Урок обучения грамоты в 1 классе «Сочетание букв ЖИ и ШИ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Мавлютова Гузалия Самигулловна

Способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytyy_urok_zhi_shi.ppt2.46 МБ
Microsoft Office document icon sochetanie_zhi_i_shi.doc73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте в 1 классе Учитель МБОУ «Бардымская гимназия» начальных классов: Мавлютова Гузалия Самигулловна

Слайд 5

Парные согласные

Слайд 6

жи ши Пиши с буквой И

Слайд 8

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Суриков И.З

Слайд 11

САМосвал САМокат САМолет

Слайд 12

«Суди о человеке по его труду» «Добро творить – себя веселить»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бардымская гимназия»

Урок  обучения грамоты

                                                                 «Сочетание букв ЖИ и ШИ»

                 

1 класс

Урок составила учитель начальных классов Мавлютова

Гузалия Самигулловна

Категория: высшая.

Образование: высшее.

Стаж: 30 лет

Тема урока : «Сочетание букв ЖИ и ШИ»

                 

Цель урока: способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши.

Задачи урока:

  • формировать навык правописания сочетаний жи и ши в словах
  • осознавать лексическое значение слов
  • закреплять навык чтения, учить ориентироваться в тексте
  • развивать речь, мыслительные операции, память
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, аккуратности

На уроке использована проблемно-диалогическая технология

Этапы

Содержание урока

  1. Организационный момент (создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс)

  1. Актуализация знаний (актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания)

  1. Постановка проблемы (организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению  нового знания)

  1. Поиск решения проблемы (организовать использование предметных действий с моделями, схемами, свойствами и т.д.)

  1. Первичное закрепление (соотнести новое знание с правилом в учебнике)

  1. Включение нового знания в систему знаний и закрепления (организовать повторение учебного содержания)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

  1. Рефлексия (организовать проведение самооценки учениками работы на уроке и создать ситуацию успеха)

  1. Итог урока

Учитель входит в класс в разной обуви и интересуется тем, что у ребят вызвало улыбку?

- Ребята, почему вы улыбаетесь?

(у вас на ногах туфли разные, они должны быть одинаковыми, потому что это пара)

- Чем они одинаковы?

(размером и цветом)

- Чем они отличаются?

(одна туфелька на левую ногу, другая на правую)

- А где ещё в жизни встречаются два предмета или пара?

(пара рук, глаз, двухколёсный велосипед, очки, два крыла самолёта, пара лыж, коньков, супружеская пара)

Слайд 1.

- А в русском языке это – парные согласные.

Слайд 2.

- Почему они образуют пару?

(потому что при произношение данных звуков артикуляционная позиция губ, язычка одинаковая, только одни произносятся с голосом, а другие с шумом)

- А что это мы тут вдруг о парных согласных вспомнили?

(на последних уроках обучения грамоте мы изучали буквы «Ж» и «Ш»)

- Какие звуки они обозначают?

(это твёрдые согласные звуки, но один из них звонкий, а другой – глухой)

- Составьте из данных парных согласных букв слоги.

(это невозможно)

- Почему? Букв что ли мало?

(нужны гласные, потому что без гласных согласные слог образовать не могут)

- Значит всеми согласными руководят гласные. Я хочу предложить вам букву И. Теперь снова пробуйте составить слоги.

- Что вас в этой ситуации удивляет?

(буква И указывает на мягкость, а звуки ж, ш произносятся твёрдо)

- Вы правы, по логике надо бы писать букву Ы. Хотите разобраться в данном вопросе?

- Давайте проведём небольшое исследование. Какая связь между буквами и звуками?

(звуки мы произносим и слышим, а буквы – читаем и пишем)

- Иначе говоря, буква – это графический знак для звука.

- У нас возник вопрос по поводу обозначения какого звука?

(Ы)

- Где он находится в словах?

(после твёрдых согласных)

- Что интересного мы знаем о буквах Ж, Ш?

(они обозначают всегда твёрдые звуки)

- Надо ли ещё раз обозначать его твёрдость?

(нет)

- Значит, зная что буквы Ж, Ш всегда обозначают твёрдые звуки буква Ы нам не нужна. А значит остаётся только буква И.

- А теперь мы должны вывести самое главное правило:

Жи и Ши пиши с буквой И!

Слайд 3.

- Откройте буквари на странице 68 и вы увидите это правило, которое нужно выучить наизусть.

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Пуш…стый                      Маш…на

Снеж…нка                        гараж…

Лож…тся

Круж…тся

- Какие буквы пропущены в словах?

(буква И)

- Почему?

(мы знаем правило ЖИ и ШИ пиши с буквой И)

- С каким образом ассоциируются слова первого столбика?

(с образом зимы)

Слайд 4.

- На дворе у нас зима. Давайте посмотрим на неё ещё раз через окошко. Тихо она приходит и как в сказке, за одну ночь построит свой серебряный дворец, покрыв снегом дома, деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.

У Сурикова есть такие строчки:

Слайд 5.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

- Что, кроме рифмы есть в этих строчках?

(настроение, ритм)

- До настоящих поэтов нам с вами конечно далеко, а вот на своих ровесников равняться стоит. А кто это ровесники?

(это люди одинакового возраста)

Первоклассница Настя сочинила вот такое стихотворение:

Поутру проснулась Настя

И увидела в окно

Белый снег искрится

Словно серебро.

- С чем Настя сравнивает снег?

(с серебром)

- Почему?

(потому что блестит)

- Обратите внимание на слова второго столбика. Как связаны между собой эти слова?

- А как их можно связать со словами первого столбика?

- Если вы затрудняетесь, то букварь вам поможет. Рассмотрите в самом внизу картинки под рубрикой «Обычные буквы – специальные знаки»

Слайд 6.

- Буква «Ш» является не только буквой, но и специальным знаком. Знак «Ш» означает, что у машины на шинах есть шипы. Что такое шип? Они способствуют быстрому торможению машины и используются в зимнее время. Знак крепится к заднему стеклу машины и служит предупреждающим знаком для водителей машин, едущих сзади.

- О каких машинах сказано в тексте?

(грузовик, самосвал, фургон)

Слайд 7.

- Грузовик – грузовая машина, предназначенная для перевозки грузов.

- Самосвал – грузовая машина, с откидывающим бортом, позволяющим механически сваливать сыпучий груз (песок, зерно, …)

- Фургон – крытый автомобиль для перевозки грузов.

- Прочитайте второе предложение. Что такое кузов?

(это корпус автомобиля, в котором перевозят груз)

- Что означают чёрточки перед некоторыми предложениями?

(это чья-то речь)

- Какой знак препинания стоит в конце этих предложений? Что это значит?

- Прочитайте предложение, где стоит первая чёрточка.

- Кого называют пассажиром?

(того, кто совершает поездку на каком-либо транспорте)

- Кто является пассажиром у Саши?

(кот)

- Прочитайте следующее предложение.

- Как кот умудрился свалить на бок целый самосвал?

(он был игрушечный)

- Куда же спрятался наш герой?

(под диван)

- Почему?

(испугался)

- Как его назвал Саша? Об этом вы узнаете, прочитав последнее предложение.

- Прочитайте, записанные на доске слова:

Слайд 8.

Самосвал, самокат, самолёт.

- Эти слова состоят из двух частей: первая часть – сам

Сам сваливает, сам катит, сам летает.

- Послушайте стихотворение Сашина, которое также называется «Сам»

Варит сам самовар,

Валит сам самосвал,

Ходит сам самоход

Сам летает самолёт.

Ну, а ты, приятель сам,

Что умеешь делать сам?

- Вы очень многое умеете сами делать, и поэтому вас можно назвать самостоятельными. Я приготовила для вас советы, что вы должны уметь делать сами.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать,

Носом парту не клевать.

Одевайся аккуратно,

Чтоб смотреть было приятно,

Одежду сам погладь, проверь,

Ты большой уже теперь.

Приучай себя к порядку,

Не играй с вещами в прятки,

Каждой книжкой дорожи,

В чистоте портфель держи.

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай.

Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей.

Вот и все мои советы,

Их мудрей и проще нету,

Ты, дружок, их не забудь,

Забери в далёкий путь.

- В чём секрет букв Ж и Ш?

- Кто доволен сегодня своими успехами?

Слайд 9.

- Завершить урок мне хотелось такими пословицами:

«Суди о человеке по его труду»

«Добро творить – себя веселить»

Слайд 10.

Школьный прозвенел звонок,

Завершается урок,

Отдохнуть всех непременно

Приглашает …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ПНШ "Буква Лл и звуки"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с презентацией по ФГОС, проведенный для воспитателей д/с и родителей...

Урок русского языка в 1 классе "Сочетание букв жи-ши"

Учащиеся 1 класса учатся навыкам  грамотного, безошибочного, осознанного письма содержащих сочетания букв жи – ши. Они  научатся  применять правило на правописание жи - ши;сравнивать пр...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Л л, звуки [л ], [л’]

Задачи урока: ·         образовательные:учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.·...

Обучение грамоте 1 класс ПНШ Буква Лл

чтение букв, чтения звука, работа со словами и схемами предложения...

Урок обучения грамоте 1 класс Согласная буква Н, звук [н, н\']

Сегодняшний урок мы проведем вместе с любимыми героями сказок и мультфильмов, кто это, вы узнаете, отгадав мои загадки:...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...

Обучение грамоте. 1 класс. Чтение буквы Д, слов с буквой Д. Школа России.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему "Чтение с буквой Д"...