Сценарий урока антонимы и синонимы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Базарова Баярма Дондокдоржиевна

     Задачи урока:  актуализировать умения различать синонимы и  антонимы и обосновывать своё мнение.

·         развитие навыков нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов в тексте;

·         развитие речи, умения сравнивать и анализировать;

·         развитие орфографической зоркости;

·         обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок

·          развитие внимания и логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_antonimy.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока  26.11.2013.г.    Базарова Б.Д.           МБОУ «Эрхирикская средняя общеобразовательная средняя школа»

1.Дидактическое обоснование

Русский язык, 3  класс, автор учебника Н.А.Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: « Антонимы»

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний

Тип урока: «Комбинированнный»

  • Задачи урока:  актуализировать умения различать синонимы и  антонимы и обосновывать своё мнение.
  • развитие навыков нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов в тексте;
  • развитие речи, умения сравнивать и анализировать;
  • развитие орфографической зоркости;
  • обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок
  •  развитие внимания и логического мышления.

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-индивидуальная , фронтальная, работа в группах

Средства обучения:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: Сочинение, презентация

 Мальчики: Данил, Вова,К Руслан, Дамдин, Жамсо

-Давайте вспомним, что такое синонимы? (Синонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.).

Слайды

3. Блиц- опрос

4. Сообщение темы, цели.

Тема нашего урока – “Антонимы”.

- Для чего они нужны в нашей речи? Значит сегодня на уроке будем учиться развивать умение подбирать антонимы

- Начнём нашу работу с устного народного творчества – с пословиц. В них наиболее ярко видна роль антонимов.

Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчиво в речи, образное изречение. Употребляется в “переносном” значение.

 

5.Работа по теме урока.

Страница 95упр. 82.

Знай больше – говори меньше.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Не поев горького, не поймешь сладкого.

Ложь тяжела, да и правда не легче.

От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.

- Прочитайте пословицы, как понимаете смысл?

- Выпишите пары слов, которые являются антонимами (Работа выполняется коллективно)

Больше – меньше

Маленькое – большое

Горького – сладкого

Ложь – правда

От радости – от печали

Старые – молодые

Молодеют – стареют

Вывод: что же такое антонимы?

Физминутка

Физкультминутка (можно – нельзя)

Упр. 83 стр. 96.

Никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

Не вали с больной головы на здоровую.

Не узнав горя, не узнаешь радости.

Недруг поддерживает, а друг спорит.

Радость прямит, кручина крючит.

От доброго житья толстеют, от дурного худеют.

- Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?

- Самостоятельно выпиши пары слов, которые являются антонимами. Записывай слова в начальной форме.

Найти-потерять

Больной – здоровый

Горе-радость

Недруг-друг

Поддерживать - спорить

Радость – кручина

Прямить – крючить

Добрый – дурной

Толстеть – худеть

Проверка с экрана.

-Упр.84.стр.96.

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок. – 
Сладкий у него бочок.
(Г. Сапгир)

-Это стихотворение Генриха Сапгира тебе уже знакомо. Посмотри на него с другой точки зрения.

-Найди в тексте все пары антонимов.

Низко - высоко

Близко – далеко

Мало – велико

Кислое – сладкое

-Как называется литературный приём, при котором используются антонимы? (Противопоставление.)

6. Итог урока.

-Подведём итог нашего урока на примере пословицы.

Упр. 85,стр.98. (Год спорта и ЗОЖ.)

Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.

- Объясни смысл пословиц.

- Попробуй произнести её быстро?

-Ничего ни замечаешь? (Это не только пословица, но и скороговорка)

-Почему? (Повторение звуков)

- Найди каждому слову из 1-ой части пословицы антоним из 2-ой части.

-Что же такое антонимы?

-Где и для чего они используются в нашей речи?

7. Домашнее задание: стр.98,упр.86. “Русский язык” часть1, УМК “Перспективная начальная школа.”

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс

"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....

Урок русског языка "Синонимы и антонимы"

3 класс "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

Урок русского языка "Синонимы и антонимы" в 3 классе

Коспект урока составлен на основе "Поурочных разработок к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой"  с сопровождением электронной презентации....

Конспект урока русского языка"Синонимы и антонимы" в 3 классе с использованием ИКТ.

На уроке обучающиеся учатся работать с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. К словам подбирают синонимы и антонимы, однокоренные слова, определяют у слов прямое и переносное значение. Уз...

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....