Сценарий урока антонимы и синонимы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Задачи урока: актуализировать умения различать синонимы и антонимы и обосновывать своё мнение.
· развитие навыков нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов в тексте;
· развитие речи, умения сравнивать и анализировать;
· развитие орфографической зоркости;
· обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок
· развитие внимания и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока 26.11.2013.г. Базарова Б.Д. МБОУ «Эрхирикская средняя общеобразовательная средняя школа»
1.Дидактическое обоснование
Русский язык, 3 класс, автор учебника Н.А.Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: « Антонимы»
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний
Тип урока: «Комбинированнный»
- Задачи урока: актуализировать умения различать синонимы и антонимы и обосновывать своё мнение.
- развитие навыков нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов в тексте;
- развитие речи, умения сравнивать и анализировать;
- развитие орфографической зоркости;
- обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок
- развитие внимания и логического мышления.
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная , фронтальная, работа в группах
Средства обучения:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: Сочинение, презентация
Мальчики: Данил, Вова,К Руслан, Дамдин, Жамсо
-Давайте вспомним, что такое синонимы? (Синонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.).
Слайды
3. Блиц- опрос
4. Сообщение темы, цели.
Тема нашего урока – “Антонимы”.
- Для чего они нужны в нашей речи? Значит сегодня на уроке будем учиться развивать умение подбирать антонимы
- Начнём нашу работу с устного народного творчества – с пословиц. В них наиболее ярко видна роль антонимов.
Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчиво в речи, образное изречение. Употребляется в “переносном” значение.
5.Работа по теме урока.
Страница 95упр. 82.
Знай больше – говори меньше.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Не поев горького, не поймешь сладкого.
Ложь тяжела, да и правда не легче.
От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.
- Прочитайте пословицы, как понимаете смысл?
- Выпишите пары слов, которые являются антонимами (Работа выполняется коллективно)
Больше – меньше
Маленькое – большое
Горького – сладкого
Ложь – правда
От радости – от печали
Старые – молодые
Молодеют – стареют
Вывод: что же такое антонимы?
Физминутка
Физкультминутка (можно – нельзя)
Упр. 83 стр. 96.
Никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Не вали с больной головы на здоровую.
Не узнав горя, не узнаешь радости.
Недруг поддерживает, а друг спорит.
Радость прямит, кручина крючит.
От доброго житья толстеют, от дурного худеют.
- Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?
- Самостоятельно выпиши пары слов, которые являются антонимами. Записывай слова в начальной форме.
Найти-потерять
Больной – здоровый
Горе-радость
Недруг-друг
Поддерживать - спорить
Радость – кручина
Прямить – крючить
Добрый – дурной
Толстеть – худеть
Проверка с экрана.
-Упр.84.стр.96.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.
(Г. Сапгир)
-Это стихотворение Генриха Сапгира тебе уже знакомо. Посмотри на него с другой точки зрения.
-Найди в тексте все пары антонимов.
Низко - высоко
Близко – далеко
Мало – велико
Кислое – сладкое
-Как называется литературный приём, при котором используются антонимы? (Противопоставление.)
6. Итог урока.
-Подведём итог нашего урока на примере пословицы.
Упр. 85,стр.98. (Год спорта и ЗОЖ.)
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
- Объясни смысл пословиц.
- Попробуй произнести её быстро?
-Ничего ни замечаешь? (Это не только пословица, но и скороговорка)
-Почему? (Повторение звуков)
- Найди каждому слову из 1-ой части пословицы антоним из 2-ой части.
-Что же такое антонимы?
-Где и для чего они используются в нашей речи?
7. Домашнее задание: стр.98,упр.86. “Русский язык” часть1, УМК “Перспективная начальная школа.”
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс
"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....
Урок русског языка "Синонимы и антонимы"
3 класс "Русский язык" Рамзаева Т.Г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/03/picture-233002-1378209135.jpg)
Урок русского языка "Синонимы и антонимы" в 3 классе
Коспект урока составлен на основе "Поурочных разработок к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой" с сопровождением электронной презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-512734-1637847929.jpg)
Конспект урока русского языка"Синонимы и антонимы" в 3 классе с использованием ИКТ.
На уроке обучающиеся учатся работать с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. К словам подбирают синонимы и антонимы, однокоренные слова, определяют у слов прямое и переносное значение. Уз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/30/picture-250349-1367305699.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"
Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"...
Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....