Программа по развитию монологической речи "Секреты речи и письма"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

материал по развитию монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Секреты речи и письма» по развитию монологической речи учащихся  3-х классов.

Автор: Шпыркова А.В. учитель начальных классов.

Пояснительная записка

В современном образовании  уже стали привычными слова о том, что у детей необходимо развивать связную речь. Под этим подразумевают хорошо развитую речь, умение выбирать и систематизировать материал, строить материал в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно и т.д.

Связная речь подразделяется на диалогическую и монологическую на классно- урочных занятиях основной упор делается на развитие диалогической речи, монологу уделяется меньшее внимание.  

И так монолог – это организованный вид деятельности, который предполагает не только умение отбирать материал к высказыванию и совершенствовать его, но и выражать свои мысли правильно.

Исходя из этого, следует отметить, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек должен хорошо понимать, зачем он это делает и произносить его только в том случае, если он действительно считает это нужным.

К сожалению, на уроке все несколько иначе. Ситуацию нужно создавать, а иначе исчезает самая важная характеристика монолога- целенаправленность.

Программа «Секреты речи и письма» направлена на то, чтоб показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты и создание педагогических и психологических условий, позволяющим учащимся начальной школы овладеть навыками монологической речи. Это имеет большое значение для формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучение программы данного курса школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Особое внимание на занятиях по данному курсу обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи, на воспитание у них чувства языка.

К целевой группе участников программы относятся ученики 3 классов, состав групп постоянный. Программа рассчитана на один год обучения.

Цель программы: всестороннее развитие речи младшего  школьника, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Назначение программы состоит в повышении качества работы по  развитию и  совершенствованию устной, письменной монологической речи учащихся, формированию речевых умений и навыков детей, повышению качества работ учащихся творческого характера.

Задачи программы:

Образовательные :

  • Развитие интереса к родному языку;
  • Развитие мотивации к изучению родного языка;
  • Развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • Совершенствование общего языкового развития.

Воспитывающие:

  • Воспитание культуры речи;
  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • Развивать смекалку и сообразительность;
  • Приобщение школьника к самостоятельной исследовательской работе;
  • Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно- коммуникативные технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • мультимедийные технологии;
  • игровые технологии.

Организационная деятельность  младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к школьникам.

Программа рассчитана  на 34 недели по 2 занятия в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей: теоретическое, практическое и игровое. 

Материально-техническая база: интерактивная доска,  компьютер, интернет, программа Power Point для подготовки презентаций и ксерокс для распечатки необходимых материалов.

Календарно тематическое планирование

  №  

Тема занятия

Всего часов

Теоретические часы

Практические часы

Диагностика

1

1

1

Волшебное царство речи

2

1

1

2

Путешествие по странам предложения и текста

4

2

2

3

В гостях у слова

2

1

1

4

Магия слов

2

1

1

5

Здравствуйте синонимы

2

1

1

6

Как поживаете антонимы

2

1

1

7

Старые знакомые омонимы

2

1

1

8

В гостях у однокоренных слов

2

1

1

9

Путешествие в страну Добрых слов

2

1

1

10

Урок – путешествие в прошлое

2

1

1

11

Встреча с новыми словами

2

1

1

12

В гостях у слов пришельцев

2

1

1

13

Созвездие фразеологизмов

2

1

1

14

В лесу Сложных слов

3

1

2

Диагностика

1

1

15

В гостях у Семьи слов

4

2

2

16

Занимательное словообразование

2

2

17

Тайна имени существительного

2

1

1

18

Имя моего школьного друга

2

1

1

19

Загадочное имя прилагательное

2

1

1

20

По дорогам Местоимения

2

1

1

21

Наш старый знакомый Глагол

2

1

1

22

На улице ошибок

3

1

2

23

Маленькие сочинители

3

1

2

24

Волшебный телевизор

3

1

2

25

Пикник

1

1

26

Письмо другу

2

1

1

27

Путешествие по городам Повторения

4

4

Диагностика

2

2

28

КВН знатоки родного языка

1

1

Итог 68 часов

Содержание занятий по программе «Секреты речи и письма» для учащихся 3 классов.

Занятие 1 «Волшебное царство речи»  Содержание занятия: Беседа о языке и речи. На примерах произведений народного творчества показать богатство родного  языка, фантазии и мудрость народа. Игра «Собери пословицу и поговорку». Дидактическая игра «Сочиняем сказку».  Мини – этюд «Волшебное царство речи»

Цель: формировать умение распознавать язык и речь, познакомить учащихся с русским народным творчеством, развивать устную монологическую речь. Задачи: учить разбираться в устном народном творчестве, развивать монологическую речь учащихся, повышать словарный запас, развивать познавательный процесс и активность учащихся, воспитывать усидчивость, уважение к товарищам. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать язык и речь, научатся различать виды устного народного творчества, коллективно сочинять сказки с опорой на особенности построения, анализировать высказывания о родном языке.

Занятие 2 «Путешествие по странам предложения и текста»  Содержание занятия:  Рассказ о тексте и предложении. Работа над текстом В. Бианки «Купание медвежат». Игра «Выбери начало». Загадки. Игра «Продолжи предложение».  Игра – фантазия на основе восприятия музыкального произведения о животных.  Цель:  формировать умение редактировать текст и распознавать предложения, развивать устную речь, повторить материал о видах предложений  по интонации, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, учить рассказыванию.  Задачи: научить различать текст и предложение, развивать устную речь, повышать словарный запас, развивать мышление.  Планируемые результаты: учащиеся научатся различать текст и предложения, различать типы текстов, классифицировать предложения по интонации, выделять в предложении словосочетание.

Занятие 3 «В гостях у слова »  Содержание занятия: Знакомство с лексическим значением слова. Работа со словарем. Разгадывание загадок. Игра «В стране снежных слов». Игра «Самый внимательный». Пересказ по серии- сюжетных картинок.  Цель: формировать умение распознавать тематические группы слов, работать с толковым словарем, учить пересказывать по серии сюжетных картинок. Задачи: закрепить навыки работы со словарем, учить составлять тематический словарь о чем-либо или о ком-либо, развивать речь, повышать словарный запас,  воспитывать умение слушать.  Планируемые результаты:  научатся работать со словом, со словарем, владеть монологическими формами речь.

Занятие 4 «Магия слов»  Содержание занятия: Дается представление о превращении слов. Работа с рассказом – загадкой «Это пройдет! ». Шарады. Игра «Мартышка и Удав», Игра «Найди заблудившуюся букву». Сочинение истории о магии слов.    Цель: формировать умение находить недостающею в слове букву, познакомить .внимание.  Задачи: развивать орфографическую зоркость учащихся, развивать грамотную связную речь, учить разгадывать шарады, научит слушать и слышать других.  Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать многозначность слова,  слова в прямом и переносном значении, научатся высказываться и обосновывать свою точку зрения.

Занятие 5 «Здравствуйте синонимы»  Содержание занятия: Беседа о словах – синонимах. Работа с текстом и нахождение слов-синонимов в нем. Загадки. Ребусы. Игра «Веточки».  Творческий пересказ.   Цель: формировать умения распознавать синонимы, работать со словарем синонимов, развитие речи. Задачи: обобщать знания о синонимах, развивать умение употреблять их в речи; расширять словарный запас через введение в речь  синонимов; развивать память; воспитывать культуру речи. Планируемые результаты: учащиеся научатся высказывать свои мысли с  употреблением слов синонимов в речи, научатся находить синонимы в тексте.

Занятие 6 «Как поживаете антонимы» Содержание занятия: Рассказ о роли антонимов в родном языке. Инсценировка  сказки «Сказка про антонимы». Пословицы и поговорки. Разгадывание загадок. Работа со стихотворением «У прохожих на виду». Игра «Наоборот». Рисование на тему пересказываемой сказки с последующим пересказом  по выполненным рисункам.  Цель: формировать умения распознавать антонимы, работать со словарем антонимов,  развитие речи. Задачи: обобщать знания о антонимах, развивать умение употреблять их в речи; расширять словарный запас через путем введение в речь пословиц и поговорок; развивать память; воспитывать культуру речи. Планируемые результаты: учащиеся научатся высказывать свои мысли с  употреблением слов антонимов в речи, научатся находить антонимы в тексте.

Занятие 7 «Старые знакомые омонимы» Содержание занятия: Омонимы в русском языке и их роль. Работа со стихотворением А. Майкова. Работа с отрывком из книги Э. Вартаньяна «Путешествие слов». Игра «Докажите…». Инсценировка сказки. Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарем омонимы, развитие речи. Задачи: обобщать знания о омонимах, развивать умение употреблять их в речи; расширять словарный запас через введение в речь  омонимов; Составление словосочетаний с омонимами; развивать память; воспитывать культуру речи. Планируемые результаты: учащиеся научатся высказывать свои мысли с  употреблением слов омонимов в речи, научатся находить омонимы в тексте.

Занятие 8 «В гостях у однокоренных слов»  Содержание занятия: Сказка о родственных словах. Работа над стихотворением Е. Измайлова «Как растут слова?». Выбор из стихотворения однокоренных слов. Игра «Кто кому кто?», Игра «Слова - родственники». Творческий пересказ. Цель: совершенствовать умение находить однокоренные слова, учить находить в словах корень, развивать мышление и внимание.  Задачи: совершенствовать знания об однокоренных словах, закреплять знания о написание корня, учить работать со стихотворением, развивать речь. Планируемые результаты: учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять корень.

Занятие 9 «Путешествие в страну Добрых слов».  Содержание занятия:  Беседа о богатстве добрых слов в родном языке. Написания письма  с употреблением  добрых слов. Игра «Здравствуй», игра «Магазин вежливых слов». Работа со сказкой В. Коростылева  «Королева Зубная Щетка». Игра – драматизация.  Цель: научить детей у потреблять в своей речи добрые слова. Задачи: расширять словарный запас, учить детей правильно подбирать добрые слова в зависимости от ситуации, учить говорить комплименты; развивать речь и мышление учащихся; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, правила культурного общения. Планируемые результаты: научатся  употреблять в общении различные формы речевого этикета.

Занятие 10 «Урок – путешествие в прошлое»  Содержание занятия: Знакомство и объяснение устаревших слов. Работа с текстом и выбор из него устаревших слов. Работа со словарем устаревших слов. Творческая работа на тему «Рисунок из прошлого». Составление кроссворда. Цель: развивать  личность ученика на основе формирования умения учиться, создать  условия для знакомства учащихся с устаревшими словами, воспитывать интерес и любовь к родному языку.  Задачи: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления, ввести понятие устаревшие слова, наблюдать за значением устаревших слов, развивать речь учащихся, расширять словарный запас, формировать умение работать со словарём, развивать творческие способности. Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно употреблять устаревшие слова в своей речи при построение монологического высказывания, научатся работать со словарем.

Занятие 11 «Встреча с новыми словами»  Содержание занятия:  Рассказ «Откуда к нам приходят новые слова?» . Новые слова в русском языке или слова неологизмы. Игра «Угадайка». Составление рассказа по серии картинок. Цель: познакомить учащихся со словами неологизмами; научить находить неологизмы в тексте; обогащать словарный запас, Задачи:  развивать монологическую речь; развивать внимание. Планируемые результаты: учащиеся узнают от куда к нам приходят новые слова; научатся работать со словами неологизмами.

Занятие 12  «В гостях у слов пришельцев»  Содержание занятия: Беседа о заимствованных словах. Работа над стихотворением «Признаки слов - пришельцев». Игры по теме занятия. Кроссворд. Ребусы. Составление рассказа по серии картинок.  Цель: познакомить учащихся с заимствованными словами; развивать словарный запас; повышать мотивацию к учению. Задачи: учить различать заимствованные слова;  закрепить навыки работы с зарубежными словами; развивать грамотную связную речь.  Планируемые результаты: научатся определять заимствованные слова в тексте, владеть диалогическими и монологическими формами речи.

Занятие 13 «Созвездие фразеологизмов»   Содержание занятия: Беседа о «Гомеровских выражениях». Игра  «Отгадай, откуда?». Работа с басней  И.А. Крылова «Демьянова уха». Игра «Рисунок - загадка». Работа со сказкой «Лисичка - сестричка». Творческое сочинение на тему «Что я люблю». Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами. Задачи:  ознакомить с происхождением фразеологизмов, показать неразрывную связь языка с историей народа, развивать речь учащихся, способствующей формированию культуры школьника, привить любовь к родному языку и литературе.  Планируемые результаты: познакомятся с известными фразеологизмами; научатся употреблять фразеологизмы в монологических высказываниях.

Занятие 14 «В лесу Сложных слов» Содержание занятия: Дидактическая игра «Конверт». Беседа о сложных словах в родном языке. Разгадывание этимологического кроссворда. Работа со словарем. Самодиктант. Дидактическая игра «Верно ли?». Творческая работа «Сочинение - миниатюра». Цель: познакомить с понятием  «сложные слова», с понятие этимология,  развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки. Задачи: развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся,   воспитывать интерес к языку, слову. Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с понятием «сложные слова», научатся находить сложные слова среди других слов.

Занятие 15 «В гостях у Семьи слов» Содержание занятия: Беседа о составе слова. Кроссворд. Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?». Игра «Состав слова». Работа по картине И. Левитана «Весна». Работа с музыкально – игровыми сюжетами.  Цель: совершенствовать знания о окончание, приставке и суффиксе;  разбирать слова по составу; развивать умение составлять текст по картинке Задачи:  сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; развивать память, внимание, мышление, речь; развить у учащихся умения выделять главное,  обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания; воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять все части слова; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; составлять описательные тесты по картине.

Занятие 16 « Занимательное словообразование»  Содержание занятия: Работа над текстом художественной литературы и произведений устного народного творчества. Сказка о словарных словах. Игры на превращение слов. Разгадывание кроссвордов и иллюстрированных слов. Инсценировка «Иностранец». Цель: познакомить со способами словообразования,  развивать коммуникативные способности учащихся, способствовать развитию их речи. Задачи: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме  словообразования, развивать  умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, развивать умения извлекать информацию из текста , формировать коммуникативную компетентность. Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со способами словообразования, научатся извлекать информацию из текста, закрепят умения высказывать свои мысли.

Занятие 17 «Тайна имени существительного»  Содержание занятия: Беседа о имени существительном. Лексические игры: «Пиши не спеши», «Наборщики», «Кто? Что?».  Работа с отрывками из сказок А.С. Пушкина.  Фотоигра «Четвертый лишний». Инсценировка сказки А. С. Пушкина.  Цель: обобщить знания о именах существительных, развивать умения распознавать имена существительные, определять их значение, правильно употреблять в речи. Задачи: активизация словаря, развитие монологической речи, правильно употреблять в речи и согласовывать существительное с другими частями речи. Планируемые результаты:  знать имя существительные, уметь работать с текстом, уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной монологической форме.

Занятие 18 «Имя моего школьного друга »   Содержание занятия:  Знакомство о происхождение имен. Игра – аукцион. Дидактическая игра «Составь имя».  Скороговорки. Творческая работа «Тайна имен». Цель:  расширить знания об истории происхождения имен. Задачи: познакомить детей с историей возникновения имен;  на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох; воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого. Планируемые результаты: учащиеся узнают, откуда пришли наши имена, научатся подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества главное.

Занятие 19  «Загадочное имя прилагательное»  Содержание занятия:  Сказка «Обида».  Игра «Магазин игрушек». Разгадывания кроссворда.  Фотоигра «Что сначала? Что потом?». Работа с предложением. «Игра все цвета радуги». Составление текстов – описания. Цель: обобщить знания о именах прилагательных и их роли в родном языке,  развивать умения составлять  текст- описание, точно употреблять имена прилагательные в речи.  Задачи: развивать умения распознавать имена прилагательное и правильно их употреблять в речи, активизация словаря, развитие орфографической зоркости, развитие связной речи. Планируемые результаты: знать имя прилагательное, уметь работать с текстом, уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной монологической форме.

Занятие 20 «По дорогам Местоимения»  Содержание занятия:  Беседа о местоимениях. Работа со стихотворением Ю. Мориц «Вот идет белый гусь».  Разгадывание кроссворда. Работа со сказкой «Злая Колдунья». Разгадывание загадок. Составление коллективного текста.  Цель:  развитие умений определять признаки местоимений, совершенствование умений устной и письменной речи: нахождения речевых ошибок и их устранение (редактирование),  развитие  интеллектуальных и практических умений учащихся, развитие  умений работать с текстами. Задачи: развитие  умений выражать свои мысли в устной и письменной форме, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных умений и навыков. Планируемые результаты: знать местоимения, уметь работать с текстом, уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной  форме.

Занятие 21 «Наш старый знакомый Глагол»  Содержание занятия: Сказка о глаголе. Игры : «Кто как передвигается?», «Предмет или действие?». Работа с пословицами. Разговор о значениях глагола в родной речи. Игра «Хитрые вопросы». Работа с текстом.  Цель: распознавать глаголы среди других частей речи, формировать умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи. Задачи: систематизировать знания о глаголе,  применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся. Планируемые результаты: знать глагол, уметь работать с текстом, уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Занятие 22 «На улице ошибок»  Содержание занятия:  Работа с произведениями, где допущены ошибки. Дидактическая игра «Исправь ошибки». Разыгрывание ситуаций.  Цель: расширить кругозор учащихся в области языкознания, накопить и обогатить словарный запас, развивать диалогическую речь. Задачи: закрепить знания, умения и навыки учащихся по данной теме,   развивать орфографическую зоркость учащихся, умение исправлять ошибки, пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания. Планируемые результаты: установить уровень устойчивости произвольного внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ, способствовать выработке навыка орфографического письма.

Занятие 23 «Маленькие сочинители»  Содержание занятия:   Беседа о сказках. Лексическая игра «Маленькие сочинители». Игра – фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козел». Фотоигра «Облачная сказка». Сочинение сказок о дружбе.   Цель: закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества; обучение приемам сочинительства сказок; развитие связной речи; развитие творческого потенциала обучающихся. Задачи: развитие монологической речи; активизация словаря; обогащение эмоциональной сферы, воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, терпение, творческую активность, культуры общения. Планируемые результаты: научатся развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развивать  логическое мышление, творчество.

Занятие 24 « Волшебный телевизор»  Содержание занятия: Беседа о риторике. Игра «Волшебный телевизор». Игра «Минутка юного оратора». Составление текста. Интонационные упражнения. Пересказы.  Цель: обобщить знания о видах текста: диалог, монолог; развивать монологическую речь учащихся; воспитывать интерес к данному курсу. Задачи: систематизировать понятия диалога и монолога; развитие умения использовать диалог и монолог в повседневной практике. Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с такими видами текста как диалог и монолог, научатся высказывать правильно свои мысли.

Занятие 25 «Пикник»  Содержание занятия: Дидактические игры направленные на развитие монологической речи. Творческие задания для формирования связной речи.  Цель: научить через игру развивать монологическую речь. Задачи: развивать связную речь, обогащение словарного запаса.  Планируемые результаты: научатся с помощью дидактических игр развивать монологическую речь.

Занятие 26 «Письмо другу»  Содержание занятия:  Беседа об истории происхождения письма. Разгадывание загадок. Схема написания письма. Игра «Письмо другу». Творческое задание на материале загадок. Цель: знакомство с основными правилами создания текста эпистолярного жанра, познакомить детей с историей возникновения и написания писем, развивать письменную монологическую речь.  Задачи: развивать письменную и устную речь учащихся, воспитывать положительное отношение к процессу письма. Планируемые результаты: учащиеся научатся писать письма, научатся развивать письменную монологическую речь

Занятие 27 «Путешествие по городам Повторения» (13 ч.) Содержание занятия: Беседа о том, что изучали в рамках программы. Игры по пройденным темам. Разгадывание загадок. Шарады. Работы с рассказами и стихотворениями. Творческий пересказ.  Цель:  закрепить полученные знания в процессе обучения данному курсу. Задачи: развивать словарный запас, связную речь. Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять тексты по заданным темам, усовершенствуют устную и письменную речь.

Занятие 28 «КВН знатоки родного языка» (1ч.) Содержание занятия:  Игра «КВН». Цель: привить интерес к данному курсу, развитие логического мышления. Задачи: воспитывать любовь к родному языку, внимательное отношение  друг к другу. Планируемые результаты: учащиеся закрепят полученные знания по данному курсу.

Основной упор в данной программе делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование  предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной и письменной монологической  речи, обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов по толковому словарю, словарю синонимов, антонимов, омонимов.  Курс по данной программе обучает умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: формирует языковые, грамматические  умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

Основной принцип  помочь в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию монологической  речи, способствовать активизации личного методического опыта педагога и тем самым содействовать более успешной реализации программы по развитию монологической речи. В программе содержатся методические рекомендации по проведению основных занятий по развитию устной и письменной речи.

Рекомендации по развитию монологической речи:

  1. Используйте в построении занятий как можно больше игровых  ситуаций - это повышают умственную активность учащихся.
    Игровые ситуации позволяют учащимся  овладевать навыками  необходимыми для построения монологического высказывания.
  2. Используйте  дидактические игры, игры- драматизации, пословицы и поговорки, загадки, ребусы, шарады,  дискуссии,  кроссворды, создание коллажей, разработка проектов  - это является эффективными методами в развитии монологической речи.  
  3. Побуждайте учащихся к рассказыванию, не увлекайтесь диалоговой формой речи. В общении избегайте вопросов, предполагающих односложный ответ (да, нет). Формулируйте вопросы так, чтобы ученик что – то рассказал.
  4. Для совершенствования монологической речи используйте на занятиях русские народные сказки и творческие рассказы, для повышения умения пересказывать (своими словами) и понимать смысл прочитанного или услышанного.
  5. Для формирования монологической речи, более полных и понятных высказываний, используйте метод бесед (с опорой на иллюстрацию, выразительной интонацией, мимикой и жестов).
  6. Используйте  составление рассказа по сюжетным картинкам – этот способ учит учащегося излагать свои мысли в строгой последовательности, а не по принципу «Что первое вспомнил, а том и говори».

Список литературы:

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.24.
  2. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средство общения [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Педагогика 1994. - 289 с.
  3. Обухова А.Ф. Детская психология. – М.: Педагогика - 1995. – 321с.
  4. Новоторцева  Н. В.   Развитие речи детей.  –  М.:  Педагогика.  - 1995.  – 265 с.
  5. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону: 1987. – 256 с.
  6. Попова М. И. Развитие речи младших школьников. – М.: Педагогика. - 1994. – 108 с.

Диагностика развития монологической речи по средствам пересказа или рассказа.

Уровень

Раскрытие темы

Объем

Структура

Средства связи

Плавность

Выразительность

сл

пр

н

с

к

лс

мс

гл

союз

повтор

пауза

эпитеты

сравнения

эмоциона-льность

В

 С

Нс

Условные обозначения:

В – высокий

С – средний

Нс – ниже среднего

СЛ – слово

ПР – предложение

Н – начало

С – средина

К – конец

ЛС – линейная связь

МС – местоименная связь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической речи в начальной школе

Презентация и рабочие материалы по теме"Развитие монологической речи в начальной школе". Представлена на Х "Бушелевских чтениях" в г.Петропавловске-Камчатском. В данной презентации представлены особен...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 2-3 КЛАССОВ

Пояснительная запискаПрограмма составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.2 часа в неделю на класс (3 класса)Срок реализации программы – 1 год...

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте

Дополнительная общеобразовательная программапо развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамотедля группы детей предшкольной подготовкиСрок реализации программы: 2017-2018 учебный год....

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...