Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 836 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Урок 76 (2 ч.).
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: физическая карта России или карта мира.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация Ι. Актуализация знаний | Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь. - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? 1. – Откройте «Буквари» на с. 122. О чем рассказала вам эта страница? – Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. учились организовывать свою деятельность.) 2. Посмотрите на доску (на слайд): Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила для вас интересные задания. Но вначале вспомним, что мы знаем про букву Я? (Буква Я обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного. Буква Я обозначает звуки [й’а] в начале слова или после букв гласных.) 3. Буква Я очень расстроена ребята. Пока она путешествовала, в страну слов пробрался злой Дед буквоед и позавтракал частью слов. Причем он съел в словах одинаковую часть. А какую попробуйте догадаться. Эта часть земл- корень слова и его значение связано с землей. Как он обозначается? Прочитайте слова сначала про себя, затем вслух. – Что вы можете про них сказать? (Однокоренные слова, корень -земл-.) – Объясните значение каждого слова. Земля, земляне, земляника, землянка, земля. – Какой звук обозначен в этих словах буквой Я? (Буквой Я обозначен звук [а] и мягкость предшествующего согласного.) Какие умения мы с вами сейчас развивали- умение работать с информацией. И развивали речь. умение. 1. Работа в «Букваре». 5 6 2 –
| Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
Работа в прописи. 2 5
5. Работа в прописи (с. 16). 4 2 1) Тренировочные упражнения. Написание буквы Я я. Используем ручки разных цветов. Прочитайте однокоренные слова . Запишите. Выделите корень. Поставьте ударение. Какие гласные оказались в опасности- слабенькими. Как сделать гласный сильным. поставить ударение. (земля, землянка, земляника). – Подберите проверочные слова. Списывание слов с постановкой ударения, с подчёркиванием «опасных мест». Проверка в парах. Оцените работу товарища. Какое умение мы сейчас развивали? (Взаимопроверка) | |
ΙΙΙ. Применение нового знания |
2) Чтение слов с заглавной буквой Я, повторение правописания заглавной буквы. – Прочитайте про себя слова. – Что у них общего? Выборочное чтение вслух. – Прочитайте имена людей. Что общего? Прочитайте имена мальчиков. Девочек. – Прочитайте фамилии. ( Юрий Яковлев, Елена Яковлева, Алексей Янин, Лев Яшин. Что общего ? – Прочитайте географические названия. Что общего? Чем отличаются. 3) Чтение предложений, поясняющих названия и подтверждающих правильность ответов детей. Работа со слайдами. Ялта- город курорт в Крыму на тёплом море. ( Черное море) Яуза- река в Москве. Якутия- находиться на севере России: Читают читающие ученики
Почти на каждого жителя Якутии приходится по одному озеру.
Самая холодная точка северного полушария – Полюс Холода» находится в Якутии. В 1924 году там была зафиксирована температура минус 71 градус . Что вы еще можете рассказать об Якутии пользуясь информацией со слайда. Япония - государство в Азии. Читают ученики из конверта. -Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, тротуары и улицы подогреваются. Гололёда не бывает, и снег убирать не надо. Очень удобно. -В Японии снеговиков принято лепить строго из двух шаров, а не из трёх, как в остальном мире. И тут японцы отличились. -В японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами 1, 2, 3, 4 и т.д. -В Японии учебный год начинается с 1 апреля . -Привычный для всего мира зелёный свет на светофорах в Японии – синий. Именно синий цвет здесь традиционно служит разрешающим сигналом, а зелёный, как таковой, вообще отсутствует. Запишем эти географические названия в тетради. О чем нужно помнить? Что они пишутся с заглавной буквы. Какую работу выполняет буква Я в этих словах? ( Обозначает два звука) А когда буква Я умеет еще обозначать два звука? ( после гласной) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией. Развивали речь)
Физкультминутка. На слайде: оликбя Слайд 2 ляноби —7. Работа в прописи (с. 16). 4 2 Работа со словами с непроверяемыми написаниями. 1) Анализ слов. – Отгадайте загадку. Крупное, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) Какие слова загадала буква Я на слайде? – А где растёт яблоко? (На яблоне.) яблоки яблони — Что можно сказать о словах яблоки и яблони? (слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки обозначает название плодов этого дерева) — Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я») — Сколько букв в этих словах? (по 6 букв) — Сколько звуков в этих словах? (яблоки – 7 звуков, яблони – 7 звуков) — Почему количество букв и звуков не совпадает? (т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a]) Запишем эти слова в экран телевизора.Какая гласная буква слабенькая в этих словах ( безударная) Буква О. Какую запоминалку придумаем для этих слов? Нарисуем вместо буквы о яблоко. 2) Чтение и анализ текста. Выборочное списывание: запись предложений про Яузу (можно сократить первое предложение). Проверка записанных предложений орфографическим чтением. Самооценка письменной работы после проверки. СТАРИК И ЯБЛОНИ Прочитайте текст в парах. Обсудите какая пословица выражает главную мысль текста. Докажите почему? Добро сотворить – себя увеселить. Жизнь дана на добрые дела. Добрые умирают, да дела их живут. Один человек роет колодец, тысячи людей пьют воду. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что вам нужно было сделать? – Удалось выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?
| Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ |
ΙV. Домашнее задание | Написать текст | |
V. Итог | – Вспомните, что нового мы сегодня узнали? – Чему научились? – Что повторили из того, что знали? – Какое задание показалось наиболее интересным? – А какое задание заставило задуматься? 4 4 – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД. – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – У кого после урока есть отметка в дневнике? – За что вы её получили? | ТООУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100
Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов....
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью ь. 1 класс Школа 2100
В данной презентации используется минутка чистописания, которая направлена не только на развитие навыков каллиграфии, но и на развитие логического мышления, воображения учащихся. Яркая, красочная през...
1 класс Обозначении мягкости согласных звуков на письме с помощью ь.
Урок русского языка в 1 классе УМК "Школа 2100". Презентация к уроку....
Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака".
Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака"....
Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.
Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью буквы Ь....
1 класс. Конспект урока по обучению грамоте «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о букве «Ь» и её особенностях.Планируемые результатыПредметные:- знать букву «ь»;-знать значение мягкого знака для о...
на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь".
тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.цель урока: формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове...