Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Петрова Инна Геннадьевна

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, универсальных учебных действий и используемых технологий. В приложении представлены: лист самооценки, задания для работы в парах и группах, тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе («Школа России»)

Учитель: Петрова И.Г.

Место урока: 1-ый урок по теме «Слово и слог. Ударение»

Тип: изучение нового материала

Тема: Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица.

Цель урока: учить учащихся правильно определять количество слов в слове, делить слова на слоги; различать слово и слог

Задачи:

- организовать работу по формированию умения преодолевать возникшие затруднения;

- способствовать овладению умением определять количество слогов в словах;

- формировать навыки совместной деятельности.

Оборудование: у учащихся сигнальные двуцветные кружки для осуществления обратной связи, лист самооценки, трафарет для соблюдения наклона букв, алфавит – образец написания письменных букв, лист кальки для развития самоконтроля, задания для самостоятельной работы и для работы в группе, тест для самопроверки;

у учителя: интерактивная доска, ПК, плакат- схема «характеристика букв, звуков, плакат «правильно сиди при письме»,

Ресурсы:

- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.

- Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение.

 - презентация для SMART - доски

Планируемые результаты

Предметные

- учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов. 

- учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов

Метапредметные

Коммуникативные УУД

- выражать свои мысли

- использовать речь для регуляции своего действия

-  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи 

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Регулятивные УУД

- формулировать тему и цели урока

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- осуществлять контроль процесса деятельности

- оценивать результаты деятельности

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- формирование правильной посадки за столом        

Познавательные УУД

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные УУД

- проявлять чувство личной ответственности за своё поведение

-  проявлять познавательный интерес к новому знанию

- сохранять мотивацию к учению

- ориентироваться на понимании причин успеха в учении

- проявлять интерес к новому учебному материалу

Образовательные технологии:

-  технология диалогового обучения

- технология проблемного обучения

- технология развивающего обучения

Урок русского языка в 1 классе («Школа России»)

Учитель: Петрова И.Г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинается урок.

И на парте все в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

На парте вы видите листы самооценки, который поможет оценить резуль-таты работы.

Учащиеся проверяют готов-ность рабочих мест; соблю-дают правила посадки.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- формирование правильной посадки за столом        

- оценивать результаты деятельности

Актуализация знаний

  1. Чистописание

(На доске образец соедине-ния заглавной и строчной буквы Сс)

Написание какой буквы повторим? Условия работы?

Дайте характеристику буквы и ее звуков по плану; приведите примеры слов.

Обведите и повторите написание столько раз, сколько звуков в слове слон.

Отметьте лучшие буквы.

  1. Словарная работа. Повторение знаний о сло-ве.

(на доске мнемотаблицы  с рисунками к словарным словам и карточки со словами, буквы –орфо-грамммы пропущены

пенал, карандаш, язык, класс)

Какие слова зашифрованы, назовите одним словом? Наша задача?

В листе  самооценки перед началом работы отметьте знаками + или - , как вы знаете написание словарных слов.

План действий?

Назовите слово, запишите, проверьте по карточке на доске; дайте сигнал об окончании работы.

Итог: отметьте в листе самооценки + или – после выполнения работы.

Докажите, что мы записали слова. Чем похожи?

(слова-предметы, неодуш., тема – школа)

Найдите многозначные слова. В каких значениях их употребляем?

Дают характеристику буквы и звуков по плану, прове-ряют и дополняют ответы; выполняют работы в соот-ветствии с самостоятельно проведенным анализом слова; самооценка работы.

Учащиеся обобщают, дают ответ.

Осуществляют прогно-стическую самооценку своих умений.

Учащиеся проговаривают план словарной работы; называют слова, самосто-ятельно записывают и проверяют с образцом на доске; выполняют самооценку результата деятельности.

Сравнивают слова, формулируют ответы и аргументируют, приводят примеры.

Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли

- использовать речь для регуляции своего действия

-  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи 

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

РегулятивныеУУД:

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- осуществлять контроль процесса деятельности

- оценивать результаты деятельности

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Личностные УУД:

-  проявлять познавательный интерес к новому знанию

- сохранять мотивацию к учению

- ориентироваться на понимании причин успеха в учении

- проявлять интерес к новому учебному материалу

Формулировка темы и цели урока, составление плана работы

Из чего состоят слова?

Тема нашего урока и основная задача?

Составим план, что нужно узнать?

( 1-ый слайд презентации)

Формулируют тему и цель урока, совместно планируют деятельность, сверяют с доской.

Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цели урока

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

Организация деятельности по плану

Открытие знания

Первичное закрепление

  1. Как определить коли-чество слогов в слове?

Оцените свои умения перед началом работы в листе самооценки.

Работаем в паре (задание по колонкам)

Найдите среди словарных слов:

-1 колонка слова из 1 слога или односложные слова

- 2 колонка слова из 2 слогов или двусложные

- 3 колонка слова из 3 слогов или трехсложные

и докажите. Дайте сигнал об окончании работы

Проверка по доске (2-ой слайд) 

Вывод:  как определить, сколько в слове слогов?

Что для этого надо сделать?

(2-ий слайд – алгоритм)

Что надо сделать, чтобы разделить слово на слоги?

Слог – это часть, которую можем произнести на выдохе за 1 раз.

В паре разделите подчеркнутые слова на слоги, где это возможно. Дайте сигнал.

(Проверка по доске)

Итог: какие слова нельзя разделить на слоги?

По плану на доске расскажите, что узнали о слоге.

Сверим ваши ответы с образцом на диске

(обучающий диск Русский язык 1 класс)

Проверим умения, возьмите листок с цифрой 1 и выполните задание в паре. Помните о правилах работы в паре. Дайте сигнал.

(Смотри приложение)

(Проверка 3-ий слайд по ответам учащихся

Назовите слова каждой группы, докажите, прочитайте по слогам. Какие свои слова подобрали в каждую группу?)

Итог: что учились делать?

Оцените результат работы в листе самооценки.

Ф/пауза стихи-договорки

(смотри приложение)

  1. Из чего может состоять слог?

(4-ый слайд)

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследо-вание в группе. Возьмите лист с цифрой 2.

(смотри приложение)

Выберите командира, дайте сигнал; выполните задания, дайте сигнал.

(Проверка: каждая команда представляет свой аргумен-тированный ответ, осталь-ные дополняют и исправ-ляют; сверяют с образцом на доске)

Прогностическая самооценка; работа в паре, подготовка ответов и выполнение работы, проверка, исправление и добавление ответов уча-щихся.

Формулируют ответ по вопросам плана.

Работают в паре по заданиям, соблюдая правила общения, представляют свои ответы, самопроверка с образцом на доске; само-оценка результата деятель-ности.

Выбирают командира, распределяют  работу, выполняют задания, прове-ряют и готовят ответ.

РегулятивныеУУД:

- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- осуществлять контроль процесса деятельности

- оценивать результаты деятельности

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли

- использовать речь для регуляции своего действия

-  сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи 

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

-  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные УУД:

- проявлять чувство личной ответственности за своё поведение

-  проявлять познавательный интерес к новому знанию

- сохранять мотивацию к учению

Применение новых знаний

Новые знания помогут вы-полнить интересное задание

на странице 33 упражнение 4.

Прочитайте задание про себя.

Что будем учиться делать?

Оцените это умение в листе самооценки перед началом работы.

Запишите в тетрадь со-ставленные слова через запятую.

(Проверка по обучающему диску Русский язык)

Оцените результат работы в листе самооценки

Вспомните скороговорки, в которых есть слова дрова, трава.

Находят указанное задание в учебнике, анализируют необходимое для выпол-нения задания, выполняют прогностическую само-оценку; самостоятельно выполняют работу и оценивают результат работы

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- ориентироваться в учебнике (на  страницах учебника, в  условных обозначениях, );

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике;

ЛичностныеУУД:

- сохранять мотивацию к учению

Итог урока

Назовите тему урока

Расскажите по плану, что узнали о слоге.

Называют тему урока, рассказывают по плану о слоге

Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цели урока

Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли

Рефлексия

Возьмите лист с цифрой 3, выполните тест.

(смотри приложение)

 Если выберете правильные ответы, то из букв получит-ся слово.

Посмотрите на лист само-оценки на последний стол-бик, покажите сигналом, как вы оцениваете результат своей работы.

Выполняют самостоятельно тест, оценивают результат своей работы за урок

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль процесса деятельности

- оценивать результаты деятельности

Личностные УУД:

- сохранять мотивацию к учению

- ориентироваться на понимании причин успеха в учении

Приложение

По первому слогу отгадайте и доскажите хором слово.

1.  Мёд душистый принесла

  С луга вешнего … (пче-ла).

2.  Если светятся жучки,

  Их зовите …(свет-лячки).

3.  «Больше всех мои глаза!» -

  Любит хвастать … (стре-коза).

4. Лезут в немытые чашки, стаканы.

  В доме грязнуль любят жить … (та-раканы).

5. Кровь попить у детворы

  Любят летом …(ко-мары).

6.  Согнувшись под ношей тяжёлой своей,

  Тащит травинку в дом …(му-равей).

Лист самооценки

До начала работы

Я умею

По окончании работы

писать правильно словарные слова

определять правильно количество слогов в слове и делить слова на слоги

составлять из слогов слова

  1. Определи количество слогов в каждом слове и докажи. Соедини слово с соответствующим овалом.
  2. Раздели слова на слоги.
  3. Придумай по одному слову в каждую группу.

1 группа            Выполните задания по шагам.

1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.

2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?

    Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука и одного …………………………. звука.

3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.

роса       куница     перец

роса       куница     перец

роса       куница     перец

роса       куница     перец

2  группа              Выполните задания по шагам.

1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.

2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?

    Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука.

3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.

     оса             улица           ау

     оса             улица           ау

 

     оса             улица           ау

     оса             улица           ау

3  группа             Выполните задания по шагам.

1. Обозначьте гласные буквы и разделите слова на слоги.

2. Подчеркните в словах первый слог. Из чего он состоит?

    Допишите вывод: слог может состоять из одного ……………………. звука и нескольких …………………………. звуков.

 3.Прочитайте вывод и докажите словами из задания.

      брюки        крот      норка

        брюки        крот      норка

        брюки        крот      норка

          брюки        крот      норка

Тест

Поставь V в квадрате около правильного ответа.

  1. В слове столько слогов, сколько

     О      согласных звуков

     У      гласных  звуков

2. Отметь строчку, в которой во всех словах два слога.

     М     шофёр   свёкла   улитка

     Р      имя   аист   урок

3. Отметь строчку, в которой все слова нельзя разделить на слоги.

     А      куст     град       сон

     Ы     море    слон     прутик

Запиши буквы правильных ответов …………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Слог как минимальная произносительная единица".

Урок русского языка во 2 классе на тему: " Слог как минимальная произносительная единица" составлен в виде путешествия по океану русского языка....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица»

       Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащих...

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....