Определение рода и числа имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Евтушенко Элла Александровна

Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Определение рода и числа имен существительных.

Цель урока:

Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного.

Задачи:

1) Закрепить знания по определению рода и числа имен существительных.

2) Создать  условия для:

-развития умения преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, творческие задания; познавательных интересов;

- совершенствования навыков коллективного труда.

3. Создать условия для воспитания коллективизма, взаимовыручки и владения умениями для саморазвития. 

Формирование УУД

 Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: карточки со словами; карточки с названиями рода имени существительного; карточки для групповой и индивидуальной работы; тексты; презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Игра « Имя существительное как часть речи»

- Составление блок-схемы.

  1. Игра «Путанница».

  1. Работа с таблицей. Написать слова в таблицу.

Распределить слова в таблицу.

Конь, папа, тетрадь, ветер, книга, ручка, окно, дерево, озеро, полотенце, ночь, дядя

Женский род

Мужской род

Средний род

- Проверка!

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Во время нашего путешествия мы закрепим полученные знания об имени существительном. А на чем, вы узнаете после проделанной работы. Чтобы наше путешествие прошло удачно надо, чтобы все приборы работали исправно, в салоне была чистота и порядок. Поэтому первое задание будет минутка чистописания.

III. Минутка чистописания.

- Работа на листках чистописания.

- Загадка.

Стремительно мчится
Учёная жар-птица.
Тело — броня,
Хвост — из огня.
Команду с Земли
Услышит вдали
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит.
Жар-птицы повадки
Развить без оглядки. Ракета.

Вот на ней мы сегодня и отправимся в путешествие. Куда можно полететь на ракете? (к звездам, на планеты).

Вот мы и отправимся на планеты нашей солнечной системы.                                      Итак, в путь!

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с текстом.

- Первая наша планета «Меркурий».

1) Сведения о планете.

        Меркурий – самая «жаркая» планета. Он ближе всего находится к солнцу. Меркурий – наименьшая из планет.

2) Из текста выписать имена существительные, определить род и число.

1 ряд: Хорошо в жаркий день на реке. Одна за другой бегут маленькие волны.

2 ряд: На лесной полянке кланяются лиловые колокольчики. Вьётся цепкий горошек.

3 ряд: Очень красивы деревья ранней осенью. Как хорош клен!

Как определить род сущ. в тексте?

2 планета «Венера».

  1. Сведения о планете.

До полётов в космос ученые называли Венеру самой таинственной планетой, потому что ее нельзя было хорошо изучить из-за густых облаков. Эти облака состоят их углекислого газа, которые не пропускают солнечный свет. Венера освещается Солнцем не больше, чем Земля в лунную ночь.

2) - Я буду называть имена сущ., а вы будете показывать карточку, на которой указан род имени существительного.

        Фамилия, имя, картофель, вагон, портфель, морковь, овощ, пальто, туфли, ботинки, плащи, города, села, поселки, расстояние.

Как определить род, если сущ. стоит во мн. числе?

Физкультминутка

3 планета «Марс

Сведения о планете.

На ночном небе Марс – это красная пульсирующая точка. Люди с незапамятных времен связывали эту звезду с чем-то грозным и опасным. Достоверные знания добывали в течение многих столетий, и оказалось, что планета очень похожа на нашу Землю.

V.  Словарная работа.

4 планета «Юпитер»

1) Сведения о планете.

        Юпитер – пятая по расстоянию от Солнца планета. Именем древнеримского бога неба, грома, молнии и дождя назвали ученые эту планету. Юпитер – настоящий гигант, он в 1300 раз больше Земли.

2) Запишите следующие слова, подчеркните безударную гласную и через черточку напишите проверочное слово.

        Зима, река, тарелка, озеро, ведро, кровать.

(з…ма, р…ка, т…релка, оз…ро, в…дро, кр…вать).

С какой проблемой столкнулись при выполнении задания?

Это и будут наши новые словарные слова, написание которых вы должны будете запомнить.

Придумайте и запишите предложение с одним из этих  слов.

VI. Работа по теме урока.

1.Работа с учебником.

 5 планета «Сатурн».

  1.  Сведения о планете.

        Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Он отличается от всех планет своим необычным видом. Сатурн опоясан удивительно красивыми кольцами, которые состоят главным образом из огромного количества обломков камней и ледяных глыб. Это одна из загадочных планет.

Сейчас мы будем отгадывать загадки и записывать ответы в тетрадь.

Загадки

Состоит из точек свет,
Полна горница планет.
(Космос)

Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе …
(Звездочет)

Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — …
(Комета)

Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический …
(Метеорит)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
(Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)

Алгоритм

разбора существительного как части речи.

(повторение )

  1. Задать вопрос.
  2. Поставить в начальную форму ( в единственное число, вопросы кто? что?)
  3. Указать часть речи.
  4. Определить постоянные признаки:

- одушевленное или неодушевленное;

- род.

5. Определить непостоянные признаки:

- число.

 (слово «Космос» с помощью учителя, одно из слов на выбор – самостоятельно.

2. Игра «Подбери пару»

6 планета «Уран»

Сведения о планете

- Уран очень похож на Юпитер.

2) На доске 3 столбика слов мужского рода, подобрать и записать сущ. женского рода.

отец                        мужчина                        волк

дедушка                сосед                        брат

козёл                бык                                заяц

внук                        сын                                папа

кот                        кролик                        баран

продавец                осёл                                ворон

                                                        мальчик

                                                        медведь

VIII. Самостоятельная работа.

7 планета «Нептун»

Сведения о планете

- Совершает оборот вокруг солнца за 164 года. Сутки длятся 16 часов. Имеет один спутник.

Каждому учащемуся даётся карточка для самостоятельной индивидуальной работы, карточки имеют дифференцированные задания.

Для сильных учащихся:

Составить текст из 4-5 предложений на тему «Скоро весна!», найти в нём имена существительные, определить род и число.

Для средних:

Из данных слов выписать существительные, определить род и число.

Спорт, читает, картины, звёздный, озеро, дела, большие, смотрит, зарядка, берега, книга, стихает, ветер.

Для слабых:

Списать существительные, определить род и число.

Дерево, поэт, магазины, роса, стрижи, озёра, песня, фотография, дедушка, клей.

IX. Домашнее задание. 

6 планета «Земля»

1)Почему последняя планета нашего путешествия Земля? Что вы знаете о Земле?

Повторить алгоритм разбора существительного как части речи.

X.    Подведение итогов.

- Сегодня на уроке мне понравилось…

- Я узнал….

- Мне трудно было выполнить задание…..

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык. 3 класс. Подготовила Евтушенко Э.А.

Слайд 2

Прозвенел уже звонок, Начинается урок!

Слайд 3

Имя существительное - обозначает название предмета; - отвечает на вопросы кто?что?; Постоянные признаки: - одушевленное или неодушевленное; - род (женский, мужской, средний). Непостоянный признак: - число (единственное и множественное)

Слайд 4

Игра «Путаница» гисапо версеный кангста цалисто басока Расшифруйте слова, запишите, выделите в них орфограммы.

Слайд 5

Проверяем сапоги северный стакан столица собака

Слайд 6

Проверка Мужской род Женский род Средний род конь тетрадь окно папа книга дерево ветер ручка озеро дядя ночь полотенце

Слайд 7

Загадка ракета

Слайд 8

Планета Меркурий

Слайд 9

Работа с предложением 1 ряд: Хорошо в жаркий день на реке. Одна за другой бегут маленькие волны. 2 ряд: На лесной полянке кланяются лиловые колокольчики. Вьётся цепкий горошек. 3 ряд : Очень красивы деревья ранней осенью. Как хорош клен!

Слайд 10

Планета Венера

Слайд 11

Планета Марс

Слайд 12

Словарная работа Записать слова, вставляя пропущенные буквы. З…ма, р…ка, т…релка, оз…ро, в…дро, кр…вать.

Слайд 13

Планета Сатурн

Слайд 14

Загадки

Слайд 20

Отгадки Космос, звездочет, комета, метеорит, Луна, Земля.

Слайд 21

Алгоритм разбора имени существительного Задать вопрос. Поставить в начальную форму ( в единственное число, вопросы кто? что?) Указать часть речи. Определить постоянные признаки: - одушевленное или неодушевленное; - род. 5. Определить непостоянные признаки: - число.

Слайд 22

Планета Уран

Слайд 23

Планета Нептун

Слайд 24

Планета Земля

Слайд 25

Итог урока - Что нового вы узнали об имени существительном? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чем испытывали затруднения? - Как вы думаете, кто сегодня заработал отметку в дневник? Обоснуйте свою мысль.

Слайд 26

Задание по выбору. повторить алгоритм разбора существительного. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Слайд 27

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода и числа имен существительных"

Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существительного.  На  данном уроке используется прием работы в группах....

«Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных»

-          На уроке мы будем работать над определением рода и числа имен существительных и прилагательных....

Поговорим подробнее о роде и числе имен существительных и прилагательных.

Урок посвящён развитию умения находить имена существительные и прилагательные, находить «командующее» имя существительное, связывать имена прилагательные с именами существительными и выбирать буквы в ...

Определение рода и числа имен существительных.

План проведения урока русского языка в 3 классе.Тема урока: Определение рода и числа имен существительных.Цель урока:Обеспечить в ходе урока закрепление умения определять род и число имени существител...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

Урок русского языка "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."

Урок русского языка на тему: "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."...