Конспект урока развития связной речи по теме: "Подробное изложение по рассказу В. Бочарникова "Алёшина яблоня".
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Урок развития связной речи направлен на  формирование  у учащихся речевых умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Парфёнова Елена Сергеевна

                                                                      МОУ «СОШ № 13» г. Выборга

                                                                                                                                           

Урок развития связной речи в 3 классе.

Тема: Подробное изложение по рассказу В. Бочарникова «Алёшина яблоня».

   

 Задачи урока:

1.Формирование умения определять тему, главную мысль текста, тип речи.            

2.Формирование умения определять тему каждой части и составлять план текста.

3. Формирование умения находить в тексте и  использовать в речи авторские средства выразительности.

   Оборудование:

У учащихся:

учебник «Русский язык». Автор: Т. Г. Рамзаева. М., «Дрофа», 2008;

толковый словарь «Учусь различать слова». Автор: М. Р. Львов, М., Дрофа, 2006;

орфографический словарь.

карточка с выдержками из толкового словаря.

памятка «Как подготовиться к подробному изложению»;

листок подготовки к изложению.

                                         Ход урока.

1.Орг. момент.(1мин.)

- Проверьте порядок на рабочем месте, настройтесь на трудную устную работу, от которой будет зависеть результат письменного варианта.

2. Ознакомление с текстом, постановка учебной задачи.(5мин.)

-Откройте учебник на стр. 144, найдите упр.340. Внимательно прочитайте текст и задание к нему. (Учащиеся читают вполголоса.)

                               Алёшина яблоня.

        Перед самой войной посадил Алёша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алёши – Марфа щедро угощала всех яблоками.

      Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

      Как была рада бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

                                     

                                   

-Чему будете учиться сегодня на уроке? (Мы будем учиться  составлять план  рассказа и записывать текст по плану.)

-Вы будете передавать содержание рассказа близко к тексту. Что для этого надо сделать? (Обратить внимание на слова и выражения, которые использует автор.)

-Что поможет выполнять работу по порядку? (Поможет памятка.)

-Приготовьте памятку.

Как готовиться к подробному изложению.

1. Прочитай внимательно текст.

2. Определи тему.

3. Определи главную мысль.

4. Определи тип речи.

5. Раздели текст на части.

6. Раздели текст на части.

7. Выдели главное в каждой части.

8. Озаглавь каждую часть. (Составь план.)

9. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила.

10. Перечитай текст.

11. Напиши изложение.

12. Проверь работу.

-Какой этап работы вы  не будете выполнять? (Мы не будем делить текст на части. Части уже выделены. Записывать текст будем на  следующем уроке.)

-Какая задача стоит перед нами на  этом уроке? (Устно подготовиться к изложению.)

-С чего мы начинаем подготовку к изложению? (Определим тему, главную мысль, тип речи текста.)

(Учащимся представляются 1 часть опорной схемы на доске.)

Главная мысль

Тема          

       

   

 

       

-Какие вопросы помогают определить тему и главную мысль? (Определяя тему, ответим на вопрос: «О чём говорится в тексте». Чтобы определить главную мысль, ответим на вопрос:  « Что хотел сказать автор»? или «Чему учит рассказ»?)

(Раскрываются 2 части опорных схем.)

Тема          

О чём

текст?

Главная мысль

Что хотел сказать автор?

-Чтобы точно определить  тему, главную мысль, тип речи текста,  необходимо хорошо понять его  содержание. Более самостоятельно подготовиться к записи текста вам поможет листок подготовки к изложению. Положите его перед собой.

Подробное изложение по рассказу Б. Бочарникова «Алёшина яблоня».

1.Определи тему рассказа. Закончи предложение.

В рассказе говорится о том, как______________________________

2.Определи главную мысль рассказа.

_________________________________________________________

3.Определи тип речи текста____________________________________________________

4. ________________________________________________________

5.Выпиши из текста и подбери синонимы.

бой, __________________________________________________________

яблоки, _______________________________________________________

срубить, ______________________________________________________

лютая, __________________________________________________

сожгли, _________________________________________________

лютая, __________________________________________________

сожгли, _________________________________________________

яблоня, ___________________________________________________

срубить, ___________________________________________________

молодая,________________________________________________________

6.Составь план текста.

                         План.

1.Вводная часть.___________________________________________

2.Основная часть.__________________________________________

3.Заключительная часть.____________________________________
7.Найди данные слова в тексте и вставь пропущенные буквы, чтобы грамотно

 написать их в изложении.
П..садил, п..гиб,  п..пр..сила, с..зр..вали, вид..л,  том
 же, к..гда,  ..брадована,

..днажды, с..жгли, м..ро..  

3. Анализ содержания текста, языковых особенностей. (20 мин.)

-Ответьте кратко, о чём этот рассказ? (Этот рассказ о яблоне.)

- Найди ответ в тексте. (Перед самой войной посадил Алёша яблоню.)

-Как вы думаете, о какой войне идёт речь в рассказе? ( В рассказе говорится о войне с фашистами. О Великой Отечественной войне.)

-Каким вам представился Алёша? (Алёша – хороший человек. Он сделал доброе дело. Деревья сажают добрые люди.)

-Что случилось с Алёшей? (С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт.)

-Какие слова требуют пояснения значения? (Фронт, Будапешт)

-Как вы понимаете значение слова «фронт»? (Это место, где воевал человек.)

- прочитайте, как определяет значение слова толковый словарь. (Один ученик читает вслух, остальные - глазками.)

       Фронт – боевое расположение войск.

     Угощать- с радушием дать, предложить что-нибудь

     Щедро - бескорыстно, не скупясь.

          Выдалась-случилась.

           ( Из толкового словаря С. И. Ожегова.) 

 

-Для чего автор употребляет это слово? (Автор употребляет слово «фронт», чтобы избежать повтора слова «война».)

-Кто из вас знает, где находится город  Будапешт? (Город находится за границей.)

-Будапешт-это столица Венгрии. Есть в Европе такое государство.

-Для чего автор точно указывает название города, где погиб Алёша? (Он хочет показать нам, что Алёша воевал не только за свою Родину, но и за другие страны.)

-Да,  это слово подчёркивает величие подвига простого солдата родом из российской деревни, одного из миллионов, погибших на полях сражений той жестокой войны.

-Запишите слова в листок подготовки к изложению под № 4.

-Как звали мать Алёши? (Марфа.)

-Запишите его.

-Назовите глаголы в этих предложениях. Один из них с частицей. (Не вернулся,  погиб.)

-Где в предложении употреблён глагол «не вернулся»? (Глагол «не вернулся» является в предложении последним.)

-Почему? (В письменной речи самое важное слово находится в конце предложения. Это помогает автору точнее выразить свою мысль и соединить предложения.)

 -Обратим внимание на следующее предложение. Прочитайте его выразительно. (Читают по очереди несколько учеников: «Погиб в боях за город Будапешт».)

-Чьё чтение вы считаете наиболее удачным? Как прозвучало предложение? (Предложение прозвучало тихо.)

-Так в устной речи вы постарались передать чувство скорби по погибшему Алёше. А как в письменной речи  автору удаётся передать это чувство? Чем интересно это предложение? (В предложении нет подлежащего.)

-Автор опускает подлежащее, но мы хорошо понимаем, о ком идёт речь.

-Как сражался  Алёша на войне? (Алёша сражался смело, храбро, мужественно, героически.)

-Какое словосочетание помогло вам это понять? (Погиб в боях.)

-Найдите на стр.52 ваших словарей синонимы к слову «бой». Выпишите только те из них, которые уместны для данного рассказа?  

-Проверим. (Битва, сражение.)

-Прочитайте задание под № 5. (Найди в тексте синонимы.)

-Для чего необходимо выполнить это задание? (Чтобы текст получился выразительным.) Выполните самостоятельно задание. (Учащиеся выполняют.)

-Во время подготовки пользуйтесь своими записями, вносите дополнения.

- Что стало с яблоней? (А яблоня жила.)

-С какого слова начинается это предложение? (Предложение начинается со слова «а».)

-Какую роль оно  играет? (Слово «а» соединяет 2 предложения.)

-Какой глагол использует автор, когда говорит о яблоне? (Автор использует глагол «жила».)

-Когда используют этот глагол? (Когда говорят о людях или животных.)

-Замени синонимом. (Росла. А яблоня росла.)

-Почему автор выбирает именно глагол «жила»? (На  яблоне созревали плоды. Когда вырастали яблоки, Марфа радовалась.)

-Какое предложение поясняет эту мысль? (Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды.)

-Какое слово употребляет автор, говоря о яблоках? (Автор употребляет слово «плоды».)

-Какими вам представились яблоки с Алёшиной яблони? ( Яблоки были спелыми, вкусными, сочными, ароматными, наливными.)

- Какой глагол позволил  их такими представить? (Глагол «созревали».)

-Что делала с яблоками мать Алёши? (Мать Алёши – Марфа щедро угощала всех яблоками.)

-На какой знак препинания следует обратить внимание? (Обратим внимание на знак «тире».)

-Найдите на доске схему, которая соответствует этому предложению. (Учащиеся показывают схему.)

-Прочитайте предложение выразительно. (1ученик читает вслух.)

-Какой  вам представилась Марфа? (Марфа представилась очень  доброй.)

-Какие слова в тексте  помогли вам понять это? (Всех, угощала, щедро)

-Объясните  значение слова «угощала». (Давала яблоки с удовольствием, от чистого сердца, не жалела яблок.)

-Прочитайте на карточке определение слова по толковому словарю. (Один ученик читает вслух.)

       Фронт – боевое расположение войск.

   Угощать- с радушием дать, предложить что-нибудь.  

   Щедро - бескорыстно, не скупясь.

         

          Выдалась-случилась.

           ( Из толкового словаря С. И. Ожегова.) 

               

-Что добавите? (Угощать – давать с радушием.)

-Как понимаете слово «щедро»? (Каждому человеку Марфа давала  столько яблок, сколько он хотел.)

-Верно, а теперь уточним толкование этого слова по словарю. (Читает 1ученик по карточке.)

        Фронт – боевое расположение войск.                    

    Угощать- с радушием дать, предложить что-нибудь.  

    Щедро - бескорыстно, не скупясь.

          Выдалась-случилась.

           ( Из толкового словаря С. И. Ожегова.) 

                   

       

-Что можете добавить? (Марфа от души раздавала яблоки, не ожидая ничего взамен. Ей приятно было всех угощать.)

-Что случилось с яблоней? (Яблоня погибла.)

-В каких предложениях об этом сказано? ( Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку.)

-С какого слова начинается 1предложение? (Предложение начинается со слова «но».)

-Какова его роль в тексе? (Слово соединяет 1 и  2 части текста.)

-Какой вам представилась зима? (Зима была очень холодной. Стояли крепкие морозы. В такие морозы становится опасно всем живым  существам.)

-Какое прилагательным автор характеризует зиму? (Автор использует прилагательное «лютая».)

-Какие синонимы подобрали? (Злая, жестокая, очень холодная.)

-Почему автор употребляет слово «лютая»? (Хочет показать, что холод был  необыкновенный.)

-Какой глагол употребляет автор? (Автор употребляет глагол «выдалась».)

-Что он означает? ( Такой морозной зимы никогда в этих краях не было раньше. Никто такой холодной  зимы не ожидал.)

-Верно, а теперь уточним  толкование слова по словарю. Прочитай по карточке. (1 ученик читает.)

       Фронт – боевое расположение войск.

Угощать- с радушием дать, предложить что-нибудь.  

Щедро - бескорыстно, не скупясь.

         

          Выдалась-случилась.

           ( Из толкового словаря С. И. Ожегова.) 

           

 

-Как иначе сказать о зиме? (Однажды выдалась очень холодная зима. Но однажды случилась очень морозная зима.)

-Почему слово «мороз» во 2 предложении  употреблено во множественном числе? (Мороз стоял долго.)

-Почему яблоня погибла?  (Морозы сожгли яблоню)

-На какой глагол  обратим внимание? (На глагол «сожгли».)

-О чём говорим, когда употребляем глагол «жечь»? (Так говорим об огне.)

-Какой синоним подобрали? (Уничтожили.)

-Как иначе сказать о морозах? (Морозы уничтожили  яблоньку. Морозы погубили яблоньку. Яблонька погибла в морозы.)

-В каком значении в тексте употреблено  слово «сожгли»? (Слово «сожгли» употреблено  в переносном значении.)

-Какие  синонимы выбрали из текста к слову «яблоня». (Яблонька, сухое дерево, она.)

-Как в этом предложении автор называет дерево? Почему? (Автор называет дерево ласково - яблонька. Ему жалко погибшего деревца.)

-В каком ещё предложении яблоня названа ласково? (Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!)

-Почему? (Слово «яблонька» означает «маленькая яблоня». Слово   передаёт бережное отношение Марфы к яблоне.)

 -Какой синоним ещё выписали? (Сухое дерево)

-Когда автор так называет яблоню? (Когда яблоня погибла. Дерево  перестало жить. Яблоня больше не могла расти и приносить плоды.)

-Какое чувство испытывала Марфа? (Ей было очень жаль даже сухое дерево.)

-В каком предложении об этом говорится? (Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево.)

-Что значит «не решалась срубить»? (Марфа понимала, что дерево надо срубить, но ей жаль было это делать. Сухое дерево напоминало ей о сыне.)

-К кому обратилась Марфа с просьбой спилить дерево? (Марфа обратилась к соседу.)

-Прочитай. (Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню.)

-Почему Марфа сама не сделала это? (Она бы не смогла. Очень дорожила Марфа яблоней.)

-Какой глагол позволяет избежать повтора? (Глагол спилить.)

-Что сделал сосед. (Он спилил, но на том же месте посадил новую.)

-На что обратим внимание в этом предложении? (Обратим внимание на запятую перед союзом «но».)

-Покажите на доске схему, которая подходит к этому предложению. Прочитай предложение выразительно.

-Какое слово в предложении позволяет нам догадаться, что речь идёт о яблоне? (Слово «новую».)

-Как вы думаете, почему сосед посадил новую яблоню? Ведь его Марфа об этом не просила. (Он понимал, что Марфа будет переживать, глядя на пустое место. Сосед помнил об Алёше. Сосед хотел, чтобы все об Алёше помнили.)

-Можно ли теперь назвать яблоню Алёшиной? (Можно, потому что сосед посадил её на старом месте. Яблоню посадили в память об Алёше.)

-Как отнеслась Марфа к новой яблоне? (Марфа была очень  рада.)

-Какое предложение передаёт радость Марфы? Прочитайте его выразительно. (Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!)

-На что обратим внимание в этом предложении? Почему?

(Обратим внимание на знаки препинания. Это восклицательное предложение, оно выражает сильное чувство.)

 -Какие слова передают радость Марфы? (Была обрадована.) Как сказать иначе? (Обрадовалась.)

-Какое слово помогает  выразить сильное чувство Марфы? Слово «как».)

-Как называет Марфу автор в этом предложении? (Бабушка Марфа.)

-Почему? (Прошло много лет, Марфа состарилась.)

-Сколько частей в этом предложении? (Это сложное предложение, в нём 2 части.)

-Замените двумя простыми предложениями. Что было сначала? (Бабушка Марфа увидела молодую яблоньку.)

-Составь следующее предложение. (Как она обрадовалась!)

-Те, кому трудно, могут записать 2 предложения. Но лучше употребить авторское. Что поможет составить его и грамотно оформить на письме? (Поможет схема.)

-Найдите на доске соответствующую схему. (1 ученик показывает схему у доски.)

-Прочитай выразительно, соблюдая знаки препинания.

-Какие прилагательные в тексте описывают яблоню? (Новая, молодая)

-Мы подробно поработали над содержанием текса, над авторскими словами и  выражениями. Постарайтесь во время самостоятельной работы уместно использовать каждое из них. Это необходимо для того, чтобы полно раскрыть тему и точно передать главную мысль текста.

4. Физкультминутка.(2 мин.)

5.Определение темы, главной мысли, типа речи текста.(5мин.)

-Теперь вы можете выполнить задания 1, 2, 3 самостоятельно. (Учащиеся выполняют.)

-Проверим. (В тексте говорится о том, как Алёшина яблоня погибла, а на её месте посадили новую. В тексте говорится о том, как жила Алёшина яблоня.)

- Какая формулировка наиболее точная?

Учитель открывает на доске соответствующую запись.

Тема: Как жила Алёшина яблоня.

-Какова главная мысль текста? (Марфе была дорога яблоня как память о  погибшем сыне. Марфа дорожила яблоней, потому что её посадил сын.)

На доске открывается соответствующая запись:

Главная мысль: Яблоня  хранила память о погибшем на войне Алёше.

-Прочитайте заголовок текста. (Алёшина яблоня.)

-Как вы думаете, что отражает заголовок: тему или главную мысль?

(Заголовок отражает главную мысль, потому что молодую яблоню посадили, чтобы сохранить память об Алёше. Новую яблоню посадили на месте старой.)

-Какой рассказ по типу речи? (Этот рассказ - повествование.)

-Докажите. (Из  рассказа мы узнаём о том, что случилось? где? когда? чем всё закончилось?)

На доске открывается запись:

           Тип речи: повествование.

-Прочитай предложение, которое содержит главный момент в рассказе. (Морозы сожгли яблоньку.)

-Чем заканчивается действие? (Марфа обрадовалась, увидев молодую яблоньку.)

Итак, мы определили тему, главную мысль, тип речи рассказа, чтобы грамотно изложить содержание текста. Поднимите руки, кто точно определил тему, главную мысль, тип речи? Кто вносил правки во время проверки?

-Назовите следующий этап работы. (Будем составлять план рассказа.)

5.Составление  плана текста.(6 мин.)

-Найдите на листочке, где будете записывать план. (Учащиеся выполняют.)

 -Сколько частей в рассказе? (В рассказе 3 части.)

-Что необходимо сделать, чтобы точно подобрать заголовки? (Надо определить, о чём говорится в каждой части.)

-Закройте учебник.Пользуясь опорными словами на листочке, расскажите 1 часть.(1 ученик рассказывает.)

-О чём говорится в 1 части? (В первой части говорится о том, как Алёша посадил яблоню. В первой части говорится о том, как Алёшина яблоня приносила плоды.)

-Запишите заголовок самостоятельно.

-Какие получились заголовки? Во время проверки точные заголовки отмечайте знаком «+», неточные – исправляйте. Внесите исправления. (Алёша посадил яблоню. Алёшина яблоня. Плоды с Алёшиной яблони.)

-Выбираем точный.  (Плоды с Алёшиной яблони.)

-Почему? (Заголовок «Алёшина яблоня относится ко всему тексту. В 1 части говорится не только о том, что Алёша посадил яблоню.)

-Поработайте в парах над 2 частью. (Учащиеся выполняют, обсуждают содержание и тему части с соседом по парте.)

-Запишите заголовок. (Учащиеся выполняют.)

-Проверяем. (Яблонька погибла. Гибель яблони.)

-Почему выбрали такие заголовки? ((Из 2 части узнаём  о том, как яблоня погибла, и на её месте посадили новую.)

-Кого поправлял сосед по парте?

-Составьте и произнесите  шёпотом 3 часть, запишите подходящий заголовок. (Учащиеся выполняют.)

-Проверяем. (Радость Марфы. Марфа обрадовалась.)

-Докажите выбор заголовка. (В 3 части говорится о том, как радовалась Марфа, когда увидела молодую яблоню.)

- Итак, вы составили план текста. Встаньте те дети, кто подобрал точно все заголовки.

-Для чего мы составили план? (План  поможет передать содержание рассказа по порядку.)

-Назовите следующий этап работы. (Мы предупредим ошибки при написании слов.)

6. Орфографическая подготовка.(5мин)

-На какие изученные орфограммы вам встретились слова? (Слова с безударными гласными в корне, с парными согласными  в корне.)

-Назови слова с безударными гласными в корне слова. Подбери проверочные слова, чётко проговаривай безударную гласную. (Войны -войной, бой - боях, зреть - созревали, плод -плоды, гость- угощала, дать  - выдалась, вёсны- весной, просит - попросила, пилит-спилить, сад -посадил, молод, молоденький -молодую, зимы –зима, деревья  – дерево.)

-Назови слова с парными согласными в корне, докажи правописание. (Сладок - сладкие, гибель – погиб.)

-Назовите слова с приставками, чётко проговаривая приставки. (Посадил, погиб, созревали, сожгли, попросила, обрадована.)

-Назовите слова с непроверяемым написанием. Проговорим их хором. (Однажды, яблоня, яблоко, мороз)

-Обратим внимание на окончания имён прилагательных. Будете их писать с опорой на вопрос. Проговорим хором вместе со мной (Плоды (какие?) вкусные, сладкие, яблоньку (какую?) молодую, дерево (какое?) молодое.

-Выполни задание 7 по карточке. (Учащиеся выполняют самостоятельно.)

-Проверяем. Произнесём слова, чётко проговаривая их по слогам. (Орфографическое проговаривание.)

-Какие это слова? (Это трудные слова.)

Итак, мы предупредили ошибки.  Если возникнут трудности при написании слов, можно воспользоваться орфографическим  словарём.

-Мы провели устную подготовку к изложению. Подведём её итоги.

8 Итог урока.(1мин.)

-Чему учились сегодня на уроке? (Мы учились составлять план рассказа, определять тему, главную мысль, тип речи текста, уточняли значения слов.)

-Для чего мы выполняли эту работу? (Чтобы подробно передать содержание текста.)

-Благодарю всех за работу.

 -Чьи ответы нас порадовали полнотой и точностью? Кто сумел выразить своё мнение и доказать его?

(Комментарий учителя, выставление отметок.)

-Какую работу предстоит выполнить на следующем уроке? (Записать текст, выполнить самоконтроль.)

-Вам помогут записи на доске, опорные слова на листочке. Помни: сначала предложение произносишь  мысленно, а потом записываешь. Начиная следующее предложение, перечитай предыдущее. Во время самоконтроля можно аккуратно исправлять ошибки и редактировать текст.

Запись текста на 2 уроке.

(Самостоятельная работа учащихся, помощь учителя слабоуспевающим..)

-Кому понадобится моя помощь, подними руку.

Самоанализ урока развития связной речи по теме «Подробное изложение по рассказу В. Бочарникова «Алёшина яблоня».

   Урок развития связной речи проводился  в 3 классе, в начале 2  полугодия. Урок носил обучающий характер. Этим обусловлена его структура, приёмы, а также формы работы с учащимися.  Учитывая место урока в системе уроков развития письменной связной речи, были поставлены следующие задачи по развитию речевых умений:

1.Формирование умения определять тему, главную мысль текста, тип речи.            

2.Формирование умения определять тему каждой части и составлять план текста.

3. Формирование умения находить в тексте и  использовать в речи авторские средства выразительности.

  Памятка для подготовки к подробному  изложению применялась с целью формирования обобщённого способа действий при работе над подробным изложением.

  Использование листа подготовки к изложению позволило сочетать самостоятельную работу с коллективной, учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, создавало условия для включения каждого ученика в активную речевую деятельность. Тот, кто испытывал трудности, имел возможность обратиться за помощью к соседу по парте. По желанию учащиеся работали в парах.

   Формированию умения находить в тексте и использовать в речи авторские средства выразительности способствовала тщательная языковая подготовка. Эта работа проводилась по разным направлениям. Одно из них – лексическая работа. Использовался приём толкования значения слова через подбор синонимов. Вопросы и задания: «Как ты думаешь, что обозначает слово», «Подбери синоним к слову» включали учащихся в активную умственную деятельность, позволяли активизировать имеющийся у них словарный запас. А обращение к словарю позволяло соотнести представления и знания учащихся о слове с научными, а также уточнить значение слова. Обращение к словарям способствовало обогащению словарного запаса. Указанный приём использовался при работе над словами: «щедро», «угощала», «выдалась», «лютая» «фронт». Уделялось внимание употреблению слов в переносном значении («жила», «сожгли»).

Были выделены  текстовые синонимы:

Яблоня, яблонька, сухое дерево, оно.

Яблоки, плоды.

Все  синонимические ряды были записаны на карточке. Это предупреждало повторы в тексте.

   Работа над предложением явилась другим направлением, решающим эту задачу. Более точному оформлению мыслей способствовал анализ структуры предложений: «Погиб в боях за город Будапешт», «Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку», «Он спилил, но на том же месте посадил новую».) Второе из них было заменено двумя простыми, чтобы создать вариант  его употребления, особенно для слабоуспевающих учащихся. Схематическое изображение предложений нацеливало учащихся на употребление в речи предложений  разных конструкций. Приём замены предложения близким по значению  использован при работе над предложениями: «Но выдалась лютая зима», «Морозы сожгли яблоньку». Приём позволил образно представить явления, осознанно употреблять в речи устойчивые словосочетания. А лексический анализ каждого слова был нацелен на то, чтобы учащиеся имели возможность сравнить разные варианты и  выбрать наиболее точный. Последнее предложение анализировалось с точки зрения интонации. Проводилось сравнение приёмов оформления восклицательного предложения в устной и письменной речи. Выразительное чтение предложений предупреждало ошибки при письменном оформлении предложений.

   Описанные выше приёмы работы на произносительном,  лексическом и синтаксическом уровнях подчинялись решению главной задачи урока – определить тему, идею текста.

Поэтому перед учащимися была поставлена цель работы: «Чтобы точно определить тему, главную мысль текста и полно передать его содержание». Подробная лексическая подготовка  помогла учащимся не формально, а осознанно и точно определить тему и главную мысль текста. Представленные наглядно на опорных схемах вопросы, раскрывающие суть ведущих речеведческих понятий: «тема», «главная мысль»,  облегчали решение этой задачи.  Обсуждение разных формулировок позволяло учащимся доказывать, рассуждать и выбирать наиболее точные.

 Повторение признаков повествовательного текста проводилось под руководством учителя с опорой на имеющиеся у учащихся знаниях о признаках  типа речи.

   При  работе над связностью текста, были выделены средства связи слов: порядок слов в предложении, местоимение «но». Значение места слова в предложении отмечалось на примере предложения «С фронта он не вернулся».

    Для формирования умения передавать содержание текста последовательно была организована работа по составлению плана. Самостоятельной  формулировке заголовков предшествовало определение темы каждой части. На этом этапе менялся уровень самостоятельности: коллективная работа по определению микротемы 1части сменилась работой в парах во  2 части и   самостоятельной в 3 части. Такая организация работы продиктована программными требованиями и типом урока (изложение являлось обучающим, а не контрольным.)

  Дифференцированный подход осуществлялся путём постановки разных по сложности вопросов для сильных и слабых учеников, различным уровнем самостоятельности. Слабые учащиеся часто  повторяли ответы за сильными учениками.

Результативность урока: в речевую деятельность были вовлечены все (100%) учащиеся с учётом индивидуальных возможностей.

Выставлено 11 отметок. Из них: «5» - 3, «4» -7, «3» - 2.

Письменное оформление текста показало, что тему раскрыли все

(100% ) учащихся, 1ученик тему раскрыл неполно.  Представленная далее таблица  позволяет сделать следующие выводы:

  1. Справились без ошибок – 1 уч.-4%
  2. Допустили 1-2 ош. -         14 уч. –56%
  3. Допустили 3-5 ош. -         6 уч. –24%
  4. Допустили 6 и более ош. – 4уч. -16%.

Таким образом, на положительную отметку в 1-ом варианте справились 84% учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития связной речи о родительской любви "Щедрое дерево"

Нравственный урок о Добре...о слепой родительской любви......

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны"....

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

Конспект по развитию речи на тему: «Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной "Лесная кормушка"»

Конспект по развитию речи на тему: «Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной "Лесная кормушка"»...

Учебно-методическое пособие "Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"

Проблема разсития связной речи обучающихся хорошо изсестна широкому педагогических работников: учителям, узким специалистам, психологам........