Определение рода и числа имен существительных.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Степанова Ирина Ильинична

План проведения урока русского языка в 3 классе.

Тема урока: Определение рода и числа имен существительных.

Цель урока:

Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного.

Задачи:

1) Закрепить знания по определению рода и числа имен существительных.

2)Создать  условия для:

-развития умения преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, творческие задания; познавательных интересов;

- совершенствования навыков коллективного труда.

3. Создать условия для воспитания коллективизма, взаимовыручки и владения умениями для саморазвития.

Оборудование: карточки со словами; карточки с названиями рода имени существительного; карточки для групповой и индивидуальной работы; тексты; «портфолио» учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_kl_rod_imen_sushch.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения урока русского языка в 3 классе.

Тема урока: Определение рода и числа имен существительных.

Цель урока:

Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного.

Задачи:

1) Закрепить знания по определению рода и числа имен существительных.

2)Создать  условия для:

-развития умения преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, творческие задания; познавательных интересов;

- совершенствования навыков коллективного труда.

3. Создать условия для воспитания коллективизма, взаимовыручки и владения умениями для саморазвития.

Оборудование: карточки со словами; карточки с названиями рода имени существительного; карточки для групповой и индивидуальной работы; тексты; «портфолио» учащихся.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Распределение по группам.

Детям раздаются карточки со словами: конь, папа, ветер, тетрадь, книга, ручка, окно, дерево, озеро, полотенце.

На столах карточки м.р., ж.р., ср. р.

Задача детей определить род имени сущ. и занять место за соответствующим столом.

Проверка!

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Во время нашего путешествия мы закрепим полученные знания об имени существительном. А на чем, вы узнаете после проделанной работы. Чтобы наше путешествие прошло удачно надо, чтобы все приборы работали исправно, в салоне была чистота и порядок. Поэтому первое задание будет минутка чистописания.

III. Минутка чистописания.

Буквы и слова для минутки чистописания у каждой группы будут свои.

1 экипаж: Эта буква встречается во всех следующих словах: рот, риск, корка.

               Записать, чередуя большую и маленькую буквы. (Рр)

              Отгадать загадку, записать отгадку и подобрать к этому слову                                            

               однокоренные слова, выделив корень.

                Кто в лесу огромней всех,

                Кто богатый носит мех,

                Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны.  (Медведь, медведица, медвежонок,     медвежья)

2 экипаж: Эта буква встречается во всех следующих словах: компот, майка,

               коза.

               Записать, чередуя большую и маленькую буквы. (Кк)

              Отгадать загадку, записать отгадку и подобрать к этому слову

              однокоренные слова, выделив корень.

                Мною можно умываться.

                Я умею проливаться.

                В кране часто я живу,

                А еще в реке, пруду. (Вода, водичка, водный, водяной,

                водомерка, водолаз)

3 экипаж: Эта буква встречается во всех следующих словах: торг, рот,     власть.

               Записать, чередуя большую и маленькую буквы. (Тт)

              Отгадать загадку, записать отгадку и подобрать к этому слову

              однокоренные слова, выделив корень.

                Всё белым-бело сегодня,

                И светло, хоть солнца нет.

                С неба сыплется холодный,

                Белый-белый мягкий …     (Снег, снежок, снежный, снеговик,

                Снегурочка)

- Назовите, какие буквы записали. Какой вид  транспорта получится, если добавить гласные буквы? (ракета)

Вот на ней мы сегодня и отправимся в путешествие. Куда можно полететь на ракете? (к звездам, на планеты).

Вот мы и отправимся на планеты нашей солнечной системы.                                      Итак, в путь!

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом.

- Первая наша планета «Меркурий».

1) Сведения о планете.

        Меркурий – самая «жаркая» планета. Он ближе всего находится к солнцу. Меркурий – наименьшая из планет.

2) Из текста выписать имена существительные, определить род и число.

1 группа: Хорошо в жаркий день на реке. Одна за другой бегут маленькие волны.

2 группа: На лесной полянке кланяются лиловые колокольчики. Вьётся цепкий горошек.

3 группа: Очень красивы деревья ранней осенью. Как хорош клен!

Как определить род сущ. в тексте?

2. Игра «Узнай род имен существительных».

2 планета «Венера».

1)Сведения о планете.

До полётов в космос ученые называли Венеру самой таинственной планетой, потому что ее нельзя было хорошо изучить из-за густых облаков. Эти облака состоят их углекислого газа, которые не пропускают солнечный свет. Венера освещается Солнцем не больше, чем Земля в лунную ночь.

2) - Я буду называть имена сущ., а вы будете показывать соответствующую карточку.

        Фамилия, имя, картофель, вагон, портфель, морковь, овощ, пальто, туфли, ботинки, плащи, города, села, поселки, расстояние.

Как определить род, если сущ. стоит во мн. числе?

Физкультминутка

3 планета «Марс

Сведения о планете.

На ночном небе Марс – это красная пульсирующая точка. Люди с незапамятных времен связывали эту звезду с чем-то грозным и опасным. Достоверные знания добывали в течение многих столетий, и оказалось, что планета очень похожа на нашу Землю.

Музыкальная

V.  Словарная работа.

4 планета «Юпитер»

1) Сведения о планете.

        Юпитер – пятая по расстоянию от Солнца планета. Именем древнеримского бога неба, грома, молнии и дождя назвали ученые эту планету. Юпитер – настоящий гигант, он в 1300 раз больше Земли.

2) Запишите следующие слова в столбик, подчеркните безударную гласную и через черточку напишите проверочное слово.

        Зима, река, тарелка, озеро, ведро, кровать.

С какой проблемой столкнулись при выполнении задания?

Это и будут наши новые словарные слова, написание которых вы должны будете запомнить.

Открываем словарики, дома вы должны были подготовить рисунки, пословицы и загадки для словарных слов, которые изучали на прошлых уроках. Продемонстрируйте свои работы.

Запись новых слов в словарик.

тарелка

Придумайте и запишите предложение с этим словом.

кровать

Запись словосочетаний:

Двуспальная кровать, детская кроватка, кроватное производство.

Как назовем слова: кровать, кроватка, кроватное? Выделите корень.

VI. Работа по теме урока.

1.Работа с учебником.

 5 планета «Сатурн».

1)Сведения о планете.

        Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Он отличается от всех планет своим необычным видом. Сатурн опоясан удивительно красивыми кольцами, которые состоят главным образом из огромного количества обломков камней и ледяных глыб.

2) Упр. 428 с. 161. (устно)

1 группа – 1 предложение; 2 группа – 2 и 3 предложение; 3 группа –                  4 предложение.

 Найти имена сущ. и определить род.

2. Игра «Подбери пару»

6 планета «Уран»

Сведения о планете

- Уран очень похож на Юпитер.

2) На доске 3 столбика слов мужского рода, подобрать и записать сущ. женского рода.

отец                        мужчина                        волк

дедушка                сосед                                брат

козёл                        бык                                заяц

внук                        сын                                папа

кот                        кролик                        баран

продавец                осёл                                ворон

                                                        мальчик

                                                        медведь

VIII. Самостоятельная работа.

7 планета «Нептун»

Сведения о планете

- Совершает оборот вокруг солнца за 164 года. Сутки длятся 16 часов. Имеет один спутник.

Каждому учащемуся даётся карточка для самостоятельной индивидуальной работы, карточки имеют дифференцированные задания.

Для сильных учащихся:

Составить текст из 4-5 предложений на тему «Скоро весна!», найти в нём имена существительные, определить род и число.

Для средних:

Из данных слов выписать существительные, определить род и число.

Спорт, читает, картины, звёздный, озеро, дела, большие, смотрит, зарядка, берега, книга, стихает, ветер.

Для слабых:

Списать существительные, определить род и число.

Дерево, поэт, магазины, роса, стрижи, озёра, песня, фотография, дедушка, клей.

IX. Домашнее задание. 

6 планета «Земля»

1)Почему последняя планета нашего путешествия Земля? Что вы знаете о Земле?

Упр. 425, в словарик нарисовать рисунки к словарным словам.

X.    Подведение итогов.

- Понравился ли урок?

- Что запомнилось больше всего? Какие задания понравились?

- О чем шла речь сегодня на уроке?

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода и числа имен существительных"

Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного.  На  данном уроке используется прием работы в группах....

«Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»

-          На уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных....

Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных.

Урок посвящён развитию умения находить имена существительные и прилагательные, находить «командующее» имя существительное, связывать имена прилагательные с именами существительными и выбирать буквы в ...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

Определение рода и числа имен существительных

Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа 2100"...

Урок русского языка "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."

Урок русского языка на тему: "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."...