Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Филиппова Марина Анатольевна

Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему "Приход весны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soch.prikhod_vesny.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития связной речи   (3 класс.)

Тема. Устное сочинение на тему « Приход весны ».

Цель: Учить составлять текст о весне.

Задачи:

  • Формировать умения создавать текст — описание, используя образные слова и выражения, олицетворение.
  • Вырабатывать свой взгляд на образ сравнения, сопоставляя, выражая мысли обощённо.
  • Совершенствовать навыки чтения: правильного, сознательного, беглого чтения.
  • Развивать и обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: карточки с загадками, карточки с текстами, секреты с деформированным текстом, карточки со словами, магнитофонная запись, плакат Весна», книга Н.И Сладкова Весенние радости».

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

         Жужжащее чтение.

         (Карточка №1 — дети читают 5 загадок)

  1. Что выше леса

Краше света

Без огня горит?            

  1. Бежит бычок

Золотой рожок,

Бежит, журчит.

  1. Выросло то, выросло

Из бороды повылезло

Солнышко стало

Ничего не стало.

  1. Из занесённых снегом кочек

Под белой шапкой меховой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой.

  1. Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Что прочитали?

(Мы прочитали загадки, т. к. надо узнать о каком предмете говорится.

Здесь описывается предмет, но не называется)

Назовите отгадки.

( Солнце, ручеёк, сосулька, подснежник, весной)

На какую тему эти загадки?

(На тему- весна)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Будем говорить о весне)

II. Новый материал.

Будем составлять устное сочинение о приходе весны.

Тема «Приход весны».

На какой вопрос будем искать ответ?

(Какая весна, когда приходит к нам)

Какого типа речи должен получиться текст?

(текст-описание)

Вспомним, каким должен быть текс-описание (памятка).

Сколько частей  в сочинении? Назовите их.

Вступление.  Основная часть.  Заключение.

 Работа над первой частью — вступление.

Прочитайте слова, которые записаны на доске.

Идёт, шагает, бредёт, шествует, плетётся, наступает.

Что общего в этих словах?

(Это глаголы, обозначают действие предмета)

Кто может выполнять эти действия?

(Человек)

Сгруппируйте. Докажите.

Идёт                               бредёт

шагает                            плетётся

шествует                        (Старый человек)

наступает

(молодой человек)

Проверка. Почему так сгруппировали?

Составьте предложения о приходе весны, употребив эти слова.

Можно ли предложения использовать во вступлении?

(Да. Называется предмет описания)

Какие глаголы не подойдут к образу весны? Почему?

(Весна — это молодая девушка.)

На доску вывешивается плакат с изображением девушки-весны.

Вспомним предложение о весне из текста, который мы с вами читали.

Весна шагает по полям, по лесам, как молодая хозяйка.

Вам нравится хозяйка?

(Нет. Она не должна быть одета в белое.)

Работа над второй частью.

Переходим к работе над второй частью.

Как называется вторая часть?

(Основная часть)

О чём она?

(О признаках весны)

Сразу ли весна становится хозяйкой? (Нет)

С чего начинается приход весны?

(Стало тепло)

Карточка №2. Прочитайте задание.

Задание. Прочитайте. Подчеркните слова, которые помогают ярко представить весеннее солнце.

  • А. Чехов. «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Воздух так ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями».
  • Аксаков. «Прибавились значительно дни. Ярче и приятнее стали солнечные лучи и сильно пригревают в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега и почернели дороги.»
  • «Наступает весенняя пора. Прбудилась земля от долгого зимнего сна. В лесу зазвенела капель. Под лучами солнца капельки блестят, переливаются. Около глубокого оврага красуется верба».
  • «Пршли ненастные дни. Отшумели вьюги и метели. Пришла весна. Солнце растопило снежинки на верхушках сосен. Упали первые апельки на снег. Они пробили сугроб и сухую листву. Появились проталины.»
  • «Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Ожила земля.»

Проверка.

Составьте своё предложение о солнце, постарайтесь использовать образные выражения.

Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг.

(Прикрепляю солнышко на голову девушке-весне)

О каких признаках прихода весны вы ещё знаете?

(Дети перечисляют)

Работа в парах.

Откройте секретики (конверты)

Что заметили? Почему одна полоска пустая? Какое задание будет дано?

Составьте из предложений текст и допишите своё предложение.

  • В воздухе уже запахло весной.
  • Всё теплее греет солнце.
  • Шумно бегут весёлые ручейки.
  • Из дальних стран летят перелётные птицы.
  •                                                                                                                                                

О каком признаке весны вы составили предложение?

(О снеге)

О чём получился текст?

(О весне)

Прочитайте.

Итог.

Я прочитала очень интересный текст в книге Н.И.Сладкова (показ книги)

Отрывок вы видите на доске, но потеряла прилагательное. Прочитайте и подумайте, какое прилагательное надо вставить в текст.

…  месяц март.    … небо, снега...  . На снегах тени, как синие молнии.

… даль, ...льды.   … на снегу следы.  ...перелески, … канавы. Первые … лужи и последние ... сосульки. А на горизонте — синяя полоска далёкого леса. Весь мир - …!

Проверка.

Н.И.Сладков име ввиду цвет. Как вы думаете — какой?

Почему автор назвал весь мир голубым?

Физминутка.

Дождик песенку поёт, кап-кап  (ходьба)

Только кто её поймёт, кап-кап (хлопки перед собой)

Не пойму ни я, ни ты, кап-кап (хлопки за спиной)

Но зато поймут цветы, кап-кап (хлопки над головой)

И весенняя листва, кап-кап (ходьба)

И зелёная трава, кап-кап (сесть).

Какие звуки весны мы сейчас услышали в тексте физминутки?

Звуки весны  можно услышать не только в текстах, но и в музыке Петра Ильича Чайковского. (Звучит музыка «Времена года. Осень»)

Какие звуки услышали?

Составьте своё предложение о звуках весны

Расскажите его соседу по парте.

Кому предложение соседа понравилось?

Прочитайте загадки ещё раз, выберите ту, в которой говорится о предмете живой природы.

Прочитайте вслух. Докажите. (Это подснежник)

Почему их называют подснежниками?

Какие подснежники вы знаете?

Сообщения детей о подснежниках.( в это время прикрепляются цветочки на платье девушки-весны)

  • Подснежник — первый вестник весны. Его именем называют целую группу растений, зацветающих рано весной. Растениями-подснежниками зовут хохлатку, медуницу, ветреницу, гусинный лук, мать-и-мачеху. (показ открыток) На название «подснежник» имеют право только около 20 видов из семейства амарилисовых-близлежащие родственники нарцисса.
  • Подснежник-белоснежный — маленькое растение семейства амарилисовых родом с юга Европы. Цветок подснежника состоит из шести чисто белых лепестков. В будоне похож на висящую каплю молока, поэтому его латинское название галантус, что означает молочный цветок.

   В разных странах подснежник белоснежный называют по-разному: снежным колокольчиком, снеженкой, снегосверлителем, снежной серёжкой.

   В соке растения много сахаров, которые не дают ему замёрзнуть.

Ребята, вам  понравилась наша весна?

В какой части сочинения мы расскажем о признаках весны?

(В основной части)

Сочинение стихотворения. (на листочках)  

….................бегут

…..................поют

…..................журчат

…..................шумят

Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить?

(Надо сочинить стихотворение, используя рифму. )

На какую тему получится стихотворение?

(О весне)

Проверка.

Как называется третья часть?

(Заключение)

Как бы вы закончили текст сочинения?

Придумайте своё предложение.

С приходом весны всё оживает.

III. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Составляли устное сочинение на тему «Приход весны».

IV. Домашнее задание.

Расскажите свой текст о весне родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития связной речи о родительской любви "Щедрое дерево"

Нравственный урок о Добре...о слепой родительской любви......

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

Конспект урока развития связной речи по теме: "Подробное изложение по рассказу В. Бочарникова "Алёшина яблоня".

Урок развития связной речи направлен на  формирование  у учащихся речевых умений....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие связной речи" 1 класс ФГОС...

Урок развития связной речи в 3 классе

Урок развития связной речи в 3 классе. Подготовка к изложению текста-описания "Лось"....