Дидактический материал для уроков русского языка
материал по русскому языку по теме

Дополнительный материал для уроков русского языка в форме карточек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_russkomu_yazyku.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Назвать признаки предметов

по цвету: ромашки, василька, колокольчика;

по вкусу: селедки, редьки, малины, клюквы;

по материалу: мяча, стакана, стола, пера.

Подобрать к данным прилагательным синонимы. Записать.

Пасмурный — хмурый.

Грустный —... . (печальный)

Радостный —... . (веселый)

Жесткий —... . (твердый)

Тяжелый (путь) —... . (трудный)

Отважный —... . (смелый)

Определить, какие из указанных признаков можно отнести к белке, а какие — к лисе.

Хитрая, ловкая, пугливая, жадная,

запасливая, хищная, осторожная, веселая.

Употребляя подходящие по смыслу прилагательные, сделать описание грозы ярче, точнее.

Разыгралась гроза. Тучи заволокли небо, заслонили солнце. Вот среди туч блеснула молния. Вслед за ней раздался треск. Треск раскатился по небу и замер где-то в отдалении.

Выборочный диктант. В один столбик выписать существительные и прилагательные мужского рода, а в другой - среднего. Придумать и записать четыре-пять прилагательных с существительными женского рода.

Резиновый мяч, стальное перо, широкое поле, большой лес, стройный тополь, красное знамя, парное молоко, родное село, тяжелый колос, осенний дождь.

Выборочный диктант. Из текста выписать прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

Стоит жаркое лето. На лесной полянке от дуновения ветерка покачивается густая трава. А сколько цветов кругом! Вот белая ромашка, лиловый колокольчик, розовая кашка и много-много других. А на пригорке возле кустов уже краснеют спелые ягоды земляники.

С утра до вечера над поляной порхают разноцветные бабочки. Мохнатый шмель и трудолюбивая пчелка тоже хлопочут на цветах, достают из них сладкий сок:

                                    По Г.Скребицкому

Записать прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны. В скобках поставить вопросы к прилагательным.

Образец. Лето (к а к о е?) солнечное.

В разгаре солнечное лето.

Земля на поле разогрета.

Густая рожь стеной стоит,

тяжелый колос наливая .

 Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать текст.

Осень

Незаметно прошло …         лето. Дни стали

короче. Небо …          туча покрывает его.

Как сквозь сито, сеет из нее …дождь.

Подобрать к существительным тополь, яблоко, рысь, дороги прилагательные. Поставить от существительных к прилагательным вопросы. Записать.

Образец. Тополь (к а к о й?) высокий.

Подобрать к существительным прилагательные. Записать. Обозначить род прилагательных, подчеркнуть окончания.

Город, страна, земля, Родина, небо, солнце, праздник, космонавт.

Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть окончания прилагательных и окончания вопросов. Сравнить эти окончания.

Какая стоит погода? (холодная, осенняя)

Какой идет дождь? (проливной, холодный)

Какое небо? (хмурое, осеннее)

Какие на деревьях листья? {сухие, желтые)

Назвать число и окончания прилагательных.

Здоров... воздух. Тенист... аллеи. Утренн... туман. Полезн... дело. Космическ... ракеты. Богат... урожай. Русск... люди. Березов... рощи

Поставить во множественном числе данные прилагательные и существительные. Подчеркнуть окончания прилагательных.

Высокий урожай—        

Родное село—        

Синее море—        

Широкая река—        

Дальняя роща—        

Согласовать прилагательные с существительными в роде. Записать. Обозначить род прилагательных, подчеркнуть окончания.

Родной город, родная страна, родное село.

Золотой (зуб, брошь, кольцо).

Лесной (край, поляна, озеро).

Синий (цветок, лента, небо).

Широкий (простор, улица, поле).

Записать, кого вы видите или что вы видите (по образцу).

Образец. Мы видим дальний лес, ... .

Дальний лес, молодой тракторист, хороший ученик, яркий свет, знакомый мальчик, высокий дом, отважный разведчик.

Дополнить предложения подходящими по смыслу прилагательными. Записать. Обозначить падеж прилагательных, подчеркнуть их окончания.

1. На окраине города стоял (какой?) дом.

На пустыре ребята посадили (к а к о й?) сад.

Фермеры вырастили (к а к о й?) урожай свеклы. 4. По реке плыл (к а к о й?) пароход.

Составить с данными словосочетаниями предложения, употребляя существительные и прилагательные в родительном падеже с предлогами или без предлогов.

Раннее утро. Утреннее солнце. Новый дом. Отважный герой. Хороший товарищ.

Перечислить признаки, которые в стихах, баснях, сказках приписываются зайцу, волку, медведю. Записать. Подчеркнуть существительные одной чертой, а прилагательные - двумя.

Словарный диктант. Поставить существительные и прилагательные в родительном падеже. 

Грузовой автомобиль, дружный класс, хороший товарищ, прекрасный сад, новый компас, белоснежный пароход, большой магазин, синий плащ, дальнее иоле, свежее молоко.

Поставить в родительном падеже данные в скобках прилагательные. Записать. Подчеркнуть окончания прилагательных, проверить их по окончанию вопроса.

Вышли из (новый высотный) дома.

Возвращались с (интересный музыкальный) концерта.

Загорели под лучами (горячее июльское) солнца.

Проснулись от (долгий зимний) сна.

Дошли до (дальнее лесное) озера.

Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Обозначить падеж прилагательных, подчеркнуть окончания. Назвать предлоги дательного падежа.

Дорога проходила по ... полю, ...лугу, по ... берегу реки.

Пчела подлетела к ...цветку колокольчика, ... цветку одуванчика, к ... кусту шиповника.

Составить с данными словосочетаниями предложения, употребляя существительные и прилагательные в дательном падеже (с предлогами или без предлогов).

Радостный праздник. Лучший подарок. Отважный мальчик. Ясное солнце.

Подобрать к данным существительным прилагательные в дательном падеже. Записать.

Образец. Хорошему инженеру.

... инженеру.        ... морю.

... .метчику.        ... краю.

... ученику.        ... солнцу.

Образовать прилагательные от существительных лес, сосна, река, поле, осень, письмо и поставить их в дательном падеже. Записать. Выделить трудные орфограммы. Объяснить их.

Образец. Сосна—сосновый—сосновому.

Записать (комментированное письмо). Подчеркнуть прилагательные в дательном падеже.

Пословицы. 1. Верному другу цены нет. 2. Большому кораблю большое плавание. 3. Трусливому зайцу везде страшно. 4. На маленькой лодке по большому озеру не плавают. 5. Согласному стаду и волк не страшен. 6. К большому терпению придет и умение.

Записать. Подчеркнуть прилагательные, определить их падеж, выделить окончания. Проверить окончания прилагательных по окончанию вопроса.

1. Путники отдыхали под могучим развесистым дубом. 2. Ребенок заснул крепким, здоровым сном. 3. Отец встретился со своим хорошим старым другом. 4. Рожь налилась тяжелым золотым зерном.

Поставить данные существительные и прилагательные в творительном падеже. Записать. Подчеркнуть окончания прилагательных одной чертой, а окончания существительных — двумя.

Образец. Отважным разведчикам.

Отважный разведчик. Зеленый луг. Дремучий лес. Большое болото. Хороший товарищ.

Записать ответы на вопросы, употребляя данные в скобках слова. Обозначить падеж прилагательных, подчеркнуть окончания.

Когда отец с сыном пошли на рыбалку? (раннее солнечное утро)

За каким островком наловили рыболовы окуней? (небольшой песчаный)

Каким был мальчик? (веселый, жизнерадостный)

Каким сыном гордился отец? (трудолюбивый, смелый)

Подобрать к данным существительным по два- три прилагательных. Поставить их сначала в творительном, а затем — в предложном падеже.

Образец. Край родной — краем родным; о крае родном.

Лес ..., ... .

Детство        

Праздник        

Человек ..., ... .

Заменить существительные с предлогами из и для прилагательными и поставить их в творительном падеже.

Образец. Костюм из шерсти — шерстяной костюм — шерстяным костюмом.

Костюм из шелка. Кисель из молока.

Писатель из Белоруссии.

Шкаф для книг. Журнал для детей. Вагон для багажа.

Поставить существительные и прилагательные в нужном падеже. Записать. Обозначить падеж прилагательных, подчеркнуть окончания.

Гуляли в (молодой сосновый лес).

Любовались (чистое звездное небо).

Подружились с хороший умный человек).

Катались на (красивый быстроходный катер).

Наблюдали за (маленький шустрый зверек).

Расположились под (большое ветвистое дерево).

Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать текст.

Всё вокруг прощается с ... летом. ... ковром листьев покрылась земля. С ... шумом клонят свои вершины деревья. Они тоже надолго расстаются с ...нарядом, с ...солнцем, ...небом и        ветром.

Образовать от данных существительных однокоренные прилагательные мужского рода. Поставить их в предложном падеже.

Море — морской — о морском.

Солнце —... .

Космос —... ,

Мир —....

Счастье —... .

Здоровье —... .

Объяснить правописание пропущенных окончаний прилагательных. Записать.

Жили в красив... больш... деревне.

Читали о смел..., бесстрашн... герое сказки.

Стояли в пышн... осенн... наряде.

Отдыхали на свеж... душист... сене.

Записать по памяти,

В парке

Недавно мы были на экскурсии в парке. Как там все изменилось! Не слышно пения птиц. Не видно бабочек, стрекоз. И вода в реке журчит не так весело. Но все же и осенью парк красивый. Ветерок раскачивает деревья. С них медленно падают листья. Вот слетел листок клена. А вот закружился в воздухе лист дуба. И все кругом освещено солнцем.

Распространить предложение, подбирая к выделенным существительным прилагательные женского рода. Записать. Обозначить падеж прилагательных.

Ходил я как-то в ...рощу. Случайно увидел там ... белку. Прыгнула она на ... сосну, потом перескочила на ...березу. Подошел я поближе и удивился. Ведь и минуты не прошло, а белка уже успела нацепить на ...ветку ...лисичку. Вот какая ловкая!

Назвать пропущенные окончания прилагательных и объяснить их правописание. Записать.

В густ... березов... роще.

К мохнат... зелен... ели.

По красив... широк... реке.

Чист... холодн... воды.

О красив... душист... сирени.

Определить падеж прилагательных. Рядом записать прилагательные, противоположные по смыслу.

По узкой дороге — по широкой дороге.

На высокой елке —        

Ранней осени —        

В мелкой речке —        

Хорошей погоды —        

К ближней роще

Словарный диктант. Поставить существительные и прилагательные в указанном падеже.

Замечательная молодежь (Д. п.), красивая женщина (Р. п.), городская площадь (В. п.), морская граница (Т. п.), новая квартира (П. п.), большая удача (Р. п.), праздничная улица (Т. п.), дальняя деревня (В. п.).

Словарный диктант. Поставить

 существительные и прилагательные в указанном падеже.

Сельский агроном (Т. п.), нужный инструмент (Р. п.), дружный класс (Р. п.), смелый командир (П. п.),  прилежный ученик (Д. п.), отважный космонавт (В. п.).

Продолжить рассказ. Употребить в рассказе прилагательные.

Стояла теплая погода. Потом вдруг сразу похолодало. Подул северный ветер. Небо затянула огромная серая туча. На холодную землю стали падать легкие снежинки.

Я надел теплую куртку и пошел в лес...

По Г.Скребицкому

Подобрать прилагательные к существительным медаль, тень, собака. Поставить их сначала в винительном, а затем - в творительном падеже.

Назвать произведения, из которых взяты отрывки. Записать предложения. Обозначить падеж прилагательных, выделить окончания и объяснить их правописание.

Журавль свой нос по шею засунул Волку в пасть. И с трудностью большою кость вытащил. (И.Крылов. "Волк и Журавль".)

Старая утка не спала целую ночь. Это была последняя ночь, которую она проводила вместе с Серой Шейкой. (Д.Мамин-Сибиряк. "Серая Шейка ".)

Стал он кликать золотую рыбку. (Л.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".)

Бегу, бросая камешки. И песню громкую пою про удаль раннюю мою. (Н. Некрасов. "На Волге ".)

Выборочный диктант. В один столбик выписать прилагательные в винительном падеже, а в другой — в творительном.

Дальнюю дорогу, синей лентой, узкую тропинку, трепетную осинку, белоствольной березкой, золотистой пшеницей, белую ромашку, поздней осенью, звездной ночью, родную сторонку.

Закончить предложения, употребляя прилагательные вместе с существительными. Объяснить постановку знаков препинания при перечислении.

В лесах растут могучие дубы,…        

На лугах пестреют белые ромашки,…        

В реках плавают зубастые щуки, ..., ... .

Объяснить правописание пропущенных окончаний прилагательных в единственном числе. Поставить данные существительные и прилагательные во множественном числе.

Море синее — моря синие.

Село ближн... —        

Окно огромн... —        

Дерево густ... —        

Пальто зимн... —        

Платье шелков... —        

Провести работу по плану:

  1. Подумай
  2. Докажи
  3. Напиши
  4. Приведи свой пример

К.рмушка корм кормушка котёнок

П...стух

Ч...сло

Л...жать

Ч...тать

Т...пло

Записать загадки по памяти. Подчеркнуть безударные, объяснить их правописание.

1. С неба звездой, на ладошку водой. (Снежинка.) 2. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.) 3. Золотое решето чёрных домиков полно. Сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов. (Подсолнечник.)

Записать ответы на вопросы одним словом. Подчеркнуть безударные гласные. К каждому слову подобрать и приписать проверочное.

В какое время года цветут ландыши? (Весной — весны)

Какие птицы начинают у нас весну?

 (Грачи — грач)

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты — клёст)

Что птицам страшнее: холодная или голодная зимы? (Голодная зима — голод)

Какая хищная птица охотится ночью?

(Сова — совы )

Как называется заяц, который зимой белеет? (Беляк — белый)

Объяснить правописание пропущенных безударных гласных. Записать предложения, заменяя вопросы подходящими по смыслу словами.

За с..лом т...мнели густые (ч т о?).

На л...сных опушках кр... совались  з... л.. .тые       (ч т о?).

Изд...лека доносились г...лоса (к о г о?).

В л...сной чаще ребята собирали (ч т о?).

Объяснить правописание пропущенных букв. Записать.

Ст...льной но.... Ч...совой заво... . П...левая доро...ка.Ст...рый ду.... М...сной су.... Б..льной зу... . Б...льшой горо... . Цв...тные фла...ки. З.леная тра...ка.

 Записать текст по памяти. Подчеркнуть слова с безударными гласными. Объяснить их правописание.

Хмурые осенние облака покрывают небо. В реке плещется холодная вода. Но внизу, у дна, теплее. Здесь и зимуют рыбы, собравшись в большие стаи.

 Назвать предметы ласково. Записать слова парами. Обозначить безударную гласную и ту же гласную в проверочном слове.

Образец: Трава — травушка.

Трава, коза, глаза, сова, ковер, осел, лиса, река, звезда.

Составить и записать предложения со словами глаза, глазки; река, реченька; звезда, звездочка.

Объяснить правописание пропущенных безударных гласных. Записать по памяти.

Поднимайся выше, тополь,

Над дорогою ст...пной.

Мы с...дами и цв...тами

 Разукрасим край р...дной.

Выборочный диктант. Записать слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Устно объяснить их правописание.

(Стоял) в (лесу) старый пень. Тут еж сделал себе (гнездо). Днем еж спал, а (вечером) (выходил) на охоту. Вот (увидал) еж (змею) и храбро бросился на нее. Разорвал (зверек) (змею) на (клочки) и съел. Потом опять пошел спать.

Объяснить правописание пропущенных безударных. По вопросам составить словосочетания. С двумя-тремя из них  составить и записать предложения.

П...сала (ч т о?).

Л...пила (ч т о?).

Л...пила (к о г о?).

Над...вала (ч т о?).

Од...вала (к о г о?).

Назвать безударные гласные. Проверить их написание.

Холода, сторожа, голова, полоса, борода.

Объяснить правописание пропущенных безударных гласных. Записать слова вместе с проверочными к ним.

К...л...сок, б...р...зда, б...р...на, м...л...дой, д...р...гой, х...л.. дильник.

Выборочный диктант. Выписать слова с двумя безударными гласными. Подчеркнуть -оро- , -оло-.

У меня есть дедушка. Он стар. У дедушки длинная седая (борода). На (голове) седые (волосы). (Молодым) дедушка плавал на кораблях. А теперь он (сторожит) пасеку.

Объяснить правописание пропущенных безударных гласных. С данными словами составить и записать предложения. Подчеркнуть –оро-, -оло-.

Х...л...дные, дуют, осенние, ветры.

В, рыщут, звери, лесах, г..л...дные.

Старые, добычу, волки, хватать, учат,м…л…дых.

Г..л...дные, летят, деревень, в...р...ны, в, ст...р...ну.

Объяснить правописание выделенных слов. Записать по памяти.

Встает заря во мгле холодной.

На нивах шум работ умолк.

С своей волчихою голодной 

Выходит на дорогу волк.

Объяснить правописание выделенных слов. Записать по памяти.

В небе светится Луна,

Золотые рожки.

Проложили мы к Луне

От земли дорожки.

Записать слова вместе с проверочными к ним. Подчеркнуть гласную, которую нельзя проверить.

Соловей — соловушка

Воробей — воробушек

Молоко — молочный

Города — город

Воротник — ворот

Объяснить правописание пропущенных безударных гласных. Записать со словами предложения.

Ст.. р...на,    г...л...ва,    м...л...ток,    м...л...дой, г...р...да,    д...р...ги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Дидактический материал к урокам русского языка

Подборка карточек  по  основным темам  изучаемым во 2 ,3 .4 классе...

Дидактический материал для уроков русского языка

Карточки предназначены для индивидуальной работы учащихся на уроках русского языка....

Дидактический материал к урокам русского языка.

В современной образовательной системе школьники получают большой объем информации в процессе обучения, а напряженная умственная работа приводит к быстрой утомляемости, снижению уров...

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА", 2 класс

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА",  2 класс (2 варианта). Используя таблицы - задания проверяются очень легко и  позволяют активизировать деятельнос...

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧУ, ЩУ", 2 класс

Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома....

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс

Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период....