Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: "Сложные слова" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Комлева Татьяна Викторовна

УМК «Перспектива» Учебник русского языка четырехлетней начальной школы. 3 класс. В 2-х ч. Ч.1. –Москва «Просвещение», 2010. – 159с. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Тема "Сложные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива» Учебник русского языка четырехлетней начальной школы. 3 класс. В 2-х ч. Ч.1. –Москва «Просвещение», 2010. – 159с. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Тема "Сложные слова"

Цель урока: способствовать созданию педагогических условий для ознакомления учащихся со словами, имеющими два корня.

Задачи урока:

 1. Образовательные:

 познакомить с понятием «сложные слова»;

 познакомить со способом образования слов «способом сложения».

 2. Развивающие:

 развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

 развивать познавательную активность.

 3. Воспитательные:

 воспитывать интерес к родному языку;

 воспитывать умение вести учебный диалог.

Организационный момент

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в  очень красивый сад. Нас пригласил человек, который ухаживает за садом. Он просит помочь разобраться в одном вопросе.

- Путешествовать будем на паровозике из Ромашкова.

Словарь и подготовка к теме:

- Нашему паровозику нужны дрова для работы двигателя 2 человека подбросят в топку дров. (работают индивидуально по карточкам- «дровам»):

Образовать от корня -ход- новые слова при помощи приставок: за-, у-, пере-, за-.

Образовать от корня  -сад- новые слова при помощи суффиксов: -ок-,

-ик-, -ов-, -ник-, -очек-.

Всем остальным надо расчистить снег на пути у паровоза. Я показываю словарное слово с пропущенной буквой, а вы выбираете букву.

Слайд 1

На экране: б-реза, вет-р, т-традь, в-круг, с-бака, ов-щи.

Какие буквы  были пропущены? (еее ооо)

Эти буквы нам сегодня пригодятся на уроке. Давайте их пропишем на ваших рельсах – в тетрадях.

Каллиграфическая минутка    еее   ооо

Определение темы урока:

Слайд 2

Итак, завелся ли двигатель? Проверяем ребят.

(Образовали новые слова при помощи приставок и суффиксов)

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Слайд 3

ОБРАЗОВАНИЕ  СЛОВ.

Мы знаем два способа образования новых слов. Цель нашего урока познакомимся с третьим способом образования слов.

Новая тема:

Слайд 4

На большой скорости мы домчались до ворот сада. Нас встречает садовник. Он нас запустит в свой замечательный сад, если мы объясним как образовалось слово САДОВОД и тем самым поможем ему.

Такое задание выполнила в виде проекта    Пономарева    Лиза

Слайд 5

Проект

Я узнала на уроках русского языка 2 способа образования слов. Первый – при помощи приставки. Например: переход, выбежать.

Второй – при помощи суффикса. Например: столик, читатель. Меня заинтересовало, а как образовалось слово самолёт. Приставки нет, суффикса нет.

Слайд 6

Я обратилась к учебнику. И я узнала, что такие слова как самолёт, образовалось соединением двух корней от разных слов при помощи соединительной гласной «о» (самолёт) или «е» (землекоп). Эти слова называются – сложные.

С мамой мы нашли интересный материал в Интернете.

Я приготовила для вас задание.

1. Образуйте сложные слова.

Слайд 7

Падал снег на зимний сад

Начинался …………………(снегопад) Слайд 8

Слайд 9

Рыбу ловит …………………(рыболов) Слайд 10

У него прекрасный клев.

Слайд 11

Сам летает …………….(самолёт) Слайд 12

Управляет им пилот.

Слайд 13

Кто водичку нам привёз?

Ну, конечно, …………………….(водовоз) Слайд 14

Слайд 15

Кашу я варю братишке

По рецепту в старой книжке.

Каша пышет, в каше – пар.

Я хороший ………………..(кашевар) Слайд 16

Так как образовались эти новые слова?

- При помощи какой соединительной гласной?

Слайд 17   Слайд 18

- Объясните садоводу как образовано его слово  САДОВОД.

Это мы сами сделали такой вывод. Давайте, сравним его с учебником.

с. 117  Иван Иванович

Слайд 19

ФИЗМИНУТКА. Изображаем слова

Дроворуб рубил дрова
Раз и два! Раз и два!
На траве среди двора
Дров нарублена гора

Сено косим в сенокос

Для коровы и для коз.

Лошадь тоже любит сено

Просит сено ежедневно.

Кто заметил сложные слова в нашей физминутке?

Слайд 20-25

Физминутка для зрения

Слайд 26   Слайд 27

Садовод запускает нас в свой сад, но цветы не раскрылись. Давайте поможем.

2. Перед вами лежит листочек с сложными словами, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Что будем помнить про соединительные гласные? (о или е)

мухомор,  самовар, водопад, скалолаз.

Слайд 28

Поменяйтесь тетрадями, проверьте, сравните с экраном.

Если сделали правильно, поднимите цветочек

Закрепление

Дифференцированное задание

Слайд 29

- В саду рад не только садовник, но и бабочки, которые погибли бы без цветов. Вы знаете, что бабочки сладкоежки и приготовили для вас сюрприз. Но до него надо еще дойти. Желтая бабочка предлагает идти за собой, и выполнить упражнение 191 с. 117, а синяя - за собой и упр. 192 с. 117.

Слайд 30

с.117 у.191 или 192 на выбор

Прочитайте задание упр. 191. Что надо сделать?

Прочитайте задание упр. 192. Что надо сделать?

Какое задание труднее? Кто выполнит 191? 192?

Упр.192   1 ученик за доской.  Упр. 191  в тетради.

Слайд 31, 32

Проверяем, цветочки поднимите, у кого правильно. Бабочки вам дарят сладкий подарок.

Итог 

С каким способом образования новых слов мы познакомились сегодня?

 Как называются эти слова?

Какие соединительные гласные пишутся между корней?

У нас получился свой классный сад. Поместите свои цветы на доску.

Слайд 33

Д/з  На каком транспортном средстве мы путешествовали? Вспомните сложные слова – транспортные средства из сказок, рассказов, из жизни. Записать, выделить корень? Соединительные гласные подчеркнуть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...

Конспект урока русского языка 4 класс. Тема: "Сложные слова"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Простые и сложные предложения» Цели деятельности учителя: Формирование представления о простых и сложных предложениях; развитие умения различать про...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...