Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд
материал по теме

 

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала, социализации младшего школьника.

Убеждена, что педагогическое управление интеллектуальным развитием младших школьников в образовательном процессе будет эффективным при создании условий для интеллектуальной самоактуализации учащихся.

Если разбивать учебный материал на логические элементы, конструировать на их основе комплексы развивающих заданий, обеспечивать успех их выполнения младшими школьниками, то с помощью положительных интеллектуальных эмоций от результативной интеллектуальной деятельности у учащихся образуются новые субъективные цели и смыслы учения и совершенствуются содержательно-операциональные компоненты интеллектуальных структур.

         Сущность опыта  заключается в целенаправленных занятиях по развитию памяти, в практических материалах и методических приёмах для совершенствования навыков грамотного письма в ходе учебной деятельности. При работе над данной проблемой мною были поставлены и решались следующие задачи:

- повышать обучаемость, улучшать внимание, память; дети умеют «видеть», «слышать», «рассуждать»;

-развивать способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, о чём свидетельствуют результаты контрольных работ по проверке знаний, умений и навыков и познавательных процессов;

- формировать начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; они самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе;

-теоретическое и психолого-педагогическое исследование научно-методической литературы;

-анализ программы и учебников начальной школы и среднего звена;

- разработка уроков и проверочных работ, позволяющих выявить уровень усвоения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретическая  интерпретация  опыта.

1.        Тема: «Социализация личности младшего школьника через интеллектуально-развивающий процесс в начальной школе» .

2.        Теоретическая база.

Теоретической основой своего опыта считаю теорию создания инновационной среды и методов активного обучения (А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, М. М. Левина) теорию целостного педагогического процесса (В. А. Сластёнин,И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко), теорию развивающего обучения (Л.С. Выготский,В. В. Давыдов, Л.В.Занков), методику совершенствования навыков грамотного письма в ходе учебной деятельности В.В. Лайло

ЛБ.Ермолаевой-Томиной «Рабочая программа развивающего обучения»(Москва 1994г.)

В.В.Лайло «Приёмы усиления орфограммы»(Москва 2002г.)

Е.Г. Мережко «Словарные слова»(Саратов,КИЦ «Добродея»2006г.)

Н. К. Иванкиной «Развитие речи»( Саратов, КИЦ «Добродея» 2005г.)

М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»(Москва 2004г.)

3.        Актуальность и перспективность.

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала, социализации младшего школьника.

Убеждена, что педагогическое управление интеллектуальным развитием младших школьников в образовательном процессе будет эффективным при создании условий для интеллектуальной самоактуализации учащихся.

Если разбивать учебный материал на логические элементы, конструировать на их основе комплексы развивающих заданий, обеспечивать успех их выполнения младшими школьниками, то с помощью положительных интеллектуальных эмоций от результативной интеллектуальной деятельности у учащихся образуются новые субъективные цели и смыслы учения и совершенствуются содержательно-операциональные компоненты интеллектуальных структур.

4.        Условия возникновения и становления.

Много лет работая с детьми, наблюдая их, я стала приходить к выводу, что работа по развитию памяти и повышению грамотности ведётся недостаточно эффективно. Всё это отрицательно сказывалось на качестве обучения в среднем звене. Прочитав много методической литературы, я выработала свою систему.

В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения для развития познавательных процессов на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. Действительно, развивать ребёнка можно на чём угодно. Но я считаю, что учителю выгоднее всего вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале.

Я хочу показать, что любой материал может стать средством развития познавательных процессов, в том числе и памяти. В качестве учебного материала я использовала традиционную школьную программу по русскому языку для начальных классов.

В основе построения занятий лежат следующие дидактические принципы:

- наглядность обучения, обусловленная особенностями мышления детей младшего школьного возраста;

- практическая направленность, именно из жизни черпается материал для формирования коммуникативных компетенций младших школьников. Образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. Решается проблема развития памяти и повышения грамотности. Дети видят практическое применение полученных знаний.

5.        Сущность опыта.

        Сущность опыта  заключается в целенаправленных занятиях по развитию памяти, в практических материалах и методических приёмах для совершенствования навыков грамотного письма в ходе учебной деятельности. При работе над данной проблемой мною были поставлены и решались следующие задачи:

- повышать обучаемость, улучшать внимание, память; дети умеют «видеть», «слышать», «рассуждать»;

-развивать способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал, о чём свидетельствуют результаты контрольных работ по проверке знаний, умений и навыков и познавательных процессов;

- формировать начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; они самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе;

-теоретическое и психолого-педагогическое исследование научно-методической литературы;

-анализ программы и учебников начальной школы и среднего звена;

- разработка уроков и проверочных работ, позволяющих выявить уровень усвоения материала.

6.        Основные компоненты опыта.

Педагогическая концепция управления интеллектуально развивающим образовательным процессом в начальной школе, построенная в рамках теории развивающего обучения, базируется на совокупности теоретических положений:

-педагогическое воздействие на интеллектуальное развитие младших школьников должно согласовываться с законами развития интеллекта ребенка;

-процесс интеллектуального развития школьников приобретает оптимальный характер, когда учащиеся выступают субъектами учения;

-взаимодействие между учителем и учащимися строится на обмене субъективным опытом между учителем и учащимися, учащимися и учителем;

-социализация личности происходит на основе комплексного педагогического воздействия на интеллект младшего школьника;

-деятельность школьников в процессе интеллектуально-развивающего обучения регулируется учителем через промежуточные результаты, которые выступают для учащихся в виде понимания порции учебного материала.

7.        Система работы.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Этот метод используется с 1 класса, однако в 3 и 4 классах увеличивается доля самостоятельных действий учащихся. Их роль возрастает как при проведении беседы-рассуждения, так и при формулировании вывода и обобщения.

В  разных темах  в зависимости  от содержания учебного  материала используются разные виды обобщения.

Первый вид - обобщение учащимися изученного по заранее составленному плану. Его пункты предоставляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые учащиеся формулируют новое правило. Так, при ознакомлении младших школьников с темой «Правописание непроизносимых согласных» ( 2 кл.) может быть использован следующий план:

- Что такое стечение согласных?

- Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?

- Как  называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

В третьем классе при знакомстве с местоимением можно предложить такую беседу-рассуждение: На доске написан текст:

Сова — хищная птица. Из всех хищников сова считается лучшим охотником.  У совы мощные когти и чуткие уши.

- Прочитайте  написанный на доске текст. Определите , какой в нем имеется недостаток?

- Как можно исправить этот недостаток?

-Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложениях слово сова другими словами.

-  Вместо какой части речи вы употребили слова она, у нее? Часть   речи,   которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением. Слова она, у нее являются местоимениями. Называют ли местоимения она, у нее конкретный предмет или только указывают на него?

-Что такое местоимение?

В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна из групп указывает на лица, поэтому эти местоимения называются личными. Личные местоимения бывают 1, 2, 3 лица.

-С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя?

-С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?

-Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу? К нескольким одноклассникам?

-С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре?...

-Перечислите местоимения 1,2,3 лица.

-Как изменяются личные местоимения?

-Обобщите наши рассуждения по плану:

Что такое местоимение?

Как называются местоимения, которые указывают на лица.

Какие местоимения относятся к личным?

Как изменяются личные местоимения?

Второй вид - использование обобщающих таблиц со знаковым кодированием. Так же, как и план, они составляются заранее учителем и предъявляются учащимся после беседы-рассуждения, связанной с изучением нового. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал. При изучении темы «Правописание приставок и предлогов» ( 3 кл) учащиеся формируют вывод на основе такого типа таблицы:

это

часть

Пишется

С                   ?

С другими              ?

Служит

Образования новых

Связи                в

Вставить вопрос или

Между

и           ?

Между      и

9

При изучении темы «Три   склонения имен существительных» ( 4 кл.) после беседы-рассуждения составляется таблица . (Например):

На доске написаны слова: страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь.

Прочитайте написанные па доске слова, найдите в них общее.

Разделите данные имена существительные, которые вы отнесли к 1 группе? 2 группе? 3 группе?

По каким признакам вы группировали существительные? С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительных. Существительные бывают 1,2,3 склонения ( рядом с каждой цифрой в схеме прикрепляется слово склонение).

Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Как определить склонение имени существительного в и.п. ед. числа?

1

2

3

М.р

а ,   я

Ж.р.

а,    я

ь

Ср.р.

о   е

Степень осмысления изучаемого материала повышается, его запоминание и интеллектуальное развитие учащихся усиливаются при использовании третьего вида - самостоятельного составления ими обобщающих слов.

Ученики приступают к работе над ними после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщен, а его переработка углубляет и систематизирует приобретенные знания.

Эта деятельность может носить первоначально коллективный, далее групповой и индивидуальный характер. Например, при изучении темы «Род имен существительных» учащиеся могут составить схему такого типа:

Род имен существительных

Мужской                        Женский                Средний

Он, мой                        Она, моя                Оно, моё

При освоении материала повышенной трудности используется план и схема одновременно. Например, для обобщения темы «Число имен существительных» (2 кл) учитель предлагает план:

  1. Как изменяются имена существительные?
  2. В каком числе они употребляются?
  3. Что обозначают имена существительные в единственном числе?
  4. Что обозначают имена    существительные во множественном числе?
  5. Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?

После формулирования правила учащиеся составляют схему:

Число имен существительных

Единственное        Множественное

Один предмет        Несколько или много предметов

В 4 классе при изучении темы « 1 и 2 спряжение глаголов» рассуждение идет по такому плану:

  1. Какого спряжения бывают глаголы?
  2. Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?
  3. Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?
  4. Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глагола одного и того же спряжения?

После рассуждения дети составляют схему к правилу:

1 спряжение        2 спряжение

ешь                                ишь

ет                                ит

ем                        им

ете                        ите

ут (-ют)                                ат (- ят)

Там, где позволяют специфика учебного материала, учащиеся вместо плана составляют памятку. Перед началом работы школьники анализируют структуру известных им памяток по ранее изученным темам. Отмечают, что в памятке можно выделить 2 части:

а)        начало, в котором отражается условие написания;

б)        основную часть, где представлена последовательность действий по
выполнению указанного условия.

Далее учитель организует деятельность детей по составлению памятки к изученному на уроке правилу. Так, при изучении темы: «Правописание глаголов в прошедшем времени» ( 4 кл.) она может быть в виде беседы-поиска.

Теперь составьте памятку к изученному материалу. Сформулируйте ее начало. ( Для того, чтобы правильно написать суффикс перед л в глаголах прошедшего времени, нужно...)

Что следует сделать прежде всего? ( надо образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу).

Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола? (Выяснить, какой суффикс стоит перед ч-ть)

Что можно сделать после этого? ( В глаголе прошедшего времени перед   л написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед -ть).

Составление памятки осуществляется после того, как вывод сформулирован учащимися, так как эта работа призвана углублять понимание действий при использовании того или иного правила.

Таким образом, формулирование вывода с опорой на план, таблицу, схему и составление памятки к изученному правилу полностью становится делом учащихся. У учителя остается организационная и контрольно-корректирующая функция. Подобный подход позволяет уже на втором году обучения в значительной степени повысить роль учащихся при изучении нового материала.

Кроме этого, обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, их знаний об окружающем мире, активизирует умственную деятельность детей. Учащиеся класса становятся активными участниками учебного процесса.

Для проверки результатов я использовала метод наблюдения. Дети моего класса стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти, совершенствуется умение правильно и логично выражать свои мысли

На уроках и во внеурочной работе в моем классе ведется целенаправленное развитие у детей абстрактного мышления на основе умения строить схемы, вырабатываются умения работать в группах, анализировать свою деятельность и деятельность других, спокойно и рационально поступать в сложных ситуациях, не бояться нового, решать самые неожиданные задачи и так далее...

А также идет обучение абстракции через построение схем и рефлексия ребёнка - чем он доволен, чем нет, что нужно ему сделать для того, чтобы исправить свои неудачи и промахи. При всём этом дети активны, раскованы, не боятся нового, с охотой берутся за решение незнакомых видов задач, не боятся высказывать своё мнение и не боятся ошибаться, у них адекватная самооценка - не завышенная, и незаниженная, высокая мотивация.

Моей задачей было выполнить для эксперимента  несколько тестов  на интеллект, провести несколько тестов на уровень развития творческого мышления, творческой активности и сравнить полученные результаты, проверив гипотезу детей.

Тест 1.

Более общий, чем последующие, а также несколько упрощён. Детям были предложены задания, выявляющие степени выраженности различных умственных способностей, такие как:способность к анализу, синтезу, обобщению и т.д.

СПОСОБНОСТЬ  ВЫДЕЛЯТЬ СУЩЕСТВЕННОЕ.

Учитель предлагает ряд слов, в каждом из которых пять дается в скобках, а одно — перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова,наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.

Достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

растение, земля

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

берег, вода

Обработка полученных данных: ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т. е. способны к абстрагированию.

Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.

Сравнение.

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия. Например:

книга — тетрадь        солнце — луна

лошадь —- корова        сани — телега

Каждый ученик на листе бумаги должен написать черты сходства — слева, а справа — черты различия названных предметов, понятий.

На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. После этого листки собираются.

Обработка полученных результатов: составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах — это уровень развития у него умения сравнивать.

Обобщение.

Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего:

дождь — град;         нос — глаз;        предательство —трусость;

 сумма — произведение;        водохранилище — канал;        сказка — былина;        школа — учитель;                история — природоведение.

Учащемуся можно предложить 5 пар слов. Время 3—4 минуты.

Классификация.

Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.

Инструкция: даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово:

  1. приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
  2. треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
  3. дождь, снег, осадки, иней, град и т.д.

Учащимся можно предложить 5 заданий. Время — 3 минуты.

Анаграмма.

Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа.

Ход эксперимента: учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв).

Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова.

1) лбко        2) раяи        3) упкс        4) еравшн        5) ркдети        6) ашнрри

Учащиеся в результате выполнения задания разделяются на 2 группы:

1 группа — у них отсутствует теоретический анализ

(способность мысленно выделять свойства предметов,в данном случае — структуру слова).

2  группа — учащиеся  быстро  находят ответы,  обнаружив  общее правило.

АНЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ (АНАЛОГИЯ)

Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвертое слово.

Например: песня : композитор == самолет : ?

а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель

Функциональные отношения', песню сочинил композитор.

Ответ — конструктор (конструктор сделал самолет).

задания: -

1)        школа : обучение = больница : ?

а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной

2)        песня : глухой = картина : ?

а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой

Эта методика позволяет выявить у учащихся умение определять отношения между понятиями или связи между понятиями:

а)        причина — следствие

б)        противоположность

в)        род — вид

г)        часть — целое

д)        функциональные отношения

Для  изучения скорости  протекания  мыслительных  процессов учащихся можно использовать метод, суть которого состоит в заполнении пропущенных букв в предложенных словах.

п—ро                        з—р—о                        з—о—ок

к—са                        д—р—во                        т—а—а

Учитель  обращает  внимание  на то,  сколько  потребовалось  школьнику времени на обдумывание каждого отдельного слова и заполнение пропущенных букв.

МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯПОПРОВЕДЕНИЮЭКСПЕРИМЕНТА

Предлагаемые методики были апробированы. На выполнение заданий потребуется один час (45 минут). Учащимся раздаются задания по вариантам (на исследование мышления). На выполнение 1-го задания необходимо дать 5 минут; 2-го - 5 минут, 3-го - 5 минут, 4-го - 5 минут, 5-го - 5 минут, 6-го - 15 минут.

ВАРИАНТ I

Задание 1. В приведенных словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) лбко                2) раяи        3) еравшн        4) ркдети        5) рбкадоле

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках — еще 5 слов. Найди 2 слова из

написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запиши эти слова.

  1. Чтение (книга, очки, глаза, буква, луна)
  2. Сад (растение, садовник, земля, вода, забор)
  3. Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)
  4. Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)
  5. Куб (углы, дерево, камень, чертеж, сторона)

Задание 3. Сравни понятия: книга — тетрадь. Общие и отличительные черты выпиши на листе в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.

  1. дуб, дерево, ольха, ясень
  2. горький, горячий, кислый, соленый, сладкий
  3. дождь, снег, осадки, иней, град
  4. запятая, точка, двоеточие, союз, тире
  5. сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего(очень коротко, предложение должно содержать не более 3—4 слов).

  1. дождь — град
  2. нос — глаз
  3. сумма — произведение
  4. водохранилище — канал
  5. предательство — трусость

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одноиз 5 слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвертое слово.

1)        волк : пасть = птица : ?

а) воробей б) гнездо в) клюв г) соловей д) петь

2)        библиотека : книга == лес : ?

а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен

3)птица : гнездо = человек : ?

а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный

4)        слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) вычитание

5)        холодно : горячо = движение : ?

а) взаимодействие б) покой в) мяч г) трамвай д) идти

6)        Запад : Восток = обмеление : ?   .

а) засуха б) юг в) наводнение г) река д) дождь

7)        война : смерть == тепло : ?

а) дыхание б) жизнедеятельность в) вещество г) температура д)гибель

8)        молния : свет = жара : ?

а) солнце б) трава в) жажда г) дождь д) река

9) роза : цветок = газ : ?

а) кислород б) дыхание в) горение г) состояние вещества д) прозрачный

10) береза :дерево = стихотворение : ?

а) сказка б) богатырь в) поэзия г) лирика д) драма

7.        Результативность работы.

анаграммы

существительное

сравнение

классификация

обобщение

аналогия

3 класс

50

49

64

57

69

42

4 класс

55

53

75

62

72

54

Предложенные задания, упражнения, игры позволят преподавателям начальной школы и родителям подготовить учащихся к обучению в среднем звене. Диагностические методики будут необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы, но которые могут быть развиты при проведении целенаправленных занятий с детьми, а также при обучении в среднем звене школы.

Уровень интеллектуального развития детей.

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

Предназначена для изучения образной памяти.

Ход исследования: испытуемым показывают таблицу с 16 образами в течение

20 се к.

Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин. Воспроизвести на бланке.(либо

записать или рассказать)

Стимульный материал: таблица.

Низкий

 уровень

средний уровень

высокий уровень

3 класс

14%

39%

47%

4 класс

9%

42%

49%



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников

Диагностика сформированности нравственного качества «ответственность» и её личной направленности (интернальной - экстернальной), разработанная М.В.Матюхиной, С.Г. Яриковой. Методика р...

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее»

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее» ...

Задания на выявления уровня сформированности системы качеств знаний учащихся, способствующих развитию их самооценки.

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне. Каждый уровень отмечен своим цветом, включает в себя параметры предыдущего и имеет свои отличительные признаки. Использованные...

Доклад на тему: «О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы».

    Читательская грамотность — это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное....