Разделительный твёрдый знак (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гудкова Татьяна Анатольевна

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить способы на примере способа написания Ъ в словах;

2) развивать интерес к исследовательской деятельности;

3) сформировать умение применять изученные правила;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdelitelnyy_.doc93 КБ
Файл masha_i_medved.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 2 класс

Тема: «Правописание разделительного Ъ».

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить способы на примере способа написания Ъ в словах;

2) развивать интерес к исследовательской деятельности;

3) сформировать умение применять изученные правила;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: презентация; мультфильм «Маша и медведь» 11 серия  «Первый раз в первый класс»; картинки с изображениями Маши, медведя; эталон правописания разделительного Ь; эталон правописания разделительного Ъ.

Раздаточный  материал: листы для групповой работы для этапа 5;карточки со словами для групповой работы на этапе 6; карточки со стихотворением для 8 этапа; карточки с числами 1, 2, 3 (у каждого ученика) для 9 этапа.

Дата_____________________

  Этап урока и требования к нему

Ход урока

УУД

I Мотивация к учебной деятельности :

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка:

Сл.1

− Сегодня к вам на урок пришли известные герои. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите их.

Просмотр фрагмента м/ф «Маша и медведь» 11 серия «Первый раз в первый класс».

Учащиеся называют героев:

Сл.2

− Чем захотела заниматься Маша? (Учиться.)

− А зачем? (Чтобы много знать и уметь.)

− А вы хотите учиться? Сегодня вы узнаете что-то новое о правописании слов. Как будете работать? (Поймём, что ещё не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило.)

Сл.3

− Прочтите пословицу. (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.)

− Объясните её смысл. (…)

− Что нужно делать, если хочешь получить новые знания. (Трудиться, работать самому.)

− Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов.

Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу, и пожелаете успеха.

− С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Учебно-познавательная мотивация (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Внутренняя позиция школьника (Л)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 

1) Организовать  актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

 

− Где живёт медведь? (В лесу.)

− Маша и медведь предлагают вам найти однокоренные слова к слову «лес».

Сл. 4

Дети выделяют корень слове «лес» и по порядку доказывают, является ли каждое следующее слово однокоренным.

Сл. 5

− В каком из оставшихся слов есть приставка?

− Что такое приставка?

Ученик рассказывает правило.

Сл. 6

− Перед вами приставки. По какому принципу их можно разделить на две группы?

При необходимости можно обратить внимание учеников на буквы, которыми оканчиваются приставки.

Сл.7

В первой группе приставки, оканчивающиеся на согласный, во второй – на гласный.

− Сегодня вам это пригодиться.

Сл. 8

− Слова с какой изученной недавно орфограммой есть в пословице. (Съесть, лезть – ь – показатель мягкости.)

Сл. 9

− У кого из героев в названии есть такая же орфограмма? (Медведь).

− Что помните об этом слове? (Оно словарное.)

− Запишите это слово. Поставьте ударение, обозначьте букву, которую нужно запомнить.

Сл. 10

− Образуйте и запишите однокоренные слова: самка медведя, (медведица), детёныши медведя и медведицы (медвежата), берлога чья? (медвежья).

− Какая орфограмма встретилась в последнем слове? (Разделительный Ь)

− Расскажите правило. (Перед Е, Ё, И, Ю, Я я корнях стою друзья.)

Сл. 11

− Пропишите соединения Ь с этими гласными  (ье, ьё, ьи, ью, ья)

− Что знаете о букве Ь. (Не обозначает звука).

− Какая ещё буква звука не обозначает?

− Пропишите её 3 раза на той же строке (ъ, ъ, ъ).

− Что вы сейчас повторили?

− Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие.)

− С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.)

− Помните, как в сказке Маша ушла от медведя? (Он отнёс её домой в корзинке, думая, что там пирожки для бабушки и дедушки.)

− По пути он останавливался и говорил:

«А дорога далека, а корзинка нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок».

− Что хотел сделать медведь? (Сесть и съесть.)

Сл.12

− Перед вами транскрипции этих слов [с’э с’т’]   [с й’э с’т’]. Вы сможете записать первое слово?

− Какое правило вам в этом поможет?

− А теперь запишите второе слова.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках.

− Кто не записал слово?

Смыслообразование (Л).

Структурирование знаний (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П).

 

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П).

Мотивационная основа учебной деятельности (Л).

Извлечение необходимой информации из про слушанных текстов (П).

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем  (Р).

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Волевая саморегуляция (Р)

III Выявление места и причины затруднения 

1) Организовать восстановление выполненных операций.

 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .

 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

− Что вы не смогли сделать? (Записать слово съесть.)

− Покажите, что получилось.

Проверьте себя.

Сл.13

На доске зафиксировать количество правильных и неправильных ответов.

− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова съесть.)

− Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

Учащиеся осознают отсутствие эталона для записи слова с Ъ.

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому записывали слово с Ъ.)

− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)

Смыслообразование (Л).

Волевая саморегуляция (Р).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П).

Подведение под понятие (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

IV Построение проекта выхода из затруднения 

Организовать построение

проекта выхода из

затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

V Реализация построенного проекта 

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило написания Ъ в словах.)

− Сформулируйте тему урока. (Правописание Ъ в словах.)

Запись темы на доске и в тетрадях:

Сл.14

− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:

На доску вывешивается план:

− Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать?

Самоопределение (Л).

Постановка познавательной цели (П).

Построение речевых высказываний (П).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Познавательная инициатива (Р).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Планирование, прогнозирование (Р).

 Планирование учебного сотрудничества (К).

Разрешение конфликтов (К).

.

−Я предлагаю работать вам в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)

В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах.

− Выполните план в группах.

Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4). (Задание взято из учебника с. 42 упр. 207).

1. Прочитайте слова каждого столбика.

2. Прочитайте слова с Ъ. Сливается ли гласный звук с согласным при произношении. Сделайте вывод 1.

3. На какую букву оканчиваются приставки в каждом столбике. С каких букв начинаются корни  в каждом столбике. В какой ситуации в слове нужно писать  Ъ. Сделайте вывод 2.

4. Попробуйте изобразить свой вывод графическим сигналом.

     поезд                    

     выезд    

      заезд    

    переезд

      сэкономить

      сузить

  безоблачное

  безаварийный

объективный

 разъём

  предъюбилейный

изъясняться

Записи делаются крупно, чтобы было видно при представлении.

Вывод 1.

Ъ выполняет _______________________________  функцию.

Вывод 2.

 Ъ пишется после _____________________, которые оканчиваются на ____________________  перед гласными ___, ___, ___, ___,

Опорный сигнал.

Учитель организует защиту результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.

Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

− Откройте учебники на странице 43. Проверьте.

Учащиеся читают правило на странице 43.

− Итак, сделайте вывод. (Мы всё открыли правильно.)

Сл.15

− Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

− Что вы можете теперь делать? (Писать слова с разделительным Ъ.)

− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)

Осознание ответственности за общее дело (Л).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  классификация (П).

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Поиск необходимой информации (П).

Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П).

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П).

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).

Волевая саморегуляция (Р).

Познавательная инициатива (Р).

Установление причинно-следственных связей, доказательство (П).

 Формулирование и аргументация своего   мнения и позиции в коммуникации (К).

 Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

 Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

 Разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К).

 Управление поведением партнера (К).

VI Первичное закрепление во внешней речи 

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

3) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Сл.16

− Запишите слова с данными приставками. Обозначьте орфограмму.

Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют:

Сл.17

ФИЗМИНУТКА. Игра на внимание.

− В чём разница написания Ь и Ъ?

Если в слове нужен Ъ – подпрыгнуть, если Ь − наклоны вправо и влево.

Съезд, счастье, обезьяна, съела, льётся, объём, подъезд, вьют.

Работа в группах. (6 гр. по 4-5 чел)

Каждой группе даются две карточки со словами.

Задание: выбрать слово, от которого можно образовать слово с приставкой, после которой пишется Ъ. На оборотной стороне записать образованное слово, обозначить орфограмму.

1 группа       есть        окно                   2 группа           юбилей      берёза

3 группа      ясно        дорожный          4 группа           явление        авария

 

5 группа  единый       история            6 группа          ёмкий             дело

Учитель организует защиту результатов. Учащиеся объясняют свой выбор.

− Новое слово поместим около Маши, оставшееся «дадим» медведю.

Картинки на доске.

− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.)

Волевая саморегуляция (Р).

Подведение под понятие (П).

Использование  общих приемов решения задач (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Построение речевых высказываний (П).

Планирование учебного сотрудничества (К).

Контроль (Р).

Коррекция (Р).

VII Включение в систему знаний и повторение 

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

− Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными Ъ и Ь? (Нужно знать правило написания Ъ и Ь.)

Сл.18

− Предлагаю вам потренироваться в выборе Ь и Ъ.

Учащиеся получают карточку с заданием. Учащиеся по очереди доказывают написание букв. 

Вставьте пропущенные буквы.

Всё вокруг об…ято страхом                            Раз…ярённый   людоед  

Раз…ярённый   людоед                                    Мигом с…ел мешок конфет

Об…явил, что с…ест сегодня                          Закусил  печен…ем плотно

Замечател…ный обед                                       Он от…явленный злодей,

В сверх…естественной тревоге                       Но совсем не ест животных        

Всё звер…ё уносит ноги.                                  И не трогает людей.

Постановка познавательной цели (П).

Использование  общих приемов решения задач (П).

Анализ, сравнение, классификация (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р).

Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив (Р).

Волевая саморегуляция (Р).

Рефлексия способов и условий действия (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Выделение и формулирование проблемы (П).

VIII  Рефлексия учебной деятельности

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

− Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания Ъ в словах.)

− Удалось ли достичь цели?

− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

− Кто встретил трудности? В чем? Почему?

− Вернёмся к пословице. Какое слово в ней на новое правило. Почему в нем нужен Ъ?

− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1, 2, 3. Выберите картинку с изображением Маши, поднимите соответствующий номер.

Сл. 19

Учащиеся оценивают себя.

− Что будете делать дома для того, чтобы  знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)

− Маша и Медведь желают вам удачи и прощаются с вами.

Сл.20

Рефлексия способов и условий действия (П).

Внутренняя позиция школьника (Л).

Самооценка на основе критерия успешности (Л).

Адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Формулирование и аргументация своего мнения (К).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разделительный Ъ Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Дзержинский Гудкова Татьяна Анатольевна

Слайд 3

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Слайд 4

КОЛЕСО ЛЕСКА ПЕРЕЛЕСОК ЛЕСНИК ЛЕС ЛЕСОК

Слайд 5

с- при- об- пред- по- за- раз- у- в- под-

Слайд 6

с- об- пред- раз- в- под- при- по- за- у-

Слайд 7

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Слайд 8

МЕДВЕДЬ МЕДВЕДИЦА МЕДВЕЖАТА МЕДВЕЖЬЯ

Слайд 9

е ё ь и ю я

Слайд 10

[ с ’ эс ’ т ’] [ сй ’ с ’ т ’] съесть

Слайд 11

Правописание Ъ в словах Ъ Я Ё Ю Е

Слайд 12

с- об- за- ЕХАТЬ в- под- СЪЕХАТЬ ОБЪЕХАТЬ ЗАЪ ЕХАТЬ ВЪЕХАТЬ ПОДЪЕХАТЬ

Слайд 13

1) Я всё понял, но у меня ещё есть вопросы . Упр…. 2) Я всё понял, могу работать по эталону. Упр…. 3) Я всё понял, могу объяснить другим Упр….

Слайд 14

Цифровые ресурсы https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&docid=487U11l--yuUTM&tbnid=0BUUHyRz5u4HlM:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fwww.lubima.ru%2Findex.php%3Fnewsid%3D224912&ei=wBZRU6WjGaGAywPRlIDADQ&bvm=bv.65058239,d.bGE&psig=AFQjCNF2ehb3KSEfTVP7CCb6i2rX0yi_cg&ust=1397909335277735 https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&docid=VVHftkPdK_3jxM&tbnid=h_kTyu26i_nzcM:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fwww.mashamedved.tv%2F15-masha-i-medved-pervyj-raz-v-pervyj-klass.html&ei=5xZRU_OAD6uEyQOdg4GACg&bvm=bv.65058239,d.bGE&psig=AFQjCNF2ehb3KSEfTVP7CCb6i2rX0yi_cg&ust=1397909335277735 https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&docid=ouIZti4FfWbpNM&tbnid=O8SLkNXffokaAM:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fmultiki-skazki.ru%2F710-multfilm-animakkord-3d-masha-i-medved-pervyj-raz-v-pervyj-klass-mult-serial-hdtv-11-seriya-720p.html&ei=URdRU_jOCunMygP324DgDQ&bvm=bv.65058239,d.bGE&psig=AFQjCNF2ehb3KSEfTVP7CCb6i2rX0yi_cg&ust=1397909335277735 https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&docid=ouIZti4FfWbpNM&tbnid=O8SLkNXffokaAM:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Firinatoshkina.blogspot.com%2F&ei=xhdRU9nEG-S0ywP4nIDYBA&bvm=bv.65058239,d.bGE&psig=AFQjCNF2ehb3KSEfTVP7CCb6i2rX0yi_cg&ust=1397909335277735 https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&docid=2z_HX7AXNu6bmM&tbnid=UnJ0LTXxG1UJ-M:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fxvatit.com%2Fclub%2Fgroup%2F216%2Fphoto%2Fphoto%2F6560%2F106060%2F&ei=AhhRU7PgMMLOygPlsYLACg&bvm=bv.65058239,d.bGE&psig=AFQjCNF2ehb3KSEfTVP7CCb6i2rX0yi_cg&ust=1397909335277735 https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&docid=aEJVYO_EEfnCHM&tbnid=NSGxrc09cWc51M:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fxvatit.com%2Fclub%2Fgroup%2F216%2Fphoto%2Fphoto%2F6560%2F106069%2F&ei=RBhRU93vIoW8ygOT6ILQDA&bvm=bv.65058239,d.bGE&psig=AFQjCNF2ehb3KSEfTVP7CCb6i2rX0yi_cg&ust=1397909335277735 https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&docid=PsEjok_Tl4DEMM&tbnid=7XnYDqm0-QpkyM:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fwww.old.animaccord.ru%2F%3Fp%3D2635&ei=2HxRU9qlCvP2yAPg2YDYAQ&bvm=bv.65058239,d.bGE&psig=AFQjCNG1RCCji74f6pQM7XBcykB5KTFW8g&ust=1397935679344661


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."

В технологической карте подробно описан урок русского язхыка, согласно ФГОС начального образования....