Открытый урок русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Гумина Ольга Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

«Частная общеобразовательная школа «Ступени»

Открытый урок  русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»

Выполнила учитель начальных классов

Гумина Ольга Михайловна.

(niceLelya@yandex.ru)

Открытый урок  русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»

Цели урока:

Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.  

Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: интерактивная доска, проектор

Методическая литература: Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап..

Взаимное приветствие

-какие условные обозначения вы видите на доске.

-что вы можете сказать о содержании нашего урока?

-а тему урока мы сформулируем немного позже.

Взаимное приветствие

- ключ, перо, «КУНЯ» (надпись на доске)

 

 - Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык («КУНЯ»), откроем «Тайну языка» (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо)

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2. Каллиграфическая минутка

- Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш,ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (образец написания букв на доске)        

  - Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием «лучшей» буквы).

Прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Работа в парах

-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) На доске слова «школа» и «школьник».                     - Что вы можете сказать об этих  словах? Докажите.

-Назовите 2 различия между этими словами

- выделим известные нам части слов в обоих словах?

- какие возникли затруднения?

- школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»).                                                                                                                                                                                - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.                  - Различия в составе и оттенке значения.

- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа  –   а  школьник -  (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.    

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества

4. Выявление

причины  затруднения

и  постановка

цели деятельности.

- Почему вы её никак не обозначили?

- сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

5. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

Работа с учебником

Работа с упражнением 1 на станице 107                  

-Прочитайте пары слов. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать  эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

- На странице 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова.  Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

Выделите роль суффикса в слове.

Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и суффиксом.

- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.

Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление.

- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

- какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

  Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно.                                                      Взаимопроверка.  Обсуждение и устранение разногласий.                                                  

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

5. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.                                                          

- Разделитесь на группы (по 4 человека). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.  - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

 6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Работа с уражнением 3 на странице 109

- Вставьте слова, выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске).  Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.

- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-;  

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы.                    

        - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.                                                            

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

7. Словарная работа

Работа в парах

- От какого слова образовано слово «собачка»?

- на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - Какое предложение у вас получилось?

- Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову «кот» слово.

- В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс?

-образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось?

-Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся выучить написание этого слова.

- от слова «собака» с помощью суффикса -к-                

– Собака играет с котом.

- Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок

- Между корнем и окончанием.

- Между корнем кот- и окончанием -ом.

- Собака играет с котёнком.

 Работают самостоятельно в тетради. «Собака» – безударная непроверяемая гласная в корне.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.

- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

- Запишите в дневник д.з.

Рассматривают упражнения, изучают задание.  – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 5 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике «гирей» - «трудное задание».            

Регулятивные: контроль , коррекция;

Личностные: самоопределение.

9. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Всё ли понятно?

- Что ещё хотелось бы узнать?

Выставление и аргументация оценок за урок

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21век"

Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к УМК "Начальная школа XXI века"). Программа рассчитана на 102 часа, содержит ...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа по технологии для 2 класса. УМК "Начальная школа 21века"

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по технологии /Лутцевой/ по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-" 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»

Учитель: Демочко Галина ЯковлевнаМесто работы: МОБУ «СОШ с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского краяУМК «Начальная школа XXI века»Класс: 2Предмет: русский языкИспользуемое обо...

Технологическая карта урока по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Выделение значимых частей слова" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии.Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся об окончаниях существительных во множественном числе в разных падежах.Задачи урока:Дидактические:1. Вспомнить, как изменяются...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 3 класс. УМК "Начальная школа 21века".

Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе согласно базисному плану)...

Технологическая карта урока 2 класс русский язык :Суффикс как часть слова.

Русский язык 2 класс Школа 21 века Технологическая карта урока Тема:суффикс как часть слова....