Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_rus_yaz_1kl.zip18.79 КБ

Предварительный просмотр:


План-конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе.

Тема: «Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных

 в корне слова».

Цель: воспитывать культуру поведения в школе, учить быть вежливыми; внушать, что опоздание на урок недопустимо по неуважительной причине; познакомить учащихся с переносным значением слов, учить составлять предложения с такими словами, развивать речь и кругозор; вести подготовительную работу к изучению безударных гласных в корне слова, учить подбирать проверочные слова, опираясь на значение слова..

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарная работа (решение кроссворда, который изображен на экране. Все слова проговариваются хором):

  • Медведь
  • Ученик
  • Корова
  • Собака
  • Дорога
  • Учитель
  • Картина

- Что общего у этих слов? (они словарные, это существительные)

- Какое слово может быть лишнее и по какому признаку? (слово ученик, потому что во всех словах ударение падает на второй слог , а у него - на третий;медведь- потому что, во всех словах по три слога, а нем 2 слога)

-На какие группы можно разделить данные слова? (одушевленные и неодушевленные,

начинаются с гласной, а другие слова - с согласной)

4. Работа над переносным значением слов:

 Чтение стихотворения В. Лейкина «Причины опозданий»:

 Во вторник подвела постель,

Не смог, я во время проснуться.

Позавчера забыл портфель,

В нем был банан пришлось вернуться.

В своих ошибках разобрался,

Сегодня в срок прийти хотел,

Но слишком сильно разогнался

И мимо школы пролетел.

 Ответы на вопросы к стихотворению:

 -Какой жанр этого произведения.

-О ком это стихотворение? Что постоянно происходит с мальчиком?

-Как выйти из сложившейся ситуации? (придется просить прощение за опоздание.)

- Как бы это сделали вы? Приведите свои примеры...

-откройте учебник на с. 125 и выберем подходящие ответы:

  1. Извините меня, пожалуйста. Я даю честное слово больше не опаздывать.
  2. Знаете, я совсем не виноват, это мама не разбудила меня вовремя.
  3. Мне очень стыдно за свое опоздание. Я постараюсь, чтоб это было в последний раз.
  4.  Я опять опоздал. Можно сесть за парту?

 Работа над словами в переносном значении

-Теперь давайте поговорим о смысле выражения подвела постель, (на экране появляется рисунок как постель ведет мальчика к школе.)

-Скажите, ребята, правильно ли понял это выражение художник, который сделал такой рисунок? (Нет, не правильно)

  • Что означает это выражение в данном случае? ( что из-за постели мальчик не смог вовремя проснуться.)
  • В данном случае слово подвела употреблено в переносном смысле.

-Составьте такое предложение, чтобы слово подвела было в прямом смысле (Мама подвела меня к школе. Папа подвел дочку к картине...)

Следующее выражение пролетел мимо школы. (на экране появляется рисунок, на котором

мальчик летит над школой. Можно ли и эту зарисовку назвать ошибкой художника? Чего не знает

художник? (Что слова могут употребляться в переносном смысле)

-Как объяснить значение этого выражения? (очень быстро пробежал)

-Еще говорят: время пролетело, год пролетел, каникулы пролетели и т. п.)

-Составьте предложение, чтобы это слово было употреблено в прямом смысле (пролетела птица,

пролетел самолет)

-Итак, у слова может быть несколько значений. Понять, в каком значении употреблено слово, можно только в тексте.

5.Физминутка.

(если я называю слово в прямом смысле, то вы встаете и, если можно, показываете действием это выражение. Если слово в переносном смысле - вы сидите)

 -Олененок бежит по травинке.

 -Как бежит время!

-Весло стукнуло о борт лодки. -Сколько лет ему стукнуло?

-Быстро пролетели каникулы!         Птицы пролетели над домами.

       -На пальце золотое кольцо.

       -У мамы золотые руки.

       -Горькая правда.

       -Горький перец.

б.Объяспение материала о правописании безударных гласных в корне слова.

- Я прочитаю предложения, вы послушайте, какие слова произносятся одинаково?

-B Подмосковье очень крас и вые, ЛЕСА!

- Рыжая ЛИСА гналась за зайцем.

-транскрипция одинаковая, [л'и с а]

'и с а]

-Произносятся одинаково, а значение одинаковое имеют? Давайте подумаем, (читаю еще раз
предложение) [лиса] ,

[л'и са] - лес

[л'ис а] - лис

-Как интересно, а почему же так получилось? Я предлагаю вернуться к транскрипции

 -Поставьте ударение ( в обоих словах первый слог безударный, значит опасный. Если гласный в слове безударный, то на письме можно допустить ошибку. Для правильного написания гласный нужно проверить - подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением). Написание безударной буквы зависит от значения слова.

7.3акрепленис изученного материала.

- Догадайтесь, где нужно вставить слово СПЕШИ, а где - СПИШИ.

Раз учительница в школе Посоветовала Коле:

 -Списывая не ....,

 Букву к буковке ....

****Послушайте:

Учительница написала на доске слова и сказала ребятам:

-Спишите их. Только - не спешите.

Все пишут, а Алеша - нет...

-Почему ты не работаешь, Алеша?

-А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «СПИШИТЕ», а то- «НЕ СПИШИТЕ»

- Почему Алеша не понял свою учительницу? ( слова СПИШИТЕ и СПЕШИТЕ произносятся одинаково, а при написании их можно проверить словом ПИШЕТ и СПЕШКА)

- А сейчас посмотрим, поняли ли вы, о чем мы говорили на уроке. Это задание очень похожее, попробуйте его выполнить самостоятельно, кому трудно, я помогу ( у детей на столах лежат листочки с заданиями:

Вставь в предложения нужные слова:

1. МЯЧИ - МЕЧИ

В спортивном магазине продавали футбольные _______________.

Рыцарские  __________стояли в музее.

2. СЛЕЗАЛ - СЛИЗАЛ

Кот Васька быстро  _________________ всю сметану.

Гриша долго ____________________ с дерева.

8. Подведение итога урока.

-Скажите, ребята, чему мы сегодня учились на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Правописание парных согласных в корне слова""

Урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России" по теме: правописание звонких и глухих согласные в корне слова....

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония

Конспект урока по русскому языку на тему «Значение слова и его написание» 2 класс. Гармония...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова .

Учить детей опредделять слова с непроизносимой гласной в корне слова.упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова....

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по программе "Планета знаний" по теме "Слова с непроверяемыми гласными в корне"

Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне....