в этом положении «взять» кисть на себя (согнуть в запястье), затем отвести кисть (разогнуть в запястье) – 10-12 повторений

- сжимать мячик кончиками пальцев – 10-12 раз.

(данные упражнения проводились поочередно с правой и левой рукой.

                                                                  Я мячом круги катаю,                                Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму -

 И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

А теперь последний трюк: между ладоней смена рук соответственно смена рук соответственно

смена рук соответственно

смена рук

переброс мяча из руки в руку

Это ручка – правая,

Это ручка – левая,

Я на мячик нажимаю –

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

Сильные, умелые!

Игры с карандашом, шариковой ручкой, массажной палочкой

Для выполнения упражнений используют шестигранный карандаш, ручку,  шипованную массажную палочку. В процессе игры с ребенком выполняются следующие упражнения:

  • перекатывание карандаша по столу, прижав его ладонью  (поочередно правой и левой рукой);
  • перекатывание карандаша, зажав его между ладонями;
  • перекатывание карандаша по столу, прижав его пальцем (поочередно пальцем каждой руки);
  • перекатывание карандаша между двумя пальцами одной руки – между указательным и большим, между большим и средним, между большим и безымянным и т.п. (поочередно пальцами каждой руки).

В процессе выполнения упражнений  с ребенком разучивают стишок.

         

                                          Карандаш

                   Карандаш в руках катаю,

                  Между пальчиков верчу.

                 Непременно каждый пальчик

                Быть послушным научу.

                                           

   

Графические игры и упражнения

Развитию мелкой моторики  и совершенствованию двигательных навыков руки способствуют игры и упражнения с использованием различных заданий на штриховку, рисование узоров, обведение контуров, раскрашивание. Все они направлены на отработку начальных графических навыков. Каждое задание необходимо подробно и доходчиво объяснить ребенку, а также обязательно проверить правильность посадки, фиксации ручки или карандаша в руке ребенка. После выполнения задания обсудить вместе с ребенком правильность его выполнения, делая акцент на успехах ребенка (создавая положительную мотивацию деятельности).

Обводим по точкам:

Дорисуй:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями.

Одним из самых актуальных направлений  педагогики на современном этапе,  как в России, так и ...

Коррекция и развитие мышления у детей с особыми образовательными потребностями

Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями основывается на теоретических знаниях, в том числе об особенностях мышления этих детей и коррекционно-развивающей  работе...

Формирование познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельнос...

Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).

Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....