«ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ І СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ».
статья по теме

Шевелева Галина Валентиновна

Методы и приемы дифференцированного обучения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_-_sheveleva_g._v.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка»

«ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ  І СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ».

Автор опыта: Шевелева

Галина Валентиновна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №5

г. Алексеевка

2008 год


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

                                                        

Условия возникновения опыта.

Работая более 20 лет учителем начальных классов, каждый раз при наборе первоклассников, сталкиваюсь с проблемой разноуровневой подготовки первоклассников к школе. До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития интеллекта, у кого-то он выше, у кого-то ниже.  В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

В августе  2005 года был сформирован 1 «В» класс. Его контингент составлял 25 человек: 15 мальчиков и 10 девочек. Состав учащихся был разнороден и представлен разными социальными слоями: 36 % - из семей служащих, 44% - из семей рабочих,  у 16% учащихся родители предприниматели, 4%- безработные.

        В сентябре 2005 года  при поступлении  первоклассников в школу психологом был определён уровень умственного развития учащихся 1 «В» класса. Для изучения исходного состояния интеллекта нами была использована методика, разработанная на основе тестов структуры интеллекта Р. Амтхауэра. 

Тест

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

При распределении учащихся по уровням интеллектуального развития оказалось, что только один ребёнок был отнесён к высокому уровню ( 4 %), у 12 % учащихся класса показатель развития интеллекта был выше среднего, у 20% -средний, у 28 % -ниже среднего, а 36 % учащихся были отнесены к низкому уровню интеллектуального развития. Исходя из этого, меня заинтересовала проблема интеллектуального


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

развития учащихся данного класса. с учётом их индивидуальных способностей.

В первую очередь, необходимо было определиться с понятиями «интеллект», «интеллектуальное развитие», «показатели и уровни интеллектуального развития»,и очевидно-необходимым явился поиск решения проблемы интеллектуального развития младших школьников.                                                            

Актуальность опыта.

Для успешного усвоения программы начального курса, ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, проявлять умственную активность. Именно здесь формируются качества личности, которые определяют отношение ученика к знаниям, труду, товарищам и самому себе. Школьники, несмотря на одинаковые условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному относятся к учебным обязанностям. От чего это зависит? Прежде всего, от самого ребенка. У каждого ученика проявляются такие черты, соотношение которых определяет его индивидуальность. Ребенок действует не только по указаниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности.

При поступлении в школу все дети хотят учиться. Часть детей обучается легко, другие встречаются с трудностями, многие из которых связаны с недостаточной степенью готовности к обучению. Как помочь им? Как сделать так, чтоб детям было интересно учиться, а приобретенные знания были качественными?

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок, который не овладел приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

В условиях начальной ступени образования решение сложной задачи становления интеллекта требует того, чтобы  усвоение предметного материала обучения из цели стало средством, которое обеспечивало бы переход от обучения к самообразованию. Как показывает анализ литературы и практический опыт преподавания в  младшем школьном звене, интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития, которая у каждого ребёнка индивидуальна.

Тем самым  необходимо осуществлять дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживал «зону их ближайшего развития», постепенно переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.

В педагогической теории  индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов.

Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника.

Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика.

В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

К индивидуальным особенностям относится  своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, с целью выявления индивидуальных вариантов развития, своевременной помощи при отставании в учебе. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка.

Но традиционные методы обучения, содержание учебного материала, формы организации учебно-воспитательного процесса  не позволяют обеспечить  динамичное развитие интеллекта младших


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

школьников. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью интеллектуального развития каждого учащегося и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях традиционной системы обучения.

        Одним из путей интеллектуального развития учащихся мне видится организация индивидуально-дифференцированного обучения внутри класса.

 

Свои действия я аргументирую тем, что на современном этапе развития начальной школы, связи с гуманизацией образования ,особенно остро стал вопрос о реализации принципа дифференцированного обучения. Наличие  в одном классе учащихся разных уровней развития положительно влияет как на наиболее подготовленных, так и на менее подготовленных, поскольку дети, объединённые в коллектив, имеют возможность проявлять себя с самых разных сторон. Так, интересующиеся тем или иным предметом могут увлечь остальных. Немаловажным является и отсутствие отрицательных личностных качеств учащихся в условиях разделения учащихся на разноуровневые классы. Поэтому организация индивидуально-дифференцированного обучения  в разноуровневом классе является необходимым условием для интеллектуального развития  школьников.

Ведущая педагогическая идея опыта.

        Сущность опыта заключается в создании условий для развития  интеллектуальных способностей каждого ребёнка через дифференцированное  обучение и создание условий для становления младшего школьника как субъекта собственной деятельности.

        В основе  педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Н.К. Локаловой, Ш. А. Амонашвили.

                 Длительность работы над опытом.

Работа над данным опытом охватывает период с сентября 2005 года, когда из учащихся 1 «В» класса были сформированы разноуровневые группы для осуществления индивидуально-дифференцированного обучения, с целью развития интеллектуальных способностей учащихся, по январь 2009 года.

Работа по разрешению противоречий была разделена на несколько               этапов.


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

1 этап- диагностический. Он предполагал обнаружении проблем, подбор диагностического материала и  выявление  интеллектуального развития учащихся.

2 этап- формирующий. На нём были проведено внедрение «технологии» индивидуально-дифференцированного  обучения с целью интеллектуального развития учащихся.( с декабря 2005 года по декабрь 2008 года).

3 этап- контрольный. В ходе которого были проведены диагностические исследования, которые доказали успешность выработанной «технологии» для решения обозначенной проблемы.

                       

Диапазон опыта.

 

        Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности в начальных классах с учащимися различного уровня. Он  представлен системой уроков с использованием «технологии» индивидуально-дифференцированной работы. Внеурочная деятельность – это развитие интеллектуальных способностей в ходе проведения учебного исследовательского клуба.

                                     Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского,  Ю.К. Бабанского, Д. Б. Эльконина, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Я.А.Коменского.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Эта проблема  волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода  к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. В основе


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка.  К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [1,432].

Настойчивым пропагандистом вдумчивого изучения индивидуальности детей был Л. Н. Толстой.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития  индивидуального своеобразия личности ребенка. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин;  чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом. «Подобно тому как дети различают по своим физическим качествам»,- говорил Василий Александрович Сухомлинский, -«так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда».[2. 35] Память, наблюдательность, воображение, мышления не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое.

В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [3.20] Большинство наиболее известных советских исследователей индивидуализации обучения используют понятие индивидуализации примерно в том же значении. Индивидуализация здесь вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого учащегося, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств. С той же позиции, например, дает определение А. А. Кирсанов. Он рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения» [4. 138]

             К определению понятия «интеллект» в психолого-педагогической теории существуют разные подходы.

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus— понимание, познание):

1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». [5.243].

Понятие интеллект как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

В самом общем плане цель обучения — развитие учащегося. В соответствии с этой целью в детской и педагогической психологии, а также в дидактике центральное место занимали те направления, которые исследовали развивающее обучение. Рассмотрим теперь, какие выводы из концепций развивающего обучения вытекают для теории индивидуализации обучения.

        Под развитием ребенка в широком смысле слова понимают психические и физические изменения в его организме, переход в любых его свойствах от простого к сложному, от низших форм к более высоким. Если эту проблему рассматривать с точки зрения взаимоотношения обучения и развития, под развитием обычно понимают умственное развитие. 

Суть проблемы заключается в том, в какой мере умственное развитие ребенка зависит от обучения, а в какой степени от естественного развития его организма, от его созревания. Ответ на этот вопрос позволяет установить границы потенциальных возможностей обучения и, исходя из них, определить цели и задачи конкретных дидактических преобразований. Поэтому проблема соотношения обучения и развития и есть важнейшая методологическая проблема дидактики.

Современная - советская педагогика обычно подходит к этой проблеме исходя из концепции, выработанной в 1930-е гг. Л. С. Выготским. В отличие от бытовавшей в то время психологической теории, рассматривавшей развитие как синхронный с обучением процесс или как процесс, который идет впереди обучения, Л. С. Выготский исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

постольку, поскольку ребенка обучают. Школьное обучение должно опираться не столько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения которых уже имеются предпосылки. Выготский различает два уровня в развитии ребенка: I) актуальный, уже сформировавшийся уровень и         2) зону ближайшего развития. Последняя определяется теми видами деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которым он может справиться с помощью взрослого. Эта зона ограничена, ибо ребенок даже с помощью взрослого не в состоянии справиться с такими задачами, которые требуют более высокого уровня, чем уровень его актуального развития. Однако обучение, которое опирается только на уже существующий, актуальный уровень, не является развивающим. «Развивающим является только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка» [ 4. 438].

Из концепции, согласно которой развитие происходит через обучение, вытекает и основная проблема дидактики — какой способ обучения развивает в большей, а какой в меньшей мере. Исследование этой проблемы стало особенно актуальным в связи с теми высокими требованиями, которые предъявляет школе наше общество в процессе ее обновления. Психологи и педагоги уже длительное время ведут упорные поиски того, как повысить развивающую роль обучения. Подход к возможностям решения этой     проблемы у различных научных школ различен.

Две наиболее известные попытки изменить систему обучения в целях повышения его развивающей роли были в 60-е гг. осуществлены под руководством Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина. Они были направлены на реформирование начального образования. Исходным тезисом Л. В. Занкова было положение, что «знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой», и что «развитие необходимо осуществлять целенаправленно, на основе комплексной развивающей дидактической системы».[7.56]. Исследования Л. В. Занкова и М. В. Зверевой, посвященные индивидуальным вариантам развития учащихся, убедительно показывают необходимость индивидуального подхода, в особенности для слабых учащихся, причем « индивидуальный подход должен быть направлен прежде всего на общее развитие учащихся, что является предпосылкой для приобретения знаний, умений и навыков»[8.4].

Д. Б. Эльконин исходит из предположения, что возможности стимулирования умственного развития таятся, прежде всего, в формировании содержания учебного материала. Повышение теоретического уровня учебного материала влечет за собой и рост умственных


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

способностей учащихся. Следовательно, для интенсификации развития необходимо изменить содержание образования.

Интеграция  вышеобозначенных  идей позволила автору опыта разработать «технологию»  индивидуально-дифференцированного обучения с целью интеллектуального развития  младших школьников.

Новизна опыта.

 

Новизна опыта заключается в адаптации методики работы по интеллектуальному развитию в условиях дифференцированного обучения,  на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса, в разработке системы дидактического материала для обучения детей разного уровня.

Технология  описания опыта.

                                           

                                          Постановка цели и задач.

 

Целью  педагогической деятельности является развитие  интеллектуальных способностей в процессе  учебно-воспитательной деятельности в  ходе использования  «технологии» индивидуально-дифференцированного подхода.

Достижение планируемого результата предполагает решение ряда задач:

 

1 Изучение уровня развития детей.

2 Использование приёмов и способов, направленных на интеллектуальное развитие учащихся.

                                  Организация учебно-воспитательного процесса.

В методической литературе имеется достаточно много рекомендаций, связанных с организацией индивидуально-дифференцированной работы в процессе обучения. Работа эта сложная и кропотливая, включающая в себя 3 этапа:

                                                                                                                                                                          1.Разделение учащихся класса на группы (по уровню обучаемости). 2.Составление и подбор дифференцированных заданий.

3.Постоянный контроль за результатами работы учащихся.

          Как показывает опыт, разделение учащихся по уровням лучше производить не сразу, по результатам тестирования, а после наблюдений как минимум в течение полугода за их развитием, проявлением познавательных способностей и интересов. Нельзя полностью полагаться на результаты самых


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

лучших тестов. Есть много факторов, которые могут помешать ученику выполнить задание в соответствии с уровнем его способностей. Но, конечно же, такая методика разделения учащихся по уровням не исключает, а, наоборот, предполагает проведение тестирования и контрольных заданий. Наиболее общий показатель развития интеллекта школьника – это его обучаемость. Этот термин обозначает общие умственные способности к усвоению знаний.

З. И. Калмыкова выделяет следующие составные части обучаемости:

1.Обобщённость мыслительной деятельности, которая направлена на абстрагирование и обобщение существенного в материале.

2. Осознанность мышления.

3. Гибкость мыслительной деятельности.

4. Устойчивость мыслительной деятельности.

5. Самостоятельность мышления, его восприимчивости к помощи.

Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности и определяют темп их продвижения в процессе обучения.  Однако нельзя не заметить, что эти составные части обучаемости не охватывают всего содержания умственного развития. Кроме того, они скорее пригодны для исследовательских целей, учителю же довольно трудно использовать их на практике для оценки уровня обучаемости свои учащихся.  В связи с этим необходимо выделить следующие критерии интеллектуального развития:

1.Система знаний  и гибкость оперирования  ими при решении учебных задач.

2.Сформированность  мыслительных действий или операций анализа, обобщения, сравнения, наблюдения.

3.Перенос приёмов  умственной работы, усвоенных при изучении одного учебного материала, на решение новых задач.

4.Способность составлять умственный план предстоящей деятельности.

5.Экономичность мышления.

6.Самостоятельность мышления.

Конечно, нельзя рассматривать эти критерии, как полностью раскрывающие содержание интеллектуального развития школьников. Но они позволяют учителю относительно легко ориентироваться в индивидуальных различиях умственного развития учащихся, объективно оценивать их школьные достижения.

На основании вышесказанного, в конце первого полугодия  первого класса произвожу деление детей на три группы:


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

1 ГРУППА учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных зада

           2  ГРУППА - учащиеся со средними способностями.

3  ГРУППА - учащиеся с низкими интеллектуальными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных знаний, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.

Этим группам даются названия, которые не подчеркивают превосходство одной группы перед другой («зайчики», «белочки», «лисички» или др.). Состав этих групп не постоянный, дети могут переходить из одной группы в другую. С педагогической точки зрения принципиальное значение имеет то обстоятельство, что группа должна быть стабильной только относительно, т. е. необходимо постоянно переформировывать группы в зависимости от результатов работы учащихся. Перегруппировка имеет важное значение для того, чтобы при индивидуализации можно было учитывать изменения, происшедшие в учениках, и чтобы у учеников не возникало чувства предрешенности в отношении формирования их способностей. В опытах Д. А. Бударного с относительно стабильными группами выявился следующий эффект: многие ученики начали более старательно учиться, чтобы попасть в более сильную группу. Такой же эффект обнаружился и в моих опытах. Следовательно, работа в группах может способствовать созданию дополнительных учебных мотивов.

В работе с относительно стабильными группами существует возможность рассадить учащихся соответственно образованным группам - по рядам. Это предоставит нам дополнительные организационные возможности для налаживания индивидуализированной работы, например одна группа может работать самостоятельно, другая — фронтально. Поэтому таких возможностей становится больше: во фронтальной работе учитель может в большей мере учитывать индивидуальные особенности учащихся. Однако такое рассаживание учеников имеет и свои недостатки: ученики жестко и всем напоказ селектированы, что требует от учителя большого педагогического такта.

Учащиеся с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности, дополнительной помощи со стороны учителя. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются во внимании учителя для развития  способностей. Ведь интересно то, что является новым, но посильным. Успех воодушевляет у учеников. А если излагаемый материал будет или слишком труден для одних, или давно известным и легким для других, то учитель не сможет добиться того, чтобы каждый ребенок развивался в меру своих  возможностей. В 1 классе важно сформировать умение у учащихся работать самостоятельно.   Только после того, как дети накопили достаточный опыт


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

самостоятельной работы, дифференцированный подход эффективен на всех этапах обучения  школьников.

При объяснении нового материала недифференцированных подход порождает проблемы в знаниях части учащихся. Почему? Потому что новое всегда опирается на раннее изученное. Именно поэтому учитель проводит подготовку к усвоению нового: задает вопросы по изученному материалу, знание которого является основой для нового материала. Если ограничиться краткой фронтальной беседой, не убедиться, что каждый ученик имеет достаточное количество знаний, то новый материал часть учеников усвоит непрочно. Вот здесь большую помощь оказывают средства обратной связи, которые позволяют увидеть работу каждого ученика и вовремя устранить пробелы. Мои ученики работают на уроках с индивидуальными  ракетками (безударные гласные и парные согласные, 1, 2, 3 склонение существительных, и т. д.) с абаками, светофорами, индивидуальными досками. Объяснение нового материала необходимо проводить с опорой на знания учащихся, с постановки проблемных вопросов, которые будят мысль учеников, вызывают интерес к изучаемому материалу.

Осуществляя дифференцированный подход, стараюсь сочетать при объяснении нового материала словесное объяснение с наглядным иллюстрированием и с практической работой, так как все люди по способам восприятия информации делятся на 3 группы:

а) Аудиалы- люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, воспринятая на слух.

б) Визуалы- люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация.

б) Констетики - люди, для сознания которых преимущественное значение имеют движение, ощущения тела.

После первичного объяснения даю сильным учащимся самостоятельную работу, а остальные детям провожу повторное объяснение и может быть не один раз. Иногда для повторного объяснения привлекаю сильных учеников. Это оказывает положительное влияние, ведь каждому хочется поскорее понять материал,   чтобы   побыть   в   роли   «учителя». (Приложение №1)  Иногда   можно использовать такой прием: объясняю материал кратко на высоком уровне сложности в расчете на сильных учеников. Затем, когда сильные дети работают самостоятельно, провожу объяснение повторно, но, более развернуто им подробно, с использованием наглядности. Так же детям с высоким уровнем обучаемости можно предложить для усвоения более сложный материал, который связан с изучаемой темой, но выходит за пределы программных требований.  

Необходимо продумывать предварительную подготовку учащихся до изучения новой темы. Такая подготовка позволит учащимся знакомиться с


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

информацией самостоятельно. Так на уроках природоведения рекомендую детям книги о природе для прочтения их дома.

Более  подготовленным детям предлагаю дома подготовить рассказ о том или ином природном явлении или природном объекте. Вначале этот вид работы проходит под руководством учителя, затем,  когда этот прием группой «сильных» учащихся освоен, предлагаю им написать доклад самостоятельно и подготовить пересказ к уроку. В конечном итоге через этот вид деятельности проходят все учащиеся. Следующая ступенька - написание «рефератов»  по определенной теме. Это дает очень хорошие результаты, позволяет не только углублять, расширять свои знания, но одновременно на конкретном содержании учит самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Для активизации познавательного интереса, развития самостоятельности использую и следующий прием. В классе вывешивается изображение какого-нибудь животного, например «мудрая сова» или «задумчивая белочка», а внизу этого изображения находятся кармашки. В эти кармашки помещаю вопросы, а учащимся предлагается найти ответы на эти вопросы, используя для этого разные книги, журналы. Вопросы, разные по уровню сложности, можно записывать на разноцветных карточках, например, вопросы трудные - на карточках красного цвета, легкие вопросы - зеленого, программные вопросы - на карточках синего цвета. Учащиеся ищут ответы, записывают их и отдают их на проверку учителю. Учитель оценивает их, можно выставить за эти ответы отметки, можно организовать на уроке пятиминутку интересного ответа, можно организовать урок-панораму и др.

На этапе закрепления и применения знаний и умений больше всего содержится возможностей для учета особенностей учащихся. Основные виды дифференцированных заданий сводятся к следующему : учитель готовит 2-3 варианта различных по сложности заданий по закреплению материала по одной теме. (Приложение№2).

Например, при закреплении умения проверять написание парных согласных в корне слов во 2 классе на уроке работа может строиться следующим образом.

    1 группа

(  « высокий »)

    2 группа

(« средний»)

3 группа («низкий»)

Задание: 1) Списать текст, вставив пропущенные буквы, в скобках записать пропущенные слова.

2) Подобрать 2-3 слова на  этот  правило вместе с проверочными словами.

                             Текст.

На улице моро*.  Сне*  замёл все доро* ки. Вася взял лыжи и побежал  в са*.  Он повесил кормушку на ду*.


2 Коллективная проверка под руководством учителя.

 1 Работают под руководством учителя, используя  индивидуальные «ракетки» с парными согласными.

Доказать, почему слово «грибки» не является проверочным словом.

Гри –

Но* -

Моро*-

Холо*-

Проверочные слова: холода, грибки, морозы, ножи, грибы.


2 Самостоятельная работа.

     

МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

        Можно предложить учащимся дифференцированные задания на одном материале. Например, после коллективной краткой записи задачи № 98 (2 класс) детям даются дифференцированные задания.

Было - 80 п

Съели 10 п и 16 п

Осталось -   ? п.

    1 группа

    2 группа

 3 группа

1.Самостоятельно решить тремя способами.

1.Решить задачу одним способом.

1.Под руководством учителя составляют план решения.

2.Записывают решение на индивидуальных экранах.

3.Проверка выполнения решения

3.Запись решения в тетрадь.

Коллективная игра «Найди ошибку у Незнайки»

                 80-10+16=86 (п).

На этапе закрепления знаний необходимо продумывать дополнительные творческие задания для «сильных» учеников, что позволяет рационально и эффективно использовать на уроке время для их развития. В то же время у учителя появляется возможность оказать дополнительную индивидуальную помощь детям с низким уровнем  обучаемости. Следует отметить, что дополнительные задания не нарушают логической стройности урока. Кроме того, в ходе их выполнения учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, получают дополнительную информацию, проявляются элементы творчества.

Почти в каждом классе есть дети с очень слабыми навыками умственной деятельности. Они не всегда могут справиться с заданием даже после дополнительного анализа. Постоянно уделять внимание только этим детям нет возможности. В этом случае эффективно использование карточек - помощниц. Например: задача 472 (2 класс).

1.Узнай, сколько рулонов содержится в 50 метрах.

2.Узнай, сколько рулонов содержится в 35 метрах.

3.Узнай, сколько всего рулонов.

Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное на уроке, можно использовать индивидуальные карточки - задания, которые готовятся заранее в трех вариантах ( для трех уровней). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

уровнях. Замечу, что  различие  вариантов  обозначается  цветами: высокий уровень - красным, средний – синим, низкий  -зеленым.

( Приложение 3).

Задача ( 4 класс)

С двух турбаз, расстояние между которыми 45 км ,одновременно вышли навстречу друг другу 2 туриста. Один турист шёл со скоростью 4км/ч а другой -  5км/ч. Какое расстояние будет между туристами через 2 часа после начала движения?                                                                     

                                      3 уровень.

Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания:

4 км/ч                                                        5 км/ч

     

                                 45  км

а) обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым  туристом  за 2 часа. Вычисли это расстояние.

б) обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым туристом   за два часа. Вычисли это расстояние.

в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя туристами за это время. Вычисли это расстояние.

г) прочитай вопрос задачи и обозначь дугой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.

Если задача решена, то запиши ответ.

Ответ:

Проверь себя! Ответ: 27 км.

У данной задачи есть более рациональный способ решения. Но он, как правило, более труден для слабых учащихся, так как предусматривает оперирование менее конкретным понятием «скорость сближения». Поэтому учащимся предлагается рассмотреть этот способ решения и объяснить его. Это задание обозначается в карточке как дополнительное.


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

 

Дополнительное задание.

Рассмотри другой способ решения данной задачи. Запиши объяснение к каждому действию и вычисли ответ:

1) 4+  5 = * (    )…………

2) * х  2  =  *   (    )…………

         3) 45 - *  =  * (    )………….

                                      2 уровень.

Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нём данные и искомые:

     

Рассмотри  «дерево рассуждений» от данных к вопросу. Укажи на нем последовательность действий и арифметические знаки каждого действия.

         5 км/ч                            4 км/ч

        скорость сближения                 2 часа

        расстояние пройденное    ?

        двумя катерами                                        45км

                                                        ?

                                    расстояние между катерами.

Пользуясь «деревом рассуждений», запиши план решения задачи.

Запиши решение задачи:

а) по действиям,

б) выражением.

МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

Ответ:

Дополнительное задание.

Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши его (т.к. другой способ решения более очевиден, учащиеся могут найти его самостоятельно, без вспомогательных средств).

по действиям с пояснением

выражением.

                                                          1  уровень.

Выполни  чертеж к задаче.

Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения.

Пользуясь планом, запиши решение задачи:

по действиям;

выражением.

Ответ:

Проверь себя! Ответ задачи: 27 км.

Дополнительное задание.

Узнай, какое расстояние будет между туристами при той же скорости и направления движения через 3 часа?  

В таких заданиях намеренно изолируется план решения от  вычислительный действий («пошаговое» планирование более доступное). Это делается с целью формирования умения осуществлять целостное  планирование   решения задачи. Преимущественно    его     перед  «пошаговым» в том, что при этом внимание учащихся концентрируется на поиске способа решения задачи вне зависимости от конкретных числовых данных. Тот факт, что учащиеся решают одну и ту же задачу, создает благоприятные условия для обсуждения задачи сразу же после ее решения. Это, с одной стороны, служит     необходимой обратной связью для учителя,  который получает таким образом общее представление о выполнении работы учащимися уже на уроке. С другой стороны, обратная связь осуществляется и для ученика: он еще помнит, какие имел трудности и сомнения, и получает либо предупреждения, либо опровержение своей деятельности и результатов. Кроме того, в ходе обсуждения результатов


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

каждый ученик имеет возможность увидеть деятельность более высокого уровня, чем тот, на котором он работал.

Приемов, которые позволили осуществлять закрепление изученного материала очень много. Но еще на одном приеме хотелось бы остановиться. В конце урока можно проводить мини-сочинения по пройденной теме. Причем, если учащиеся не успели закончить их на уроке,  они делают это дома. Данный прием позволяет отрабатывать у учащихся умение письменно излагать своим мысли, при этом идет одновременно работа над выработкой грамотного письма. (Приложение №4).

При проверке знаний важно выделить, на каком уровне усвоено каждым учеником то или иное знание, умение, навык. Не следует скрывать от учащихся уровень трудности задания, пусть они сами отчетливо представляют, на каком уровне усвоен ими материал. На данном этапе эффективно использование карточек и перфокарт с заданиями разной сложности. Уровень сложности (как , было сказано выше) обозначается цветом: красный кружок в правом углу соответствует оценке «отлично» синий - «хорошо» зеленый - «удовлетворительно».

Так, после изучения темы «Безударные гласные в корне слов», предлагаю следующие перфокарты:

                                         

1  УРОВЕНЬ

Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова:

г….л….ва - …………….,………………

к…л….сок -…………….,………………

х…л….да -……………...,……………….

                 

2 УРОВЕНЬ

        Вставь пропущенные буквы и подбери проверочное  слово:
Д…..ждливый -……………….

д……лёкий -………………….

скр….петь -…………………….

ст……льной -…………………..


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

                             

3 УРОВЕНЬ

Вставь пропущенные буквы и выбери проверочное слово из слов для справок:

пл….довый -………….

л….сной -……………

д….лёкий -…………….

св…стеть -……………

Слова для справок: лесок, свист, лес, даль, плоды, плод, свисток.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

Выполняя функцию руководства учебно - познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.

При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил по русскому языку “2”, так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующей работе их не нарушил. Такое положение означает, что первая “2’ недействительна, исправлена и не учитывается при выведении отметки.

Необходимо совершенствовать прежде всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции. Содержание работ для письменного опроса может организовывать по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3» за вариант Б – не выше«4», а за вариант В – «5». При желании ученик может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

Проблема оценки индивидуализированной работы - объект дискуссии как в литературе, так и в школьной практике. В этом отношении встречаются две противоположные точки зрения, которые выявились и на семинарах учителей-исследователей. Одни считают, что оценка должна быть индивидуализированной соответственно способностям учащихся, поскольку выставление одинаковой оценки за одну и ту же работу учащимся с различными способностями несправедливо и не стимулирует более сильных учеников работать соответственно своим способностям. Другие же считают, что индивидуализация не должна касаться оценивания, в противном случае оценка утратит свою объективную основу. Мне кажется, в общем целесообразно исходить из следующих соображений.

Во-первых, учитывая способности учеников, можно потерять дозволительные границы оценки «3».

Во-вторых, оценивание может утратить справедливость в глазах учеников, у них может создаться впечатление, будто учитель ставит оценки только по своему субъективному усмотрению. У более сильных учеников может исчезнуть стимул к выполнению более трудной работы, если за ее выполнение он получит менее высокую оценку.

В-третьих, диагноз способностей в каждом конкретном случае не является настолько достоверным, чтобы на основе этого диагноза можно было судить о том, насколько высокие требования следует предъявить каждому отдельному ученику.

Однако все же нельзя игнорировать необходимость время от времени и в индивидуальных случаях учитывать особенности учащихся


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

при оценивании, так как существует  три вида шкалы оценок, когда исходят из:

1) индивидуальной нормы, т. е. учитель сравнивает результаты ученика с прежними его результатами и оценивает их соответственно тому, произошло улучшение или ухудшение;

2) социальной нормы, когда результаты одних учеников оцениваются сравнительно с результатами других учеников;

3) нормы предмета, что обычно называют объективным оцениванием.

Из этого следует, что непременно нужно  использовать и индивидуальную норму, поскольку только так слабый ученик может пережить успех, а сильный — неудачу; в таком случае у ученика возникнут также более реалистические самооценки и требования к своей учебе. Это поможет улучшить учебную мотивацию учащихся: успеваемость будут обосновывать своими способностями и трудоспособностью, а не внешними факторами.

В своем опыте я использовала  в основном следующие случаи опоры на индивидуальную норму. Небрежное выполнение обязательного задания сильным учеником приводило к снижению оценки, несмотря на то что задание было труднее обычного. Вместе с тем за старательное выполнение иногда и более легкого задания слабым ученикам ставилась оценка несколько выше обычной. В общей для всех учащихся учебной работе выставлялись объективные оценки. Помимо отметок в случае особенно слабых и отставших учеников использовали и другие средства поощрения и порицания. Например, делала соответствующую запись в дневнике, хвалила, или порицала  перед классом, или составляли письменную рецензию.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат.


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправданно сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и, только затем, с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Направленность учебной мотивации школьника и его статус, как ученика в классном коллективе,  взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у школьников развиваются позитивные навыки общения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность (по различным причинам) принимать участие в жизни класса, а также определять свои цели приводит к возникновению трудностей в школе.

При проведении опроса по домашнему заданию использую прием, который не позволяет превращать эту проверку в нелюбимый для учащихся вид деятельности. Стараюсь организовать работу таким образом, чтобы детям хотелось поделиться своими знаниями с товарищами, учителем. При проведении индивидуального устного опроса, который дает возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать, во-первых, спрашиваю по желанию. Во-вторых, если текст небольшой по объему, его сначала пересказывает хорошо подготовленный ученик, а затем ученик который, в силу разных обстоятельств, недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рассказ своего товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как умение внимательно слушать.

Учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома, в начале опроса можно предложить карточку типа «Составь рассказ по плану». Например, карточка по теме «Насекомые и птицы летом и осенью» (П класс) имеет следующие вопросы:

1.Назови пять перелетных птиц.

2.Каких птиц называют перелетными?

З.Что является причиной отлета птиц?

4.В каком порядке птицы улетают?

5.Чем объясняется такой порядок отлета?


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

Получив такую карточку, ученик имеет 5-7 минут времени, чтобы сосредоточиться над составлением пересказа. После чего выходит к доске для пересказа, причем карточку он может в это время держать перед глазами.

Особенно большие возможности для индивидуализации открываются в домашней работе, которая по своей сущности также является самостоятельной работой. На необходимость «индивидуализировать домашние работы» [ 10. 205] обращала внимание уже Н. К. Крупская.  В отличие от урока, в домашней работе ученик может израсходовать ровно столько времени, сколько на это потребуется. Целесообразно давать такие задания, которые предполагают ознакомление с объектами за пределами школы.

Домашние задания можно условно разделить на 3 группы: первая группа заданий - традиционные задания. Эти задания должны выполняться всеми учениками. Вторая часть заданий - обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства и пр. Третья группа заданий - задания для желающих их выполнить для учащихся, которые имеют особый интерес к предмету. Пример такого задания. После изучения темы «На крайнем Севере» задание первого   уровня   может   быть   таким:   подумать   и   письменно оформить рассказ «Может ли белый медведь съездить в гости к бурому медведю».

Кроме того, можно давать более объемные задания на длительный срок (составление докладов и сочинений, чтение крупных произведений, сбор различного материала и т. д.), а также различные творческие задания. Многие из рассматриваемых видов заданий могут быть, конечно, добровольными или выборочными.

                                                     Результативность опыта.

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дифференцированного обучения, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

В процессе работы над темой исследования,  на основе рассмотренной мною психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, я пришла к выводу, что в педагогической работе  необходимо большее внимание уделять организации индивидуально-дифференцированному


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

обучению, и выявлено его существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Проведя и проанализировав мои исследования, я выявила, что  индивидуально – дифференцированное обучение позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и способствует интеллектуальному развитию  детей.

В ходе проделанной мною  работы, можно  сделали вывод, что индивидуально-дифференцированное обучению может быть использовано, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Оно должно в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

Обобщение результатов названной работы позволило сделать следующие выводы. Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствовало повышению успеваемости (в особенности за счет уменьшения неудовлетворительных оценок и увеличения количества хороших и отличных оценок). Такая работа нравится учащимся: «сильным» ученикам особенно нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. «Слабые» же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Повышается интерес к тому предмету, по которому проводилось индивидуализированное обучение. Моё  первоначальное опасение, что представление более легких заданий может оскорбить «слабых», а у «сильных» вызвать чувство превосходства, оказалось необоснованным. Возможно потому, что при этом я  сознательно старалась очень тактично обращаться с учениками. Более  «слабые» при желании могли испытать свои силы и на более трудных заданиях.

Эти исследования показали возможность организации индивидуализированной работы и доказали ее большую эффективность по сравнению с обычными формами работы. Эта эффективность выражается в большем приросте знаний, умений и навыков (определяемыми с помощью контрольных работ и предметных тестов), а также в  интеллектуальном развитии учащихся (определяется с помощью тестов).

Для определения влияния экспериментального обучения на развитие умственных способностей учащихся, в конце четвёртого  года обучения мы провели итоговое тестирование.  Результаты были вкратце следующие:

МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

 Сводная таблица результатов диагностического исследования


№№/пп

Имя, фамилия.

Результаты исходного тестирования.

Результаты

итогового

тестирования

1.

Денис А.

Высокий

Высокий

2.

Анастасия Б.

Средний

Средний

3.

Александр Б.

Средний

Выше - среднего

4.

Сергей Б.

Выше - среднего

Выше - среднего

5.

Алина Б.

Низкий

Ниже - среднего

6.

Максим В.

Низкий

Ниже - среднего

7.

Ангелина В.

Ниже - среднего

Средний

8.

Илья В.

Ниже - среднего

Средний

9.

Екатерина Г.

Средний

Выше - среднего

10.

Александр Г.

Низкий

Низкий

11.

Александр К.

Выше - среднего

Выше - среднего

12.

Станислав К.

Средний

Выше - среднего

13.

Юлия Н.

Низкий

Ниже - среднего

14.

Дмитрий Н.

Ниже - среднего

Ниже - среднего

15.

Михаил О.

Низкий

Низкий

16.

Сергей Р

Низкий

Низкий

17.

Андрей С.

Ниже - среднего

Ниже - среднего

18.

Екатерина С.

Ниже - среднего

Ниже - среднего

19.

Евгения Т.

Низкий

Низкий

20.

Вера Т.

Средний

Средний

21.

Ксения Ф.

Низкий

Ниже - среднего

22.

Виталий Х.

Ниже - среднего

Средний

23.

Алексей Х.

Низкий

Низкий

24.

Анастасия Л.

Ниже - среднего

Средний

25.

Никита Х.

Выше - среднего

Выше - среднего


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

В ходе мониторинга выявилась динамика интеллектуального развития учащихся. В целом отслеживалась степень проявления таких  показателей:

"сформированность умений младших школьников дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных"

"сформированность умений младших школьников обобщать и абстрагировать"

"сформированность умений младших школьников устанавливать логические связи и отношения между понятиями и явлениями"

Распределение младших школьников по уровням интеллектуального развития осуществлялось в соответствии со следующей шкалой: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Представленные в таблицах и на диаграммах   результаты обследования учащихся свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей.

                       Динамика «низкого» уровня:

Число учащихся относящихся к низкому уровню уменьшилось на  16 %  .

                      Динамика уровня « ниже среднего» :

Число учащихся относящихся  к уровню «ниже средний» уменьшилось на 7 %

МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

 

                        Динамика «среднего» уровня:

Число учащихся относящихся к  среднему уровню увеличилось на 14%.

                  Динамика уровня « выше среднего» :

Число учащихся относящихся  к уровню «выше средний» увеличилось на 12 %

                              Динамика « высокого » уровня:

 

МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

Число учащихся относящихся  к высокому уровню не изменилось.

Такие, казалось бы, скромные результаты  я считаю  очень существенным эффектом. Как известно, умственные способности учащихся с большим трудом поддаются целенаправленному формированию, поэтому даже малые сдвиги здесь очень ценны.

Таким образом, наши данные не подтверждают общераспространенного мнения, будто бы индивидуализированное обучение адресовано только  слабым учащимся. Можно утверждать даже обратное: оно развивает в большей мере именно более способных учеников.

Отсюда вытекает важное следствие: индивидуализированная самостоятельная работа дала эффект прежде всего и в большей мере в группе средне-сильных учеников, а не в группе наиболее слабых или способных. Можно полагать, что причина этого заключается в том, что индивидуально – дифференцированное  обучение сумело привлечь к работе тех учащихся, которые учились ниже своих возможностей, т. е. относительно отстающих.

Эффективность экспериментального обучения в группах, составленных на основании показателей умственного развития, я  проанализировала дополнительно  в трех аспектах:

I) по отдельным учебным предметам;

2) с точки зрения успешности самостоятельной работы;

3) с точки зрения развития самих умственных способностей.

 

Обобщая данные, можно, прежде всего, сказать, что успеваемость учащихся в общем согласуется с их умственными способностями.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что  индивидуально-дифференцированное обучение обеспечивает положительную динамику  интеллектуального развития детей.

                                                       


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

Литература:

1.Козлова С.А..,  Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.

2. В. Сухомлинский «Не только разумом, но и  сердцем». Москва,  «Молодая гвардия»,    1986г.

 

3. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2.

4.А. А Кирсанов,   «Индивидуализация  учебной деятельности как педагогическая проблема»  Казань , 1980.

5.   Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка   М.,  1965.

6. Л. С.Выготский, « Избранные психологические исследования».  М., 1956.

7. Л.В. Занков,  « О начальном обучении». М., 1963.

8.М. В Зверева,  «Индивидуальные варианты развития младших школьников», М., 1973.

9. Д. А. Бударный,  « Индивидуальный подход в обучении».Советская педагогика. 1965.

10. Н. К. Крупская,  « Методика  задавания на дом  урока» Избранные педагогические произведения. М.,Л., 1948. С. 205).

        


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

Приложение № 1

Тема урока: Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями.

Цели урока:

1.Ознакомление учащихся с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число.

2.Развитие вычислительных навыков, умение преобразовывать величины, решать выражения на деление с остатком.

                             

Ход урока.

I.   Организационный момент.

II.  Устный счет. «Математическая разминка».

1.Ряд –по индивидуальным карточкам

2 и 3 ряды - игра «Живые цифры»

75:25=                             100:25=

29x3=                              28x3=

72:2=                               57:3=

22x3=                              80:5=

80:5=                               23х3=

84:2=                                90:5=

                 

2. Игра «Найди ошибку»

3 ч 45 мин =345 мин

6 ч 40 мин =400мин

10 мин =1000 сек

6 ц 5 кг =650 кг

18 м = 180 см                         

3.  Задача.

Длина стороны равностороннего треугольника равна 16см. Чему равен периметр этого треугольника? Чему равна сторона квадрата с этим же периметром?                                                                                     

(Приготовить карточки-задания для индивидуальной работы).

III. Работа над новой темой.


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

1. Создание проблемной ситуации.

Посмотрите на доску и объясните прием вычисления:

800x9=                     24000x3=

х   380          x 8400        x 6900

       9                        7                                4

_______            _______               _______              

2. Сообщение темы и целей урока.

3.Объяснение учителя.

4.  Работа по учебнику — стр.75 (. Игра «Учитель»).

        - Какой делаем вывод?

Обратите внимание на запись.

5.  № 369 - на доске с объяснением.  

Последний столбик - самостоятельно  

IV Физ.пауза.

V. Работа над пройденным материалом.

Решение задачи 370

Коллективная запись краткого условия.

1ряд – решает самостоятельно, (доп. задание: записать решение  выражением).

2 и 3 ряд составляют план решения задачи.

2ряд решает самостоятельно, а 3 ряд - на индивидуальных досках, после проверки    учителем переписывают в тетрадь.

Решение.

1)8900 х 2 = 17800( п ) женских

2)17800+ 8900=26700(п) мужских и женских

3)40000- 26700= 13300(п) детских

40000-(8900+8900 х 2)=13300   

V. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Выставление оценок

VIII. Домашнее задание:

Упр. № 447, 448 (по рядам), 1ряд-  № 4 на стр.94

IХ.Рефлексия.


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

                                        Приложение № 2.

Тема урока:     «Предложения с однородными

второстепенными членами предложения».

Цели урока: развитие орфографической зоркости, умения распознавать предложения с однородными членами; ознакомление со знаками препинания в предложениях с однородными членами.

Ход урока.

I. Логическая минутка.

- Над выделенными словами укажите части речи:

1.  На то и печь, чтобы в ней печь.

2.  Стою на нашем берегу, покой границы берегу. (Первые подчеркнутые слова в каждом предложении — имена существительные, вторые - глаголы.)

- Есть ли среди этих предложений предложение с однородными членами? (Да, второе.)

II.Работа по теме урока

- Сегодня мы продолжим работу над предложениями с однородными членами, будем учиться ставить запятые в них.

Игра-соревнование.

(Играют ученики первого и второго рядов, ученики третьего ряда выполняют упр. 46, с.26 и упр. 47, с.27.)

При проверке игры-соревнования привлекается внимание всех. Затем коллективно проверяем задание третьего ряда.

На доске в два столбика записаны предложения с однородными членами без знаков препинания:

1. Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.          

1.Шофер засмеялся влез в  кабину включил мотор.

2.Там висят портреты ученых космонавтов инженеров рабочих.

Дождь стучал по крыше трепал листья полоскался во дворе

3.Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.

3.Лес гудел тревожно неровно угрожающе.

4.Я царство моё убираю в алмазы жемчуг серебро.

4. Ребята рисуют играют танцуют                      

поют песни.

5. Яблоки были крупные спелые сочные вкусные.           

 5. В вечернем небе замелькали

синие зеленые красные звездочки.

6. В магазине продают овощи фрукты ягоды соки.                 

6. В магазине продают резиновые деревянные пластмассовые игрушки                   

7. Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет на дно потом выскакивает на берег.               

7. Ручей струится журчит пропадает в траве появляется снова

 

МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

       

- А сейчас проверим, как вы выполнили задание.

(Ученики определяют, какие однородные члены предложения здесь встретились, ставя к ним вопросы.)

- Обратите внимание, что однородными могут быть и второстепенные члены предложения.

III.    Физкультминутка

IV.     Закрепление изученной темы.

1.  Выполнение упр. 49,с. 27.

Самостоятельно выполняют упражнение: записывают текст, вставляя союзы и расставляя знаки препинания. При проверке дети доказывают расставленные знаки препинания и союзы.

2.  Зрительный диктант.

     Летнее солнце плывет над полями, пыльной дорогой.  

     Я лежу в траве, вдыхаю влажный запах земли, растений.  

     Белые, золотые, синие качаются над головой цветы.                                                                                     (И. Соколов-Микитов)

V.      Подведение итогов урока

- Как ставятся знаки препинания в предложениях с однородными второстепенными членами предложения?

Домашнее задание:

Упр. 50,с.28.

Приложение №3.

Уровень 1

Почему нет в природе вредных животных? Докажите свой ответ на примерах, раскрывающих взаимосвязи в природе

  ---------------------------------------------------------------

Уровень 2

Приведите примеры, раскрывающие следующие взаимосвязи в природе:

 


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                                   

  ---------------------------------------------------------------

Уровень 3

Прочтите текст. Ответьте на вопрос: какие взаимосвязи в природе приведены в тексте?

Лес вырабатывает кислород. Одно дерево средней величины -10 м за 25 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Лес отдаёт в воздух столько влаги, сколько её испаряется с поверхности озера или пруда. Так, 1 га берёзового леса испаряет 47 тыс. л воды. Лес улавливает пыль. Например, 1 га елового леса задерживает 30 т пыли. Лес снижает скорость ветра и тем самым препятствует выдуванию почвы. Лес - место обитания животных, птиц, насекомых, зверей, земноводных. Клесты, дятлы питаются семенами хвойных деревьев, помогают распространять семена ели, сосны. Самая маленькая птица наших лесов, королёк, за сутки съедает столько же насекомых, сколько весит сама, то есть 6-7 г. За год она съест больше 3 кг насекомых и личинок. Лес - место отдыха людей.

 Уровень 1

Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? Ответ напишите

---------------------------------------------------------------------

Уровень 2

Заполните схему состав почвы


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

       

----------------------------------------------------------------

Уровень 3

Выберите и подчеркните правильное определение почвы. Объясните свой выбор

1. Верхний слой земли

2. Верхний слой земли, где есть песок, глина

3. Верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода

4. Верхний плодородный слой земли

5. Верхний песчаный слой земли

1 уровень.

СПИШИТЕ БЕЗ ОШИБОК, НАД ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ УКАЖИТЕ ЧИСЛО И РОД:

памагла, расбудил, расписание, вещь, товарищь, ночевать, печьник, здесь, не успел, зделка, учитиля, брошь, платья, не гадовать, виенняя, москва.

---------------------------------------------------------------------------

2 уровень.

МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

ПОСТАВЬ ДАННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ФОРМУ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА И ЗАПИШИ В ТРИ СТОЛБИКА ПО РОДАМ:

первый столбик- мужской род; второй столбик- женский; третий столбик- средний род.

ПЛ*ЩИ, МЫШИ, М*РЖИ, ПЛ*Т*Ь, ПЕЧИ, КОЛ*ЦА, К*Р*НДАШИ, УЧ*НИКИ, ВЕЩИ, УЧ*Т*ЛЯ, ЯЙЦА, ОКНА, Т*ВАРИЩИ, НОЧИ, (МНОГО) М*Л*ДЕЖИ.

---------------------------------------------------------------------------

3 уровень.

ЗАПИШИ СЛОВА В ТРИ СТОЛБИКА ПО РОДАМ:

первый столбик- мужской род; второй столбик- женский род, третий столбик- средний род.

СТ*ЛИЦА , ГАРАЖ* , МЫ* , ЯБЛ*КО , 3*РНО , СЧ*СТ*Е ,  ПЛА* , Т*ВАРИ* , НО* , М*Л*ДЁ* , ЛУ* , СТ*Р*Е.

1 уровень

 

СПИШИТЕ, ОПРЕДЕЛИТЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

в под*езде, пр*б*жал, пр*крас*ный, сл*зал с дерева, ро*ная прос*ба, с*дел под ел*ю, на шлю*ке, *десь, бе*делье, ключ*к, на л*дони.

---------------------------------------------------------------------------


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

2 уровень  

спишите, определите склонение имён

существительных:

колья, кровати, на дереве, в школе, листья, города, в деревне, без молока, на яблоне, под елью

---------------------------------------------------------------------------

3 уровень  

спишите, определите склонение имен существительных

берёза, ночь, конь, метро, кроватка, кровать, ель, ёлка, экскурсия, комбайн, гараж.


МОУ СОШ №5                                                                 Шевелева Г. В.

г. Алексеевка                                                                 учитель начальных классов

Приложение № 4.

НАША ЕЛОЧКА

Сказка-быль.

Давным-давно много лет назад глубоко под землёй жила капелька нефти. Она жила большой семьёй  со своими братьями и сёстрами. И вот однажды в тот далёкий край пришли люди. Они пробурили скважину, и нефть по трубам вырвалась наружу.

«Что теперь с нами будет?»- спрашивали молодые капельки. Капли постарше отвечали: « Теперь нас ждет интересная жизнь! Мы можем стать  топливом и вместе с самолётом взвиться высоко в небеса, вместе с кораблями покорить все моря и океаны!» Всех охватило чувство радости и тревоги одновременно. Маленькая капелька тоже очень волновалась. Ей так хотелось поскорее во что-то превратиться. И она превратилась. На комбинате пластмасс она стала искусственной ёлочкой. Как она расстроилась! Быть игрушкой - это совсем не то, о чём она мечтала! Она даже хотела заплакать, но в это время её отвезли в школу, и десятки детских рук с радостью украсили её. Она стала настоящей красавицей, и вокруг неё весело водили хоровод счастливые дети. С тех пор прошло много лет, но каждый год наша ёлочка радует своею красотой, вокруг неё весело кружатся  в танце дети, а в лесу, не зная бед, растут ёлочки, которым наша капелька спасла жизнь.

        

                                                        Ученик 4 «В» класса

МОУСОШ № 5

Хворостян Н.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта...

Работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка как средство интеллектуального развития

Методический материал по работе с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:

Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...

Учебный диалог как средство интеллектуального развития младших школьников

В статье даётся понятие учебного диалога, его значимости в организации продуктивного урока....

Мастер-класс Тема "Словарно-орфографическая работа, как средство интеллектуального развития учащихся"

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографичес...

Интеллектуальное развитие учащихся посредством ментальной арифметики как нетрадиционного метода обучения.

Обучение ментальной арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс, по достоинству оцененный сотнями тысяч людей. Ментальная арифметика касается не только области математики, но и дру...