Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Ширшова Мария Александровна

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc836 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Урок 76 (2 ч.).

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: физическая карта России или карта мира.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

Ι. Актуализация знаний

Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

1. – Откройте «Буквари» на с. 122. О чем рассказала вам эта страница? – Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. учились организовывать свою деятельность.)

 2. Посмотрите на доску  (на слайд): Сегодня у нас в гостях буква  Я. Она приплыла к нам на кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила для вас интересные задания. Но вначале вспомним, что мы знаем про букву Я? (Буква Я обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного. Буква Я обозначает звуки [й’а] в начале слова или после букв гласных.)

3. Буква Я очень расстроена ребята. Пока она путешествовала, в страну слов пробрался злой Дед буквоед и позавтракал частью слов. Причем он съел в словах одинаковую часть. А какую попробуйте догадаться.  

Эта часть земл- корень слова и его значение связано с землей. Как он обозначается? Прочитайте слова сначала про себя, затем вслух.

– Что вы можете про них сказать? (Однокоренные слова, корень  -земл-.) 

– Объясните значение каждого слова. Земля, земляне, земляника, землянка, земля.

– Какой звук обозначен в этих словах буквой Я? (Буквой Я обозначен звук [а] и мягкость предшествующего согласного.)

Какие умения мы с вами сейчас развивали- умение работать с информацией. И развивали речь. умение. 1. Работа в «Букваре».  5   6   2

             

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

 

Работа в прописи.   2   5

       

 5. Работа в прописи (с. 16).  4   2

1) Тренировочные упражнения. Написание буквы Я я. Используем ручки разных цветов.

Прочитайте однокоренные слова . Запишите. Выделите корень. Поставьте ударение. Какие гласные оказались в опасности- слабенькими. Как сделать гласный сильным. поставить ударение. (земля, землянка, земляника).

– Подберите проверочные слова.

Списывание слов с постановкой ударения, с подчёркиванием «опасных мест».

Проверка в парах. Оцените работу товарища.

Какое умение мы сейчас развивали? (Взаимопроверка)

ΙΙΙ. Применение нового знания

  

2) Чтение слов с заглавной буквой Я, повторение правописания заглавной буквы.

– Прочитайте про себя слова.

– Что у них общего?

Выборочное чтение вслух.

– Прочитайте имена людей. Что общего?

Прочитайте имена мальчиков. Девочек.

– Прочитайте фамилии. ( Юрий Яковлев, Елена Яковлева, Алексей Янин,

Лев Яшин.  Что общего ?

– Прочитайте географические названия. Что общего? Чем отличаются.

3) Чтение предложений, поясняющих названия и подтверждающих правильность ответов детей.

Работа со слайдами.

Ялта- город курорт в Крыму на тёплом море. ( Черное море)

Яуза- река в Москве.

Якутия- находиться на севере России:

Читают читающие ученики

  • В Якутии добывается четверть мировых запасов алмазов. Поэтому Якутию иногда называют алмазным краем.
  •  В Якутске находится единственный в мире Музей Мамонта.

           Почти на каждого жителя Якутии приходится по одному озеру.

 

        Самая холодная точка северного полушария – Полюс Холода» находится в Якутии. В 1924 году там  была зафиксирована температура  минус 71 градус .

Что вы еще можете рассказать об Якутии пользуясь информацией со слайда.

Япония - государство в Азии.

Читают ученики из конверта.

-Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, тротуары и улицы подогреваются. Гололёда не бывает, и снег убирать не надо. Очень удобно.

-В Японии снеговиков принято лепить строго из двух шаров, а не из трёх, как в остальном мире. И тут японцы отличились.

-В японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами 1, 2, 3, 4 и т.д.

 -В Японии учебный год начинается с 1 апреля .

 -Привычный для всего мира зелёный свет на светофорах в Японии – синий. Именно синий цвет здесь традиционно служит разрешающим сигналом, а зелёный, как таковой, вообще отсутствует.

Запишем эти географические названия в тетради. О чем нужно помнить?

Что они пишутся с заглавной буквы.

Какую работу выполняет буква Я в этих словах? ( Обозначает два звука)

А когда буква Я умеет еще обозначать два звука? ( после гласной)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией. Развивали речь)

 

Физкультминутка.

  На слайде:

    оликбя                                                                                                  Слайд 2

    ляноби

 —7. Работа в прописи (с. 16).  4   2

Работа со словами с непроверяемыми написаниями.

1) Анализ слов.

– Отгадайте загадку.

Крупное, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко) Какие слова загадала буква Я на слайде?

– А где растёт яблоко? (На яблоне.)

    яблоки

яблони

— Что можно сказать о словах яблоки и яблони?

    (слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки  

    обозначает  название плодов этого дерева)

— Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)

— Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)

— Сколько звуков в этих словах?

    (яблоки – 7 звуков,  яблони – 7 звуков)

— Почему количество букв и звуков не совпадает?

    (т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a]) Запишем эти слова в экран телевизора.Какая гласная буква слабенькая в этих словах

( безударная) Буква О.  Какую запоминалку придумаем для этих слов? Нарисуем вместо буквы о яблоко.    

2) Чтение и анализ текста.

Выборочное списывание: запись предложений про Яузу (можно

сократить первое предложение).

Проверка записанных предложений орфографическим чтением.

Самооценка письменной работы после проверки.

СТАРИК И ЯБЛОНИ
       Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".

Прочитайте текст в парах. Обсудите какая пословица выражает главную мысль текста. Докажите почему?

Добро сотворить – себя увеселить.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые умирают, да дела их живут.

Один человек роет колодец, тысячи людей пьют воду.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

  • На уроке я узнал, что…  
  • Я понял, что…
  • Я научился …        
  • – Что у вас получилось лучше всего?
  • – В чём испытали затруднение?
  • Чью работу на уроке можно отметить?         
  • Оцени свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТООУ

ΙV. Домашнее задание

Написать текст

V. Итог

– Вспомните, что нового мы сегодня узнали?

– Чему научились?

– Что повторили из того, что знали?

– Какое задание показалось наиболее интересным?

– А какое задание заставило задуматься? 4  4

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– У кого после урока есть отметка в дневнике?

– За что вы её получили?

ТООУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100

Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов....

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью ь. 1 класс Школа 2100

В данной презентации используется минутка чистописания, которая направлена не только на развитие навыков каллиграфии, но и на развитие логического мышления, воображения учащихся. Яркая, красочная през...

1 класс Обозначении мягкости согласных звуков на письме с помощью ь.

Урок русского языка в 1 классе УМК "Школа 2100". Презентация к уроку....

Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака".

Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака"....

Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.

Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью  буквы Ь....

1 класс. Конспект урока по обучению грамоте «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о букве  «Ь» и её особенностях.Планируемые результатыПредметные:- знать букву «ь»;-знать значение мягкого знака для о...

на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь".

тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.цель урока: формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове...