Мастер-класс Тема "Словарно-орфографическая работа, как средство интеллектуального развития учащихся"
методическая разработка на тему

Букаткина Лариса Михайловна

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти долговременной и кратковременной: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. В своей практике стараюсь использовать нестандартный подход к словарно-орфографической работе. И опираюсь на методику интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка, разработанную Бакулиной Галиной Александровной (доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках направлена на: достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого, с целью повышения эффективности обучения. Методика предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. М. Букаткина

Учитель начальных классов

МОУ СОШ№ 3,

  г. Балашов  

Мастер-класс

Тема:

«Словарно-орфографическая работа,

как средство интеллектуального развития учащихся».

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции учителей начальных классов; передача учителям начальных классов своего опыта в области использования технологии путём показа методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, бумага.

План проведения

 1. Учеба учителей – участников.

 а) Методика интеллектуального развития младших школьников.

б) Методика проведения словарно-орфографической работы.

в) Выполнение участниками заданий.

2.Рефлексия.

1 Методика интеллектуального развития младших школьников.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти долговременной и кратковременной: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. В настоящее время методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ, среди которых есть статьи, разделы пособий или целые книги. Авторами этих работ рассматриваются различные аспекты данной проблемы.

В своей практике стараюсь использовать нестандартный подход к словарно-орфографической работе. И опираюсь на методику интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка, разработанную Бакулиной Галиной Александровной (доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования. Автор более 75 научных и учебно-методических работ, в том числе монографий.

Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках направлена на: достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого, с целью повышения эффективности обучения. Методика предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Методика проведения словарно-орфографической работы.

Выполнение заданий учителями – участниками.

Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько этапов:  

  • представление учащимися нового словарного слова;
  • выявление его лексического значения;
  • этимологическая справка;
  • освоение написания слова;
  • введение нового словарного слова в активный словарь детей.

Первый этап словарно-орфографической работы - представление нового словарного слова состоит в самостоятельном определении и формулировании школьниками темы словарно-орфографической работы. Эта деятельность осуществляется с помощью нового типа комплексно-логических упражнений, выполнение которых направленно на одновременное развитие важнейших интеллектуальных качеств ребенка. Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление.

Например: для определения нового слова надо расположить буквы с точками в порядке увеличения точек.

Е :  В : :  Д …  Е : . :  М .  Д : : :  Ь : : …

- Прочитайте слово. (медведь)

Например, ученик сможет найти слово, если расположит буквы с отрезками в порядке увеличения длины отрезка. (Учитель)

__________________________ Ь

___________________ Т

_______________________ Е

_____________ И

___ У

_______ Ч

_______________________ Л

В учебный процесс вводятся упражнения, предусматривающие полное отсутствие указаний.

Например: КМООРЛООВКАО (корова, молоко)

С помощью этих приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся. Уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей мыслить, мобилизовать свою интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу с символами, цифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление.

Например: два слова зашифрованы с помощью чисел.

1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. (капуста)

2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. (картофель)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

а

г

к

о

р

у

ф

ь

л

е

п

с

т

           Например, задания с частичным указанием учителя.

 Надо внимательно рассмотреть данный шифр и ключ к нему:

2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3 (солома)

3

4

5

6

7

8

9

10

1

а

м

н

о

р

к

в

у

2

с

г

д

я

л

ч

ц

т

В третью группу входят упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.

Например:  закрепление знаний по фонетике.

Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.                  ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза)

В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка можно использовать такое задание:

 «Прочитайте: выд-вить, охр-нять, б-лезнь, кр-ситель, зн-чение, мн- жать, аб-жур, сл-мался, л-кает.

Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово с которым мы познакомимся». (вокзал)

Специфика четвертой группы заключается в применении разнообразных шифров и кодов.

Пример: задания на использование знаний по математике.

1

6

7

8

9

2

Л

В

К

Х

3

Б

А

Д

Ь

4

У

Ф

М

И

5

П

Г

Т

О

Шифр 12, 45, 30, 24, 18 (ЛОПУХ) (цифры верхнего ряда умножаем на цифры сбоку).

В пятой группе упражнений сочетаются разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слов по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т.д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память.

Например, чтобы узнать новое словарное слово, мы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы. (трамвай)

1. Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова «комната».

2. Вторая буква – последняя согласная в корне  слова «север».

3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове «завтрак».

4. Четвертая буква - обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове «малина».

5. С пятой буквы - начинается второй слог в слове «овес».

6. Шестая буква - является окончанием в слове «солома».

7. Седьмая буква - обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове «урожай».

Второй этап словарно-орфографической работы – ознакомление с лексическим значением изучаемого слова и этимологической справкой.

Этимоло́гия (др.-греч. ἐτυμολογία, от др.-греч. ἔτυμον «истина, основное значение слова» и др.-греч. λόγος «слово, учение, суждение») — раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов (и реже морфем). А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова (или морфемы) и сам результат такого выявления. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Этимология)

Лекси́ческое значе́ние — соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию, а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Этимология)

Подумаем: а нужны ли знания этимологии на уроках словарной работы? Этимология – наука об истинном (первоначальном) значении слова. Ученые – этимологи дознаются, как именно менялось значение того или иного слова, прежде чем оно стало значить то, что значит  сейчас, откуда оно пришло к нам в язык, где и кем было создано. Таким образом, этимология «удовлетворяет естественное влечение человеческого ума к познанию истины», которое так велико у детей младшего школьного возраста, позволяет как бы заглянуть в древний мир наших предков, проникнуть в секреты истории и увидеть то,  что, казалось бы, навеки скрылось в тумане прошлого, обнаружить следы былой языковой общности, воссоздать этимологическое родство слов, обосновать и разъяснить правописание словарных слов.

Третий этап словарно-орфографической работы - освоение написания слова.

Для проведения словарного диктанта подберем необходимое количество слов, компонуя их попарно на основе ассоциативной связи.

Например:

Корова – молоко

Ученик – тетрадь

Работа – лопата

Одежда – пальто

Завод – рабочий

Класс – учитель

Ворона – воробей

Мороз – коньки

Каждую цепочку из двух слов произносим один раз. Постепенно порядок записи усложняется. Теперь в цепочке три слова с сохранением ассоциативной связи.

Колхоз – деревня – молоко

Город – завод – машина

Пенал – карандаш – тетрадь

Медведь – заяц – лисица

Петух – собака – корова

Потом, даем цепочки из 3 слов, где ассоциативная связь не прослеживается.

Дежурный–город–лопата Суббота – язык – ягода

Ветер – народ – фамилия

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Предлагаю несколько приёмов.

1. Первый приём “Словарная стена”

- Прорабатываем словарное слово. Пишем на “солнышке” не менее 5 раз. Вывешиваем на стенке. Стены постепенно покрываются своеобразными обоями. Неделю слова висят, а ребята их “обживают”, рассматривают, “иллюстрируют”. Наступает момент, который называется “Стенка”. Ребятам дают несколько минут для “фотографирования”. Затем ученик снимает слово со стены, все проговаривают его хором по слогам. Когда все слова сняты, проводим словарный диктант. Затем идёт проверка. Учитель показывает листы со словами, а дети сверяют написанное. Если ошибку в слове никто не сделал, слово снимается со стены. Если есть ошибка, хоть у одного ученика, слово возвращают на стенку. (При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя).

2. Следующий приём «Городок».

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

 Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д - девочка

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения. Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым. Идёт развитие творческих способностей.

3. Следующий приём “Ботанический сад”.

На уроке выращиваем деревья, проводим работу по правописанию однокоренных слов. Учитель вывешивает корень -вёз-, а дети придумывают однокоренные слова, записав их на листочках и прикрепляют к дереву, обязательно выделяя корень. Дерево стоит неделю или две. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (слова с дерева снять). Учитель может добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.

4. Следующий приём “Одиночное плавание под орфографическим парусом”.

- Парус - это листы бумаги у вас на партах. “Левый борт” - 1 вариант. “Правый борт” - 2 вариант.

- “Одиночное плавание” - это словарный диктант. Разговаривать нельзя - плавание одиночное, к соседу повернёшься плот перевернётся, а море и без того штормит.

- За работу.

- Я буду диктовать по одному слову, по вариантам. Вы должны писать слова в столбик, и каждый раз сворачивать (загибать листок) ровно на одно слово.

- Готовы?

- “Левый борт, подмигните мне левым глазом”.

- “Правый борт, помашите мне правой рукой”.

- Поплыли!

1 вариант

2 вариант

имитация

иммиграция

ингредиент

конденсатор

формировать

форсить

шезлонг

лекала

одиозный

белиберда

циркуляр

цирюльник

Волны становятся меньше.

 - Море стихает.

- “Поднять паруса!”

- Разворачиваем листки, открывая по слову.

- Начинаем с последнего.

- Проверка. 1 вариант и 2 вариант - одновременно.

- Найдите букву -и- в первом слоге, нашли, обвели в кружок. Не нашли - придётся проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую. Насквозь. А дома придётся парус “штопать” (делать работу над ошибками).

Найдите букву -и- во втором слоге второго слова, в 3 слове найдите букву -е- в первом слоге, найдите букву –о- в первом слоге следующего слова, найдите букву –е- во втором слоге  следующего слова, найдите букву –и- в следующем слове.

 Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни дети рады, что ни одной, другие - что их вон сколько! Можно отправляться в плаванье по океану “Безударная гласная” (если слова только по этой теме). От каждого борта выбираем проводника (они хорошо знают те места). Проводники называют сразу проверочные слова, остальные обводят в кружок, теперь уже очевидную гласную.

Используя этот прием, дети неоднократно возвращаются к словарным словам, сложная работа над запоминанием словарных слов, превращается в увлекательную игру.

Четвёртый этап словарно-орфографической работы - введение нового словарного слова в активный словарь детей.

В книге Михаила Растиславовича Львова (педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор) «Школа творческого мышления» (М.: Дидакт, 1993) предложены различные творческие задания. Некоторые из них можно использовать на уроках словарной работы:

  • Составление сказки, рассказа с использованием предложенных слов.
  • Конкурс загадок, собственного сочинении.
  • Составление тематического словарика (театрального, школьного, музыкального).
  • Слово и образ, двойной толковый словарь.
  • Сочинение «Язык моей профессии» (предположим, я мореплаватель, моя речь наполнена морскими словечками…)

Приём «Составление сказки, рассказа с использованием предложенных слов».

Осень

Наступила ранняя осень. У _________ листья стали золотистыми, а у __________ пожелтели. _________ лес одел осенний ______. Первого ________    __________    пошли в школу.

Слова: берёза, наряд, русский, ученики, яблони, сентябрь.

В __________ __________ стал грустным. Птицы улетели на юг. Пошли дожди, __________ стала мокрой. А в ___________, в ____________ люди собирают ____________: из ягод и фруктов варят _________ и варенья. _________ закладывают в погреба на хранение. На полях уже убрали зерновые: __________, _________,  кукурузу.

Слова: овощи,  урожай, овёс, огород, компот, дорога, октябрь, пшеница, деревня, город.

Лесная опушка.

Вот наступило лето. ________ была ____________. _________ отправились в лес за ____________. На лесной опушке выросли рядом красная ___________ и красная __________ .   ____________ присели на корточки, сорвала ягоду и положила на ________. ягода была сладкая, как ________! На _________ трещала _______. Под кустом спрятался заяц. В лесу было так ________! Но пора домой, в ______.

                                                                                       (Наумов Никита)

Слова: деревня, погода, берёза, хорошо, сорока, деревня, земляника, язык, малина, ягода, прекрасный, девочка, сахар.

Большой урожай. (сказка)

        Жили-были дед и баба. Они сажали в ________ _______ и _______: ________, _________, __________, _________, __________, __________, __________, __________, ____________. Они поливали _________ каждый день. И через две недели выросли все ________ и _________ очень большие, просто огромные! Дед и баба испугались, что они разрушат дом. Но они не разрушали, только разрослись и поспели. __________ своими стеблями вырос до самой крыши, а ________ накормили всю ____________. А ________ и ____________ до сих пор не перевелись в этой ___________ и вырастают размером с тыкву.

                                                                                             (Смоляков Михаил)

Слова: огород, деревня, огурец, малина, капуста, морковь, арбуз, деревня, земляника, горох, овощ,  картофель, ягода, помидор,

2. Рефлексия.

http://www.featurepics.com/StockImage/20081208/cute-suitcase-stock-illustration-994526.jpg               Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

https://static8.depositphotos.com/1035986/831/v/950/depositphotos_8310908-stock-illustration-iron-meat-grinder-mincer.jpg                Мясорубка – информацию переработаю.

https://st2.depositphotos.com/1007989/9405/i/450/depositphotos_94050694-stock-photo-open-trash-can-pointing-to.jpg                Корзина – всё выброшу.

         И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой».

ЛИТЕРАТУРА:

1.Айзенк Х., Эванс Д. Коэффициент интеллектуальности вашего ребёнка. – М.,

1997.

2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках

русского языка. – М.: ВЛАДОС, 1999.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.,

1996.

4.Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994.

5.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль,

1997.

6.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. –

Ярославль, 1996.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Этимология


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Словарно-орфографическая работа, как средство интеллектуального развития учащихся ». Л. М. Букаткина , учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Балашова

Слайд 2

Структура словарно-орфографической работы. 1 этап. Представление учащимися нового словарного слова. 2 этап. Выявление его лексического значения. 3 этап. Этимологическая справка. 4 этап. Освоение написания слова. 5 этап. Введение нового словарного слова в активный словарь детей.

Слайд 3

l этап. Представление учащимися нового словарного слова. 1 группа. Упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление 2 группа. Упражнения, предусматривающие работу с символами, цифрами, кодами. формируется абстрактное мышление. 3 группа. Упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. 4 группа. Упражнения разнообразных шифров и кодов. 5 группа. Упражнения, в которых сочетаются разнообразные виды деятельности : нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слов по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа. совершенствуется орфографический навык, осуществляется аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память

Слайд 4

ll этап. Ознакомление с лексическим значением слова и этимологической справкой. Этимоло́гия — раздел лингвистики , изучающий происхождение слов (и реже морфем ). Методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова (или морфемы). Лекси́ческое значе́ние — соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности . Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию, а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление.

Слайд 5

lll этап. Освоение написания слова . Приёмы: -словарные диктанты на основе ассоциативной связи; - “Словарная стена” ; - “Городок”; - “Ботанический сад”; -“Одиночное плавание под орфографическим парусом”.

Слайд 6

Словарные диктанты на основе ассоциативной связи к орова – молоко у ченик – тетрадь р абота – лопата о дежда – пальто з авод – рабочий к ласс – учитель в орона – воробей м ороз – коньки к олхоз – деревня – молоко г ород – завод – машина п енал – карандаш – тетрадь м едведь – заяц – лисица п етух – собака – корова

Слайд 7

Приём «Городок». Г - горох , город О - огурец , обед Р – ребята, ракета, расстояние О – огород, окрестность Д – девочка, дорога

Слайд 8

Приём “Одиночное плавание под орфографическим парусом”.

Слайд 9

Приём “Одиночное плавание под орфографическим парусом”. 1 группа 2 группа им и тация имм и грация ингр е диент конд е нсатор ф о рмировать ф о рсить ш е злонг л е кала од и озный бел и берда ц и ркуляр ц и рюльник

Слайд 10

IV этап. Введение нового словарного слова в активный словарь детей Львов Михаил Ростиславович «Школа творческого мышления ». Составление сказки, рассказа с использованием предложенных слов. Конкурс загадок собственного сочинении. Составление тематического словарика (театрального, школьного, музыкального). Слово и образ, двойной толковый словарь. Сочинение «Язык моей профессии» (предположим, я мореплаватель, моя речь наполнена морскими словечками…)

Слайд 11

Приём «Составление сказки, рассказа с использованием предложенных слов». Осень Наступила ранняя осень. У _________ листья стали золотистыми, а у __________ пожелтели. _________ лес одел осенний ______ . Первого ________ __________ пошли в школу. Слова: берёза, наряд, русский, ученики, яблони, сентябрь. Осень Наступила ранняя осень. У берёзы листья стали золотистыми, а у яблони пожелтели. Русский лес одел осенний наряд . Первого сентября ученики пошли в школу. Слова: берёза, наряд, русский, ученики, яблони, сентябрь.

Слайд 12

Рефлексия Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Корзина – всё выброшу. Мясорубка – информацию переработаю.

Слайд 13

Василий Александрович Сухомлинский «Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой».

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."

Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития

Методический материал по работе с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка....

Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся

Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся...

Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"

Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....