Урок русского языка "Синонимы и антонимы" в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Куракова Любовь Васильевна

Коспект урока составлен на основе "Поурочных разработок к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой"  с сопровождением электронной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект47 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt778.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

ТЕМА:

«ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-СИНОНИМЫ

И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-АНТОНИМЫ»

УЧИТЕЛЬ: КУРАКОВА Л.В

2011 Г.

Оборудование:

для учителя: компьютер, компьютер или ноутбук для проведения тестирования, проектор, интерактивная доска, карточки с заданием.

для учащихся: тетрадь, учебник, ручка, цветные карандаши, линейка.

Цели и задачи урока:

  1. расширять представления учащихся об антонимах и синонимах;
  2. формировать умение грамотно использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
  3. развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;
  4. расширять словарный запас, развивать речь учащихся;
  5. воспитывать стремление к познанию, трудолюбие.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд 1 (страница 2)

- Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, на поговорку, записанную на доске. Объясните её. (Дети объясняют поговорку). Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

  1. Чистописание.
  1. Что вы знаете о букве «г»? Пропишите её до конца строки. Прочитайте рифмовку. Что вы можете сказать об этих словах? Спишите рифмовку. Подчеркните слова, похожие по смыслу красной линией. Какой частью речи они выражены? Как называются такие слова? (синонимы)

слайд 2 (страница 3)

  1. Подчеркните прилагательные, противоположные по смыслу зеленой чертой. Назовите эти пары. Как называются подобные слова? (антонимы). Молодцы!

Слайд 3

  1. Сообщение темы урока.

слайд 4 - 18 (страница 4)

-Отгадайте кроссворд и назовите тему урока. Это ключевые слова кроссворда.

  1. Один из главных членов предложения. (сказуемое)
  2. Письменный пересказ текста (изложение)
  3. Подлежащее и сказуемое — это грамматическая......предложения (основа)
  4. Звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду (согласные)
  5. Изменяемая часть слова (окончание)
  6. Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
  7. Падеж имен существительных, который «не дружит» с предлогами (именительный)
  8. Звуки, которые бывают ударными и безударными (гласные)
  9. Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное? (определение)
  10. Часть речи, от которой зависят прилагательные (существительное)
  11. Законченная мысль (предложение)
  12. Общая часть родственных слов (корень)
  13. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс)
  14. Буквы ч, щ обозначают всегда глухие и......звуки (мягкие)

        -Итак, тема нашего урока — прилагательные — синонимы и прилагательные — антонимы.

  1. Работа по теме урока.

        а) Наблюдение над именами прилагательными, противоположными по значению.(Упражнение № 477 с. 51 — устно)

  1. Назовите пары противоположных имен прилагательных вместе с существительными, к которым они относятся.

слайд 19 (страница 5)

  1. Почему в речи иногда один предмет или явление противопоставляются другому? (Это помогает лучше представить себе предметы и явления). Как называются эти слова? (антонимы)

физкультминутка

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

{Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?

{Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.) И снова работаем. Немного еще.

б) Наблюдение над именами прилагательными близкими по смыслу. (Упражнение № 482 с. 52 — устно), чтение сведений на с. 52

                слайд 20 (страница 6)

  1. В какой группе предметы увеличиваются? В какой  уменьшаются? Подберите к каждой группе слов подходящие по смыслу имена существительные.

в) Подбор синонимов и антонимов.(Работа по карточкам, работа индивидуально на ПК — выполнение теста. Это задание предлагается более сильным учащимся. )

слайд 21 (страница 7) (используется в качестве подсказки)

Запиши антонимы к словам:                                                        подбери                                                                                                 синонимы

холодный -......................................................                        «красивый»

широкий -.......................................................                        _________________

горький -.........................................................                        _________________

высокий - …...................................................                        _________________

крошечный -..................................................                        _________________

белый -...........................................................                        _________________

весёлый - …...................................................                        _________________

несчастный - ….............................................                        _________________

далёкий -........................................................                        _________________

        

        г)игра «Найди пару»

        слайд 22 (страница 8)

  1. Перед вами 2 колонки прилагательных, соедините красной линией синонимы, а зеленой — антонимы. (При работе с презентацией можно предложить детям записать пары синонимов и антонимов)

  1. Подведение итогов. Вывод. (слайд 23, страница 9 заполняется детьми на уроке с использованием интерактивной доски. В остальных  случаях это делается устно.)

- Что такое прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- От какой части речи зависит?

- Что такое прилагательные — синонимы? Приведите примеры.

- Что такое прилагательные — антонимы? Приведите примеры.

- Для чего нужны синонимы и антонимы в нашей речи?

  1. Домашнее задание. Упражнение № 484 с.53

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....