Рабочая программа, обучение грамоте
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

АРАКЕЛОВА ЭЛЕОНОРА СЕРГЕЕВНА

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._obuchenie_gramote.doc576 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование уроков

«Обучение грамоте (чтение и письмо)»

№ п/п

Тема

У М К «Гармония»

1 класс

Обучение грамоте

 (чтение  и письмо)

95/95 часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

№ задания

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

чтение

письмо

1-я четверть ( 33 ч.)

Подготовительный период ( 19)

Знать: 

 Обучающиеся должны знать, чему учили детей в древности, чему учат современных детей

  Признаки предложения

Уметь:

  Различать устную и письменную речь

   Графически оформлять предложение и слово

   Устанавливать количество и порядок слов в предложении

Иметь понятие:

О звуке и букве

Личностные:

Будет  сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе  и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика»  при изучении тем раздела, во время совместной работы с учителем и одноклассниками и посещения школьной библиотеки.

Сформируется ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности  при становлении каллиграфических умений;

Будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу во время изучения  правил хорошей речи.

Регулятивные:

   Принятие  и сохранение учебной задачи с помощью учителя при развитии аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. 

   Освоение способов

ориентировки в

пространстве

(учебника, тетради);

формирование

алгоритма своих

действий в процессе

письма

  Научатся высказывать предположения (версии) о том, зачем нам нужна речь

Познавательные:

      Подготовка к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте.

     Использование знаково-символических средств при изучении  понятий предложение, слово, слог, звук

   Установление  аналогий  при использовании квази-письма («ненастоящее письмо» – запись слов и предложений чёрточками), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением.

     Научатся выделять звук в слове, научатся находить слова с заданным звуком,

научатся различать звуки и буквы при изучении темы «Звуки вокруг нас. Звуки речи»

Коммуникативные: 

Приобретут умение объяснять

свои действия

(способ написания)

Приобретут умения слушать и понимать речь других, работая в парах и малых группах

Приобретут умение задавать вопросы

Использование

знаков и символов

как способов

взаимодействия с

окружающим миром

     Работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе

   Совместная работа с учителем

  Работа со знаково-символическими моделями при установлении изображений древних и современных сообщений

   Выполнение совместных и индивидуальных заданий по сравнению и классификации звуков и букв

  Дидактические игры:

«Что лишнее?», «Да - нет»

19/19

1

1

Как мы здороваемся и прощаемся?

Знакомство с правильной посадкой, положением ручки

1/1

С. 8-9

Пропись № 1

с. 3

02.09

2

2

Зачем нам нужна речь?

Знакомство с разлиновкой прописи

1/1

С.10-11,12

c.4-5

03.09

3

3

Правила хорошей речи

Знакомство со штриховкой

1/1

 С.14-15

C.6-7

04.09

4

4

Об одном и том же по- разному

Продолжение знакомства со

штриховкой

1/1

 С.16-17

C.8-9

05.09

5

5

Речь устная и письменная. Предложение

Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма под диктовку (квази-письмо)

1/1

С.18-23

С.10-11.

09.09

6

6

Слово

Знакомство с элементами букв::

Квази-письмо с делением на слова

1/1

С.24-25

С.12-13

10.09

7

7

Слог

Знакомство с элементами

букв:

 Квази-письмо с указанием слогов в словах

1/1

С.26-27

С.14-15

11.09

8

8

Звуки вокруг нас. Звуки речи

Знакомство с элементами букв:

1/1

С.28-29

С.16-17

12.09

9

9

Звуки речи: закрепление

Знакомство с элементами букв:

1/1

С.30-31

С.18-19

16.09

10

10

Звуки гласные и согласные

Знакомство с элементами букв:

1/1

С.36-37

С.20-21

17.09

11

11

Звуки гласные и согласные: закрепление

Знакомство с элементами

букв:

1/1

С.38-39

С.22-23

18.09

12

12

Ударение. Ударные и безударные

гласные звуки

Знакомство с элементами букв:

1/1

С.40-41

С.24-25

19.09

13

13

Ударные и безударные гласные звуки: закрепление

Знакомство с элементами букв:

1/1

С.42-43

С.26-27

23.09

14

14

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

Знакомство с нижним соединением элементов букв

1/1

С.46-47

С.28-29

24.09

15

15

Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление

Знакомство со средним соединением элементов букв

1/1

С.48-49

С.30-31

25.09

16

16

Гласные и согласные звуки: обобщение

Знакомство с верхним соединением элементов букв

1/1

С.50-53

С.32-33

26.09

17

17

Согласные звуки: глухие и звонкие

Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение

1/1

С.54-55

C.34-35

30.09

18

18

Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление

Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение

1/1

С.54-55

С.36-37

01.10

19

19

Звуки речи: обобщение. Повторение

Обобщение: виды соединений элементов букв – нижнее, верхнее, среднее

1/1

С.56-57

С.38-39

02.10

Основной период(84/84)

Знать:

   Признаки гласных звуков

   Позиционные особенности букв в словах

 Признаки твердых и мягких согласных звуков

Уметь:

 Различать гласные звуки

 Различать согласные звуки

 Называть предметы по их числу

Иметь представление:

  О написании имен собственных

Личностные:

Будет  сформирована

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности при  обучении

письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением.

Установка на здоровый образ жизни при  обращении внимания на правила посадки при письме,

Регулятивные:

Преобретут умение учитывать правило  во время упражнений  в соотношении рисунков и схем.

Смогут  планировать результаты  своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

  Понимать цель и смысл выполняемых заданий при работе с прописями «Хочу хорошо писать!»

       Получат возможность научиться осуществлять первоначальный контроль своих действий, следуя инструкциям учителя при обучении письму буквам

Познавательные:

Использование знаково-символических средств при  изучении букв и обозначение её схемой

       Научатся использовать знаково-символические средства, в частности схемы для обозначения букв, слов сопоставлять слова и схемы, сравнивать и различать их.

     Научатся характеризовать гласные и согласные звуки русского языка

Научатся разграничивать понятия звук  и буквы звук при изучении письма букв.

     Приобретут умение списывать и писать под диктовку

    Научатся задавать вопросы при работе с прописями

 « Хочу хорошо писать!»

        Приобретут умения использовать          знако-символические средства, включая модели и схемы для звуко-буквенного анализа при изучении фонем

        Приобретут умения выделять существенные признаки предмета

  Научатся обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места» при изучении темы «Опасности письма» на месте безударных гласных»

Коммуникативные:

Умение формулировать собственное мнение и позицию

Умение задавать вопросы

Умение использовать речь для регуляции своего действия

Умение контролировать действия партнера

Умение работать в парах и индивидуально во время работы с прописями « Хочу хорошо писать!»

Работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе);

 Дидактические игры.

 Проблемная ситуация по сказкам

 Разгадывание ребусов

 Упражнения в соотношении рисунков и схем

 Моделирование

89/89

Первые буквы гласных звуков      А а – О о, И и – ы, У у - Э э

Пропись № 2

1

1

Буквы А а – О о

Письмо букв о О

1/1

С.60-61

С.4-5

03.10

2

2

Буквы И и – ы

Письмо букв и И  ы

1/1

С.62-63

С.6-7

07.10

3

3

Буквы У у – Э э

Письмо букв э Э

1/1

С. 64-65

С.8-9

08.10

4

4

Закрепление

Письмо букв у У

1/1

С.66-67

С.10-11

09.10

5

5

Закрепление

Письмо букв а А

1/1

С.68-69

С. 12-13

10.10

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л, М м, Н н, Р р

6

6

Буквы Л л – М м

Письмо букв л Л

1/1

С. 70-71

С.14-15

14.10

7

7

Закрепление

Письмо букв м М

1/1

С.72-73

С.16-17

15.10

8

8

Буквы Н н

Письмо букв н Н

1/1

С.74-75

С.18-19

16.10

9

9

Буквы Р р

Письмо букв р Р

1/1

С.78-79

С.20-21

17.10

10

10

Упражнение в чтении и письме

Закрепление навыков чтения

Закрепление навыков письма

1/1

С.80-81

С.82-83

С.22-23

21.10

Буквы парных по глухости–звонкости согласных звуков:С с, К к, Т т,

В в, П п, Ш ш

11

11

Буквы С с

Письмо букв с С

1/1

С.84-85

С.24-25

22.10

12

12

Буквы К к

Письмо букв к К

1/1

С.86-87

С.26-27

23.10

13

13

Упражнение в чтении и письме 

Закрепление

1/1

С.88-89

С.28-29

24.10

14

14

Буквы Т т

Письмо букв т Т

1/1

С.90-91

С.30-31

28.10

2-я четверть (30 часов/30 часов)

1

1

Буквы В в

Письмо букв в В

1/1

С.92-93

С.32-33

29.10

2

2

Закрепление 

Закрепление

1/1

С.94-95

С.34-35

30.10

3

3

Буквы П п

Письмо букв п П

1/1

С.98-99

С.36-37

31.10

4

4

Буквы Ш ш

Письмо букв Ш ш

1/1

С.100-101

С.38-39

11.11

5

5

Закрепление

Закрепление

1/1

С.102-103

С.40-41

12.11

Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю, ь

6

6

Буквы ы – И и

Повторение

1/1

С. 6-7

Пропись № 3

С.4-5

13.11

7

7

Буквы А а – я

Письмо буквы я

1/1

С.8-9

С.6-7

14.11

8

8

Буквы Э э – е

Письмо буквы е

С.10-11

С.8-9

18.11

9

9

Упражнение в чтении и письме 

Закрепление

1/1

С.12-13

С.10 -11

19.11

10

10

Буквы О о – ё

Письмо буквы ё

1/1

С.14-15

С.12-13

20.11

11

11

Буквы У у – ю

Письмо буквы ю

1/1

С.16-17

С.14-15

21.11

12

12

Закрепление

Закрепление

1/1

С.18-19

С.16-17

25.11

13

13

Буква ь

Письмо буквы ь

1/1

С.20-21

с.18-19

26.11

14

14

Упражнение в чтении и письме

Закрепление

1/1

С.22-23С.24-25

С.20-21

27.11

15

15

 «Опасности письма» на месте

безударных гласных

1/1

С.26-27

С.22-23

28.11

16

16

Закрепление

Закрепление

1/1

С.28-29

С.24-25

02.12

Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы

17

17

Буквы Й й

Письмо букв й Й

1/1

С.30-31

С.28-29

03.12

18

18

Упражнение в чтении и письме

Закрепление и обобщение

Закрепление и обобщение

1/1

С.32-.33

С.28-29

04.12

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков:

З з – С с, Б б – П п, Г г – К к,  Д д – Т т, В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш

19

19

Буквы З з – С с

Письмо букв з З

1/1

С.34-35

С.30-31

05.12

20

20

Буквы Б б – П п

Письмо букв б Б

1/1

С.36-37

С.32-33

09.12

21

21

Закрепление Упражнение в чтении и письме

Закрепление

1/1

С.38-39

С.34-35

10.12

22

22

Буквы Г г – К к

Письмо букв г Г

1/1

С.40-41

С.36-37

11.12

23

23

Буквы Д д – Т т

Письмо букв д Д

1/1

С.42-43

С.38-39

12.12

24

24

Закрепление . Упражнение в чтении и письме

Закрепление

1/1

С.44-45 С.46-47

С.40-41

16.12

25

25

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

 «Опасности письма» на месте

парных по глухости-звонкости

согласных (на конце слова)

1/1

С.48-49

С.42-43

17.12

26

26

Буквы В в — Ф ф

Письмо букв ф Ф

1/1

С.50-51

С.44-45

18.12

27

27

Буквы Ж ж – Ш ш

Письмо букв ж Ж

1/1

С.52-53

С.46-47

19.12

28

28

Закрепление

Закрепление

1/1

С.54-55

С.48-49

23.12

29

29

Правописание ударных сочетаний

жи. – ши.

Правописание ударных сочетаний жи- ши

1/1

С.56-57

С.50-51

24.12

30

30

Упражнение в чтении и письма

1/1

С.58-59

25.12

3-я четверть(32 часа)

1

1

Закрепление сведений об «опасностях письма»

Закрепление сведений об «опасностях письма»

1/1

С.60-61

С.52-53

26.12

2

2

Повторение изученного

Повторение изученного

1/1

С.62-63

С.54-55

13.01

3

3

Читаем и рассказываем

Рассуждаем и пишем

1/1

С.64-65

С.56-57

14.01

4

4

Упражнение в чтении и письма

1/1

С.66 С.67

15.01

Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков:

Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ

5

5

Повторение изученного

1/1

Пропись № 4

С.4-5

16.01

6

6

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)

 «Опасности письма» на месте

парных по глухости-звонкости

согласных (перед согласными)

1/1

С.68-69

С.6-7

20.01

7

7

Буквы Х х

Письмо букв х Х

1/1

С.70-71

С.8-9

21.01

8

8

Закрепление

Закрепление

1/1

С.72-73

С.10-11

22.01

9

9

Упражнение в чтении и письма

1/1

С.74-75

23.01

10

10

Буквы Ц ц

Письмо букв ц Ц

1/1

С.76-77

С.12-13

27.01

11

11

Буквы Ч ч

Письмо букв ч Ч

1/1

С.78-79

С.14-15

28.01

12

12

Буквы Щ щ

Письмо букв щ Щ

1/1

С.80-81

С.16-17

29.01

13

13

Закрепление

Закрепление

1/1

С.82-83

С.18-19

30.01

14

14

Упражнение в чтении и письма

1/1

С.84-85

03.02

15

15

Читаем и обсуждаем

Закрепление

1/1

С.86

С.20-21

04.02

16

16

Правописание сочетаний ча.–ща., чу.–щу.

«Опасности письма»: ча.–ща.,чу.–щу

1/1

С.87

С.22-23

05.02

17

17

Закрепление: жи.–ши., ча.–ща., чу.–щу.

Закрепление: жи.–ши., ча.–ща.,чу.–щу

1/1

С.88-89

С.24-25

06.02

18

18

Повторение изученного

Упражнение в чтении и письме

1/1

С.90-91

С.92-93

С.26-27

17.02

1/1

18.02

Новая «работа» знакомых букв

Е е, Ё ё, Ю ю, Я я

19

19

Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова

Письмо букв Е, Ё

1/1

С.94-95

С.28-29

19.02

20

20

Буквы е, ё, ю, я после букв

гласных

Письмо буквы Ю

1/1

С.96-97

С.30-31

20.02

21

21

Закрепление

Письмо буквы Я

1/1

С.98-99

С.32-33

24.02

22

22

Обобщение: «работа» букв

гласных

Закрепление написания букв Е, Ё,Ю, Я

1/1

С.100, 101

С.34-35

25.02

23

23

Читаем и наблюдаем

Закрепление использования букв

Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков

1/1

С.102-103

С.36-37

26.02

24

24

Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я

Закрепление правильного использования букв й – е, ё, ю, я

1/1

С.104-105

С.38-39

27.02

Разделительные знаки –

ь и ъ

25

25

Буква ь (разделительный)

Письмо ь как разделительного

1/1

С.108-109

С.40-41

03.03

26

26

Разделительный ъ

Письмо разделительного ъ

1/1

С.110

С.42-43

04.03

27

27

Упражнение в чтении и письме

1/1

С.111

05.03

28

28

«Работа» букв ь и ъ

Закрепление написания букв ь и ъ

1/1

С.112-113

С.44-45

06.03

Обобщение, повторение

29

29

Читаем, наблюдаем, всё повторяем

Обобщение: «опасные при письме места»

1/1

С.114-115

С.46-47

10.03

30

30

Алфавит

Алфавит

1/1

С. 116-117

С.48-49

11.03

31

31

Как хорошо уметь читать!

Закрепление умения писать

1/1

С.120-121

С.50-51

12.03

32

32

Упражнение в чтении и письме

1/1

С.122,123, 124

13.03

*

Упражнение в чтении и письме

1/1

С.125, 126, 127

17.03

                                                                                                                          Всего 95 часов

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г-к КИСЛОВОДСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

 «Рассмотрено»

 на заседании ШМО  учителей начальных классов

Протокол № ___ от _________

Руководитель ____Брезинская С.П.

               «Согласовано»

     Заместитель директора по УВР

       ____________С.В.Карпова

      «__»______________ г

                          «Утверждено»

                        Директор МКОУ СОШ № 14

                      _____________ Т.Г.Низиволик

                                «__»______________ г

Приказ № ___ от ________ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС

2013 – 2014 учебный год

в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

к букварю М.С.Соловейчик, Н.М.Бетеньковой, Н.С.Кузьменко« Мой первый учебник»,

к прописям Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетеньковой «Хочу хорошо писать!»

 Издательство «Ассоциация XXIвек», г. Смоленск  2013

УМК «Гармония».

город-курорт Кисловодск 2013

       Содержание программы

Пояснительная записка (цели и задачи курса обучения грамоте, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

Планируемые результаты обучения

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование уроков чтения и письма

Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа по курсу «Обучение грамоте» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.2 пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Екатеринославская СОШ».
  2. Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
  3.  Соловейчик М.С.,  Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. -  Смоленск : Ассоциация XXI век,  2010.
  4. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011.
  5. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011.
  6. Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010.
  7. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.

Данная программа составлена для реализации курса обучения грамоте в начальной школе. Период обучения грамоте является первой ступенью введения ребёнка в предметную область «Филология». На этом этапе делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д. В этот период, наряду с освоением техники чтения и каллиграфии, начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.

Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего программе и реализованного в букваре и прописях авторов М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.

Период обучения грамоте делится на три периода: подготовительный, основной, завершающий.

На подготовительный период (будем называть его добуквенным) в букваре отведены с. 358, работа над которыми занимает 23 урока. Материал этих уроков объединен в четыре тематических блока.

1-я четверть

Тематика уроков

Страницы

букваря

Кол-во

уроков

Знакомство с учителем, одноклассниками и первым учебником

обложка,

с. 3–5

1

Назначение речи, её разновидности; правила речевого поведения

с. 8–19

5

Понятия предложение, слово, слог

с. 22–27

3

Звуки речи; звуковой анализ

с. 28–58

14

На этом этапе планируется проведение 5 уроков по букварю и 4 урока по  прописям, вынося и на первые из них схематическую запись предложений (квазиписьмо), слоговой и звуковой анализ слов. Работа, проводимая в этот период на основе букваря, готовит детей к изучению русского языка, что даёт основание считать отводимыми на предмет «Русский язык» (традиционно именуемый на этом этапе «Письмо») 5 часов в неделю, а на подготовку к обучению чтению – 4 часа.

Основной период обучения грамоте, как ясно из названия этой части букваря («Узнаём буквы и учимся читать»), предполагает знакомство с буквами и их работой, становление первоначального умения читать. Он охватывает значительную часть первой четверти, вторую и почти все уроки третьей до февральских каникул.

Несколько последних уроков перед каникулами составляют завершающий период обучения грамоте.

В основной период на уроки чтения и письма отводится одинаковое количество часов – по 4 в неделю. Ещё один час, девятый, условно назван резервным. Поскольку на таком уроке в том или ином объёме всегда присутствует подготовка к изучению русского языка и обучение письму, в классном журнале урок фиксируется как час, отводимый на освоение русского языка (письма). Этот урок будет комбинированным, соединяя работу над чтением и письмом.

Для обучения грамоте используется букварь, который характеризуется своеобразной последовательностью предъявления букв, отличной как от традиционно принятой (линейно, по одной букве), так и от получившей распространение в ряде букварей (преимущественно парами). В букваре «Мой первый учебник» два названных способа сочетаются.

Процесс знакомства с буквами можно представить как 10 этапов; они охватывают 67 планируемых уроков на основе букваря и 17 еженедельно проводимых резервных. (Резервные уроки включены в число уроков письма)

Знакомство с буквами в основной период обучения грамоте

Тематика уроков

Страницы

букваря

Кол-во

уроков

1-я четверть

Первые буквы гласных звуков:

А а–О о, И и–ы, У у–Э э1

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л–М м, Н н, Р р

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков:

С с, К к, Т т, В в2, П п, Ш ш

Часть 1

с. 59–67

с. 70–81

с. 84–103

18

4

5

9

2-я четверть

Буквы, обозначающие мягкость согласных:

и, я, е, ё, ю; ь

Буква й и обобщение: непарные по  глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков:

З з–С с, Б б–П п, Г г–К к, Д д–Т

т, В в–Ф ф, Ж ж–Ш ш

Часть 2

с. 3–23

26–29

с. 30–33

с. 34–45

с. 48–65

27

111

2

142

3-я четверть

Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ

Новая «работа» знакомых букв: Е е, Ё ё, Ю ю, Я я

Разделительные знаки – ь и ъ

Обобщение, повторение

с. 66–73

76–91

с. 94–105

с. 108–113

с. 114–115

22

123

6

3

1

Для завершающего периода обучения грамоте предназначены с. 116–127 букваря. На них отводится 2 обязательных урока и оставшиеся резервные.

Тема первого урока – «Алфавит». Второй урок и примыкающие к нему резервные объединены общей мыслью: «Как хорошо уметь читать!»

На предпоследнем из указанных уроков (с. 2627) вводится понятие «опасное при письме место» применительно к безударным гласным звукам и их буквам.

Перед изучением двух последних пар букв (с. 4849) понятие «опасное место» распространяется на парные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы в положении на конце слова. На завершающих уроках блока первоклассники знакомятся с правилом написания ударных сочетаний жи–ши.

Перед знакомством с новыми буквами сведения об «опасных местах» для парных по глухости-звонкости согласных распространяются на положение парных перед другими парными, а на последних уроках учащиеся осваивают правописание ударных сочетаний ча–ща, чу–щу.

Работа по букварю заканчивается в конце февраля.

Планируемые предметные результаты на конец обучения грамоте

Ученик научится:

В области речи, речевой деятельности:

• читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух – 25 слов в минуту);

• по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

• спрашивать о значении незнакомых слов;

• соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

• понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;

• под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

• слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

• разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

• различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й,];

• выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

• выделять слоги, различать ударные и безударные;

• различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.

В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

• соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

• правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;

• осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й,];

• обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;

• применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;

• различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);

• под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.

Ученик получит возможность научиться:

В области речи, речевой деятельности:

читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;

понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;

самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;

при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;

под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;

участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;

строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений;

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;

различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);

В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):

при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

в целом оценивать качество своего письма;

различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;

применять освоенные правила переноса слов;

самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.

Личностное развитие первоклассников:

  • появление у детей интереса к первой учебной книге, желание с её помощью учиться, приобретать знания и умения;
  • осознание новой социальной роли – ученика;
  • зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;
  • формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;
  • возникновение интереса к фактам языка и, как следствие, – к самому языку и его дальнейшему изучению;
  • ориентацию на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь сверстникам и т. п.

Метапредметные учебные действия:

регулятивные:

  • по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
  • осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
  • выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

познавательные:

  • разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
  • воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
  • осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
  • понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;

коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век),

• Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и послед.

• Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011 и послед.

• Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010 и послед.

Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др. (П)

Демонстрационные материалы (Д)

Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. «К тайнам нашего языка». 1 класс – Любое издание.

Пособия для учителя

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011 и послед.

Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям

• Материалы для учащихся

• Материалы для учителя (Footnotes)

Содержание учебного предмета

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Речь, практика речевой деятельности

Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы,

извинения.

Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи (общее знакомство).

Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (в том числе при восприятии на слух). Элементарные умения работать с текстом: понимать его тему (без термина), соотносить его название с темой, главной мыслью, осознавать роль последовательности предложений в тексте. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей.

Предложение и слово

Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи.

Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений).

Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.

Фонетика

Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги.

Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения.

Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.

Графика

Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й,]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками).

Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как  последовательностью букв.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Чтение

Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг.

Письмо: каллиграфия

Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.

Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.

Письмо: орфография и пунктуация

Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.

Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения.

Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . Обучение грамоте(чтение, письмо)

ФГОС. Прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой. "Школа России"...

Рабочая программа "Обучение грамоте" УМК "Гармония"

Рабочая программа курса обучение грамоте  УМК "Гармония" по букварю "Мой первый учебник" и прописям "Хочу хорошо писать" (автор М.С. Соловейчик и др.)  В пояснительной записк...

Рабочая программа Обучение грамоте. 1 класс.

Планирование уроков письма и чтения по УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...

Рабочая программа Обучение грамоте УМК Гармония

Рабочая программа Обучение грамоте УМК Гармония (М.С. Соловейчик)...

рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Рабочая программа "Обучение грамоте" по программе "Планета знаний"

В одной программе содержится сразу планирование и по букварю, и по прописям....