Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
    «Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»

    Упорова Олеся Юрьевна

     

    -          На уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_3-m_klasse.doc216.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку в 3-м классе на тему: «Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»


    Упорова Олеся Юрьевна, учитель начальных классов

    Тип урока – урок комбинированный.

    Программа под редакцией М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» 3-й класс

    Характеристика исходного уровня ЗУНов для постановки целей, усвоения учащимися материала.

    Логика распределения учебного материала при изучении темы определяется следующими целями обучения:

    1. углубление полученных ранее знаний,
    2. обобщение материала и переход на новый качественный уровень его осмысления,
    3. ликвидация пробелов в той или иной области знаний, умений и навыков,
    4. дальнейшее развитие познавательных творческих интересов учащихся,
    5. реализация творческого потенциала через совершенствование навыков работы с текстом.

    В результате изучения темы у ребят должно сформироваться:

    1. развивать умение находить имена существительные и прилагательные;
    2. умение находить зависимость рода прилагательного от существительного;
    3. находить «командующее» имя существительное, связывать имена прилагательные с именами существительными;
    4. формировать умение выбирать буквы в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов.

    На предыдущих уроках была проведена работа по повторению и сопоставлению частей речи, расширялись представления третьеклассников о тех семантических группах слов, которые относятся к именам существительным, а также учитель развивал умение определять род имени существительного и прилагательного.

    Система заданий, формы и приёмы работы на уроке определяются высоким уровнем развития большинства учащихся, хорошей гибкостью мышления, развитием всех видов внимания. Дифференцированный подход к учащимся позволяет надеяться на получение хороших результатов в процессе работы.

    Цели и задачи урока: 

    1. Образовательная: наблюдать над признаками имен прилагательных, их ролью в речи; наблюдать за связью имен существительных и прилагательных; обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов; наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам.
    2. Развивающая: развивать умение находить имена существительные и прилагательные; развитие умения находить «командующее» имя существительное; связывать имена прилагательные с именами существительными; развивать речь учащихся; обогащать их словарный запас.
    3. Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.

    Оборудование: карточки к словарным словам, картинки леса и подснежников, плакат алгоритма, таблица с окончаниями и вопросами имен прилагательных.

    Ход урока

    1. Организационный момент

            - Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико»).

            Орешек знаний твёрд,

            Но всё же, мы не привыкли отступать.

            Нам расколоть его поможет

            Этот урок, девиз которого:

            «Хочу всё знать!»

    2. Чистописание

    Языком не торопись, а торопись делом.

    3. Словарная работа

                     

                     

                           

    1. Какие безударные гласные пропущены в словарных словах?
    2. Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями? Как определили?
    3. Что нам поможет определить окончания у прилагательных?

    (Вопрос.)

    1. Запишите, раскрывая скобки, сочетания слов с вопросами. Как определить род прилагательных? Выделите окончания.
    2. Какое слово является "командующим"?
    3. Какова последовательность действий при определении окончания прилагательного?

    На доску вывешивается плакат с последовательностью действий:

    1. Подумайте, когда пишется окончание –ая, а когда –яя?
    2. Понаблюдайте, когда пишется окончание – ое, а когда – ее?
    3. Когда пишется – ый, а когда – ий?
    4. Сделайте вывод. Выделите основу.

    4. Сообщение темы урока.

    1. Сегодня на уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных.

    Учитель вывешивает на доску таблицу с окончаниями и вопросами имен прилагательных.

    Откройте учебник на стр. 57, познакомьтесь с выводами авторов упр. 488 – выводы совпали?

    5. Работа с учебником

    Выполнение задания упр. 489, стр. 57.

    1. Объясните постановку окончания в слове «свежий».
    2. Познакомьтесь с заданием.
    3. Выполнение упр. 490.
    4. Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в постановке окончания у прилагательного?
    5. Составление алгоритма действий.

    1) Найти существительное, от которого зависит прилагательное.

    2) Отметить существительное знаком «х».

    3) Задать вопрос от существительного к прилагательному.

    4) Выяснить окончание в вопросе.

    5) Записать соответствующее окончание прилагательному.

    6) Помнить о несовпадении окончаний в мужском роде.

    (Исходя из ответов детей, учитель на доске составляет краткую схему действий.)

    Дети выполняют задание в тетрадях.

    6.Физкультминутка

    Гимнастика для отдыха глаз.

    1. И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 5-7 раз.

    2. И. п. – стоя. Смотреть перед собой 2-3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

    7. Работа коллективная

    Прочитай текст.

    Вот уж снег последний в поле тает,

    Тёплый пар восходит от земли,

    И кувшинчик синий расцветает,

    И зовут друг друга журавли.

    Юный лес, в зелёный дым одетый,

    Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

            ( А.К. Толстой)

    Снег (какой?) последний. Имя существительное употреблено в форме единственного числа, мужского рода и прилагательное последний – тоже в форме единственного числа, мужского рода. Также идет наблюдение над словосочетаниями теплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, теплые грозы. Именно этими словами рисует картину ранней весны – весенний пейзаж.

    Спишите из текста словосочетания сущ + прил.

    Закрыли глаза. Представим, что оказались в весеннем лесу, свежий запах молодой зелени наполняет все пространство вокруг. Звонкое пение птиц заставляет остановиться и прислушаться, давайте подышим глубоко, остановим время на мгновение, услышим пробуждение природы, веселое журчание ручья. И с хорошим настроением вернемся на урок.

    А теперь в группах понаблюдаем за тем, как изменяются имена прилагательные и сравним с именем существительным. Данные занесем в таблицу.

    Часть речи

    Изменение по родам

    Изменение по числам

    Имя существительное

    +

    Имя прилагательное

    +

    +

     

    Подснежник похож по форме на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик позволяет ярче представить себе, как выглядит этот цветок.

    Почему весенний лес назван юным, а молодая листва – это зеленый дым?

    Что объединяет эти слова? Это слова синонимы.

    Из толкового словаря:

    Молодой, -ая, -ое, -ые:

    1. Живущий ещё недолго, не достигший среднего возраста.
    2. Возникший, появившийся, приготовленный недавно.
    3. Свойственное людям, не достигшим среднего возраста.

    Юный:

    1. Молодой, очень молодой.
    2. Свойственный молодому..

    8. Подведение итогов урока.

    Как определить род и число существительного?

    Как определить род и число прилагательного?

    Какова   последовательность  действий   при  определении окончания прилагательного?

    9. Домашнее задание.

    Выполнить задание № 491.

    (больш□)

    с*сулька

    б * реза

    (стройн □)

    с * лнце

    (ярк □)

    (шустр □)

    в * р * бей

    Х

    Х


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода и числа имен существительных"

    Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного.  На  данном уроке используется прием работы в группах....

    Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Род и число имен существительных» на семинаре «Здоровьесберегающая профессионально – педагогическая деятельность школьного учителя»

    По мнению медиков, причины 75% болезней человека возникают в школьные годы. Поэтому данный урок построен так, чтобы обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья, формировать необходимые знания,...

    Урок русского языка в 3 классе на тему: "О роде и числе имен существительных и прилагательных"

    Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах....

    Урок русского языка по теме "Род и число имен существительных" 3 класс

    Предлагаю вашему вниманию урок русского языка по теме "Род и число имен существительных". На уроке дети знакомятся с грамматической сказкой, учатся определять род имен существительных, услышат голос с...

    Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных.

    Урок посвящён развитию умения находить имена существительные и прилагательные, находить «командующее» имя существительное, связывать имена прилагательные с именами существительными и выбирать буквы в ...

    Определение рода и числа имен существительных.

    План проведения урока русского языка в 3 классе.Тема урока: Определение рода и числа имен существительных.Цель урока:Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существител...

    Урок русского языка в 3 классе по теме «Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»

    Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа, занимательный материал. На протяжении всег...