Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Александра Владимировна Жукова

Конспект урока русского языка по теме "Буква ь в конце и в середине слова",  2 класс, УМК " Школа 2100" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: Буква ь в конце и в середине слова.

Цель:

 – развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова, писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

-повторить способы обозначения мягкости согласного звука на письме;

-формировать умение написания слов с Ь знаком на конце и в середине слова;

-наблюдать над значением слов с Ь знаком и без Ь знака;

-формировать  умение составлять предложения из слов, строить сообщения в устной и письменной речи.

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе, паре, вести диалог;

-проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач;

-способствовать сохранению доброжелательного отношения к товарищам, взаимопомощи в ходе выполнения задания, формировать умение слушать собеседника.

Регулятивные:

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-формировать умение оценивать себя, своего товарища;

-вырабатывать самостоятельность.

Личностные;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- развивать доброжелательность, доверие, доброе отношение к товарищам.

Используемые методы: 

  1. Наглядные
  2. Частично-поисковые
  3. Практические
  4. проблемные.

Ресурсы:  ребус, словарные слова ,презентация к уроку, электронное приложение, карточки, учебник, тетради .

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Орг.момент.

ΙI.  Актуализация знаний.

 Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, посмотрели

Друг на друга, на гостей,

Встали прямо, тихо сели.

Слушайте меня скорей!

-Ребята мы с вами на разных уроках, особенно на уроках литературного чтения часто встречаемся с пословицами, поговорками, объясняете их значения. А как вы понимаете значение выражения:

СЛАЙД 1

 «Человек без знаний, что дерево без листьев».

-Постарайтесь сегодня на уроке показать свою внутреннюю красоту, свои хорошие знания и, конечно, приобрести новые. А наглядностью ваших успехов послужит «Дерево знаний»

-За каждый правильный ответ на дереве будет появляться зелёный листочек. И так, начнём!

1.Словарная работа.

СЛАЙД 2

 Работа обучающихся с карточками гласных букв

– Прочитайте слова самостоятельно. (Берёза, рябина, помидор, ребята, улица)

 - Какие это слова? (словарные)

- Как вы думаете, чем мы сейчас займёмся? (Повторим написание словарных слов) 

Работа в тетрадях.

– Откройте тетрадь.

Запишите число, «классная работа»

 -Запишите эти слова в тетрадь, поднимая карточку с пропущенной гласной буквой. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Перечислите буквы, которые вставили в слова. (е,я,и,е,и)

-Какую роль выполняют эти гласные в словах? (обозначают мягкость согласных)

На дерево прикрепляются листочки с буквами « е, я, и ».

- Все ли гласные назвали, обозначающие мягкость согласных? (нет)

- Какие ещё гласные буквы обозначают мягкость согласных? (ё,ю)

- В каком слове есть гласная буква ё, обозначающая мягкость согласного. (берёза)

- Мягкость какого согласного звука обозначает ё? (р*)

На дерево прикрепляется листочек с буквой « ё ».

- Чтобы на дереве появились листочек с буквой ю отгадайте слово, зашифрованное в ребусе.

2.Разгадывание ребуса

СЛАЙД 3

-Какое зашифровано слово? Подсказка: это название цветка. ( Лютик)

СЛАЙД 4

- Лютик длиннолистный занесён в красную книгу волгоградской области.

- Какая буква указывает на мягкость согласного звука ( л* )

На дерево прикрепляется листочек с буквой « ю ».

- Ребята, сколько листочков с гласными буквами появилось на дереве? ( 5 )

-Какую роль выполняют эти гласные в словах? (обозначают мягкость согласных)

- Могут ли гласные обозначать мягкость согласного, когда стоят в начале слова, после ъ и ь разделительных знаков, после гласных? Почему? (Они обозначают 2 звука)

-Приведите примеры. (…яма, вьюга, хорошая…)

-Когда же гласные  е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных звуков на письме?

- Сделайте вывод:(Гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных  звуков на письме, если они пишутся после согласных букв.)

Личностные УУД

1.Психологический настрой детей на урок, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

III. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

-А только ли гласные служат для обозначения мягкости согласного звука на письме?

- Угадайте, о какой букве идёт речь?

Стихотворение

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только подсказать,

Как согласную читать.?             (Ь знак)

- Какая буква ещё обозначает мягкость согласных? (ь)

На дерево прикрепляется листочек с буквой « ь ». 

  1. Игра «Стань волшебником»

- Мягкий знак – волшебник. Он может превратить один предмет в другой.

Хотите узнать, как?

СЛАЙД 5

– Помогите превратить:

угол – в топливо;

– Что получится?

- Произнесите последний звук в слове угол, в слове уголь. Как изменился звук (Был (л) твёрдым, стал ( л*) мягкий.)

- Как на письме обозначить мягкость согласного, с помощью гласных е, ё, ю, я, и?  (Написать ь знак)

СЛАЙД 6

шест – в число.

– Что получится?

- Произнесите последний звук в слове шест, в слове шесть. Как изменился звук (Был (т) твёрдым, стал ( т*) мягкий.)

- Как на письме обозначить мягкость согласного в конце слова? (Написать ь знак)

- Как изменились слова, с появлением Ь?( Изменился  смысл слов)

  1. Работа у доски 1 чел.

На доске вывешиваются слова: угол - уголь

                                                         шест -шесть

- Запишите слова, которые получились.

- Обозначьте соответствующими цветами звуки в конце слов, подчеркни ь знак.

- Где находится ь в слове? (В конце слова после согласного)

На дерево прикрепляется листочек со словом  « уголь ».

- Определите количество букв и звуков в словах. запишите в тетради.

Устные ответы детей, запись на доске учителем ( дети работают в тетрадях):            уголь -5б.,4зв.

                                шесть – 5б, 4зв.

-Почему количество букв и звуков не совпадает? (Ь знак звука не обозначает)

На дерево прикрепляется листочек со словом    уголь 

                                                                                     (угол*) 

СЛАЙД 7

- Попробуйте изменить следующие слова так, чтобы ь знак стоял в середине слова

– Что получится?

  1. Работа у доски 1 чел. Вывешиваются слова

              уголь    - (угольки)

              день – (деньки)

             

- Запишите пары слов, которые получились.

- Какие это слова? (однокоренные)

- Где находится ь знак? (В середине слова)

- Для чего нужен ь знак в середине слова (Для обозначения мягкости впереди стоящего согласного звука)

На дерево прикрепляется листочек со словом  « угольки ».

- Обозначьте мягкость согласного, подчеркните ь знак.

- Определите количество букв и звуков в словах. запишите в тетради.

              уголь    - угольки-7б., 6 зв.

              день –  деньки- 6б., 5 зв.

- Сделайте вывод, с помощью чего обозначили мягкость согласных звуков на письме в середине и на конце слов?

-Начинайте со слов «Чтобы обозначить мягкость согласного…(на конце слова и в середине, пишем Ь)

-Кто уже догадался, какая тема урока? (Ь знак на конце и в середине слова)

Вывешивается тема

Буква Ь знак на конце и в середине слова

- Сформулируйте цель урока. Чему будем учиться на уроке?  (Учиться обозначать мягкость согласных  на письме с помощью Ь)

-Чтобы этому научиться, нужно потренироваться в выполнении  чего?...(упражнений)

Познавательные УУД

4. На основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника или др. источников.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Физ.  минутка

  1. Работа по учебнику.

Упр. 187 –  ( самостоятельно)

(На самостоятельное выполнение этого упражнения даётся 1-2 мин.) 

-Что общего у этих слов? (в конце мягкий согласный звук)

-Какую букву подчеркнули?(ь)

Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.) 

На дерево приклеивают листочек.

Упр. 188 – (5 слов  )

- Прочитайте слова.

– Что общего у слов?

– Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)

– Какую роль он выполняет в слове?  (Обозначает мягкость впереди стоящего согласного звука).

-Вспомните правила переноса слов.

 (1.Слова переносятся по слогам.

2. Одну букву переносить или оставлять на строчке нельзя.

3. Й не переносится на другую строку.

4. Ь знак от согласной впереди стоящей не отрывается)

-Запишите в тетрадь 5 слов, разделяя их для переноса. Подчеркните Ь знак, обозначьте мягкость предшествующего звука.

Запись слов на доске (5 чел.)

(Ма-ленький,  малень-кий, паль-то, боль-ной, поль-за, сколь-зит.)

На дерево приклеивают 5 листочков.

-Кто выполнил задание? Выполните работу на карточках.

Работа по карточкам.

Подчеркни букву Ь. Обозначь зелёным цветом мягкость впереди стоящего согласного.

Роль, ткань, крыльцо, метель, сильный, якорь, льдина, сельдь.

-Подпишите карточки, сдайте.

- Сравните свою запись с записью на доске.

-Оцените свою работу. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок, с  ошибками?

-Что нужно сделать, чтобы всё получилось? (…нужно ещё потренироваться … )

Сделайте вывод:

 - Где и почему пишется ь в словах? (ь пишется в середине слова между согласными буквами для обозначения мягкости предшествующего согласного.)

На дерево приклеивают листочек.

- Ребята, давайте сравним ваши выводы с выводами в учебнике.

2. Работа над правилом.

- Прочитайте правило. ( 1 чел.)

Беседа по правилу.

– Сколько частей в правиле?

– Назовите ключевые слова в 1-й части. (Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.)

– Какие ключевые слова во 2-й части? (ь пишется, орфограмма.)

– Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?

  1. С помощью гласных букв е, ё, ю, и, я;
  2. С помощью Ь знака.

– Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного?

– С какой орфограммой ознакомились? (Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного)

Буква Ь знак – показатель мягкости согласного звука на письме.

Наше «Дерево знаний» уже покрылось первыми листочками, значит наступила и в нашем классе весна! А какая же весна без солнышка? Давайте позовём его к нам поиграть!

Физ. минутка « Солнышко»

  1. Игра «Солнечные лучики» - развитие умения группировать слова с написанием ь на конце и в середине слова

- Пока вы выполняли весёлую зарядку, солнышко разбросало свои лучики по классу.  Кто хочет их найти? В руки можно взять только 1 « лучик»

Дети выходят к доске с лучиками:

«корь, большой, лошадь, долька, фасоль, борьба, богатырь, мельница»                                          

-Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить? (Слова с Ь в середине слова и на конце)

- Расположите слова на доске в 2 столбика.

Вывешиваются надписи:

   Ь в конце                                            Ь в середине

соль                                                      большой

лошадь                                                  долька

фасоль                                                   борьба

богатырь                                               мельница

-Проверьте, верно ребята выполнили задание?

- Запишите слова в 2 столбика, подчеркните Ь.

- Какое умение развивали? (группировать слова с написанием ь на конце и в середине слова)

  1. Работа в парах

Раздаются карточки со словами на каждую парту

Кар..тина, мал..чик, каран..даш, девоч..ка, пал..то, гром..ко, лошад.., капел..

- А вот ещё одна группа « солнечных лучиков» со словами. Они помогут выяснить, хорошо ли вы научились определять слова с Ь знаком-показателем мягкости согласного звука на письме.

- Работая в паре с соседом, вставьте Ь знак в тех словах, где нужно.

 «Правила работы в парах»:

  1. Работать должны оба
  2. Один говорит, другой слушает
  3. Если не понял – переспроси
  4. Своё несогласие высказывай вежливо

- Прочитайте слова, в которых вставили Ь.  1 чел.

мальчик                    картина

пальто                      карандаш

 лошадь                     громко

капель                      девочка

-А теперь те слова, в которых нет Ь знака. - Объясните, почему? 1 чел.

На дерево приклеивают листочек.

Проверка группировки слов.( слова с обратной стороны доски)

- Какое умение развивали?

- Сделайте вывод, в каких  словах надо писать Ь, а в каких не надо.

-Оцените свою работу. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок, с  ошибками?

-Что нужно сделать, чтобы всё получилось? (…нужно ещё потренироваться … )

- Составьте предложение со словом капель

                                               ( На улице звенит весёлая капель.)

-Запишите предложение в тетрадь, подчеркните грамматическую основу.

Запись предложения, 1чел.

- Определи количество букв, звуков в слове капель.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

На дерево приклеивают листочек.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

4. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Итог урока.

-Какая же была тема урока? (Буква ь в конце и в середине слова.)

-Какую ставили цель? (развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова. Делить слова на слоги.)

- Достигли поставленной цели?

- Что нового узнали и повторили?

(1. Кроме гласных е, ё, ю, я, и  мягкость согласного звука на письме обозначает Ь знак в середине и на конце слова;

2. В словах Ь знак при делении на слоги не отрывается от предыдущей согласной и не переносится на другую строку;

3.Ь знак звука не обозначает. )

-Понравился вам урок?

- Что понравилось на уроке больше всего?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Что нужно делать, чтобы справиться?

-За работу на уроке получают отметки …..

Познавательные УУД

4. На основе анализа объектов делать выводы.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение , выражать свои эмоции.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

VI. Домашнее задание.

С. 126, упр. 189.

Посмотрите, как преобразилось наше дерево! Оделось в зелёную листву, кажется светится изнутри счастьем… Так и человек – счастлив от знаний и печален от незнаний!

-Я начала урок со стихотворения и хочу закончить урок тоже стихотворением

Знание – столь драгоценная вещь –

Всю жизнь собирай по крупицам,

И, если стремление к знанию есть,

Мы можем этим гордиться.

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...