Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

АРАКЕЛОВА ЭЛЕОНОРА СЕРГЕЕВНА

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-prilagatelnoe.docx463.54 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx20.16 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

«Лучший урок по ФГОС»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

F:\шк 14 семинар-271113\Элла\IMG_4239.jpg

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.

(«Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

Ф.И.О.учителя : Аракелова Элеонора Сергеевна

Место работы:  МКОУ СОШ № 14 города-курорта Кисловодска

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: 

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

Учебник Соловейчик, М.С., Кузьменко, Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник 3 класса, 2 часть.с. 63-64., раб. тетрадь №3

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, карточки с тестами, карты самооценки  

Цель урока: формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи:

Образовательные:

-наблюдать за признаками имён прилагательных, их ролью в речи;

-наблюдать за связью имён существительных и имён прилагательных;

-обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов;

-наблюдать за изменением имён прилагательных по родам и числам.

Развивающие:

- развивать умения находить имена существительные и прилагательные;

-развивать умения находить «командующее» имя существительное»

- связывать имена прилагательные с именами существительными;

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам),

- умение работать с ЭОР;

- обогащать их словарный запас.

– формируем умение  постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно;

 развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний:  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные.

- воспитывать интерес и уважение к родному языку, его богатству;

-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.

–  создать условия для активизации,  проявления инициативы, умения принимать решения в разных ситуациях;

–  формируем умение работать в парах, в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Ход  урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности.
Организация детей к уроку. 

  • - Здравствуйте.
  • Что такое, здравствуй?
  • Лучшее из слов,
  • Потому что, здравствуй,
  • Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.

 Давайте пожелаем здоровья друг другу улыбкой.

Организационный момент. 

Проверка наличия  необходимых принадлежностей; настрой на урок.

2. Подготовка к восприятию. ( Слайд1)

          Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 

К. Г. Паустовский 

- Как вы понимаете это выражение?

-А как нам сделать нашу речь богаче, красивее, певучей, выразительней?

( Ответы детей)

 А для чего нам нужна красивая и богатая речь?

( чтобы она была понятной,  чтобы идти в ногу со временем, чтобы нас было приятно слушать, чтобы мы могли не только красиво говорить, но и  грамотно писать,     …….)

Конечно, и сегодня на уроке мы будем добиваться ваших целей.

Откройте тетради .

Запишите число. Классная работа.

3. Актуализация знаний учащихся.

Словарная работа.

Итак, вы сказали, что должны учиться  грамотно  писать. И мы ежедневно изучаем словарные слова. А какую  орфограмму мы встречаем при изучении этих слов? ( Непроверяемую гласную)  Где мы можем уточнить написание этих слов? ( В орфографическом словаре) . А толкование слов? ( В толковом словаре или в интернете). Мне хочется проверить, как вы усвоили написание изученных слов, а так же знаете ли вы толкование  изучаемых нами слов. Я предлагаю Вам тест.

( Слайд2)

Тест

  1. Какое слово по алфавиту идёт после слова картофель?
  • Канарейка
  • Кастрюля
  • Картина
  • Карандаш
  1. Где нужно вставить букву о?
  •  _прель
  • в-силёк
  • г- раж
  • м-локо
  1. Выбери правильное толкование слова:

Кабачок-это

  • Род тыквы с овальным продолговатым плодом.
  • Однолетнее растение семейства тыквенных с большими шарообразными  сладкими плодами.
  • Огородное растение семейства тыквенных с продолговатым  зелёным плодом.
  • Огородный овощ, растущий обычно кочаном.
  1. Найди лишнее слово.
  • Животное
  • Растение
  • Жёлтый
  • Коллекция

Взаимопроверка.

 Отметка в карте самооценки.

Микроитог: (Слайд3)        

- Для чего нам нужно знание алфавита?

- Где мы узнаём написание слов с непроверяемой гласной?

-Где искали толкование слова?

- По какому принципу искали лишнее слово?

 К какой части речи оно относится?

( к имени прилагательному)

 

4. Формулирование темы и цели урока (Слайд4)

Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Леонид Яхнин

(Слайд5)

-Какое слово повторяется?

-К какой части речи оно относится?

-Что мы знаем об имени прилагательном?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Как изменяется имя прилагательное?

 -С  какой частью речи согласуется имя прилагательное? 

(Слайд6)

-Выпишите словосочетание сущ. +прил.

Какое прилагательное вы выписали?

Что изменялось в нём?

Почему изменялись окончания?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему.

(Слайд7)

Тема урока: «Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

Отметка в карте самооценки.

5 . Решение учебной задачи.

        (Слайд 8)

 - В русском языке много тайн. Давайте приоткроем тайну имени прилагательного. Из мальчиков и девочек вы превращаетесь в филологов-исследователей.

Наша цель - исследовать имёна  прилагательные. Исследования вы будете проводить в парах.  Понаблюдайте за выписанными вами словосочетаниями.  Попробуйте составить кластер о том, как изменяются  имёна   прилагательные.

(Слайд 9)

-Давайте посмотрим, какие выводы у вас получились. Как изменяется прилагательное? От чего зависит изменение имён прилагательных? Как мы можем определить род имени прилагательного?

-Давайте проверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитайте сообщение на стр. 63.

В вопросах –командах от  имени существительного  к имени прилагательному окончания ударные. Поэтому они подсказывают буквы безударным окончанием.

(Слайд 10)

Попробуем использовать добытые нами знания в упражнении № 481. Допишите в словах окончания. Как будете действовать? Что впишите в скобки? От чего зависели окончания прилагательных?

 Микроитог.

(Слайд 11)

Продолжим наблюдение. В упражнении 482  ещё раз впишем окончания.

 У имени существительного во множественном числе команда всегда одна- «какие?» и имя прилагательное подчиняясь этой команде, употребляется  во множественном числе.  Можно определить род по роду имени существительного, с которым оно связано. У имён прилагательных в ед. числе окончания разные. У имён прилагательных во мн.числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые -ые,-ие.

6. Физкультминутка

(Слайд 12 )

       Продолжим исследования. Откроем тайну окончаний имён прилагательных. Наша цель - исследовать окончания имён прилагательных.

     

   (Слайд 13 )

-Давайте проверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитайте сообщение на стр. 64.

(Слайд 13)

7. Закрепление. Работа над темой урока.

(Слайд 14)

Узнаем окончание имени прилагательного по вопросу к нему.

- Вставьте  слова во фразеологизмы. К какой части речи они относятся?

  • Хуже ( горькой ) редьки.
  • Под ( горячую) руку попадаться.
  • Искать (вчерашний) день.
  1. Тратить время на бесполезные поиски чего-либо.
  2. Совершенно невыносим.
  3. В минуту гнева, раздражения. В самый неподходящий момент.

(Слайд 15)

Продолжим исследование. Откроем тайну вариантов окончаний  -ые или  -ие.

Для этого определим на какой звук оканчивается основа имени прилагательного.

-Что такое основа?

( Основа-это часть слова без окончания)

 

Вывод: Если слова заканчиваются на твёрдый звук, окончание – ые, если на мягкий – ие.

Определите, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Вставьте нужные окончания.

(Слайд 16)

Дороги весёл__, печальн__,

То ближн__, то дальн__,

И лёгк__, и торн__,

Извилист__, горн__.

 Не забывайте пользоваться словарём, если встретите незнакомое слово.

_ Что такое торные?  ( Торные -значит гладкие, ровные)

Микроитог.

А сейчас мне, мои юные исследователи, мы используем полученные нами выводы, работая в группах.

(Слайд 17)

(Дети работают с заданиями в группах. Защищают ,работая по ссылкам)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ebe02642-5c81-4c22-b22c-9817aeaa3968/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BQS_080%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bd202f1-a65a-4823-9434-72203368b733/%5BNS-RUS_4-11%5D_%5BQS_012%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ad71cf58-c06a-47c3-ae94-b12c3dd52974/%5BNS-RUS_3-23%5D_%5BIG_039%5D.swf

8 . Рефлексия.

Ребята, покажите карту самооценки. Я вижу, что есть ученики, которые успешно справились со всеми видами работы. Есть ребята, которым не всё сегодня было понятно.

9. Домашнее задание.

Для каждого из вас- задание. (Задания выдаются дифференцированные)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Средства  обучения, перечень используемых на уроке ЭОР

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Психологическая минутка.

Создание благоприятного психологического климата, настрой на учебную деятельность..

Подготавливают рабочее место.

2

2

Подготовка к восприятию.

Организует беседу, выявляющую суть высказывания к. Паустовского.

 При необходимости корректирует результаты ответов.

 Участвуют в обсуждении  высказывания, формулируют  собственное мнение и аргументируют  его.

 Мультимедийная презентация, слайд 1

3

3

 Актуализация знаний учащихся.

1.Заинтересовать учащихся, чтобы они захотели и смогли проявить себя. Провести словарную работу в виде теста

2. Предложить взаимопроверку

3. Подведение итогов

1.Выполняют тест

2.Выполняют взаимопроверку

3. Самооценка

Карточки с тестами.

Презентация, слайд 2,слайд 3

4

4

Формулирование темы и цели урока

1.Организует выполнение задания по определению формулировки темы  и типа урока.

2 Включает  учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы и цели урока.

3. Учит отстаивать свою точку зрения.

1.Работают с информацией, представленной в форме устного  вопроса учителя, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют  его.

2. Выполняют самооценку деятельности на данном этапе.

Презентация, слайд 4 -7

4

5

Решение учебной задачи.

1.Включает  учащихся в исследовательскую работу, предлагая сделать кластер.

2. Организовывает  работу, обеспечить контроль  за правильностью обсуждения.

3. Организовывает  фронтальную работу по учебнику и в тетради.

Участвуют в исследовании имён прилагательных, работая в парах. Составляют кластер.

.Формулируют  собственное мнение и аргументируют его.

Формулировать своими словами, выводить алгоритм.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Презентация, слайд 9-11.

Учебник. М.С. Соловейчик. Русский язык, часть2, , упр. 481, 482.

10

6

Физкультминутка

Мультивидео, слайд 12

2

7

Закрепление. Работа над темой урока.

Организовывает самостоятельную работу в тетради

Организовывает групповую работу.

 

 

Применяют новые знания. Работают самостоятельно.

Работа в группах.

Презентация, слайд 14-17

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ebe02642-5c81-4c22-b22c-9817aeaa3968/%5BNS-RUS_2-05%5D_%5BQS_080%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bd202f1-a65a-4823-9434-72203368b733/%5BNS-RUS_4-11%5D_%5BQS_012%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ad71cf58-c06a-47c3-ae94-b12c3dd52974/%5BNS-RUS_3-23%5D_%5BIG_039%5D.swf

13

8

Рефлексия.

Организовывать  рефлексию деятельности учащихся на уроке.

Заполнение карточек самооценки.

Определяют результаты урока, проводят рефлексию хода урока и результатов собственной деятельности.

Карты самооценки

2

9

Домашнее задание.

Организовать дифференцированный выбор дом.задания по результатам самооценки.

Выбирают по результатам самооценки домашнее задание.

Дифференцированные карточки

2

Технологическая карта урока

Ф.И.О.учителя : Аракелова Элеонора Сергеевна

Место работы:  МКОУ СОШ № 14 города-курорта Кисловодска

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык.

Класс: 3.

Тема урока: Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

Учебник Соловейчик, М.С., Кузьменко, Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник 3 класса, 2 часть.с. 63-64., раб. тетрадь №3

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, карточки с тестами, карты самооценки  

Цель урока: Формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи:

Образовательные:

-наблюдать за признаками имён прилагательных, их ролью в речи;

-наблюдать за связью имён существительных и имён прилагательных;

-обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов;

-наблюдать за изменением имён прилагательных по родам и числам.

Развивающие:

- развивать умения находить имена существительные и прилагательные;

-развивать умения находить «командующее» имя существительное»

- связывать имена прилагательные с именами существительными;

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам),

- умение работать с ЭОР;

- обогащать их словарный запас.

– формируем умение  постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно;

 развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний:  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные.

- воспитывать интерес и уважение к родному языку, его богатству;

-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.

–  создать условия для активизации,  проявления инициативы, умения принимать решения в разных ситуациях;

–  формируем умение работать в парах, в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

       Сегодняшний урок «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.» («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)  № 3 в системе уроков по теме «И вновь о частях речи (20: 16/4р.)»

 

       Его цель –  формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

      Я ставила перед собой следующие задачи:

 Образовательные:

-наблюдать за признаками имён прилагательных, их ролью в речи;

-наблюдать за связью имён существительных и имён прилагательных;

-обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов;

-наблюдать за изменением имён прилагательных по родам и числам.

Развивающие:

- развивать умения находить имена существительные и прилагательные;

-развивать умения находить «командующее» имя существительное»

- связывать имена прилагательные с именами существительными;

– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам),

- умение работать с ЭОР;

- обогащать их словарный запас.

– формируем умение  постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно;

 развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний:  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные.

- воспитывать интерес и уважение к родному языку, его богатству;

-желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно.

–  создать условия для активизации,  проявления инициативы, умения принимать решения в разных ситуациях;

–  формируем умение работать в парах, в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

 

      Начало урока было организованным, учащиеся к уроку готовы, я старалась в начале урока класс мобилизовать и настроить на работу.

По типу это урок ознакомления с новым материалом, он включал в себя несколько  этапов: организационный момент, подготовка к восприятию,актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, решение учебной задачи, закрепление, рефлексия, домашнее задание.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, которые соответствовали возрасту учащихся и их подготовки.

          Считаю, что материал урока оказался  интересным для учащихся.

На протяжении всего урока доминирующими средствами обучения были словесные, наглядные и практические методы обучения.

       В ходе урока на  этапе развития умений была организована индивидуальная, фронтальная, групповая и коллективная

     Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой  учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.

         Материал доступен для понимания, этапы урока взаимосвязаны и последовательны. Старалась плавно подвести детей к теме урока. Дети по моим наводящим вопросам сформулировали тему урока, поставили цели, и пытались вести исследовательскую работу. Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы, использовали практический материал и умело включались в работу с электронными образовательными ресурсами.

         Учитывая санитарно-гигиенические требования , следила за правильностью рабочей позы учащихся и для снятия утомления своевременно была проведена физминутка.

       Ученики показали, что умеют работать с учебником, с электронными образовательными ресурсами, пользоваться интерактивной доской, работать в парах, группах, вести самооценку своей деятельности, анализировать и обобщать свои знания,  умеют дифференцированно выбирать домашнее задание. Психологический климат на уроке был позитивный, на мой взгляд, урок целей достиг.

      Распределение времени было продуктивным. Темп урока умеренный. Мне удалось уложиться по времени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»

-          На уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных....

Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных.

Урок посвящён развитию умения находить имена существительные и прилагательные, находить «командующее» имя существительное, связывать имена прилагательные с именами существительными и выбирать буквы в ...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Разработка урока по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа"

Разработка представляет собой конспект урока с использованием ИКТ. На уроке осуществляется межличностный контакт, создается комфортная психологическая атмосфера. Учащиеся учатся правильно писать оконч...