Главные вкладки

    открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Султангалина Чулпан Флуновна

    урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_2_klass.docx21.05 КБ
    Office presentation icon slova_s_neskolkimi_znacheniyami_2_kl._2.ppt1.92 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Мари-Суксинская средняя общеобразовательная школа»

    Актанышского муниципального района РТ

    Открытый урок русского языка

    Тема: Слова  с несколькими значениями

    (2 класс, УМК «Перспектива»)

    Учитель начальных классов:

    Султангалина Чулпан Флуновна

    2014 г.

    Тема: Слова с несколькими значениями.

    Цель: дать представление о многозначных словах, о принципе сходства многозначных слов.

    Задачи:

    1. Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;
    2. Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;
    3. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

    Ход урока

    1. Организационный момент.(1 слайд)

    Громко прозвенел звонок –
    Начинается урок.
    Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно, слушаем внимательно.

    1. Актуализация знаний
    1. Словарная работа

    -У вас на столах сигнальные карточки,  на доске слова с пропущенными буквами. Кто мне поможет?

    (У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я. На доске слова  с пропущенными буквами.)

    Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат.(2 слайд)

    1. Орфографическая работа (3-4 слайд)

    - На прошлых уроках мы говорили об именах собственных. Я хочу вам прочитать два стихотворения Элеоноры Фарджен об английских именах.

    Имена девочек

    Как славно девочек зовут!

    Вот Шейла – шелковый лоскут,

    И Сильвия – листва лесная,

    И Стелла – звездочка ночная,

    И Флора – щедрая весна,

    И Лола – плавная волна,

    И Линда – Белл- звонок у двери:

    «Дин-дон!»- «Кто там?...»

    И просто Мэри.

    Имена мальчиков

    Как славно мальчиков зовут!

    Вот Барри – пушечный салют,

    И Патрик – парус средь простора,

    И Роберт – ровный рев мотора,

    Том- стук копыт издалека,

    И Питер – пенье пастушка.

    - Какие имена запомнили?

    - А у русских детей есть такие имена? ( Некоторые есть, например Стелла, Лола, Роберт )

    - Запишем сегодняшнее число. Классная работа. Запишем эти имена.(5 слайд)

    III.  Самоопределение к деятельности

    -Послушайте стихотворение.

    Говорят: часы стоят,

    Говорят: часы спешат,

    Говорят: часы идут,

    Но немного отстают.

    Мы смотрели с Мишкой вместе,

    А часы стоят на месте. В.Орлов

    - Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)

    - Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Дети , скорее всего затрудняются ответить на вопрос.)

    - О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят)

    - У меня в руках толковый словарь. Предположите для чего. (Будем искать значения слов.)

    - Как вы думаете, может ли одно и то же слово называть два разных предмета?(Дети дают разные ответы.)

    - К концу урока мы придем к единому мнению.

    IV. Работа по теме урока

        Работа по учебнику

         -А теперь откройте учебник Упр. 24, стр.19

    -Назовите предметы. (кисть винограда, кисть руки, малярная кисть.)

    - Какое слово повторяется? (Кисть)(8 слайд)

    - А похожи чем – то все эти кисти? (Да, на всех кистях несколько частей соединились в одно целое.)

    - Итак, все предметы разные, а называются одним словом. Почему?(Видимо,  у этого слова несколько значений.)

    - Составьте предложения со словом кисть в разных значениях. Сколько предложений получится? (три .)

    - Какие предложения получаются? (  Мама купила кисть винограда.  Миша поранил кисть руки. Маляр взял кисть и начал ремонт.)

    (9 слайд)

    -  Запишем эти предложения .

    - Как бы вы назвали слово, если оно имеет много значений?

    Упр.25 , стр 19

    - Как ответить на этот вопрос? (Идет – совершает движение, передвигается с места на место. Идет человек. Идет время. Идет дождь. Идет урок.)(10 слайд)

    - Прочитаем сообщение Профессора Самоварова.(11 слайд)

    - Какие слова называются многозначными?

    - Можно ли  слово  идет назвать многозначным.?

    - А слово кисть?

    - Объясните почему.

    V.Физкультминутка. (12слайд)

    VI. Продолжение работы по теме урока

                  Работа по учебнику

                   Упр.26, стр. 20(Работа в паре)(13 слайд)

    - Запишите словосочетания.

    - Какое слово является многозначным? (Золотой)

    - Что означает выражение золотой браслет? (Браслет сделан из золота.)

    - А почему человека назвали золотым?(Он, наверное, очень хороший)

    - Что за золотые руки- они что из золота сделаны ?(Нет, это руки, которые все умеют делать)

    - На чем основана многозначность слова золотой? (На сходстве качеств- очень хороший, дорогой.)

    VII. Рефлексия

    - На доске видите несколько фразеологизмов.(14 слайд)

    • Язык без костей.
    • Язык прикусить.
    • Язык подвешен.
    • Язык отнялся.
    • Язык проглотишь.

    - Какое слово повторяется в каждом предложении. О каком языке идет речь? (О языке, который во рту)

    - Подберите подходящее по смыслу фразеологизмы к следующим словам и словосочетаниям:

    1) вкусно (язык проглотишь)

    2) внезапно замолчать(язык прикусить)

    3)потерял способность говорить (язык отнялся)

    4) очень болтливый человек (язык без костей)

    5) хорошо умеет говорить(язык подвешен)

    - А есть у этого слова какие – нибудь другие значения?

    (У колокола есть язык. У ботинка язычок. Мы говорим на русском языке. Язык как средство общения.)

       VIII. Подведение итогов урока.(15 слайд)

    - Закончите предложения.

    • Я узнал на уроке……
    • Я научился на уроке….
    • Мне понравилось….

    Домашнее задание(16 слайд)

    Упр. 27 стр.20 в учебнике.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МБОУ «Мари- Суксинская СОШ» Урок русского языка Слова с несколькими значениями 2 класс Учитель начальных классов: Султангалина Чулпан Флуновна

    Слайд 2

    Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.

    Слайд 3

    Словарная работа Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат. а о о а а а о е

    Слайд 4

    Орфографическая работа Как славно девочек зовут! Вот Шейла – шелковый лоскут, И Сильвия – листва лесная, И Стелла – звездочка ночная, И Флора – щедрая весна, И Лола – плавная волна, И Линда – Белл- звонок у двери: «Дин-дон!»- «Кто там?...» И просто Мэри.

    Слайд 5

    Как славно мальчиков зовут! Вот Барри – пушечный салют, И Патрик – парус средь простора, И Роберт – ровный рев мотора, Том- стук копыт издалека, И Питер – пенье пастушка.

    Слайд 6

    Третье февраля. Классная работа. Шейла, Сильвия, Стелла, Флора, Лола, Линда, Мэри, Барри, Патрик, Роберт, Питер.

    Слайд 7

    Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте. В.Орлов

    Слайд 8

    кисть соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.

    Слайд 9

    Запишем эти предложения 1. Мама купила кисть винограда. 2. Миша поранил кисть руки. 3. Маляр взял кисть и начал ремонт

    Слайд 10

    Мальчик идёт по улице . На улице идёт дождь. В комнате идут часы.

    Слайд 11

    Многозначные слова Слова, у которых имеется два или несколько значений.

    Слайд 12

    Физминутка

    Слайд 13

    Золотая осень золотой браслет золотой человек золотые руки золотая рожь

    Слайд 14

    - На доске видите несколько фразеологизмов . Язык без костей хорошо умеет говорить Язык прикусить очень болтливый человек Язык подвешен внезапно замолчать Язык отнялся вкусно Язык проглотишь потерял способность говорить

    Слайд 15

    Я узнал научился Мне понравилось

    Слайд 16

    Домашняя работа Упр. 27 стр.20 в учебнике.

    Слайд 17

    Спасибо за урок !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс

    Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы....

    Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

    Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

    открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

    разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...