Урок русского языка "Части речи. Обобщение".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Прокина Людмила Кирилловна

Урок построен  с новыми требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_s_berezoy.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка "Части речи" (Обобщение)

2 класс, УМК «Планета знаний»

Цель: обобщение знаний о частях речи.

Задачи:

Образовательная:  Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки  распознавания частей речи по их признакам. 

Развивающая: Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей. 

Воспитательная:  Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки. Воспитывать любовь и уважение к природному наследию Самарской области. 

Формирование УУД:

Личностные:  повторить сведения о словах, об их делении на группы; ввести понятие части речи и учить подводить под это понятие соответствующие слова-названия; найти отличительные особенности различных частей речи.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на уроке и использовать необходимые средства: учебник, тетрадь.

Познавательные: выполнение учащимися действий для приобретения недостающих знаний, поиск и анализ информации, составление высказываний; развить умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Коммуникативные: воспитывать умение вести диалог, уважительное отношение к чужому мнению, взаимопонимание и взаимопомощь.

Оборудование: прописанные образцы для орфографической минутки, карточки с названиями частей речи на каждого ребёнка, карточка – помощник для написания  стихотворения (синквейна) на каждую парту.

Сценарий урока

Этапы урока

Формируемые УУД

I.

Организационный

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

Коммуникативные универсальные действия: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, организация своей учебной деятельности, мотивация учения.

II.

Мотивационный

Начинаем урок русского языка. Сегодня на уроке  у нас гости, которые хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете мыслить, рассуждать. Вы готовы показать гостям всё, на что вы способны? Тогда вперёд…

А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме  и запишем число и классная работа.

Познавательные универсальные действия: Структурирование собственных знаний,

Коммуникативные универсальные действия: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

III.

Чистописание

Бб – характеристика звука буквы (согласный, парный, звонкий, бывает твердый и мягкий).

берёза  - выделение орфограммы, деление на слоги, деление для переноса, чёткое проговаривание.

Познавательные универсальные действия: Структурирование собственных знаний, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

IV.

Работа с однокоренными словами (Данные слова заранее написаны на доске)

- Выпишите из данной группы слов только однокоренные слова:

Берёза – берёзка, березняк, берёзовый, бережный, подберёзовик.

- Выделите корень, какое слово будет «лишним»?  Почему?

- Почему остальные слова однокоренные?

- Береза используется в качестве символа России, а так же символизирует русскую красавицу.

Сообщение ученика о березе:

Наша родина – Россия. Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат, подсолнух, похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, это пчела, собирающая нектар – все это моя Родина.

А ещё Родина – это самое прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Стихи ли это, песни ли, сказки – всегда это дерево, доброе, нежное, ласковое. Конечно, мы говорим о берёзе.

Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берез.

Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы – вся Русь рождена.

А разве можно вообразить себе жизнь русского человека в прошлом, настоящем и будущем без белой красавицы российских раздолий – берёзы? Конечно, нет. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия.

Универсальные логические действия:

Анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных), подведение под понятия, выведение следствий;

Личностные универсальные учебные действия: Установление связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, самоопределение,

Регулятивные действия: целеполагание.

Коммуникативные универсальные действия: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

V.

Словарная работа

(1 ребёнок работает у доски)

  1. Морфологический разбор слова:

Берёза – сущ., неодуш., нариц., ж.р., в ед ч.

  1. Орфографическая минутка (Работа по цепочке – письмо с комментированием, выделение всех орфограмм):

Душистые, рыжик, щавель, листочки, чудо, чулочки, гриб, сугроб, огород, листья.

- Какое из слов будет «лишним»? Почему?

Личностные универсальные учебные действия: Самоопределение, смыслообразование

Познавательные действия: контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном.

Регулятивные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения

Логические действия: анализировать и осмысливать текст; выбор основания и критериев для сравнения; выведение следствий;

Коммуникативные универсальные действия: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего.

VI.

Постановка учебной задачи

  1. Сообщение темы урока.
  2. Повторение правил (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).
  3. Устный диктант (с индивидуальными карточками).
  4. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения из учебника: спиши слова, разделив их в три столбика по частям речи. Выборочная проверка.

Личностные универсальные учебные действия : Самоопределение, смыслообразование

Познавательные действия: контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном.

Регулятивные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения

Логические действия: анализировать и осмысливать текст; выбор основания и критериев для сравнения; выведение следствий;

Коммуникативные универсальные действия: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего.

VII.

Физкультминутка

Признаки берёзы, стихотворные строчки.

(Распустила клейкие листочки,  принакрылась снегом, точно серебром; стоит        на      вершине; распустила косы; во поле берёза стояла,  в берёзовой роще веселье, справляют грачи новоселье; символ России, наклоняются от ветра…)

Личностные универсальные учебные действия: мотивация учения, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование здоровьесбережения.

VIII.

Обобщение и закрепление изученного материала

  1. Полный разбор предложения

Зеленеет берёзовая роща.

- разбор орфографический, синтаксический.

2. Учимся правильно употреблять части речи – написание синквейна о берёзе

Что

Какой, какой

Что делает, что делает, что делает

Предложение о берёзе…

Что

Проверка, зачитывание наиболее удачных сочинений.

Личностные универсальные учебные действия: Самоопределение, смыслообразование

Познавательные действия: контроль в форме сличения способа действия и ее результата с заданным эталоном.

Регулятивные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения

Логические действия: анализировать и осмысливать текст; выбор основания и критериев для сравнения; выведение следствий;

Коммуникативные универсальные действия: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего.

IX.

Оценка и домашнее задание

Стр. 95 упр. 4. Списать текст и найти части речи.

X.

Рефлексия

- Выпиши только части речи:

а) запятая,

б) корень,

в) прилагательное,

г) предлог,

д) глагол,

е) подлежащее,

ё) существительное.

- Что нового узнали на уроке?

-Понравился ли вам урок?

ВСЕМ СПАСИБО!

Познавательные действия: общенаучные: оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные универсальные действия:  умение выражать свои мысли.

Регулятивные действия:  волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...

урок русского языка-2класс Обобщение .Слова..слова

Урок русского языка .Повторение по теме Слова..слова...