Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении. Знаки препинания в конце предложения»
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

    Семенова Анастасия Ивановна

    Предмет: Русский язык

    Категория: 2 класс.

    Тема: «Знаки препинания в конце предложения»

    Оборудование: АРМ учителя, интернет, презентация, смайлы для поощрения детей, учебник автор «Климанова Л.Ф. Русский язык, 2 класс», раздаточный материал для работы на уроке.

    Проблемный вопрос: Нужны ли знаки препинаний в конце предложений?

    Цель: научиться определять необходимость постановки  знаков препинания в конце предложений.

    Задачи:

    ·       Повторить знаки препинания

    ·       Определить интонацию говорения предложений по знакам препинания.

    ·       Сформировать навыки расстановки знаков препинания в конце предложений;

    ·       Обобщить и систематизировать полученные знания;

    ·       Развить умения деления текста на предложения, анализировать суть прочитанного;

     

    Методы и приемы:

    1. словесный метод
    2. практический метод (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия);
    3. наглядный метод (работа с презентацией, с  книгой, с доской).

    Тип урока: «Открытие нового знания»

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, в парах.

    Время работы -45 минут.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    -Проявлять интерес к процессу письма

    - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Предметные:

    -Выбирать знак препинания в конце предложения;

    -Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;

    -Списывать с печатного текста;

    -Делить текст на предложения

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД

    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

    Коммуникативные УУД

    - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию

    Познавательные УУД.

    - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл arhiv_winrar.rar1.24 МБ

    Предварительный просмотр:

            

    Урок русского языка во 2 классе

    по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении.

    Знаки препинания в конце предложения»

                 

                                                                      Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5 с углубленным изучением иностранных языков»                                                                                                             Семенова А.И.

    semenova.anastasiya.96@bk.ru

    89656808555

    Предмет: Русский язык

    Категория: 2 класс.

    Тема: «Знаки препинания в конце предложения»

    Оборудование: АРМ учителя, интернет, презентация, смайлы для поощрения детей, учебник автор «Климанова Л.Ф. Русский язык, 2 класс», раздаточный материал для работы на уроке.

    Проблемный вопрос: Нужны ли знаки препинаний в конце предложений?

    Цель: научиться определять необходимость постановки  знаков препинания в конце предложений.

    Задачи: 

    • Повторить знаки препинания
    • Определить интонацию говорения предложений по знакам препинания.
    • Сформировать навыки расстановки знаков препинания в конце предложений;
    • Обобщить и систематизировать полученные знания;
    • Развить умения деления текста на предложения, анализировать суть прочитанного;

    Методы и приемы: 

    1. словесный метод
    2. практический метод (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия);
    3. наглядный метод (работа с презентацией, с  книгой, с доской).

    Тип урока: «Открытие нового знания» 

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, в парах.

    Время работы -45 минут.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    -Проявлять интерес к процессу письма

    - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Предметные:

    -Выбирать знак препинания в конце предложения;

    -Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания;

    -Списывать с печатного текста;

    -Делить текст на предложения

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД

    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

    Коммуникативные УУД

    - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию

    Познавательные УУД.

    - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


    Технологическая карта урока

    Ход урока.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Возможные риски

    Коррекционная работа

    1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

    Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    -Ребята, кто мне скажет,  кого можно считать настоящим другом?

    Сегодня на уроке покажите, как вы  дружны, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно работать, нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать друг друга не перебивая, стараться понять товарища и помочь ему, если нужно

    Учащиеся внимательно слушают учителя, сосредотачиваются, настраиваются на работу.

    Тот, кто помогает, понимает, защищает и т.д.

    Не все учащиеся могут быть настроены на урок.

    Можно привести игру на сосредоточение внимания.

    1. Этап актуализации и пробного учебного действия;

    Чистописание Слайд 1

    - Откройте тетради, настраиваемся на рабочий лад «Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь» Пишем число, классная работа.

    На слайде у вас появились новые буквы, от полей пишем одну строчку заглавные буквы б, в, г, д, ж, з и еще одну строчку этих же строчных  букв.

    Оцените буквы с помощью критериев на экране. Слайд 2-3

    И выделите саму правильную букву.

    Какие это буквы?

    Что можете сказать о согласных?

    Учащиеся слушают установку, выполняют указанные задания.

    Оценивают написание букв.

    Согласные.

    Согласные буквы мы произносим с шумом, потому что выдыхаемый воздух встречает преграду со стороны языка, зубов, губ.

    Не все могут видеть буквы на слайде.

    Ученики не могут ответить на вопросы

    Запись совместно с учащимися букв на доске.

    Помощь в ответе.

    Словарная работа Слайд 4

    Ребята, у вас на экране появились слова, прочитайте их вслух.

     Спишите слова, вставив пропущенную букву, подчеркните пропущенную букву красной пастой - если гласная, зеленой - если согласная, поставьте в словах ударение.

    Записываем в строчку, через запятую с красной строки.

    Проверьте написание слов. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Слайд 5

    Составьте предложения со словами устно.

    Ребята, а кто мне скажет, при написании каких слов вы испытывали трудность?

    Запомните написание этих новых слов, перепишите в ваш словарик. Слайд 6

    Оцените вашу работу с помощью смайлов. Слайд 7

    Читают вслух.

    Ученики пишут в тетрадь слова через запятую в строчку.

    Записывают слова.

    Проверяют написание слов по слайду.

    Составляют предложения устно

    При написание слов месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Записывают в словарь.

    Оценивают свою деятельность.

    1. Постановка цели и задач урока.

    Задание на слайде. Слайд 8

    Прочитайте предложения. Определите, в каком из предложений:
    1. о чем-то сообщается, рассказывается;
    2. содержится вопрос;
    3. выражается сильное чувство.

    Когда же наступит весна

    Весной из теплых краев вернулись грачи

    Здравствуйте, долгожданные гости

    Спишите предложения.

    Проверка на слайде. Слайд 9.

    Когда же наступит весна?

    Весной из теплых краев вернулись грачи.

    Здравствуйте, долгожданные гости!

    - Над какой темой урока мы сегодня будем работать? Слайд 10

    - Какую цель вы поставите на уроке? Слайд 11

    Читают задание.

    Списывают, определяя знак препинания в конце предложения.

    Знаки препинания в конце предложения

    -научиться ставить знаки препинания в конце предложений и читать  в зависимости от интонации.

    Ученики не могут ответить на вопросы

    Ученики не могут сформулировать тему и цель урока

    Учитель на один из вопросов отвечает сам, показывает на своем примере как можно ответить

    Можно подсказать с помощью наводящих вопросов.

    1. Первичное усвоение новых знаний.

    Ребята, что же вы знаете о знаках препинания?

    Слайд 12.

    На экране:  по, дождик, закапал, крыше

    -Это предложение? Почему нет?

    -Что нужно сделать, чтобы эти слова стали предложением?

     По крыше закапал дождик. Напишите  это предложение в тетради.

    -А как ещё можно составить? Дождик закапал по крыше.

    -Давайте попробуем прочитать это предложение  с вопросом. В конце какого предложения, какой знак препинания поставим?

    -Прочитаем  с радостью или с удивлением. Какой знак нам нужен?

    -На письме  в конце предложения мы ставим знаки препинания, а  как мы показываем конец предложения в устной речи, когда читаем?

    -Какой вывод сделаем по этому упражнению?
    Что такое предложение?

    Что еще сейчас мы сказали о предложении?

    Дети читают название темы и рассказывают все, что они знают о знаках препинания в конце предложения. Учитель может дополнить детские высказывания: «Знаки препинания — это письменные знаки, назначение которых — помогать отразить на письме особенности звучащей речи, чтобы ее можно было лучше понять. Знаки препинания на конце предложения указывают не только на завершение мысли, но и на интонационные особенности ее речевого выражения».

    Читают задание. 

    (Поставить слова по смыслу).

     (?)

    (!)

    ( Пауза)

    ВЫВОД: 

     Слова,  связанные по смыслу;  законченная мысль;

    В предложении пишем начало с большой буквы;  в  конце ставится точка, знак вопроса или восклицательный в зависимости от интонации.  В устной  речи в конце предложения - пауза)

    Ученики не могут ответить на вопросы

    Затруднения при формулировки вывода

    Помощь при ответах

    Можно подсказать с помощью наводящих вопросов.

    1. Физкультминутка

    Выполняют речевые и физические действия.

    А сейчас мы узнаем с помощью ваших хлопков, кто внимательнее, девочки или мальчики?

    Раз цветочек (вращательные движения кистью правой руки на уровне лица- фонарики),

    Два цветочек (вращательные движения кистью левой руки на уровне лица - фонарики),

    Ежики, ежики (раскрываем ладошки как будто ежик развернул и свернул свои иголки).

    Наковали, наковали (стучат левым кулачком сверху по правому и наоборот),

    Ножницы, ножницы (перекрещивают по принципу «ножниц» выпрямленные руки перед собой).

    Бег на месте, бег на месте (бегут на месте),

    Зайчики, зайчики (показывает прямыми ладошками на своей голове ушки зайчиков, ритмично сгибая ладони).

    Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

    Девочки (девочки хлопают)

    Мальчики (мальчики хлопают)

    1. Этап первичного закрепления

    Работа по книге.

    Прочитайте правило вслух на стр. 16-17.

    А теперь закрыли учебники. Кто мне сможет рассказать правила?

    Что содержит  повествовательное предложение?

    Что содержит  вопросительное предложение?

    Что выражает побудительное предложение?

    А теперь давайте все вместе проговорим эти правила.

    Упр. 18.с.17

    Прочитайте задание вслух.

    Выполняем задание.

    Кто мне составит повествовательное предложение?

    Запишем.

    Обозначим опасные места, ударение, поделим слова на слоги.

    Кто мне составит вопросительное предложение?

    Запишем.

    Обозначим опасные места, ударение, поделим слова на слоги.

    Кто мне составит побудительное предложение, выражающее просьбу?

    Запишем.

    Обозначим опасные места, ударение, поделим слова на слоги.

    Кто мне составит побудительное предложение, выражающее приказ?

    Запишем.Обозначим опасные места, ударение, поделим слова на слоги.

    Работа по презентации.

    Слайд 13-20

    Чтение правила 5 мин.

    Заучивание правила. Опрос 1-5 учеников.

    Повествовательное предложение содержит вопрос, т.е. повествует о чем-то, в конце его ставится точка.(.)

    Вопросительное предложение содержит вопрос. В конце его ставится вопросительный знак. (?)

    Побудительное предложение выражает побуждение к действию, т.е. просьбу, приказ или совет. В конце его ставится точка или восклицательный знак. (.) (!)

    Составь предложение трех типов.

    Дети выполняют упражнение.

    Ответы детей (Бабушка, я скоро приеду к тебе в гости.)

    Дети списывают предложение с доски за учителем.

    Дети обозначают ударение, опасные места, делят слова на слоги.

    Ответы детей (Виталик, а ты  приедешь ко мне в гости?)

    Дети списывают предложение с доски за учителем.

    Дети обозначают ударение, опасные места, делят слова на слоги.

    Ответы детей (Оля, пожалуйста, зайди ко мне после уроков.)

    Дети списывают предложение с доски за учителем.

    Дети обозначают ударение, опасные места, делят слова на слоги.

    Ответы детей (Оля, зайди ко мне после уроков!)

    Дети списывают предложение с доски за учителем.

    Дети обозначают ударение, опасные места, делят слова на слоги.

    Ученики не могут ответить на вопросы

    Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.

    Можно подсказать с помощью наводящих вопросов.

    Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать одно из предложений.

    1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

    - Исследование какой темы урока мы вели сегодня на уроке?

    Слайд 21

    -Как вы думаете, какой знак какой оценке подходит? (!)-у меня все отлично, (.) я все хорошо понял, (?)-остались еще вопросы.)

    - Что нового мы узнали на уроке?

    - Всё ли было вам понятно на уроке?

    - Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем  уверенно?

    - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. 

    Слайд 22

    -Урок закончен. Молодцы.

    Домашняя работа по карточкам.

    «Прочитай текст, исправь ошибки, в конце  каждого предложения поставь знак препинания, подходящий  по интонации. Обозначь изученные орфограммы.»

    Однажды морозным утром Коля увидел на дороге воробья откуда он здесь взялся воробей дрожал от холода Коля принес его домой и отогрел какой добрый поступок.

    Оценивают свою работу на уроке: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

    Ученики затрудняются с помощью одного предложения выразить свои мысли и подвести итог своей работы.

    Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы

    Привести пример, выслушать тех учеников, которые справились с заданием.

    Обратить внимание учеников настр.16-17,

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Учебник «Климанова Л.Ф. Русский язык, 2 класс»
    2. Поурочные разработки к УМК Л.Ф. Климановой «Перспектива»
    3. http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/
    4. http://1-4.mioo.ru/
    5. http://perspektiva-1.jimdo.com/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

    урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

    Урок русского языка 2 класс по теме: «Слова с удвоенными согласными» УМК "Школа России" ФГОС

    Урок русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными», содержит презентацию, конспект, также приложения необходимые для проведения урока...

    Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

    Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

    Урок русского языка 2 класс по теме "Слова, называющие признаки предметов"

    урок очень интересный, методически грамотный.К нему есть презентация....

    Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

    Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...

    Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

    Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....