Русский язык 2 класс Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Цель: познакомить учащихся с соответствием звука и буквы в ударном слоге и их возможным несоответствием в безударном слоге; выяснить необходимость проверки особенностей проверочного слова; формировать умение обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге; развивать ключевые компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок русского языка518.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

2 класс

Цель: познакомить учащихся с соответствием звука и буквы в ударном слоге и их возможным несоответствием в безударном слоге; выяснить необходимость проверки особенностей проверочного слова; формировать умение обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге; развивать ключевые компетенции.

Слайд-плакат:  Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Поставь под ударение!

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. (5 мин)

У: - Совсем мало времени пройдет и наступит Новый год!

А сегодня мы собрались с вами, чтобы встретить праздник  здесь,  в классе, а еще посоревноваться, показать свою смекалку, ум.

Соревноваться будем по командам.

Капитаны команд представьте свои команды.

( Слайд: Снеговики, снежинки, елочки, подарки)

        У: - А теперь, когда мы с вами уже познакомились, ответьте, что является главным украшением Нового года.( елка)

Слайд: Елка.

У: - Без кого невозможен Новый год?  ( Без Деда Мороза)

У: - Да,  без Дедушки Мороза и елки не горят

И нету без Мороза веселья для ребят.

Давайте позовем Дедушку Мороза.

( Дед Мороз мы ждем тебя)

Слайд: Дед Мороз с мешком.

С наступающим 2009 Новым годом!

Поздравляю всех детей!

Поздравляю всех гостей!

К вам пришел я не пустой

Мой мешок всегда со мной!

У: - Что в мешке у Деда Мороза, вы узнаете из песни.

( запись на магнитофоне или слайд, с записью отрывка песни и снежинок)

У леса на опушке

Жила зима в избушке

Она снежки солила

В березовой кадушке.

(Снежинки)

         У: - Да, снежинки.

За каждое правильное и быстро сделанное задание, команды будут получать от Деда Мороза снежинки. Только копить их будете не в березовых кадушках, а в новогодних ларцах.

Слайд: Экран соревнований в виде 4-х ларцов.

  1. Проверка домашнего задания. (5 мин)

У: - Дед Мороз объявляет первый конкурс « Домашнее задание)

Он хочет узнать,  все ли вы справились с домашним заданием?  

Капитаны команд проверьте,   все ли в вашей группе справились? ( Взаимопроверка).

       У: - Какое упражнение было задано? ( Упр. 196)

У: - Что там надо было сделать? ( Написать предложения в правильном порядке и озаглавить, получившийся текст.)

У: - Кто прочитает предложения в правильном порядке?

У: - Как озаглавили текст?

У: - У всех ли так?

У: - За правильно выполненные домашние задания, команды получают по снежинке.

Слайд: “Экран соревнований»

  1. Словарная работа. (5 мин)

У: - Назовите-ка ребятки месяц в этой вот загадке.

Год кончает

Зиму начинает? ( Декабрь).

     У: - Ребята, а какое сегодня число и месяц? (22 декабря)

У: - Запишите в тетради

  22 декабря

Классная работа

У: - Поставьте ударение в слове декабря.

Подчеркните безударные гласные.

У: - Какие это гласные? ( е, а)

- Мы можем проверить безударный гласный е? (нет)

- Если мы ее никак не можем проверить, то, что мы будем делать? (запоминать ее)

- Значит это, какое слово (словарное)

- Какая безударная гласная еще есть? (а)

- Мы ее будем запоминать или проверять? (проверять)

- Как будем проверять? ( Подберем проверочное слово – декабрь)

  1. Постановка задачи. (1 мин)

- В слове декабря две безударные гласные, чем отличаются? (одну можно проверить, а другую нет).

      - Как мы проверили безударную гласную а? (Ударением)

- Так вот, мы сегодня весь урок будем работать над правописанием безударных гласных.

     У: Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Слайд: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

     У: Безударный хитрый гласный

Слышим мы ее прекрасно,

А в письме какая буква

Здесь поможет нам наука

Гласный ставь под ударение

Чтоб развеять все сомнения

Слайд - плакат

У: - Прочитайте и запомните.

  1. Тема. (15 мин)

1) Беседа о безударных гласных

- Безударный гласный в словах произносится не отчетливо. Для проверки слово надо поставить под ударение. В ударном слоге гласный произносится в два раза дольше, с большей силой и более отчетливо, чем в любом другом слоге. Он как бы больше остальных.  

     _ Если представить себе, что слово это поезд, то безударные слоги это маленькие вагончики, а ударные – большие.

- Хорошо живется ударной гласной, все ее отчетливо слышат и правильно пишут. А как быть бедняжкам безударным, они очень обижены. Помогите им ребята, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчетливо зазвучат, что правильно написать не составит труда. Только не забудьте при этом изменить слово, а не просто поставить ударение на безударные гласные.

Слайд:

Река-реки

Окно-окна

Ряды - ряд

Ковер – коврик

Цветной-цвет

Темнота – темный

У: - Деду Морозу очень нравится, когда дети играют в хоккей, и он объявляет второй конкурс «Забей гол».

Слайд: Забей гол

С_ды

Р_ды

П_ньки

Д_жди

Л_сты

К_за

П_тно

Ст_на

Пл_та

Ск_ла

К_тенок

Т_гренок

Зв_рек

Гр_знуля

Гр_чата

Дв_ри

М_чи

Гр_бы

Сл_ды

Вр_чи

У:  Каждая команда доказывает правоту своих голов, т.е. устно подбирает проверочные слова.

Слайд: Проверка

У: - За правильные ответы получаете звездочки.

Слайд: “Экран соревнований»

У: - Что интересного заметили? У каждой команды проверочные слова, чем отличаются от проверяемых слов? (Безударные гласные стали ударными).

      У:  - Какие гласные мы забили в ворота? (а, о, е, и, я)

У: - Какие это  гласные? (Безударные гласные, проверяемые ударением).

У: - Дед Мороз хочет вам помочь запомнить эти безударные гласные, и зажигает необычные огоньки на елке.

Слайд: Гирлянды из гласных а, о, е, и, я

  1. Минутка чистописания.

У: - Давайте эти буквы свяжем одной веревочкой и запомним, что эти безударные гласные нужно проверять. Запишем их так, как дедушка Мороз украшает окна узорами. ( Показываю на доске или на слайде)

      У:  - Сколько безударных гласных записали? (5)

      У:  - Как их будем проверять? ( Ударением)

      У:  Сколько безударных гласных запомним? (5)

  1. Физ. минутка.

1,2,3,4,5

Все мы встали поиграть.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

И попрыгаем скорей,

Чтобы стало веселей

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

  1. Работа в тетради.

У: Спишите, вставив пропущенные гласные.

Слайд: C/р..

Ст_ляр сделал стол.

Дв_рняжка стережет двор.

В к_рмушке был корм.

Из к_нюшни вышел конь.

С_довник вырастил сад.

В с_лонку высыпали соли.

(Взаимопроверка)

3 конкурс Деда Мороза называется «Родня».

Слайд: Снег

У: - Подберите к слову снег слова,  которые произошли от этого слова. За каждое правильно подобранное слово снежинка от Деда Мороза.

Слайд c правильными ответами.

   У: Давайте украсим елку елочными игрушками, но только теми название, которых мы сможем проверить. Чья команда больше игрушек повесит на елку.

4 конкурс Деда Мороза « Укрась елку»

Слайд: У каждой команды по  3 названия игрушек.

Звезда

Шары

свеча

Снеговик

Сова

колокольчик

Снегурочка

Лисенок

бельчонок

Снежинка

Хлопушка

часы

У: За каждое правильно подобранное проверочное слово получаете снежинку.

Слайд с правильными ответами и украшенной елкой.

  1. Работа по книге.

- Откройте книги на стр.104, 105.

- Найдите упр.197.

- Кто прочитает задание? (Подготовься к письму по памяти)

- А теперь давайте порадуем Деда Мороза и прочитаем ему хором стихотворение о зиме в этом упражнении.

6) Домашнее задание.

- Дома подготовьтесь к письму по памяти по  упражнению 197.

  1. Итог урока. 3 (мин)

Слайд: елка

- Посмотрите на елку и скажите, какие гласные мы сегодня проверяли?  (а, о, е, и, я)

- Как мы их проверяли? (Ударением)

Слайд-плакат

- Прочитайте  и запомните правило.

- Сегодня победила команда……

Слайд экран соревнований.

Итак, урок наш подошёл к концу.

Вы сегодня все работали хорошо!

- Дед Мороз очень рад тому, что вы так хорошо учитесь, и приглашает вас на елку 27 декабря.

- А теперь ему надо улетать к другим детям, чтобы тоже пригласить их на елку.

- Дружно на прощание

Скажем ему «До свидания!»

Слайд улетающего деда Мороза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...

Урок русского языка. 2 кл."Правописание безударных гласных, проверяемых ударение".

ТипТип урока: включение в систему знаний Цели: -обобщить и систематизировать грамматический материал по данной теме;             -закрепит...

Дидактическая игра "футбол" по теме "Правописание безударного гласного, проверяемого ударением"

Игра позволит закрепить правописание безударного гласного, проверяемого ударением...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных...

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" 3 класс

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"...

Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК "Школа России"

Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь...