УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: Имя существительное
учебно-методический материал (русский язык, 3 класс) по теме

Мохова Ольга Игорьевна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Имя существительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc43.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_3.ppt222 КБ

Предварительный просмотр:

Мохова Ольга Игорьевна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Имя существительное

Цели урока:

Образовательные – познакомить детей с морфологическими признаками имени существительного. Организовать деятельность по систематизации знаний по теме;  создать содержательные и организационные условия с применением исследовательской и  групповой формы работы (работа в парах) для развития у школьников умений   по изученной теме, сформировать умение осмысленно употреблять имя существительное   в речи;

Развивающие – содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений общаться в процессе учебного диалога, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи учащихся;

Воспитывающая – воспитывать у учащихся любовь к родному языку, развивать чувство ответственности за деятельность группы и личную ответственность за собственную деятельность в группе

Оборудование:

компьютер и проектор, учебник, дидактические тесты, рабочие тетради, записи на доске: «Вместе любая работа спорится», «Работать спустя рукава», «Работать засучив рукава».

Учебник: С.В. Иванов Русский язык 3 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом, первичное закрепление

Метод: частично-поисковый.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая (общение в малой группе – паре).

Логика урока:

мотивация – актуализация полученных ранее знаний – создание проблемной ситуации – микроисследование -  систематизация – самоконтроль и самооценка – рефлексия

План урока:

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся.

2.Актуализация знаний учащихся по теме.

3.Проблемная ситуация.

4. Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

5. Организация микроисследования.

6. Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах.

7. Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

8. Рефлексия

Ход урока:

         1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Психологическая установка на урок:

 Учитель: Улыбнёмся друг другу, дети! Сядьте удобно, закройте глаза, опустите голову на руки.

(Дети тихо повторяют за учителем)

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

(пауза)

- Внимание моё растёт.

- Я, как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

(пауза)

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!

Каллиграфическая минутка

Вместе любая работа спорится.

 Учитель: Как вы понимаете значение слова спорится? Объясните смысл пословицы.

Надеюсь, что наша совместная работа принесёт нам успех и удовлетворение!

Спишите предложение, соблюдая нормы каллиграфии.

2. Актуализация знаний учащихся по теме. Создание проблемной ситуации

 Учитель: Какие части речи вы помните? Согласны ли вы с утверждением, что все части речи отвечают на один и тот же вопрос?

У меня есть знакомый мальчик Гена. Он всё привык делать спустя рукава. Что это значит?

(Ответы детей)

Он считает, что все части речи отвечают на вопросы кто? и что?

                                                                       (Слайд №2)

Прав ли Гена? Попробуйте объяснить ему, в чём его ошибка.

(объяснения детей)

3. Формулирование темы урока. Постановка целей урока

Для того чтобы помочь Гене, мы станем сегодня настоящими исследователями. Посмотрите на вопросы, которые задал Гена, определите, какая часть речи отвечает на эти вопросы.

(Дети: Имя существительное)

Это и будет темой сегодняшнего урока!

                                                                 (Слайд №3)

Учитель формулирует цели урока.

4. Организация микроисследования по определению морфологических признаков имени существительного

 Учитель: Гена принёс нам загадочные рисунки. Что это за рисунки?

                                                       

                                                                 (Слайд №4)

Ответы учеников.

 Учитель: Давайте поможем Гене разгадать их.

(Ученики отгадывают ребусы слайда №4).

 Учитель: На какой вопрос они отвечают, какой частью речи являются?

Среди этих слов спряталось словарное слово, Найдите его, запишите в тетрадь.

Дети пишут: пенал.

 Учитель: Что общего у этих слов? Поразмышляйте!

(Дети: Вопрос ЧТО?).

 Учитель: А что они обозначают?

(Дети: Предметы).

 Учитель: Продолжим разгадывать ребусы.

                                                                         (Слайд №5)

(Дети разгадывают ребусы слайда №5)

 Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?

(помощь: на какой вопрос отвечают, что обозначают)

(Ответы учеников).

 Учитель: Так какая часть речи отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? И обозначает предметы?

(Ответы детей).

 Учитель: Сегодня мы узнаем об этой части речи много нового и даже построим для неё дом.

                                                                          (Слайд №6)

А вот и крыша этого удивительного дома. Готов уже и один этаж. Так что же мы знаем об имени существительном?

(Дети читают)

 Учитель: Напишите 2 существительных, называя любые два предмета. А сейчас я попробую угадать хотя бы одно слово, которое никто из вас не записал: дружба. Подходит ли оно? Докажите.

(Ответы учеников)

                                                                           (Слайд №7)

 Учитель: Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома?

(Ответы детей) Проблемная ситуация. Предметное значение имён существительных. Мороз – явление природы, радость – состояние, встреча – событие.

(Формулирование понятия) Это и будет второй этаж нашего дома.

                                                                            (Слайд №8)

 Учитель: Настоящие исследователи – учёные, которые найдут ключ к любой загадке.  

                                                                             (Слайд №9)

Среди множества букв спрятались слова. Найдите их.

(Ответы детей)

 Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?

(Ответы: животные, имена существительные, отвечают на вопрос КТО?)

 Учитель: Можно ли к этим слова поставить вопрос ЧТО? Почему? Докажите.

(Ответы учеников)

 Учитель: А что вы можете сказать об именах существительных, отвечающих на вопрос ЧТО?

(Ответы детей)

 Учитель: Молодцы! Вот и ещё один этаж нашего дома.

                                                                             (Слайд №10)

 Учитель: Так что же вы узнали в ходе исследования? Глядя на алгоритм, расскажите о признаках имени существительного.

(Ответы детей)

5. Физкультминутка

6. Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах

Упражнение 3, стр. 127

7. Формирование навыка самоконтроля и самооценки

Дидактические тесты по теме «Имя существительное»

Работа по алгоритму –

                                                                             (Слайд №11)

 8. Рефлексия

  Учитель: В начале урока мы говорили, что мальчик Гена привык всё делать спустя рукава и потому совершал ошибки.

Прочитайте два фразеологизма и скажите, какой из них подходит к вашей работе на уроке:

- «Работать спустя рукава»                  

- «Работать засучив рукава»

А что помогло нам достичь успехов в нашей работе?

(Ответы)

 Учитель: А значит, мы с полным правом можем сказать: «Вместе любая работа спорится»!

Урок окончен. Спасибо за урок!

                                                                               (Слайд №12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Род имён существительных.

Урок-путешествие в Страну знаний. На уроке открывают новое знание, учатся работать в сотрудничестве с другими в группах....

Урок русского языка. Тема "Род имён существительных"

На уроке дети познакомятся с приёмами определения рода у имён существительных....

Разработка урока русского языка. Тема: "Число имён существительных" УМК "Школа России"

Данную разработку можно использовать во 2 классе при объяснении новрго материала и в 3 классе для повторения изученной темы....

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Технология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённы...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: урок открытия  нового знанияТехнология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  фо...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: "Употребление имен существительных в одном числе", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об именах существительных, имеющих только одну форму числа. Задачи урока:Дидактические:1.  Формировать понятие...