Лекционный мастер класс. Тема: Словарные слова.
статья по русскому языку по теме

Мурзиной Марины Ивановны

Лекционный мастер класс. Тема: Словарные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.obt_.odt19.37 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИОННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС учителя начальных классов МОУ ЧСОШ .NH Мурзиной М.И.

Тема: Работа над словарными словами .

. Цели: Способствовать выIаботкеe орфографической зоркости, фонетического слуха, внимания и любви к языку.

Эпиграф: «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.»

        ..         М.Горький.

Всем известно, что запоминание слов с непроверяемыми написаниями, которые мы называем «словарными», трудно дается всем детям. И в старших классах, как мне известно, у многих детей эта работа вызывает затруднения.

Сегодня, на нашем занятии, я поделюсь с вами, как я справляюсь с этой работой. При работе со словарными словами существует определенный алгоритм.

Чтобы учесть всю специфику приемов при определении последовательности изучения слов, методисты нам предлагают выделить три . этапа.

1 этап: Первоначальное восприятие группы слов.

Цель: Рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание.

2 этап: Закрепление правописания группы слов.

Цель: Создание условий' для прочного запоминания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

,

3 этап: Контроль знаний.

Цель: Проверцть знания детей.

Сейчас я очень кратко остановлюсь на 1 этапе «Первоначальное восприятие группы слов». Работа складывается из нескольких строго обязательных действий и происходит это все на одном уроке.

Слайд:

Первоначальное восприятие.

  1. Орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске.
  2. Краткий орфографический разбор.

(ударение, нахождение проверяемых и непроверяемых гласных и согласных)

  1. Запоминание с опорой на главный тип памяти (30-60 сек.)
  2. Запись под диктовку (при закрытых словах)
  3. Орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным орфографическим проговариванием)

у детей младших классов нижний предел (объем кратковременной памяти) составляет 5 слов и для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную, необходимо обеспечить не менее 4-х повторных восприятий в течение одной, а порой и 2-х недель. ( 1 класс - 5 слов; 2 кл.  8-10 слов; 3 кл. 10-12 слов; 4 кл. -12-15 слов).

Таким образом организуется закрепление право писания слов с непроверяемыми орфограммами, то есть начинается 2 этап.

На2уроке:

Группируем слова по орфографическому признаку - предлагаем детям . распределить слова на группы.

На 3 уроке:

Подбор однокоренных слов и даем сведения о происхождении слова (этимологическую справку).

На4уроке:

Составляем предложения с данными словами, то есть вводим их в речь.

На 5 уроке:

Проводим контроль знаний (3 этап), то есть проверяем как дети запомнили . написание слов, затем идет корректировка, возможна индивидуальная работа или работа с классом, если слово не усвоено.

Как вы видите, слова усваиваются в основном путем механического запоминания. Ребенку отводится пассивная роль. Слово предъявляется и анализируется самим учителем, а ребенку предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет, не формирует интереса к языку, не обеспечивает достаточно прочного и длительного

(

запоминания.

Поэтому я предлагаю, опираясь на опыт коллег и на свой личный опыт, изменить характер запоминания слов. Запоминание должно стать осмысленным, а не механическим.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и, тем самым, повышающих правильность и прочность запоминания непроизносимых . написаний, является этимологическая справка.

        Сл~д:         ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

                Содержит         информацию         о         происхождении         слова,         его

первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова.

Нередко обраrцение к истории слова позволяет мотивировать его современное право писание.

        Слайд:         «Иногда написание, считаюrцееся традиционным и

. непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии исторических изменений в фонетике русского языка».

М.Р.Львов.

Итак, какую же работу провожу я на этапе введения нового слова?

Слайд:

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ СЛОВА

а) Чтение загадки, отгадывание ее учаrцимися, дети сообrцают, по каким признакам они определили отгадку.

б) Дается толкование современного лексического значения слова.

в) Если слово многозначное, то объясняем разные значения этого слова.

г) Подбираем слова - синонимы.

        Слайд:         РАБОТА НАД СЛУХОВЫМ ОБРАЗОМ СЛОВ.

Учаrциеся проговаривают слова хором, орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное место». Находят ударный и безударный слоги.

Это очень важно для всей последуюrцей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфоэпическая задача. После орфоэпического произнесения дети сами называют «слабые позиции» для гласных и согласных, то есть называют «трудное место» в слове. Дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное место» в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

Слайд:

ЗАПИСЬ СЛОВА «С ОКОШКОМ».

  1. Запишите слово «с окошком».
  2. Подберите проверочные слова. з. Этимологическая справка.
  3. Проверка слова по словарю.
  4. Орфографическое проговаривание слова, постановка «в окошко» нужной буквы.

После того, как дети определяют ударный и безударный слоги, они . записывают слово в словарь. (У каждого ребенка тетрадь - словарик «Словарик Словознайкина» на все 4 года обучения в начальной школе).

Важное условие на этом этапе - дети сами должны показать «трудное место» пропуском буквы «окошком».

Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Но, надо соблюдать следующее условие: вместо пропущенной буквы надо поставить «сигнал опасности», например, точку:

Д.ЖУРНЫЙ.

После того, как записали слово «с окошком», надо попытаться подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, то я, то есть учитель, даю этимологическую справку (если она помогает объяснить написание слова). После этого задаю вопрос: «какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать?». Дети проговаривают еще и еще раз слово орфографически и вставляют букву «в окошко».

Для того, чтобы запомнить написание нового слова использую следующие виды работы:

Слайд:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО СЛОВА

- составление словосочетаний с новым словом;

- составление и запись предложений с новым словом (работа с

предложением)

- чтение учителем стихотворения, загадки об этом слове;

- произношение пословиц, поговорок с новым словом. Запись

пословиц, поговорок в тетрадь.

Итак, для более успешного обучения написанию словарных слов необходимо:

- Работу со словарными словами включать в общую систему формирования орфографических умений. Легкость и прочность усвоения детьми зависит от умения слышать звучащее слово, находить орфограммы до написания, определять вид орфограммы. Особое внимание при этом следует уделять орфографической зоркости способности обнаруживать орфограммы.

- Следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения.

Особую роль в решении и этой задачи, как я уже говорила, играет применение этцмологического анализа, то есть этимологической справки, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

        ,         .е         1,

И еще. Наши дети' очень любят и понимают юмор. Им нравится

выдумывать". И это смешное,: выдуманное они запоминают лучше. Я очень долго не могла спр,!вит&Ся со словом КАПУСТА. И стихи, и загадки использовала, и

        -         ~         .

«окошечки», и про немецкое слово «капут» говорила, и карточки - не помогало.

Подумала: «А, что собственно любит капуста?», то есть глазами ребенка взглянула на капус1У как на рдушевленный предмет. КАПУСТА ЛЮБИТ ВОДУ:

А какую? КОТОРАЯ КАПАЕТ. Значит она любит капли: кап-кап, то есть:

        ,         '

КАПУСТА любит воду КАП-КАП. И смешно и легко запоминается.

        &.         •         ~".

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

"" •

А сейчас на практике попытаемся познакомиться с новыми словарными

словами. (заран •. ее на 2 парть~ (то есть на 4 человека) положила по лис1У бумаги, ручке, каранд,!шУ) ..

я: предлагаю загадку.

В белом сарафане встала шi по~яне.

        •         "         ~         I

я: Что это? (если; трудно - э;rо дерево. Оно является символом России.)

        ..         ..

Учителя: юрывают отгадку БЕРЕЗА.

я: По каким признакам вы решили~ что это берёза?

        4'         + •••

Учителя: БелыIй сарафан, рас1УТ обычно группой, символ России.

я: даю современное лексическое толкование слова.

        .         ,

БЕРЁЗА - это лиственное дерево стонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, < покрытой темныIии полосками. Листья у берёзы имеют сердцевидную форму. (даю зрительный образ (картину)) .

. .

я: - Сколько слогов н слове БЕРЁЗА?

- Давайте определим ударный и безударные слоги в слове /БИРОЗА/

Так где же у нас «трудное место» в слове? (какой слог по сче1У)

Самостоятельно запишите слово БЕРЁЗА на листочках, про пустив «трудное место» «Окошечком».

Учителя: Б . РЁЗА

f'

я: на доске Б .. РЁЗА (ударение не ставим, так как звук Ё всегда ударный).

я: - подберите <;>днокоренные слова к слову БЕРЁЗА. (я записываю эти слова на доске)

Б . РЁЗКА, ПОДБ РЁЗОВИК, Б. РЁЗОВЫЙ (СОК), Б. РЕЗНЯК, . Б.РЁЗОНЬКА

Ну что, однокоренные слова нам помогли проверить слово?

Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте этимологию этого слова, которая поможет нам вставить нужную букву в «окошко».

БЕРЁЗА получила свое название по цвету коры. Раньше в нашем языке существовало слово «БЕР», что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово «БЕРЗА», а затем «БЕРЁЗА».

я: Какую же букву, как подсказывает история, надо написать в первом слоге?

Давайте проверим, правильно ли мы решили? А для этого обратимся к . словарю в учебнике.

Проговорим это слово орфографически. Так какую же букву вставляем в «окошко»?

Какое слово-помощник из истории нам помогло? (<<БЕРЗА»)

Еще раз произнесите орфографически как мы будем писать слово БЕРЁЗА.

Далее идет работа над закреплением нового слова.

  1. Придумайте словосочетание с новым словом.
  2. Составьте и запишите предложение со словом БЕРЁЗА. (Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи является слово БЕРЁЗА? В каком числе оно употреблено?)
  3. Послушайте загадку:

На лесной опушке Стоят подружки:

Платьица белёны, Шапочки зелёны.

Что это? (БЕРЁЗА)

На доске записана загадка:

Бела- не снег,

Зелена - не луг, Кучерява - не человек.

А это что? (БЕРЁЗА) Запишите эту загадку в тетрадь.

Мы с вами рассмотрели работу со словом БЕРЁЗА. Давайте еще раз посмотрим, как мы это делали.

Слайд: 1.

2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Запись слова, нахождение «трудного места» (определяем количество слогов, ударный и безударные слоги)

Находим однокоренные слова, синонимы, антонимы. Лексическое значение слова.

Слово-помощник.

Пословица, поговорка.

Загадка.

Стихотворение.

Этимологическая справка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ АУДИТОРИИ

Я:         Предлагаю вам самостоятельно составить работу со словарными

словами:

l-я парта: ваше слово КОРОВА (1 класс) 2-я парта: ваше слово ДЕРЕВНЯ (2 класс )

В работе используются книги загадок, пословиц, поговорок и этимологический словарь.

КОРОВА Коровушка, коровник, коровий.

Корова: крупное рогатое домашнее животное, от которого человек получает молоко и мясо.

ДЕРЕВНЯ Синоним: СЕЛО

Деревня - неБОЛЫllое поселение людей, крестьянское поселение.

Слово-помощник для безударной «О» - «кор», рог, рогатая.

Корми корову сытнее, будет жирнее.

Среди двора стоит копна, Спереди вилы,

Сзади метла.

Деревня, дерево - «место очищенное первой от деревьев»

«корна» -

Дерево - деру - «то, что дергают из земли, очищая её».

молоко

Вот моя деревня!

Вот мой дом родной! Вот качусь я в санках По горе крутой.

В

старину,

чтобы

основать

Слово КОРОВА родственно слову СЕРНА, что значит «рогатый» или «рогатая». Свое название корова получила по наличию рогов, от латинского «КОР» - РОГ,

«КОРНА» - имеющая рога.

поселение, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали - дёргали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть ДЕРЕВНЕЙ.

я предлагаю вводить словарные слова по одному на уроке и использую на это около 3-4 минут + 2 минуты на написание уже изученных за неделю слов, то есть в конце недели мы изучаем 5 слов + 3 дня на их закрепление.

Как и требуют методисты, затрачиваем от 1 до 1,5 - 2-х недель на группу слов. (2 недели если слов будет больше).

Как видите, первый этап «Первоначальное восприятие группы слов» и второй этап «Закрепление правописания группы слов» я соединяю на l-м уроке, а на последующих продолжаю закреплять (то есть идет 2-й этап). Третий этап «Контроль знаний» через 1- 1,5 - 2 недели, в зависимости от

. группы слов.

Как вы заметили, я в большей мере останавливаюсь на рассмотрении и запоминании слова с помощью этимологической справки, но я не говорю, что только такой вид работы является главным. Существует много других способов и средств для решения одной из главных задач начальной школы: научить ребенка правильно писать слова с непроверяемым написанием. Каждый волен выбирать сам тот вид работы, который ему близок, я же ставила перед собой цель: поделиться с вами как я справляюсь с этой задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

Кроссворд по русскому языку в 3 классе по теме: «Словарные слова».

В данном кроссворде собран познавательный материал о словарных словах русского языка, изучаемых в начальной школе....

Тренажёр-раскраска по русскому языку «Полёт» 3-4 класс по теме «Словарные слова»

Данный ресурс поможет учителю начальных классов интересно и с пользой провести словарную работу.Тренажёр можно исрользовать как фронтально,так и индивидуально.Словарные слова на тему "Путешествие"....

Мастер-класс "ЗАПОМИНАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА"

Презентация  "Запоминаем словарные слова"...

Карточки по теме "Словарные слова" (1 класс)

Карточки помогают отработать  навыки грамотного написания словарных слов....

Презентация для 1-4 класса по теме "Словарные слова".

Презентация по теме "Словарные слова" состоит из  слов с традиционным написанием с 1-го по 4-й класс, распределённых по темам:  школа, посуда, одежда, город, и т.д. Очень удобно использовать...

Мастер-класс Тема "Словарно-орфографическая работа, как средство интеллектуального развития учащихся"

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографичес...