Урок – проектная задача по русскому языку с элементами информатики. Тема: «Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Иванова Наталья Викторовна.

Проект урока по этапам, с описанием формируемых УУД на каждом из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_zadacha_po_russkomu_yazyku.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учителя МОУ СОШ № 8

Ивановой Н.В.

Урок – проектная задача

 по русскому языку

 с элементами информатики.

Тема:

 «Создание таблиц-памяток

с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».

Форма проведения  урока: решение проектной задачи.

Урок – проектная задача по русскому языку с элементами информатики.

Тема: « Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке запятых в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».

Форма урока: решение проектной задачи.

Название проектной задачи

Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке запятых в сложных предложениях и предложениях с однородными членами.

Класс.

4

Тип задачи:

С точки зрения предмета – рефлексия.

В педагогическом плане – обучающая.

Цель:

Создать алгоритмы действий по расстановке знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами.

Педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. обучение младших школьников совместному решению задач.
  2. более глубокое усвоение детьми тем: «Знаки препинания в сложном предложении», «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
  3. подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
  4. очередной шаг к формированию коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Четвероклассники в течение полутриместра на уроках русского языка изучали как расставить запятые в предложениях с однородными членами и в сложном предложении.

  На уроках информатики составляли алгоритмы с ветвлениями ( построчной записью и символами ).

Планируемый педагогический результат.

-каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за полутриместр;

- часть учащихся смогут устранить пробелы в знаниях;

 - учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.

Применяемые формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Способ и формат оценивания результатов работы

Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.

Публичное выступление групп.

Проект урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся на данном этапе

Универсальные

Учебные действия

Организационный момент.

 Языковая разминка.

 ( актуализация знаний )

С какой большой темой мы сейчас работаем?

Какие именно проблемы мы решали?

Давайте потренируемся.

 Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания и запишите только сложное предложение (слайд № 1 )

Соедините вид предложения с нужными союзами.

( слайд № 2 ).

Расшифруйте схемы.

( слайд № 3).

Постановка проблемы урока.

Сегодня я предлагаю вам не только устно систематизировать знания о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях, а сделать для себя таблицы - памятки по каждой из этих тем.  Эти памятки будут помогать вам в дальнейшей работе, ими смогут воспользоваться и ученики других классов.

Группировка перечисленных проблем по общим признакам, постановка вопросов –тем алгоритмов.

Мы составим алгоритм действий по каждой из проблем.

Вам придётся воспользоваться знаниями какого ещё предмета? (информатики).

Давайте сгруппируем основные проблемы по общим признакам.

 

Эти названные вами проблемы и будут темами алгоритмов.

Как вы считаете, какие виды алгоритмов здесь получатся и почему?

Предполагаемые ответы:

-Предложение

-Простые и сложные предложения,

-Предложения с однородными членами.

-как отличить простое предложение от сложного

-Как расставить знаки препинания.

Читают предложения.

Выделяют грамматические основы. Расставляют запятые (на интерактивной доске).

Записывают сложное предложение на доске и в тетрадях.

Соединяют на схеме.

Устная работа и на интерактивной доске.

Устно объясняют, как

они понимают эти схемы.

Высказывания детей:

1.Как отличить простое предложение от сложного.

2. Как расставить знаки препинания в простом или сложном предложениях с союзами  И, А, НО.

3.Запятая в предложениях с однородными членами, соединённых союзом и  и бессоюзной связью.

 

ожидаемый

ответ детей :

Алгоритмы с ветвлением, так как проблем везде

по 2 и более

Анализ объектов с целью выделения существенных отличительных признаков.

Использование простейших предметных, знаковых, графических моделей, их чтение, построение, преобразование.

Формирование условия практической задачи

Группировка материала по общим признакам,

Систематизация материала по общим признакам

Самостоятельное определение вида практической задачи

Основной этап. Выработка алгоритмов.

Работа в группах

Эту работу вы будете выполнять в группах. А презентовать (защищать) ваш проект будет один представитель от группы.

Вначале вам нужно прочитать порядок ваших действий в группе, а потом распределить обязанности.

Выработка алгоритма последовательности действий, планирование этапов предстоящей работы и определение их последовательности

Порядок действия группы:

  1. Обсудить и записать алгоритм работы с проблемой.
  2. Выбрать ученика для защиты и самим послушать его ответ.
  3. Если понадобится сделать дополнения или исправления.

( слайд № 4).

Слушают, читают порядок действия группы на экране,

Затем работают в группах ( создают алгоритмы на карточках ).

Распределение обязанностей в группе сверстников, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельное нахождение путей решения проблемы творческого характера.

Я буду выступать в роли консультанта, если у вас возникнут трудности.

( Раздаю листки, называю какой группе какой алгоритм составлять, вывешиваю на магнитной доске названия алгоритмов ).

Защита проектов группами                     и оппонирование другими участниками проекта.

После каждого выступления спрашиваю:

Кто хочет проанализировать выступление, то есть выступить в роли оппонента?

Предлагаю оппоненту воспользоваться во время анализа выступления  планом, установленным на экране.

 ( слайд № 5).

План анализа ответа:

  1. Правильно ли составлен алгоритм?
  2. Грамотность речи защищающего проект.

     (логичность, чёткость,         доказательность)

  1. Достаточно ли подобрано примеров.

Выступают с презентациями своих карточек.

Слушают ответы докладчиков,

оппонируют ответы.

Развитие ораторских умений,

умения доказывать и отстаивать свою точку зрения, брать ответственность на себя, принимать решения.

Развитие

умения оценивать ответы одноклассников, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Практика.

Представители групп после выступления вывешивают свои карточки с алгоритмами на магнитной доске. Затем учащиеся класса выполняют упражнение, пользуясь карточками.

( С параллельной работой у доски ).

Работа в тетрадях и у доски.

Применение теоретических знаний в практической деятельности.

Итог.

Оценка результатов урока обучающимися.

Каков результат сегодняшнего урока?

Выставление оценок за урок учителем и детьми (руководителями групп).

 

- теперь у нас есть карточки с алгоритмами действий для расстановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами.

Самостоятельная оценка и анализ результатов деятельности.

Домашнее задание: подобрать по 5 примеров к каждому из алгоритмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Цели: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами в сложных предложениях...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении. Знаки препинания в конце предложения»

Предмет: Русский языкКатегория: 2 класс.Тема: «Знаки препинания в конце предложения»Оборудование: АРМ учителя, интернет, презентация, смайлы для поощрения детей, учебник автор «Климанова Л.Ф. Русский ...

Проект урока по теме: «Знаки препинания в сложных предложениях »

Цели урока:·        способствовать формированию понимания постановки знаков препинания в сложном предложении;·        составить ал...

Карточка для самостоятельной работы по теме "Запятые в сложном и простом предложении с однородными членами" 4 класс

Карточка для самостоятельной работы по теме "Запятые в сложном и простом предложении с однородными членами" 4 класс...

Проверочная работа по теме: «Сложное предложение и предложение с однородными членами» 4 класс

Проверочная работа по теме: «Сложное предложение и предложение с однородными членами» 4 класс...

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 4 класс

РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ  «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ  С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» 4 класс...