Лингвистический турнир
учебно-методический материал (русский язык, 4 класс) по теме

Моисеенкова Татьяна Анатольевна

Лингвистический турнир знатоков русского языка для учащихся 4 класса на материале "Кубановедения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_turnir.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение Б

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ     ТУРНИР

ЗНАТОКОВ    РУССКОГО    ЯЗЫКА

Ведущая. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на лингвистическом турнире учащихся 4-х классов.

        Знатоки русского языка объединились в три команды (в составе каждой – по 3 представителя каждого 4-го класса). После жеребьёвки, а состав каждой команды определил счастливый случай, у ребят была возможность пообщаться, познакомиться, придумать название своей команды и выбрать капитана. Позвольте представить:

Команда ………………………….. капитан ……………………… группа поддержки……….

Команда ………………………….. капитан ……………………… группа поддержки……….

Команда ………………………….. капитан ……………………… группа поддержки……….

        Результатом честного поединка станет выявление лучшей команды и присвоение ей Золотого ордена «Знатоки русского языка». Победителя турнира определит компетентное жюри  в составе …………………………………………………………………..

        А поможет мне его провести глубокоуважаемый Профессор словесности. И теперь, после того, как все ознакомлены с  организацией игры, я желаю всем игрокам и их друзьям-помощникам удачи в сегодняшней игре и объявляю начало лингвистического турнира. Уважаемый профессор, Вам слово!

Профессор.  Благодарю Вас. Уважаемые Знатоки русского языка! Вы знаете, что ЛИНГВИСТИКА – это наука, изучающая законы языка. И сегодня мы ещё раз убедимся в том, насколько велик и прекрасен наш русский язык, как безгранично богата палитра русских слов-красок, которой мы пользуемся для передачи своих мыслей и чувств.

Ведущая. Вы согласитесь со мной, что человека, испытавшего чувство глубокой любви к маме и своей Родине, можно назвать счастливым человеком.

Наша родина – Россия. Ей поём мы песни, посвящаем свои стихи…

Звучит песня Г. Струве «Моя Россия»

По окончании песни – стихотворение Николая Олимпиади «Две матери».

Где от берёз светло, как от огня,

Где ветер чист от васильковой сини,

Две женщины, две матери меня

Под сердцем русским бережно носили.

Одна из них  совсем уже седа –

И лебеди стареют, как ни больно, –

Другая не стареет никогда –

Её зовут Россией белоствольной.

Две женщины – как речка и родник,

Как луч и солнце, как зерно и колос…

Во мне живёт их материнский голос,

Мной говорит по-русски их язык.

Первый тур. На доске записано предложение  «Отечество – родная земля». Я предлагаю каждой команде выбрать по слову из этого предложения и подобрать к нему в течение нескольких минут как можно больше однокоренных. Определите часть речи  каждого слова.   Выделите корень. Это задание проверит ваши знания по таким разделам лингвистики, как словообразование  и морфология.

Слово предоставляется мудрейшему Профессору.

Профессор. Напоминаю всем присутствующим, что СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. МОРФОЛОГИЯ же, о достопочтеннейшая публика,  - это учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

Ведущая. Благодарим Вас, уважаемый Профессор.

Отечество – отец, отчество, отеческий, отцовский, отче, отчим, отцовство, отчий, отчина, отечественная… 

Родина – род, родной, родненький, родовой, родитель, родиться, родительский, родильный, родимый, родинка …

Земля – землянка, земляной, земелька, земелюшка, землеведение, земляк, землевладелец, земляника, землистый, земноводный.

Ученик читает отрывок  из книги К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия»

«Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому,  что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов, и, когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.

        Велика наша родина – мато-свято-Русская земля!»

Вопросы для групп поддержки. Сейчас вы можете заработать баллы для своих команд.

  1. Кто автор прозвучавших строк? Где и когда было напечатано это произведение?

(Константин Дмитриевич Ушинский. Напечатано в учебной книге «Детский мир и хрестоматия» в 1861 году)

  1. Как  называется это произведение, и дайте название литературному жанру, в котором оно написано. («Первое знакомство с родиной. Поездка из столицы в деревню». Путевой очерк.)

3.юПодберите к слову поездка синоним  - сложное слово и разберите его по составу.      (пут-е-ше-ств-ие)

4.   Назовите русские пословицы о  доме, родине, родной земле.

( В гостях хорошо, а дома лучше.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома и стены помогают.

Всяк кулик своё болото хвалит).

Задание второго тура. Любимый уголок земли, который есть у каждого – это место, где он родился – называется малой родиной. Наша с вами малая родина – это Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие, врачи, учёные, спортсмены. Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее… На карточках выписаны стихотворения кубанских поэтов. Познакомьтесь с ними, выполните задание, записанное там же, на карточке и через 3 минуты предоставьте жюри свою работу.

Профессор. Пока знатоки знакомятся с заданием, я сообщу нашим зрителям, что сейчас они оказались в разделе науки о языке, которая изучает предложение, члены предложения и постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях – СИНТАКСИС  и ПУНКТУАЦИЮ.

Задание для 1-ой команды.

Задание для 2-ой команды.

Задание для 3-ей команды.

Вопросы для групп поддержки.  И вновь вы можете заработать несколько баллов для своих команд.  Чем пахнет лето на Кубани? Послушайте стихотворение Татьяны Голуб и скажите, Сколько однородных членов в предложении-ответе на этот вопрос?

На

Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах…

А какой же главный запах?

Слышали как за станицей

Пахнет солнышко … (пшеницей)?

Так сколько же однородных членов в предложении-ответе?

(Всего 10 однородных членов)

2. К какой части речи они относятся? (Имена существительные)

3. Назовите, падеж этих имён существительных. (Творительный падеж)

4. Какие  члены предложение мы называем однородными?

Предоставляем слово жюри. 

Задание третьего тура.  Внимание, чёрный ящик. По перечисленным признакам определите, изображение какого  предмета лежит в чёрном ящике. Как только команда поймёт, о чём идёт речь, капитан может остановить меня словом «Стоп!»

Профессор.  Вопросы  третьего тура  затронут ЛЕКСИКОЛОГИЮ – раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка.

Ведущая.

Золотой, спелый, налитый солнцем, жёлтый, ароматный,  пшеничный, красивый….

Верно, это колосок!

Когда приходит время жатвы, каждый житель Кубани: и жители станиц, и горожане – все стремятся помочь хлеборобам убрать пшеницу, не потерять ни колоска.… Это  - главная забота кубанцев,  дело их чести: дать хлеб Родине, ведь недаром зовётся Кубань главной житницей России.

        Каждая команда получает карточку с русскими «дельными» пословицами. Знатокам необходимо определить число и падеж слова дело в каждой пословице.

Вопросы для групп поддержки.  Будьте внимательны, ваши баллы могут помочь вашей команде. На Кубани говорят «Работа сама за сэбэ скажэ» и «Умилый чоловик возьмэться, в його руках и сниг займэться». О ком все эти пословицы? Конечно, о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки. А знаете ли вы народные кубанские ремёсла?

  1. Кто создаёт из глины посуду, игрушки, музыкальные инструменты? (Гончар)
  2. Что такое глечик? (Горшок с высоким широким горлом)
  3. Из чего мастера плетут корзины, кошёлки, панно? (Из лозы (прутьев вербы), из листьев початков кукурузы, из соломы)
  4. Чем украшают рушники кубанские мастерицы? (Вышивкой)
  5. «Многие кубанские мастера – поистине, настоящие самородки». В каком значении употребила я в этом предложении слово самородок? (Человек с большими природными дарованиями).

Пока жюри подводит итоги третьего тура, мы слушаем в исполнении ………………….. кубанскую песню ……………………………………………………

Слово жюри.

Начинаем 4-ый тур. Уважаемый Профессор, в каком разделе лингвистики наши Знатоки   на этот раз  покажут свои познания?

Профессор. На этот раз мы обратим Знатоков  к ОРФОГРАФИИ – системе правил о написании слов, их значимых частей;  о слитных и раздельных написаниях слов, а также об употреблении прописных и строчных букв.

Ведущая.

Идёт рассвет, ступая по курганам.

Навстречу солнцу встали тополя…

Как ты мила и как ты дорога нам,

Кубань, Кубань – родимая земля!

Задание для команд – вставить пропущенные буквы, выделить все изученные орфограммы, графически объяснить выбор орфограммы.

Задание для первой команды:

Задание для второй команды:

Задание для третьей команды:

Вопросы для групп поддержки.  Задания  по орфографии, а поможет вам  - география.

  1. В каком названии нашей местности, состоящем из двух слов, встречается и имя собственное,  и разделительный мягкий знак? (Предгорье Кавказа)
  2. Какое не менее известное название достопримечательности нашего города так же состоит из имени собственного и слова с разделительным мягким знаком? (Дантово ущелье)
  3. Сколько букв во втором слове названия нашего города? (Ключ – 4 буквы)
  4. Четвероклассник Недоучкин  считает, что 5. Какую орфограмму он не знает? (Мягкий знак после шипящих на конце существительных)
  5. Сколько мягких согласных звуков в этом слове? (Два – [л'], [ч’])
  6. Названия каких географических названий Кубани – сложные слова? (Новороссийск, станица Черноморская, Новоджерелиевская, Новотиторовская, Старокубанская, Горячеключевский)

 Дадим время жюри для подведения итогов 4-го тура и послушаем  стихотворение Виталия Никитина «Мой город» в исполнении ………………………………………………..

Есть на карте России городок небольшой,

Я люблю его всею своею душой.

Он как капля в стакане по меркам столицы,

Даже, может быть, меньше какой-то станицы.

Но ему ни к чему залихватский размах,

Он таким остаётся надолго в сердцах.

И сюда возвратиться стремится любой,

Кто хоть раз был заброшен в мой город судьбой.

Город мой окаймлён цепью сказочных гор,

А над ними небес распростёрся шатёр.

Горы с зеленью слились с лазурью небес,

Эта сочная зелень, чарующий лес.

Милый мой городок, моя родина малая,

И тебя, как меня, судьба сильно не балует.

Но тебя не сломили стихии природы,

Не сломила война и волненья народа.

…Есть на карте России городок небольшой.

Но его я люблю всей своею душой.

И пускай он как капля по меркам столицы.

Но я родиной малой буду гордиться!

Жюри сообщает итоги 4-го тура.

Ведущая.  Наш город гордится юными Знатоками по всем отраслям науки. Лучшие ученики, уже старшеклассники,  защищают честь города Горячий Ключ на зональных, краевых олимпиадах, конкурсах, фестивалях. Кто знает, может среди наших сегодняшних участников и есть те, которыми в будущем будут гордиться и  одноклассники, и учителя, и весь город, а, может, и вся Кубань! А на сегодня – последнее испытание для команд – конкурс капитанов. Уважаемый Архивариус,  знания  какой области лингвистики вы предлагаете проверить у наших  игроков?

Профессор. Пусть это будет блицконкурс «Гонка за лидером» по всем разделам языкознания.

Ведущая.  Кто из капитанов в течение одной минуты даст больше правильных ответов? Если вы не знаете ответ на вопрос, не теряйте ни секунды, по вашей команде «Дальше!» я задам следующий вопрос.

Задания для капитана первой команды:

  1. Сколько звуков в слове «лью»?
  2. Антоним к слову «временный».
  3. Слово с удвоенной «н».
  4. Замените одним словом «хоть кровь из носу».
  5. Словарь, в котором можно узнать значение слова.
  6. Часть слова без окончания.
  7. Слово с приставкой при-.
  8. «Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!» Автор.
  9. Назови лишнее слово: существительное, прилагательное, глагол, союз.
  10. К какой части речи относится слово «ох»?

Ведущая. Капитану было задано за 1 минуту …вопросов, дано правильных ответов ….

Задания для второй команды:

  1. Сколько звуков в слове «ель»?
  2. Синоним к слову «отважный».
  3. Слово с удвоенной «м».
  4. Замените одним словом  «попасть пальцем в небо».
  5. Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.
  6. Часть слова, стоящая перед корнем.
  7. Слово с приставкой пре-.
  8. Кто спас Муху-Цокотуху?
  9. Назови лишнее слово: земля, серая, жёлтая, зелёная.
  10. К какой части речи относится слово «ты»?

Ведущая. Капитану было задано за 1 минуту …вопросов, дано правильных ответов ….

Задания для третьей команды:

  1. Сколько звуков в слове «ешь»?
  2. Синоним к слову «большой».
  3. Слово с удвоенной «к».
  4. Замените одним словом «повесить голову».
  5. Словарь, в котором можно проверить написание слова.
  6. Изменяемая  часть слова, служащая для связи слов в предложении.
  7. Слово с приставкой пра-.
  8. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет...» Автор.
  9. Назови лишнее слово: увидеть, покрасить, краска, добежать.
  10. К какой части речи относится слово «не».

Ведущая. Капитану было задано за 1 минуту …вопросов, дано правильных ответов ….

Дадим время жюри подвести итоги игры.

 И вновь строки о Горячем Ключе, о нашей малой родине.

У подножья Кавказских гор

В живописном лесном массиве

Всем стихиям наперекор

Город вырос под небом синим.

Здесь горячие бьют ключи,

В них вода, как слеза, чиста.

Вьётся русло Псекупса реки,

А вокруг неземные места.

Это город моей души,

В нём родился и вырос я.

Здесь сбывались мои мечты

И вершилась судьба моя.

Не могу передать в стихах,

Хоть велик наш язык и могуч.

Разве можно сказать в двух словах,

Как люблю я горячий Ключ.

Звучит песня «Горячий Ключ» в исполнении вокальной группы.

Я благодарю всех игроков за участие в игре. Ребята, вы показали себя не только отличными Знатоками русского языка, но и продемонстрировали свои волевые качества, своё стремление к победе. Но всё равно какая-то из команд была сегодня более сильной. Пришло время услышать итоги игры.

Слово жюри. Награждение победителей.

Ведущая. Я пожелаю вам всегда любить свой родной город, нашу Кубань, относиться к ним как к родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут рядом с вами.

Профессор. Я убеждён, что грамотное употребление слов русского языка поможет вам. Ведь невозможно высказать свою мысль без знания законов того языка, на котором мы говорим, общаемся, мыслим.

Ведущая. Спасибо всем за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический турнир

Материал для проведения внеклассного занятия по русскому языку во 2 классе...

Руссий язык. Лингвистический турнир. "Шапочное знакомство"

Урок закрепления изученного материала   (3 класс).  В  нетрадиционной форме проводится работа по закреплению изученного, по развитию речи и обогащению словарног...

Лингвистический турнир знатаков русского языка "В мире слов" (работа с одарёнными детьми).

Лингвистичесий турнир знатаков русского языка "В мире слов", знакомит учащихся с фразеологизмами, этимологией, поисковыми  исследованиями на языковом материале (работа с одарёнными детьми)....

Лингвистический турнир 3 класс

Лингвистический турнир по русскому языку составлен для 3 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический турнир" 4 класс.

Внеклассное мероприятие по русскому языку  "Лингвистический турнир" предназначен для учеников 4 класса. В ходе мероприятия ученики выполняют различные задания в игровой форме....

Внеурочное занятие "Лингвистический турнир"

Закрепление знаний. Знакомство с понятиями "омонимы", "омофоны", "омографы"...

Лингвистический турнир

quot;Игры со словами и без слов"...