рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности (литературная студия "Русское слово") 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkoe_slovo.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РУССКОЕ СЛОВО»

Пояснительная записка

                        Рабочая программа составлена на основе Федерального

                       государственного  образовательного стандарта начального общего

                        образования с учётом современных действующих программ,

                        Примерной программы начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт началь-

ного общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим

направлением школьного образования. В Образовательной системе

«Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чте-

ния текста, основанная на природосообразной технологии форми-

рования типа правильной читательской деятельности. Рост эффек-

тивности применения названной технологии обусловлен специ-

альной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.

Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладе-

ние учащимися данной технологией, в процессе освоения которой

учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские

умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чте-

нию. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интел-

лектуального развития детей.

Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность

и может быть реализована через систему внеурочных развивающих

занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-

нравственной и социально ценной личности. Основным средством

этого развития выступает содержание текстов и способы работы с

ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр

универсальных учебных действий.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней

реализована авторская технология обучения детей продуктивному

чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирает-

ся на закономерности развития мыслительной деятельности детей и

логику работы с текстом:

 подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание

предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмо-

циональной направленности текста, выделение его героев по назва-

нию произведения, имени автора, ключевым словам, предшеству-

ющей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);

 первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание

в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуаль-

ными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия,

фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первона-

чальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной

окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное

чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, коммен-

тированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых

слов и др.);

17


 работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тек-

сту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение чита-

тельских интерпретаций произведения с авторской позицией,

выявление и формулирование основной идеи текста или совокупно-

сти его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опира-

ющихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащих-

ся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художествен-

ной формы).

Мнение авторов технологии совпадает с мнением К.Д. Ушинского,

который считал, что «эффективно то чтение, к которому ребёнок

подготовлен, в котором он заинтересован…». Каждый этап данной

технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллек-

туального развития детей 8–10 лет, но не имеет жёсткой привязки к

определённой возрастной группе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы

произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей

и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе

детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную

основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не

так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают.

В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренно-

го изменения читательских привычек юных читателей. Меняются

практически все характеристики детского чтения: статус чтения,

его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы

с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, моти-

вы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же

время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, неза-

висимо от формы её представления (печатной или электронной),

по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу

вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения

не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ

совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него,

эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребён-

ка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими госу-

дарственными задачами развития российской национальной куль-

туры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.

Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обу-

словленном структурой и содержанием технологии продуктивного

чтения. Программа является естественным дополнением начально-

го курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесо-

образна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвое-

ние определённого технологического содержания, но и обогащение

опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться,

социализация и воспитание учащихся.

Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности

учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе

совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.

Задачи программы:

– познакомить учащихся с технологией продуктивного

чтения;

– формировать умение читать тексты с использованием трёх эта-

пов работы с текстом;

18


– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чте-

нию книг;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в

процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирова-

ние», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыст-

ным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного

человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Теоретико-методологические основы программы строятся на

системно-деятельностном подходе.

Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведе-

ние регулярных еженедельных внеурочных занятий.

Участникам учебного процесса предложены

занятия 1 раз в неделю.

Формы реализации:

1. Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня обра-

зовательного учреждения.

2. Кружковая работа в учреждениях доп. образования.

При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуаль-

ного развития используются следующие виды деятельности: игро-

вая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная,

проектная, конструктивная.

Кратко перечислим педагогические методы, используемые в про-

цессе реализации программы:

– методы, повышающие познавательную активность младших

школьников;

– методы, направленные на повышение эмоциональной активно-

сти и мотивации деятельности детей при овладении универсальными

учебными действиями;

– методы и приёмы, способствующие установлению связи между

разными видами деятельности;

– методы коррекции и уточнения.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следу-

ющие компоненты:

– создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

– организацию рефлексии деятельности детей на занятии;

– применение парных и групповых форм обучения с учётом инди-

видуально-типологических особенностей учащихся.

Формы подведения итогов реализации программы: тесты, крос-

сворды, викторины, выставки рисунков. Закончить и обобщить

полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и

защиты проектов по теме «Дружим с книгой». Итак, система заня-

тий дополнительной образовательной программы  последовательно

обучает детей продуктивному чте-

нию, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголов-

19


ку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую

точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понима-

ние авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с

текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребён-

ку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой пред-

метной направленности: математики и истории, окружающего мира

и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста

в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать

как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию твор-

ческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно

решать жизненные задачи.

Основные разделы программы внеурочной деятельности

«Русское слово»

Тематический план занятий (34 ч)

20


Содержание разделов программы

Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о

настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книж-

ки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку.

Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок рас-

становки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки»,

21


«лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Ко-

решки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг.

Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта

длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей.

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и каче-

ства чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов

математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и

окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположе-

ний. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов.

Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое воспри-

ятие и понимание текста. Восприятие – активное включение чело-

века в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на про-

читанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения.

Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации.

Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и пред-

восхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предпо-

ложений.

Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые

слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские

умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чув-

ства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное

при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настрое-

ния: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого

«Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышля-

ем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом

Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по

ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Коммен-

тирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать,

мысленно рисовать, представлять события и их героев. Прак-

тическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в

круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа

с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию чита-

тельских умений.

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская

работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при-

думать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая

работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью

автора, его творчеством, историей создания книги.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта:

«Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга»,

«Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление

плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информа-

ции. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.

Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проек-

та. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.

Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

22


Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с

конкретным направлением, с социальной реальностью в повсе-

дневной жизни):

получение школьниками знаний о содержании трёх шагов техно-

логии продуктивного чтения, читательских умениях и способах раз-

метки текстов для ведения «диалога с автором».

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного

отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и

к социальной реальности в целом):

демонстрация навыков по применению читательских умений и

знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной

деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и

структуры технологии;

усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование»,

«диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность

самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, про-

являть интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бес-

корыстным поступкам, к природе, науке и искусству.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками

опыта самостоятельного социального действия):

приобретение опыта использования в практике основных чита-

тельских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования

своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способ-

ности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание соли-

дарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и

желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к

чтению книг.

Способы определения результативности программы: беседа,

наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня чита-

тельских умений

23


Литература

1. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмо-

лов. – М. : Просвещение, 2009.

2. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. 3–4 кл. / Е.В. Бу-

неева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся» (образо-

вательные технологии). – М. : Баласс, 2012.

3. Образовательная система «Школа 2100» – качественное обра-

зование для всех : Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельд-

штейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с.

4. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. :

Баласс, 2012. –160 с.

5. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Си-

мановский. – Ярославль, 1997.

6. Соболева, О.В. Беседы о чтении / О.В. Соболева // Начальная

школа Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11;

2009. – № 1.

7. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе / Н.Н. Светлов-

ская. – М. : Магистр, 2003.

8. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как обра-

зовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова,

Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –

С. 3 – 9.

9. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности млад-

ших школьников : Сборник психокоррекционных игр и упражнений

для детей 6–10 лет / Т.М. Щеглова. – Шуя, 1995.

Ресурсы сети Интернет:

1. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа:

http://www.school2100.ru/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт об-

щего начального образования. Режим доступа: http://www.edu.ru

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Алгоритм разработки рабочей программы по внеурочной деятельности ФГОС НОО"

Выступление на семинаре о внеурочной деятельности учащихся. Предоставляется алгоритм разработки программы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС Маскарад

внеурочная деятельность 1-4 класс МАСКАРАД...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Азбука истоков"

Направленность: социально-педагогическая. Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Доноведение"

Рабочая программа курса «Доноведение» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Гос...

рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС

Рабочая программа по внеурочной деятельности (экологическая лаборатория "Увлекательное краеведение" 2 класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС

рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС экологическая студия "Увлекательное краеведение" 3 класс...