Конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквами е,ё,ю,я"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Анай Елизавета Мергеновна

Дан развёрнутый конспект урока в помощь молодым учителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obozn_myagkosti_sogl_eyoyuyai_13-14g.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами:  Е,Ё,Ю,Я,И.

Предметные цели: научить обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными буквами. Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; познакомить учащихся со способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я;

 2.Развитие умения работать самостоятельно; умения применять знания на практике;

  УУД:

 Познавательные: уточнить представления учащихся о работе гласных звуков при обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков;

 Личностные: умения работать над каллиграфическим письмом;

 Коммуникативные: формирование умения работать в группах, слушать и слышать товарища:

 Регулятивные: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков гласными звуками.

 Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

 Методы обучения: объяснительно- иллюстративный метод (с использованием ТСО),частично-поисковый.

 Формы работы: фронтальная, парная,групповая.

Оборудование: цветные карандаши – синего, красного и зелёного цветов.,

 Ход урока:

 I.Мотивация урока. 

1. Добрый день, мои друзья,

 Очень рада снова я.

 Вот и прозвенел звонок,

 Начинаем наш урок.

 Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать.(слайд №2)

 2.Минутка чистописания.

 II. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

А) - Из чего состоит наша речь? 

- Из предложений

- А предложения? Из слов.

- А слова? Из слогов.

- Из чего состоят слоги? Из звуков.

- Чем обозначаются звуки на письме? Буквами.

- На какие две группы делятся все звуки? Гласные и согласные.

- Какую работу выполняют гласные звуки?  (Обозначают гласный звук, указывают на твёрдость и мягкость согласных)

- А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает согласная буква? (По гласным буквам, которые стоят после них)

 Б) Б) - Чтобы вспомнить, какие гласные обозначают мягкость, а какие твёрдость, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадайка»:

и ы у е а о я ю э ё

- Какие буквы написаны на карточках?

- На какие 2 группы их можно разделить?

- Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

- Какие указывают на мягкость?

- А как вы думаете, какой буквы обозначающей мягкость согласных, здесь нет? (ь)

- Молодцы, с этими заданиями вы справились!

III. Постановка учебных задач

-Как вы, ребята, думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока.

- Проверьте, правильны ли ваши предположения. (на доске тема урока) Мягкие согласные звуки.

-Чтобы достичь этих целей, вам нужно будет пройти нелёгкий путь.

Будем Учиться различать мягкие согласные в словах, обозначать их.

 Развиваю умение делать выводы, опираясь на имеющиеся знания учащихся

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

Упр 1, с 57. «Помощь Знайке»

  1. Чтение правила на стр 57.

Для лучшего усвоения можно добавить так:

- на пальцах правой руки – Э О У А Ы - гласные, обозначают твёрдость согласного звука

- на пальцах правой руки – Е,Ё,Ю,Я,И –гласные, обозначают мягкость согласного звука

III. Продолжение работы по теме.

  1. Упр 1 с 57-58.Составление схем.
  2. Работа в паре.

Проверочная работа.

 1. Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных и обозначение их буквами.

- Выполняем письменно с комментированием. (По аналогии с упражнением 1 на стр 57).

Май  нос  лук  мэр  дым

Мяч  нёс  люк  метр  диво

- На что обратили внимание?

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? Подчеркните их зелёным цветом.

- Какие буквы обозначают твердость согласных звуков? Подчеркните их синим цветом.

- Какая ещё буква обозначает мягкость согласного звука? (денЬ)

- Проверяем, кто выполнил без ошибок.

3. Проверочная работа по новой теме.

- Я читаю слова, а вы выпишите буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

КонИ, лЮстра, полЯ, дЕтИ, мЕтла.

- А теперь выпишите буквы, которые обозначают твердость согласного звука.

 ЛентА, мУхА, ведрО, дЫм, лесОк.

Проверка в парах. Молодцы!

Первый звук в первом слове твердый, а во втором - мягкий.

Вывод: Я, ё, ю, е, и – обозн мягк согл-х

    А, о, у, э, ы- обозн мягк согл-х

                   Ь – мягк согл

VII. Творческая работа. (групповая форма)

Вывешиваю иллюстрацию осеннего пейзажа.

- Какое время года изображено?

- Докажите.

- Какое настроение возникает при виде этой картины?

- Составьте в группе предложение по иллюстрации.

Выбираем лучшее, записываем под диктовку.

Задание: 1 вар. – отметить буквы на месте мягких согласных звуков.

 2 вар. – отметить буквы, которые обозначают мягкость согласного.

Проверка.

 Отвечают на вопросы, в группах придумывают красивое предложение.

Дети называют правила написания предложений.

Запись под диктовку.

В группах дети составляют предложения.

Рисуют зеленые точки под мягкими согласными.

Рисуют красные точки под гласными.

Умение ориентироваться в предложении, выражать свои мысли.

Необходимо поддерживать понимание причастности вклада отдельного ребёнка в результат совместной деятельности. VIII. Итог. Рефлексия урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Понятие об удвоенных согласных буквах.

Понятие об удвоенных согласных буквах из раздела «Слово».      Учебник для 3класса Бунеев Р.Н., Бунеева О.В. «Русский язык».             Цель  ур...

Конспект урока "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова."

Данный урок предназначен для учителей начальных классов...

Урок обучения грамоте «Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв а,я» 1 класс УМК "Школа России"

Урок обучения грамотеТема: «Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв а,я»...

Конспект урока на тему: «Обозначение мягкости согласных на письме гласными" (УМК "Школа России" 1 класс)

Систематизация знаний о буквах, обозначающих мягкость согласных на письме....

Урок обучения грамоте "Обозначение твёрдости – мягкости согласных звуков гласными буквами А-Я"

На уроке учащиеся  узнают способ обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью гласных букв А-Я...

Конспект урока "Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных" (Эльконин-Давыдов, 1 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения читать слоги, слова;формирование умения обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью букв А, Я;создание условий для развития речи....

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...