Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Цель: формировать умение различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты: 
Предметные. Различать слово и слог. Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Проведение лингвистического опыта: наблюдение над новым способом определения в слове слогов. Анализировать слоги исходя из количества в них гласных и согласных звуков. Подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Оценивать результат своей деятельности.

Метапредметные.        

Регулятивные: умение контролировать свою готовность к уроку; самостоятельная постановка учебных целей; планирование; освоение способов деления слов на слоги; контроль; умение планировать и выполнять действия.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова; умение отвечать на поставленный вопрос, классифицировать слова по количеству в них слогов

Коммуникативные: использование интонации для постановки слогораздела; умение сотрудничать друг с  другом: работать в парах.

Личностные: чувство необходимости учения; самооценка, оценка.

                                                                            Ход урока.
I. Организационный момент урока.

I. Организованный момент урока.

Прежде чем за парту сесть,

Посмотри, на ней всё есть?

Учебник, ручка и тетрадь

В учёбе будут помогать!
II. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.

Жж Жж жужжит

Жизнь дана на добрые дела.

2. Звуковой анализ слова.

- Сделайте звуковой анализ слов: мыло, кровать.

3. Пословица.

При солнышке тепло, при матери добро.
- Что вы сейчас прочитали? (Предложение, пословица.)
- Как вы понимаете эти слова? (Когда светит солнце, человеку также хорошо и приятно как с мамой.)
4. Беседа.
- Посмотрите в окно. Весна пришла, да солнышко нас теплом не радует. Позовем его, покличем, распевая слова.
Сол-ныш-ко,по-ка-жись!
Крас-но-е, сна-ря-дись!
По-ско-рей, не ро-бей,
Всех ре-бят о-бог-рей!
III. Формулировка темы урока, целеполагание.

1. Вопрос-ответ.
- Вот и солнышко появилось, да только не проснулось еще, не заулыбалось лучиками. Порадуем его своими знаниями. Сейчас мы кликали солнышко, как мы пропевали слова?
- Догадались ли вы, какая тема нашего урока?

- О чём будем говорить? (О словах и слогах.)
- Проверим наши предположения. Откройте учебник на стр.32. Вверху, в синем прямоугольнике, прочитайте тему урока.

- Мы были правы. Какие цели ставим для себя на уроке? (Будем учиться.)

- Как вы думаете чему? (Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Распознавать слово и слог.)

2. Выявление места и причины затруднения.

солнышко мама луч со
- Какая из записей лишняя? Почему? (Лишняя со, т.к. все слова имеют значение, а эта не имеет.)

- Что же такое со? (Это слог.)
- Что же такое слог? (Слог - это несколько звуков, произносимых одним выдыхаемым толчком.)
Физкультминутка.
3. Выполнение упражнения 1 стр. 32.

- Приблизьте ладошку ко рту, произнесите слово «мама». Посчитайте, сколько раз струя воздуха коснулась ладошки при произнесении. Обсудите в парах.
- Кто готов сделать вывод? (Струя воздуха коснулась ладони дважды, значит в этом слове 2 слога.)
- Согласны?
- А как ещё определяется количество слогов в слове? (С помощью ладошек, бороды.)
- А ещё в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

IV. Первичное закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения 2 стр. 32.

- Поработаем и потренируемся делить слова на слоги и определять их количество в слове. Найдите на стр.32 упражнение 2.
- Прочитаем хором задание.
- Прочитаем хором слова.
- Все ли слова вам понятны? Какое из слов требует пояснения?

- Ещё раз прочитайте их самостоятельно и найдите среди них только односложные слова т.е. слова из 1 слога.

Физкультминутка.

 2. Выполнение упражнения 3 стр. 32.

V. Рефлексия учебной деятельности.
- Давайте подведем итоги урока. Как звучит тема нашего урока?
- Какие цели для себя мы ставили?

VI. Итог урока.
-  Слог — это слово или часть слова?

- Из каких звуков может состоять слог?

- Расскажите, как узнать, сколько в слове слогов?

- Приведите примеры односложных, двусложных, трёхсложных слов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове

Создать условия для знакомства со слогообразующей ролью гласных.Задачи: 1. Образовательные - познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове...

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....