Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Рокачева Валентина Михайловна

Создать условия для знакомства со слогообразующей ролью гласных.

Задачи:

 1. Образовательные

 - познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове;

 - показать слогообразующую роль гласных;

 2. Развивающие

 - содействовать развитию фонематического слуха, речи, внимания, мышления;

 - способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;

 - повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.

 3. Воспитательные

 - Способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БМОУ « Кружилинская средняя общеобразовательная школа»

       УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс 

                                     

«Слог как минимальная произносительная

                   единица звуков в слове»

 

Автор: Рокачева Валентина Михайловна,

                                                                     учитель  начальных классов    

                                                                         БМОУ «Кружилинская СОШ»  

                                                                                                                             

                                                                                                                                 

                                       2012  г.

УМК «Гармония» Обучение грамоте (чтение) 1 класс

 Тема: Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове

 Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Создать условия для знакомства со слогообразующей ролью гласных.

Задачи:

 1. Образовательные

 - познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове;

 - показать слогообразующую роль гласных;

 2. Развивающие

 - содействовать развитию фонематического слуха, речи, внимания, мышления;

 - способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;

 - повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.

 3. Воспитательные

 - Способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию.

                                               Ход урока

 1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

 - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

 -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Звуки речи»

 -Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках:

 Слайд 3

 (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными; согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими;

 твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

 мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.)

 -Повторим стихотворение о гласных звуках:

 Гласных звуков ровно шесть.

 Их нетрудно перечесть:

 А-О-У-Э-Ы-И

 Звуки гласные мои.

Игра «Назови звук»

 -Я буду называть слова, (можно показать картинку и проговорить слово), а вы должны назвать первый звук в слове, показать соответствующую карточку из звукового пенала и указать место этого звука в слове, доказать свой выбор (мышь, стул, аист, осы, крот, утюг, лиса и т.д.)

Работа в парах.

 Закрепление понятия о гласных и согласных звуках путём звукового анализа слова: ЛИСА

Дети вспоминают правила работы в парах:

 - думаю сам;

 -высказываю свое мнение;

 -выслушиваю соседа;

 -приходим к общему мнению.

 Составление детьми схем .

Проверка. Слайд 4.

 Оценивание работы в паре по шкале «Правильности»:

 -звезда наверху - всё правильно

 -звезда посередине - есть 1-2 ошибки

 -звезда внизу - есть 3 и более ошибок.

 -Что повторяли? Для чего это необходимо знать?

 3. Введение нового знания. Знакомство с понятием «слог».

 Слайд 5.

1. Рассмотрите рисунок, обсудите: где находятся ребята (на стадионе), что они делают, как называют тех, кто соревнуется в беге (бегуны), и тех, кто сидит на скамейках (на трибунах).

Послушайте  меня и посчитайте, сколько предложений  я скажу:

И вот начались соревнования. Кто победит? Болельщики поддерживают бегунов.

Установив количество предложений (3), произнесите каждое ещё раз. Три ученика на доске под контролем класса схематически оформляют эти предложения (без деления на слова).

2. А сейчас давайте  с вами пофантазируем:

ч т о могут кричать болельщики. (Например: ПеQтя, ПеQтя; даQвай,

даQвай; быQстрей, быQстрей; [маQла]Qдец, [маQла]Qдец; [па]QбеQда,

[па]QбеQда]…)

Теперь  предлагаю детям на время стать этими болельщиками и за них покричать (только не очень громко!) слова поддержки. Но добавляю, что они снова, как учёные, будут ставить опыт: надо наблюдать за тем, как произносятся слова – целиком или распадаются на маленькие частички.

«Покричав», устанавливаем, что слова у болельщиков распадаются

на частички.

– То, как кричат на стадионе болельщики, помогло нам узнать

ещё один «секрет» нашей устной речи. Обычно при разговоре мы

не замечаем, что слова состоят из небольших частичек. Эти частич-

ки становятся заметны, когда мы говорим слова так, как их про-

кричали бы болельщики. Частички, на которые распадаются слова,

называются слогами; каждая такая частичка – это с л о г.

Новый термин («научное слово») хором произносится и показывается обозначение слога – дугой.

-Обозначать слоги будем маленькими дугами под звуковой схемой:

 -Дуга показывает, что звуки в слове сливаются, произносятся слитно.

4. Упражнение в делении слов на слоги.

Глядя на картинки, учащиеся сначала набирают слова. Они называют всё, что видят: людей, их действия, игры, место и т. п. Выбранные

слова членятся на слоги (или не членятся, если слог один), на-

пример: лыQжи, лыQжниQки, лыQжня, фиQниш, снег, беQжит, уQстал; поQле, траQва, воQроQта, враQтарь, мяч, гол, заQбил, реQбяQта, иQгра, веQсело, выQиQграQли

  Вывод: слоги – это «кусочки» слов, которыми говорим; словами мы называем то, что видим, знаем, слышим, а с помощью предложений – выражаем мысли.

 5. Физминутка

6.Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

 -От чего же зависит количество слогов в слове? Какой звук образует слог: гласный или согласный? Давайте понаблюдаем.

 Слайд 6

 Звуковой анализ слов УС, КУСТ, УСЫ на доске с учителем, дети работают с индивидуальными звуковыми пеналами за партами.

 -Произнесём короткое слово УС. Сколько в нём слогов?

 -Назовите звуки в этом слоге.

 -Можем ли мы сказать, какой звук образует слог, гласный [у] или согласный [с]?

 -Попробуем добавить к слову УС ещё 2 согласных звука: звук [к ]– в начало слова и звук [т ] – в конец слова. Какое слово получилось?

 -Произнесём слово и определим, сколько в нём слогов?

 - Мы прибавили два согласных звука, а лог не прибавился. Значит, новые согласные…. (не образуют слог).

 Слайд 7

 -А теперь к слову УС добавим, в конце, гласный звук [ы]. Какое слово получилось?

 -Скажем это слово и послушаем, сколько в нём слогов.

 -Почему 2 слога? Как образовался новый слог?

 ВЫВОД: согласные звуки слога не образуют, а гласные звуки образуют слог, поэтому, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

 7. Первичное закрепление. Закрепление слогообразующей роли гласных по учебнику «Азбука» (с.26)

  Звуковой анализ слов ШАР, ШАРФ, ШАРЫ. Сравнение слогозвукового состава слов ШАР и ШАРФ.

 -Сколько слогов в слове ШАР? (Один)

 -Почему? (В этом слове один гласный звук)

 -Каким звуком отличается слово ШАР от слова ШАРФ? (согласным [ф])

 -А сколько слогов в слове ШАРФ? (Один, как и в слове ШАР)

 ВЫВОД: убеждаемся ещё раз, что согласный [ф] нового слога не образует.

Сравнение слогозвукового состава слов ШАР и ШАРЫ.

 -Какой звук добавили к слову ШАР в слове ШАРЫ? (Звук [ы])

 -Какой это звук? (Гласный, ртораскрыватель)

 Сколько слогов в слове ШАРЫ? (Два слога)

 -почему в слове ШАР - один слог, а в слове ШАРЫ – два слога? (Потому, что в слове ШАР – один гласный, а в слове ШАРЫ – 2 гласных звука, рот раскрывается 2 раза).

 ИТАК: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

 8.Итог урока. Развитие умений соотносить цель и результат.

 - С чем познакомились? Что узнали нового? Чему учились на уроке?

 9.Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Слайд 8.

 -Продолжите предложения:

 -Я понял, что…

 -Было интересно…

 -Было трудно…

 -Мне захотелось…

 -У меня получилось…

Слайд 9.

 -Спасибо всем за урок. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".

Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Понятие:слог

Технологическа карта урока открытия новых знаний по русскому языку в 1 классе. УМК "Школа России". Учебник « Русский язык» авторы: В.Г. Горецкий, В.П.Канакина....

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....