Учебное занятие по теме "Определение и понятие. Синонимы и антонимы".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Занятие построено с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnolog.karta_uroka.docx25.69 КБ
Файл tema.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

Технологическая карта

Тема «Синонимы и антонимы. Определение и понятие»

Учитель:   Андриянова Светлана Васильевна, МОУ «СОШ № 14» г.Воркуты

Тема

Синонимы и антонимы. Определение и понятие.

Цель темы

Усвоить понятия «синонимы и антонимы», формировать умение подбирать и отличать близкие и противоположные по значению слова.

Основное содержание темы, термины и понятия

Синонимы. Антонимы.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать и правильно употреблять понятия «синоним» и «антоним».

Уметь находить в тексте синонимы и антонимы.

Образовывать пары антонимов, подбирать синонимы к данным словам.

Личностные: формулировать собственную точку зрения на предлагаемый материал.

Регулятивные: самооценивание, формулирование целей и структуры работы на уроке.

Познавательные: осмысление понятий «синонимы» и «антонимы».

Коммуникативные: оценка и контроль действий партнера, сотрудничество.  

Организация пространства.

Межпредметные связи.

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Музыка. Английский язык. Окружающий мир. ИЗО. Физическая культура.

Фронтальная. Индивидуальная. В парах. В малых группах.

Презентация. Интерактивная доска. Рабочий лист. Наглядный материал.

I этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля и оценки.

Ознакомить с жестовыми формами оценки друг друга.

II этап. Мотивация к деятельности.

Цель – мотивировать обучающихся на усвоение темы «Синонимы. Антонимы». Ознакомление с понятием «антонимы»

Чтение притчи, автор которой неизвестен:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

О каких понятиях идет речь в стихотворении? Что вы узнали из притчи про добро и зло? О чем спорят? Восприятие зрительных и музыкального файлов слайда: кадры из фильма «Властелин колец» и песня Энии «Может быть». – Есть ли связь между этим фильмом и притчей?

- На каком языке поет исполнитель? (Английский). Кто может перевести слова на русский? Эта песня о том, что «может быть, во мраке ночи, вечерняя звезда блеснёт тебе и покажет путь к свету из мрака и тьмы. Главное выбрать правильную дорогу». Как вы думаете, справились ли бы главные герои фильма Фродо и Сэм со злом, если бы не взаимопомощь и выручка?

- К какой части речи относятся слова добро и зло? Почему? Если бы вы были художниками, то каким бы цветом изобразили добро и каким зло? Какие это цвета по отношению друг к другу? (Противоположные). Противоположные по своему значению слова в русском языке называются антонимами. Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Лингвистика – это наука о языке. Лексика – это совокупность всех слов русского языка.

 

III этап. Учебно-познавательная деятельность.

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У).

Диагностические задания

Цель – формировать умение формулировать задание и находить пары антонимов.

Задание № 1. (У+З) Сформулируйте задание к словам. (Подобрать пары антонимов). Все ли слова имеют пару? (Нет). Какие слова лишние?

На рабочем листе записать пары антонимов.

- Сформулируйте задание к словам на слайде:

ЖЕСТОКИЙ             РАДОВАТЬСЯ

АГРЕССИЯ               ВЫСОКО

ШИРОКИЙ               МИРОЛЮБИЕ

ГРУСТИТЬ                МИЛОСЕРДНЫЙ

- Уберите лишние слова.

-  Запишите пары антонимов самостоятельно.

Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля и оценки.

Проверка выполняется на интерактивной доске, передвигая карточки со словами к своей паре. Самооценка в виде символа выставляется на рабочем листе:

!  отлично справился с работой, без помощи

 + справился с работой с помощью

 - не справился с работой

? сомневаюсь в выборе отметки

Цель – использовать личный словарный запас для выполнения задания

Задание № 1*. (У) Подобрать пару к словам, оставшимся без пары. Работа парная. На интерактивной доске приписываются рядом со словами антонимы.

- Подберите антонимы  к словам, оставшимся без пары:

ШИРОКИЙ          

ВЫСОКО                    

Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля и оценки

Жестовая и символическая форма оценки. Проверка.

Цель – ознакомить с понятием «синонимы»

- Что вы можете сказать о словах зло, жестокий, агрессия? добро, милосердный, миролюбие? (Близкие по значению, схожие). Преобразуем их в одну часть речи – прилагательные. Такие слова называют в русском языке синонимами. – Если бы вы были художниками, то каким бы цветом изобразили синонимы? (Цветовой спектр).

Цель – формулирование темы и целей урока.

- Какова тема урока? (Синонимы. Антонимы.). Поставим цели нашего урока. Поставив цели, к чему мы приступим? (К работе, деятельности). Это 2-ой этап структуры любой деятельности. Выполнив работу, к чему мы придем, чего достигнем? (Результата). И в течение всей работы необходимо что производить? (Оценку).

- Цели мы поставили, давайте начнем действовать. Вспомним еще раз определения понятий «синонимы» и «антонимы». Итак, черно-белый круг – это … ? (Антонимы). Дайте определение. Близкие по тону цвета в цветовом спектре – это…? (Синонимы).

Построим структуру учебной деятельности.

( Цели я узнаю, что такое синонимы и антонимы; я научусь отличать их друг от друга и подбирать синонимы и антонимы…  

  Деятельность

   Результат

   Оценка

Антонимы – это …..

Синонимы – это ….

Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля и оценки.

Жестовая форма оценки.

Цель – вспомнить названия и авторов литературных произведений; расширять словарный запас.

Задание № 2. (З) – Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В литературе).

Фронтальный подбор антонимов и синонимов к героям литературных произведений, изображенным на слайдах.

Задание № 3. (У) Работа в мини-группах.

- Богаты противоположностями и пословицы с поговорками.

Задание № 4. (П+У) Работа в группах сменного состава. Объединиться в группы Стороны горизонта, Времена суток, Времена года, Направления сторон.

- Вспомните названия произведений и подберите синонимы и антонимы, характерные для героев.

(Рус.нар.сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - добрая-злая, красивая-страшная, молодая-старая (о сестрице и ведьме);

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» - худая, стройная -полная, толстая,  трудолюбивая-ленивая;

И.А.Крылов «Ворона и лисица» - хитрая, лукавая – простодушная, глупая-умная.

- Подберите антонимы к выделенным словам:

Ученье – свет, а не ученье - … .

Мир строит, а война - … .

Знай больше, говори - … .

Ласточка день начинает, а соловей - … .

Корень учения горек, а плод - … .

- Закончите стихотворение, вставив в строчки слова-синонимы, чтобы получилась рифма:

В день студеный, … , …

Волк нам встретился очень голодный.

Мы … . … , уморились,

Но присесть, однако, не решились.

Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля и оценки

Проверка на интерактивной доске. Самооценка символическая. Выведение общей самооценки.

- Довольны результатом своей работы на уроке?

Цель – определить для себя ценностные ориентиры.

Итог. (П) Ценностное ориентирование.

- У нашей притчи есть продолжение:

«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,

Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».

Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.

-  И вам выбирать, по какой дороге идти по жизни – дороге добра или зла.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Учебное занятие по теме «Синонимы и антонимы. Определение и понятие».

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г.Воркуты                                                                                                                     Автор: Андриянова Светлана Васильевна

2013 год

               


Аннотация.

Учебное занятие проводится во 2 классе средней общеобразовательной школы.

 Возрастные особенности детей 7 - 8 лет.

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо. Высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Физические особенности

  • Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
  • Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
  •  Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Интеллектуальные особенности

  • Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
  • Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
  • Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
  • Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Эмоциональные особенности

  • Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
  • Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
  •  Ребенок нуждается в любви и опеке.

Социальные особенности

  • Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.

Интерактивная доска Classic Solution используется на уроке в течение 20 минут (общее время) в чередовании с работой детей на рабочих листах, работой в мини-группах и группах сменного состава, физминуткой. На доску проецируется яркая презентация с иллюстрациями и текстом, используется музыкальный файл, позволяющие использовать зрительные и слуховые анализаторы детей. Используется возможность задействовать двигательные анализаторы при перемещении карточек-антонимов и письме с помощью электронного карандаша. На занятии огромное место отводится ценностной ориентации детей младшего школьного возраста.


Цели: - организовать деятельность учащихся по усвоению понятий «синонимы», «антонимы».

           - формировать умение подбирать и отличать близкие и противоположные по значению слова.  

Оборудование: интерактивная доска Classic Solution, проектор, колонки,  презентация, рабочие листы для учащихся.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня выдался довольно холодный, морозный, студёный день, но я сейчас испытываю очень тёплые чувства. И, по правде говоря, не буду лгать, идя сегодня на занятие, я немного переживала, тревожилась, волновалась, но увидев ваши добрые и умные глаза, я успокоилась!

- Мне интересно было бы узнать и ваше эмоциональное состояние. Давайте попробуем сегодня на уроке для выражения своих мыслей и чувств использовать жестовые символы. Так мы увидим мнение каждого ученика и оценим высказывания друг друга. Если вы испытываете эмоции и чувства, схожие с моими (волнение, тревожность), то покажите такой жест – согнутые пальцы в кулак и поднятый вверх большой палец. Если же совершенно противоположные, отличные от моих, то,  как вы думаете, какой будет жест? (опущенный вниз большой палец). Если же у вас есть дополнения, замечания к высказываниям говорящего, просто поднимите руку.

- Итак, выразите свои эмоции. Спасибо!  (В течение всего занятия дети оценивают друг друга жестами согласия - несогласия).

2. Вводная часть. – А теперь внимание на экран. (Слайд 2). Притча о добре и зле:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- Прочитайте это стихотворение про себя. Кто готов прочитать его вслух?

- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью электронного карандаша на интерактивной доске.

- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). Кто согласен с ответами  - выразите жестом согласия. С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран (Слайд 3 с изображением воинов зла и добра из фильма «Властелин колец», главных героев Фродо и Сэма + муз.файл  песни Энии «Может быть»):

- Кадры из какого фильма вы видите на экране? («Властелин колец»). Есть ли связь этого фильма с притчей? (Да). Вы слышите музыкальный отрывок из этого фильма. Это исполнительница Эния с песней «Может быть». На каком языке поет она песню? (На английском) Кто может перевести слова на русский?

- Перевод такой: «Может быть, во мраке ночи, вечерняя звезда блеснёт тебе и покажет путь к свету из мрака и тьмы. Главное выбрать правильную дорогу». Мы видим двух главных героев, которые помогают друг другу в борьбе со злом.  

- К какой части речи относятся эти слова?  (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предметы). - А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый). (Слайд 4).

- Какие эти цвета по отношению друг к другу? (Совершенно противоположные).

- Противоположные по своему значению слова в русском языке называются антонимами. (Слайд 5 с определением понятия «антонимы» из словаря). (На доску – карточка АНТОНИМЫ).

- Обратите внимание на выделенное словосочетание – одной и той же части речи.

- А что значит лексическое значение»? Внимание на следующий слайд. (Слайд 6: Лингвистика – это наука о языке. Лексика – совокупность всех слов русского языка).

- Итак, что же такое антонимы? Если понятие усвоили, перейдём к заданиям. Внимание на следующий слайд. (Слайд 7 со словами:

жестокий           радоваться

агрессия            высоко

широкий           миролюбие

грустить            милосердный  

- Какое задание можно придумать с этими словами? (Подобрать пары антонимы ). Это задание индивидуальное.

- Все ли слова имеют пару? (Нет. Нет пары у слов широкий и высоко. Слова с помощью анимации исчезают со слайда).

- Выполним проверку. (Слайд 8. Дети на ИД передвигают карточки, образуя пары-антонимы, оценивают друг друга жестом, исправляют ошибки, если имеются).

- Найдите среди этих слов сущ-ые и прилагательные. Докажите. (Правило о сущ. и прил.)

(Жестокий – милосердный, агрессия – миролюбие).

- А теперь вернёмся к словам, у которых не было пары. Задание № 1* - подобрать пару самостоятельно к словам высоко и широкий. Проверка. (Слайд 9 – вписать в пустые карточки, используя электр. карандаш, антонимы низко, узкий ). Какие орфограммы в этих словах?

- Сегодня мы будем оценивать себя ещё и знаковыми символами. У вас на рабочем листе есть поле «Оцени себя» с символами:  ! – отлично, восхитительно выполнил работу,

                                                                  + были затруднения, но справился

                                                                  - много ошибок, не справился

                                                                  ? затрудняюсь в оценивании

- Оцените себя за Задание № 1 на полях.

 - Внимание на следующий слайд. (Слайд 10.)

          ДОБРО                                                                                                         ЗЛО              

          МИЛОСЕРДНЫЙ                                                                         ЖЕСТОКИЙ      

          МИРОЛЮБИЕ                                                                               АГРЕССИЯ

- Мы прекрасно справились с нахождением противоположностей. Заметили ли вы ещё какую-нибудь взаимосвязь?

(Да. Слова левой половины очень схожи друг с другом по значению, а также правой).

- Но надо бы их преобразовать в одну часть речи. (ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ. МИРОЛЮБИВЫЙ – АГРЕССИВНЫЙ. На ИД выполнить преобразование)

- Такие слова в русском языке называются синонимами. ( Слайд 11 с определением понятия из словаря.)

- Если бы вы были художниками, какими цветами изобразили бы синонимы? (цветами, схожими по тону из цветового спектра. Слайд 12).

- Итак, я надеюсь, тема нашего урока вам ясна? (Синонимы и антонимы). А нужно ли нам их знать? (Синонимы и антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)

3.  Постановка целей и задач. Знакомство со структурой любой деятельности.

- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ (Слайд 13) нашего занятия:

- Я УЗНАЮ …..

- Я НАУЧУСЬ ….

- Когда цели поставлены, что же дальше делать? (Начать работать, выполнять деятельность для достижения целей). Поэтому наш следующий этап – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Выполнив деятельность, к чему нужно прийти? (РЕЗУЛЬТАТ). И при этом в течении всей деятельности что необходимо выполнять, что мы с вами и делаем весь урок? (ОЦЕНКА).

На слайде последовательно появляются карточки: ЦЕЛИ

                                    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                            РЕЗУЛЬТАТ

                        ОЦЕНКА

4. Закрепление первичное.

- Скажите, а если трудно самому подобрать синоним или антоним, какой помощью можно воспользоваться? (Спросить у старших, посмотреть в словаре…)

- А еще можно воспользоваться редактором Word. Внимание на слайд. (Слайд 14 с показом, как найти синонимы через редактор Word, печатая слово и щелкая правой кнопкой мыши ).

- Задание № 2. Вспомните и запишите противоположные и близкие по значению слова, сказанные мной в начале урока о погоде и моих чувствах. Задание парное. Проверка. Оценивание.

5. Физминутка.

Игра «Карлики – великаны, пол - потолок, вправо – влево, вверх – вниз». Путаница.

6. Закрепление.

- Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях). Внимание на экран. Подбор синонимов, антонимов. Коллективная работа.

(На слайдах 15, 16, 17  иллюстрации с изображением Аленушки и ведьмы из рус.нар.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - молодая – старая, красивая – страшная, светлая – тёмная; Ленивицы и Рукодельницы из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» - ленивая – трудолюбивая, худенькая – полненькая; Лисы и Вороны из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» - хитрая, лукавая, плутоватая – простая, простодушная; умная – глупая).

- А еще богаты синонимами и антонимами пословицы и поговорки. (Слайд 18). Задание  № 3 – вставить в пословицы пропущенные слова, противоположные по смыслу. Задание групповое. Дети работают четверками. Оценивание.

- Ученье – свет, а не ученье - …….. .

- Мир строит, а война - …….. .

- Знай больше, говори - …….. .

- Ласточка день начинает, а соловей - ……. .

- Корень учения горек, а плод - ……. .

- Задание № 4 (группы сменного состава) – закончить стихотворение, вставив в строчки слова-синонимы, чтобы получилась рифма. (Объединиться по группам: стороны горизонта (Запад – Восток),  время суток (День – Ночь), время года (Зима – Лето), направления сторон (Вправо – Влево) . Названия групп и незаконченные стихи  прописаны на раздаточных рабочих листах). Оценивание.

-В день …, … , …

Волк нам встретился очень голодный. (студеный, морозный, холодный)         День - Ночь 

- Мы … , … , … ,                           

Но присесть, однако, не решились. (устали, уморились, утомились)

- …. , …. , …  был путь,

Только про трудности эти забудь. (трудным, тернистым, тяжелым)        Пол - Потолок

- … , … , …

Подходят ли нашему саду? (решетки, ограды, заборы)

- Все … , да … ,

Но грибов не находили. (ходили, бродили)

- В тот … , … и … денек                                                                               Зима - Лето 

Уж очень устал мой любимый конек. ( горячий, знойный, жаркий)

- В болоте … , …

И нет в  нем твердой тропки. (вязко, топко)                                           Запад - Восток

- … , … , …                                                                                                  

Был котенок и очень красивым. ( веселым, игривым, шаловливым)

- Выставление итоговой отметки в правом верхнем углу рабочего листа.

7. Итог урока. Возвращение к притче. (Слайд 19).

- Найдите в стихотворении еще синонимы и антонимы. (Древний, давний, далекий. Сильней, крепче.  Наяву – во сне).

- У этого стих-я есть продолжение. На самом деле это притча – мудрость жизни.

(Слайд 20). Прочитайте:

«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.

Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,

Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».

Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.

- Желаю и вам найти свою дорогу в жизни. Главное, выберите правильный путь. Спасибо за урок! Хочу вам поставить отличную отметку за урок. (Слайд 21 – смайлик с жестом «отлично!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы

В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал.   Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом....

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Формирование понятий синонимы-антонимы

Наборы упражнений с разными частями речи, которые формируют навык определения синонимов и антонимов....

Изучение антонимов, синонимов и антонимов в начальной школе

Презентация к уроку на тему "Антонимы, синонимы". Материал презентации можно использовать как на уроке изучения нового материала, так и на этапе закрепления....