Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мартыненко Ирина Александровна

В технологической карте подробно описан урок русского язхыка, согласно ФГОС начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkaota_2_kl_rus.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема: Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

                                                                         Выполнил: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 77»  

                                                                                              Мартыненко Ирина Александровна

Предмет, класс, автор учебника: русский язык, 2 класс, Желтовская Л.Я. , Калинина О.Б.

Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.

Дидактическая цель:

  • формирование умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;

Тип урока:    открытие нового знания

Задачи:

  • - формировать умение правильно писать слова с  разделительными  мягким и твердым знаками;
  • - учить сравнивать и различать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками;
  • - составить  алгоритм правописания разделительного твёрдого знака;
  • - обогащать словарный запас учащихся;
  • - развивать орфографическую зоркость;
  • - воспитывать культуру учебного труда.

Методы обучения: деятельностный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, самостоятельная, индивидуальная.

Средства обучения:  компьютер,  телевизор, учебники, тетради,   сигнальные карточки, презентация к уроку «Разделительный твёрдый знак».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности.

 Организовать психологический настрой на урок, умение переключать внимание на учебную деятельность.

    Мы должны подготовить свои мысли и свои руки для урока русского языка. Текст на доске.

                         Вышли пальчики гулять

               Вышли пальчики гулять,

               Стали весело плясать.

               Вот так, вот так

               Стали весело плясать.

               Пальчики играли,

               Собачку увидали

               Она громко лает,

               Пальчики пугает.

               Пальчики сбежались,

               В кулачок все сжались.

               А собака ходит,

               Пальцы не находит.

               Кулачки стучали.

               Собачку испугали.

               Ну а пальчики опять

               Стали дружно танцевать.

               Поплясали, поплясали,

               Ох, как быстро мы устали!

               Мы немножко отдохнем

               И опять плясать начнем.

Слушают учителя. Выполняют  пальчиковую гимнастику.

Регулятивные: умеют организовать своё рабочее место и работу.

Личностные: создают положительный эмоциональный настрой.

2.Актуализация опорных знаний.

 - Найдите слова с мягким знаком.

-  Можно ли эти слова записать без « ь» знака?

- А для чего здесь нужен « ь» знак?

- Подберите слова с « ь» знаком. Давайте их запишем.

- Что можете сказать о букве « ь» знак?

- Есть еще буква в русском алфавите не обозначающая звука?

- Ребята, я понимаю, для чего нужен разделительный мягкий знак, а зачем нужен твердый знак? Непонятно!

- Согласные буквы рядом с которыми нет « ь» знака и так обозначают твердый звук.

    На доске запись:

   Угол – уголь

   Брат – брать

   Подъем, подъезд, съели.

- Посмотрите на эти слова. Если мы уберем «ъ» знак из этих слов, то этого слова не будет.

- Значит в чем смысл?

- Для чего нужен разделительный твердый знак?

Чтение стихотворения:

            Было «сели» - стало «съели».

            Догадаться вы сумели,

            Почему случилось так?

            Кто виновник?......(ъ)

            Твердый знак

            Нам нужен тоже,

            Без него сказать

            Не сможем:

            Съезд, съедобный,

            Объясненье,

            И подъезд, и объявленье.

                     

- Отделяет согласную от гласной?

- Какую функцию выполняет «ъ» знак в слове?

- Как называется?

Пальчики, гулять, плясать,

сбежались, сжались, опять, танцевать.

Нельзя, потому что таких слов  в русском языке не существует.

Он смягчает согласный звук.

Запись детей.

Звуков не обозначает.

Да. ( «ъ» знак)  

Он смягчает звук.

Анализируют запись на доске. Делают выводы о функциях «ь» и «ъ» знаков в словах.

Он отделяет согласную букву от гласной и чтобы согласный не сливался с гласным.

Разделительную.

Разделительный.

Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного.

Познавательные:

Анализ написания слов с целью выделения функций  «ъ» и « ь» знаков.

Самостоятельное выделение формулирования ответов о функции

«ь» и « ъ» знаков.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3. Постановка целей урока. Определение темы урока.

 - Как Вы думаете, почему мы сегодня говорим о «ъ» знаке?

- Чему должны научиться на уроке?

- Какая тема урока?

-Давайте понаблюдаем.

- Где пишется разделительный «ъ» знак? ( если Вы внимательно посмотрите на слова на доске, то сами заметите, где пишется «ъ» знак)

                  Подъезд

                  Подъем

                  Съели

                  Подъюбник

                  Объять

- На доске схема: согласная буква

                                  Ъ  

                                                                     

               

                     Е        Е      Ю      Я                                                  

                                                                     

Динамическая пауза.

- Правильно писать слова с разделительным «ъ» знаком, так как разделяет согласную от гласной.

Твердый знак пишется после согласной перед гласными е,е,ю,я.

Регулятивные: учиться предполагать, участвовать в наводящем диалоге. Пробуждение познавательного интереса к написанию в словах буквы «ъ» знак.

Познавательные: умение делать самостоятельные выводы, опираясь на языковое наблюдение за местонахождением «ъ» знака в словах.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание выполняется на доске.

  1.  Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов: объезд, разъяснение, съемка, объятие.

Об -          явил

За -           явил

Раз -         яснил

Вы-          яснил

- О какой орфограмме мы говорим на уроке? (разделительный твердый знак)

Записывают слова и выделяют орфограмму «ъ» знак.

Объясняют решение грамматической задачи и записывают слова.

Ответами на вопросы систематизируют свои знания полученные на уроке.

Регулятивные: контролируют и оценивают результаты деятельности.

Познавательные: умеют перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умеют вести учебное сотрудничество.

Личностные: осуществляют самооценку.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению  новых знаний.

Самостоятельная работа по учебнику. Осуществляют самопроверку пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контролируют и оценивают результаты деятельности.

Познавательные: умеют перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умеют вести учебное сотрудничество.

Личностные: осуществляют самооценку.

6. Работа в парах.

- Следующее задание я предлагаю выполнить вам в парах.

- Для этого необходимо данные слова распределить в две группы и записать. Подчеркните орфограмму. 

С…язвить, с…есть, волч…и, бур…ян, осен…ю, с…ёмки, с..ёмки, вороб…и.)

- Какие знания помогли вам решить грамматическую задачу? 

На доске:

- Мальвина приготовила вам вопрос: «Почему в слове заявление нет разделительного твёрдого знака, а в слове объявление – есть?» Что вы ответите?

Выполняют работу в парах. Проводят взаимопроверку.

Отвечают на вопрос, обобщая свои знания полученные на уроке.

Познавательные: проводят реализацию полученных знаний в действии.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; понимают и принимают другие позиции и договариваются действовать сообща.

7.Рефлексия.

Чтение стихотворения:

Твёрдый знак сказал с обидою:

- Это где ж такое видано?

Мягкий знак есть в правилах,

А я сижу, грущу.

Так учить не правильно!

Я не допущу!

Сам стихи я настрочу.

Сам с собой их разучу.

Ищи меня после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

Перед особой гласной.

Особенных четыре –

Я, Е, Ё, и Ю.

Таких нет в целом мире

Я, Е, Ё и Ю.)

Есть терпенье – будет и уменье.

 - Как вы понимаете эту народную мудрость?

- Какую проблему исследовали на уроке?

- Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек .

Осознанное восприятие текста стихотворения по правилу написания «ъ» знака в словах.

Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют  свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...