Главные вкладки

    Открытый урок русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

    Гумина Ольга Михайловна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Частное образовательное учреждение

    «Частная общеобразовательная школа «Ступени»

    Открытый урок  русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»

    Выполнила учитель начальных классов

    Гумина Ольга Михайловна.

    (niceLelya@yandex.ru)

    Открытый урок  русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»

    Цели урока:

    Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.  

    Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

    Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

    Формируемые УУД:

    Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

    Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

    Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

    Оборудование: интерактивная доска, проектор

    Методическая литература: Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    1. Организационный этап..

    Взаимное приветствие

    -какие условные обозначения вы видите на доске.

    -что вы можете сказать о содержании нашего урока?

    -а тему урока мы сформулируем немного позже.

    Взаимное приветствие

    - ключ, перо, «КУНЯ» (надпись на доске)

     

     - Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык («КУНЯ»), откроем «Тайну языка» (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо)

    Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

    2. Каллиграфическая минутка

    - Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш,ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (образец написания букв на доске)        

      - Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием «лучшей» буквы).

    Прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

    Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

    3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

        Работа в парах

    -Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) На доске слова «школа» и «школьник».                     - Что вы можете сказать об этих  словах? Докажите.

    -Назовите 2 различия между этими словами

    - выделим известные нам части слов в обоих словах?

    - какие возникли затруднения?

    - школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»).                                                                                                                                                                                - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.                  - Различия в составе и оттенке значения.

    - Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа  –   а  школьник -  (нулевое).

    Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.    

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества

    4. Выявление

    причины  затруднения

    и  постановка

    цели деятельности.

    - Почему вы её никак не обозначили?

    - сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения

    - Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

    Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

    5. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

    Работа с учебником

    Работа с упражнением 1 на станице 107                  

    -Прочитайте пары слов. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать  эти слова. Где она находится?

    -Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

    - На странице 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова.  Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

    Выделите роль суффикса в слове.

    Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

    - Она находится между корнем и суффиксом.

    - Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

    Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.

    Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    5. Первичное закрепление.

    - Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

    - Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия.

    - В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

    - Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

    Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

    - какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

      Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно.                                                      Взаимопроверка.  Обсуждение и устранение разногласий.                                                  

    - Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

    - У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

    Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

    5. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.                                                          

    - Разделитесь на группы (по 4 человека). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.  - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

    Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

    Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

    Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

     6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

    Работа с уражнением 3 на странице 109

    - Вставьте слова, выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске).  Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.

    - Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-;  

    Самостоятельная работа.

    Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы.                    

            - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.                                                            

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

    7. Словарная работа

    Работа в парах

    - От какого слова образовано слово «собачка»?

    - на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - Какое предложение у вас получилось?

    - Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову «кот» слово.

    - В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс?

    -образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось?

    -Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся выучить написание этого слова.

    - от слова «собака» с помощью суффикса -к-                

    – Собака играет с котом.

    - Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок

    - Между корнем и окончанием.

    - Между корнем кот- и окончанием -ом.

    - Собака играет с котёнком.

     Работают самостоятельно в тетради. «Собака» – безударная непроверяемая гласная в корне.

    Личностные: применять правила делового сотрудничества

    Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

    8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.

    - Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

    - Запишите в дневник д.з.

    Рассматривают упражнения, изучают задание.  – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 5 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике «гирей» - «трудное задание».            

    Регулятивные: контроль , коррекция;

    Личностные: самоопределение.

    9. Рефлексия деятельности. Итог урока.

    - Чем понравился урок?

    - Что нового узнали?

    - Всё ли понятно?

    - Что ещё хотелось бы узнать?

    Выставление и аргументация оценок за урок

    Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.

    Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

    Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

    Рабочая программа по технологии для 2 класса. УМК "Начальная школа 21века"

    Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по технологии /Лутцевой/ по программе "Начальная школа 21 века"...

    Итоговый тест по литературному чтению за 1 полугодие, 2 класс, УМК "Начальная школа 21века"

    Данный тест составлен по УМК  "Начальная школа 21 века".Задания соответствуют требованиям ФГОС.Тест является формой итогового контроля для выявления общего понимания вопросов, рассматриваемы...

    Разработка урока "Суффикс как часть слова", 2 класс

    Урок - открытие новых знаний по программе 2 класса "Начальная школа XXI век"...

    Конспект урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс

    В конспекте урока представлена тема "Знакомство с окончанием как частью слова". Урок построен на материале учебника Иванова по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока выстроен с помощью те...

    Технологическая карта русского языка «Предлог как часть речи» 2 класс УМК "Школа России"

    Тема: Предлог как часть речиЦели деятельности учителя: создание благоприятных условий для ознакомления с предлогом как частью речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое предлог...