проект 1 класс Азбука - к мудрости ступенька
проект по русскому языку (1 класс) по теме

 

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо понятия  «обучение на всю жизнь» появилось другое– « образование через всю  жизнь». Понятно, что ученик современной школы должен  прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы. Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления собственной личности, ее творческой индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_1_klass_azbuka_-_k_mudrosti_stupenka.zip79.1 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект коллективной работы первоклассников

 во  внеурочной деятельности кружка

 « Язык родной, дружи со мной!»

Проект

 « Азбука – к мудрости ступенька»

Разработала: учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2 г. Сызрани.

 Столярова Наталья Александровна

г. Сызрань 2014 год

Детей надо учить тому,

 что пригодится им, когда они вырастут.

Аристипп

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо понятия  «обучение на всю жизнь» появилось другое– « образование через всю  жизнь». Понятно, что ученик современной школы должен  прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы. Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления собственной личности, ее творческой индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся и их индивидуальным особенностям и возрасту.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими, реализовывать. Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать  метод учебных проектов, как технология развития умений учиться.

Основные требования, выдвигаемые  к проекту учащихся:

1. наличие социально значимой задачи (проблемы): исследовательской, информационной, практической.

2.    наличие  плана действий по разрешению проблемы, проектирование  самого проекта,  определения вида продукта и формы презентации

3.    наличие  исследовательской деятельности учащихся, т.е. поиск, обработка, осмысление и представление информации ребенком или проектной группой.

4.    наличие  продукта деятельности.

5.  наличие  презентации готового продукта (умение представить его слушателям).

Таким образом, проект – это “пять П”: 

 Проблема Проектирование (планирование) – Поиск информации –

Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Важное правило класса:  продукт проектной деятельности  должен использоваться на  уроках и дополнительных занятиях;  обязательное оформление тематических выставок по предметам.

Цель проекта –  создание условий для выявления наиболее одарённых учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей через исследовательскую и проектную деятельность.

Исходя из цели,  я наметила следующие задачи:

  • Научить работать в ситуации  сотрудничества в паре, уметь высказаться , уметь выслушать товарища ,доказать свою точку зрения.
  • воспитывать интерес к углубленному изучению предметов;
  • развивать навыки научно- исследовательской  работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • поддерживать контакт с родителями, помогать и корректировать полученный результат.

 Планируемые результаты проектно – исследовательской деятельности у учащихся начальных классов

Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения

- умение самостоятельно привлекать    знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи

Навыки оценочной самостоятельности

-умение оценить свою работу  и работу своего товарища

Умения и навыки работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

Презентационные умения и навыки

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

В 2013 году исполнилось1150 лет со дня возникновения славянской письменности на Руси. Это значимое событие в истории Русского государства и в развитии культуры нашего народа. Воспитание гражданина не может быть успешным без познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры, которая создавалась предшествующими поколениями. Поэтому  считаю, что детей с ранних лет необходимо приобщать к родной культуре, поддержания их познавательной инициативы. На уроке заниматься исследованиями не всегда удобно из – за нехватки времени, поэтому можно реализовать всё во время внеурочной деятельности.

Проект – совместно коллективная  творческая работа, решаемая конкретную проблему в ходе разнообразной исследовательской деятельности, результат который обобщается и систематизируется, закрепляется продуктом  деятельности.

 Я рассматриваю проектную деятельность как личностно-ориентированное вариативное обучение, направленное на развитие творчества, его коммуникативных умений, навыков поисково-исследовательской деятельности в процессе сотрудничества, который обхватывает образовательные области, режимные процессы, игры и труд. В педагогическом процессе широко используется метод проекта – один из видов совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

 Проект «Азбука – к мудрости ступенька» позволил мне познакомить детей с культурой, как неотъемлемой частью истории, образом жизни наших предков в дописьменный период.

С целью расширения кругозора детей и мотивации на поисково-познавательную деятельность, развития активности, инициативы, самостоятельности обсуждалась тема «Азбука -  к мудрости ступенька», которая позволила сформулировать проблему познавательной деятельности с привлечением к ее реализации детей.

Разработка проекта проходила в несколько этапов: 

- Подготовительный – Обсуждение плана мероприятий в связи с юбилейной датой, сбор информации по теме.

Основной (исследовательский)  – Обогащение знаний детей в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности при взаимодействии с родителями.

Заключительный – защита творческих проектов, праздник « Прощание с Букварём», показ презентации проекта,  выставка работ детей.

Совместная деятельность с социумом: взаимодействие с детским садом, экскурсия в библиотеку имени С. Я. Маршака. 

Следует отметить,  что именно в проектной деятельности  ребёнок раскрывается, максимально используя свои возможности, работает в группе, отстаивает свою точку зрения, заинтересовывает ребят продуктом. Принимая участие в исследовательских конкурсах. Ребята получают различные сертификаты, дипломы, грамоты, что положительно влияет на их учебную мотивацию, добавляя при этом их в  портфолио, которое является обязательным в условиях реализации ФГОС.

 Как показывает опыт работы,  проектно – исследовательский метод  наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, делая обучение развивающим и интересным.

Путешествие первое

 « Азбука - к мудрости ступенька»

Тема: «Письменность в древние времена»

Цель занятия:

 познакомить учащихся с древними способами общения людей;

с разными способами передачи информации до появления письменности;

 убедить в трудности использования данных видов послания (письма) на расстоянии;

 вызвать интерес к прошлому, к познанию истории письма;

создать условия для общения детей в группе во время путешествий.

Последовательность работы

Учитель :

 Хочешь все узнать на свете?

Азбуку открой!

Буквы там, совсем как дети,

Заняты игрой.

Буква-мама, буква-дочка,

 Между ними знак – Запятая или точка?

 Сделай первый шаг!

Учитель: Желаете ли вы стать путешественниками или первооткрывателями,  или исследователями? Вот сейчас мы с вами отправимся в путешествие по маршруту проекта.

Учитель : А хотите ли вы узнать, как люди научились читать?

                Для этого нам нужно узнать друг друга поближе;

                Выучить азбуку и научиться читать;

              Научиться работать в команде;

              Научиться выступать и защищать продукт своего труда

Учитель: Что будет главным результатом нашего труда?

Конечно, знания, проект, продукт  работа в команде и масса положительных эмоций.

 А девизом путешествия  будет :

Давайте смеяться,

Давайте дружить,

Давайте учиться

И весело жить!

Учитель: Для начала мы с вами проведём речевую разминку при помощи скороговорки. Сначала читаю я вам, а потом вы мне читаете  хором и по одному.

Речевая разминка « Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Создание проблемной ситуации для изучения темы

Учитель:   А  сейчас мы немного поиграем. Представьте, что вы древние люди, которые не знают языка, и с помощью рук, мимики, жестов, звуков передайте следующие ситуации: «Хочу спать», «мне жарко», «болит голова».

Вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие к древним людям и узнаем, как же они научились  общаться. Станем исследователями тайн появления письменности. В древности люди не умели писать, читать, не было алфавита, и им приходилось общаться разными способами. Вначале люди общались с помощью жестов и звуков (слайд №1,2,3).

Игра «Через стекло»  учащиеся общаются сначала в паре, затем выходят вперёд и показывают мимикой и жестами  свою информацию.

Учитель: В древности люди использовали язык сигналов и знаков: например, камень у входа означал «Не входить!»; дым костров разной высоты предупреждал об опасности; сломанные ветви деревьев обозначали путь охотника и др. Давайте придумаем свой язык сигналов для ситуаций: «Не надо ссориться!», «Давай дружить!»

Дети договариваются в группе и  рисуют рисунки. Древние люди общались с помощью различных предметов, но так можно общаться, если люди находятся рядом друг с другом. Как можно сообщить нужную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (Высказывания детей.)

Физкультминутка

Учитель: Послушайте легенду о персидском царе Дарии. Как-то он получил послание от скифов (был такой древний народ). Послание включало четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелу. На древнем языке мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрела – отказ от войны. Как же понимать это послание от скифов? Царь Дарий рассудил так: скифы в знак смирения принесли ему в дар землю, воду и небо. Однако один из мудрецов истолковал послание скифов по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачите в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Оказалось, что мудрец прав. Легенда показывает, что послания-предметы можно понять по-разному, и поэтому они неудобны в использовании.

Дети выполняют игровое задание: передать информацию с помощью этих предметов (ель, медведь, лодка, стрела), составить предметное письмо.

Учитель: Со временем люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное. Тогда они эти предметы стали рисовать (наскальные рисунки; показ альбома). Так с помощью рисунка люди передавали информацию друг другу: как прошла охота, какой был улов и др. Славяне также использовали рисуночное письмо. Дети выполняют игровое задание – рисуют письмо на тему «Как прошел мой день» (читают свои письма друг другу).

Учитель: Постепенно от рисунка люди перешли к знакам-символам: например, слово «человек» передавали изображением человека ( слайд №4,5,6,7,8).Эти знаки называются иероглифами – каждый обозначал слово и вырезался на дощечке или табличке (показ древнего письма, выполненного на глиняной табличке). Догадайтесь, что изображено вместо букв?

Дети выполняют игровое задание: написать письмо, предварительно договорившись, какой знак какое слово будет обозначать.

Учитель: Памятные дощечки называли бирками для записей, люди носили их с собой, на них делали зарубки, пометки, чтобы не забыть важную информацию. С тех пор возникло выражение «зарубить на носу». Как вы его понимаете? Да, это значить запомнить раз и навсегда.

Рефлексия

Учитель:

 Понравилось ли наше занятие?

Что  вы сегодня узнали нового на занятии?

Понравилось ли вам общаться друг с другом в паре и группе?

Понравилось ли вам выступать перед учениками?

Путешествие второе

«Изобретение и возникновение русского алфавита»

Цель: Познакомить со славянской азбукой, которую создали братья Кирилл и Мефодий, и с распространением письменности на Руси; формировать познавательную активность детей; вызвать восхищение величием подвига первоучителей; воспитывать уважение к предкам.

Последовательность работы.

Речевая разминка

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Учитель: Долгое время наши предки обходились без письма, они общались друг с другом, рассказывали о том, что видели или слышали, а вот записывать свои мысли не могли, потому что не было азбуки. Сведения разного рода черпали из песен, сказок, гаданий, сказаний. Как вы думаете, для чего нужна письменность? (Высказывание детей.) Со временем накопилось много знаний, запомнить все сложно, нужно было их записывать. Вспомните, как люди передавали информацию друг другу? Как общались? (предметное письмо, иероглифы). Понятно ли было такое письмо? (Ответы.) Да, рисунки для всех слов трудно и грамотно по ним нелегко учиться. Братья Кирилл и Мефодий из далекого греческого города Салоники совершили великое дело – создали славянский алфавит и научили людей писать. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит (показывает) и применяли его к звукам славянского языка, поэтому многие наши буквы внешне похожи.

 Первая славянская азбука – глаголица, от слова «глагол», что означает «речь», «говор». Она имела те же буквы, но со сложным написанием (показ). Затем возникла кириллица. (Дети рассматривают буквы, узнают, что каждая имела имя и напоминала о словах, которые забывать нельзя.) Так славяне получили письменную азбуку – кириллицу, которую назвали память одного из ее создателей. Славянские азбуки с легкостью мог выучить любой человек, поэтому они быстро распространились среди разных народов.

На Руси было открыто много школ, где взрослые и дети обучались письму. А как образовалось слово «азбука»? (По первым буквам «аз» и «буки».) В Москве открыли памятник братьям Кириллу и Мефодию на Славянской площади. Почему о них помнят? (Братья принесли на Русскую землю письменность, приобщили народы к культуре). Кирилл и Мефодий говорили: разве не для всех светит солнце? Разве не для всех идет дождь? Разве не всех кормит земля? Значит, все люди равны, и всем нужна грамота. Вы согласны с этими словами? (Высказывание детей.) Возникновение письменности на Руси послужило развитию грамотности народа, распространению книжного дела

Учитель: Первыми изобретателями алфавита считается  страна Финикия, располагавшаяся на восточном побережье Средиземного моря, известная как страна торговцев и отважных мореплавателей. Купцам и мореплавателям нужна была простая и надёжная письменность.2 тыс. лет назад финикийцы создали буквенно-звуковое письмо. Алфавит состоял из 22 простых по написанию согласных букв. Финикийцы хорошо знали египетское письмо и клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму. Но эти письмена казались им сложными - нужно было что-то более доступное, практичное.

Создание проблемной ситуации

Когда-то, в русском дореформенном алфавите буквы назывались словами: «аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, земля…». Аз – «я», буки – «буквы, письмена», веди – «познал» (знать, ведать). «Аз, буки» — вот вам и слово «Азбука». Объединяя смысловые значения первых трёх букв «Азбуки» — аз, буки, веди, получаем следующую фразу: «Я знаю буквы». Вот как расшифровывается слово «Азбука».

Учитель: Почему наши предки рисовали на стенах рисунки, а не писали буквами как мы?

 Вот цель нашего занятия  - познакомиться с создателями русского алфавита. Долгое время наши предки обходились без письма, они общались друг с другом, рассказывали о том, что видели или слышали, а вот записывать свои мысли не могли, потому что не было азбуки. Сведения разного рода черпали из песен, сказок, гаданий, сказаний. Как вы думаете, для чего нужна письменность?

Дети: (Высказывания детей.)

Учитель: Со временем накопилось много знаний, запомнить все сложно, нужно было их записывать. Вспомните, как люди передавали информацию друг другу? Как общались?

Дети: Было предметное письмо, иероглифы , рисунки на камнях.

Учитель: Понятно ли было такое письмо?

Дети: Да, рисунки для всех слов нарисовать  трудно и грамотно по ним нелегко учиться.( слайд 10, 11)

Учитель: Братья Кирилл и Мефодий из далекого греческого города Салоники совершили великое дело – создали славянский алфавит и научили людей писать. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит (показываю) и применяли его к звукам славянского языка, поэтому многие наши буквы внешне похожи.

Первая славянская азбука – глаголица, от слова «глагол», что означает «речь», «говор». Она имела те же буквы, но со сложным написанием (показ). Затем возникла кириллица. (Дети рассматривают буквы, узнают, что каждая имела имя и напоминала о словах, которые забывать нельзя.) Так славяне получили письменную азбуку – кириллицу, которую назвали в  память одного из ее создателей. Славянские азбуки с легкостью мог выучить любой человек, поэтому они быстро распространились среди разных народов.

На Руси было открыто много школ, где взрослые и дети обучались Дети: По первым буквам «аз» и «буки».

письму.  Учитель: А как образовалось слово «азбука»?

 

 

Физкультминутка

Учитель: В Москве открыли памятник братьям Кириллу и Мефодию на Славянской площади. Почему о них помнят?

Дети: Братья принесли на Русскую землю письменность, приобщили народы к культуре.

Учитель: Кирилл и Мефодий говорили: « Разве не для всех светит солнце? Разве не для всех идет дождь? Разве не всех кормит земля? Значит, все люди равны, и всем нужна грамота». Вы согласны с этими словами?

Дети: (Высказывание детей.)

Учитель: Возникновение письменности на Руси послужило развитию грамотности народа, распространению книжного дела.

Практическая работа в парах:

 Ребята раскрашивают буквы славянской письменности цветными карандашами и оформляют выставку работ на доске.

 Рефлексия

Учитель:

 Понравилось ли наше занятие?

Что  вы сегодня узнали нового на занятии?

Понравилось ли вам общаться друг с другом в паре и группе?

Путешествие третье

«На чём люди  писали раньше».

Цель: Создание условий для выступления учеников с найденными сообщениями.

Задачи: создать презентацию о материалах для письма;

              показать технологию письма на  глине(пластилине);

              рассказать об истории возникновения бумаги.    

Последовательность занятия

Речевая разминка скороговорка

У ежа и у ёлки иголки колки

Проблемная ситуация

Учитель: Куда же люди записывали информацию и сохраняли до наших времён?

Ребята приготовили нам небольшие сообщения, давайте их послушаем.

Исследовательская деятельность детей

Ученик 1:

Люди писали на гладко выструганных дощечках, на глиняных плитках, на пальмовых листьях, на коже животных. Писали на том материале, который легче найти или изготовить.

Самый древний писчий материал — это пергамент, свежая баранья кожа. Рабам приходилось немало помучиться, чтобы пергаментная полоска получилась хорошей: ее мыли, соскабливали с кожи весь жир, обмакивали в гашеную известь, сушили на деревянной раме и полировали. Только после такой обработки на пергаменте можно было писать.

Пергамент был дорог, и постепенно его перестали применять.

Ученик 2:

 В руинах древнего Вавилона нашли глиняную табличку. На ней клинописными знаками было написано': «Я голодаю, пришли мне пшеницы и кунжута».

Этой табличке около четырех тысяч лет. Она небольшая по размеру, и доставить ее адресату было, очевидно, не так уж трудно. А как быть, если письмо оказывалось длинным и не умещалось на одной дощечке? Вес письма становился очень внушительным.

Да и сам процесс письма был нелегким делом. Первые глиняные дощечки-письма появились в Месопотамии. Писец брал сырую дощечку с гладкой поверхностью и палочкой выдавливал на ней текст. Потом дощечку сушили на солнце или обжигали в печи. После этого ее обмазывали слоем глины и на нем писали имя адресата. Затем шел повторный обжиг. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.

Практическая работа учащихся на дощечке с пластилином ребята пишут стержнем от ручки.

Ученик 3:

В древнем Египте писали на папирусе. Сырьем для него служил тростник, растущий в долине Нила. От нижней части тростника, находившейся в воде, отделяли тонкие, гибкие и прозрачные полосы длиной около пятидесяти сантиметров. Их укладывали рядами так, что полосы соединялись краями. Когда получался квадрат, на него накладывали еще слой полос, но уже перпендикулярно к первым. Весь лист просушивали и шлифовали при помощи раковины или куска слоновой кости. Затем его пропитывали растительным клеем и колотили по нему колотушкой, чтобы он стал тонким. После этого лист сушили на солнце. На тщательно отполированной и гладкой поверхности папируса писец рисовал иероглифы. Чернилами ему служили водяные краски.

Научиться писать и читать иероглифы, было очень сложным делом. Помимо  труда и времени, для этого требовались и немалые способности. Поэтому писец в Египте пользовался большим уважением и почетом. Писцы нередко занимали большие должности, были среди них министры, философы, архитекторы, ученые.

При всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным, изготовлять его было нелегко. И, несмотря на это, он применялся очень долго, дольше многих других материалов,  пригодных  для  письма.

Ученик 4:

Римляне и греки писали и на свинцовых листах, а позднее — на восковых дощечках. Восковая дощечка имела некоторые преимущества перед глиняными дощечками, папирусом, свинцовыми листами. Дощечка делалась из самшита, бука или слоновой кости и слегка выдалбливалась наподобие блюдечка. В углубление наливали растопленный воск, окрашенный в темный цвет. Воск быстро застывал, и тогда писец наносил на него знаки. Такое письмо после прочтения можно было стереть и на том же воске написать ответ.

Но восковая дощечка страдала и очень существенным недостатком: она не могла гарантировать длительное сохранение текста. Однако прожила она довольно долго. Даже в XII веке в Париже еще работала фабрика, изготовлявшая такие дощечки.

Физкультминутка

Учитель (презентация)

Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых.

Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Но некоторые исторические сведения позволяют предположить, что бумага была известна в Китае и до него.

Об изобретении бумаги существует несколько любопытных китайских легенд. Одна  из них говорит, что еще до Чай Луня ее умел делать некий раб из Восточного Туркестана. Когда об этом доложили императору, тот как будто сказал:

— Если рабы узнают, что один из них сделал столь великое открытие, они слишком много возомнят о себе.

И император приказал сохранить в тайне имя раба, а самому изобретателю придумал «почетную» смерть. На острой золотой пластинке была выгравирована благодарность императора за выдающееся открытие. Раба заставили проглотить эту пластинку, и он умер.

Но легенда легендой, а имя Чай Луня действительно записано в истории. Китайцы настолько ценили его изобретение, что даже причислили этого человека к лику богов, воздвигали в честь него храмы.

Чай Лунь делал бумагу из шелка. Очевидно, он считал его наиболее подходящим для этой цели, так как раньше шелк был основным материалом для письма. Этим и объясняется, что большая часть древних китайских литературных памятников написана на шелковых свитках.

Затем на изготовление бумаги пошло льняное и конопляное тряпье и древесная кора. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Виновному в разглашении тайны угрожала смертная казнь.

Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги проникла в мусульманские страны. Было это в 751 году, когда арабы разбили китайское войско и пленные китайцы рассказали победителям об этой тайне.

От арабов секрет распространился среди европейских народов. Первое бумажное производство в Европе возникло в XI веке в Испании, в городе Валенсии. Испанская бумага в XIII веке проникла во Францию и Италию. Вначале ее применяли только для нотариальных актов. И не потому, что относились к ней с недоверием, а из-за ее дороговизны.

Постепенно производство бумаги совершенствовалось. В этом особенно велика заслуга итальянцев. В XV и XVI веках бумагоделательные мастерские в городе Фабриано были самыми лучшими в Европе. Бумага стала дешевой, доступной и производилась в большом количестве. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.

 Рефлексия

Учитель:

 Понравилось ли наше занятие?

Что  вы сегодня узнали нового на занятии?

Понравилось ли вам общаться друг с другом в паре и группе?

Понравилось ли вам выступать перед учениками?

Путешествие  четвёртое

    «Первые книги на Руси»

Цель: Показать значение книг в жизни человека

Задачи: Рассказать детям о первой рукописной  книге;

             Рассказать о первопечатнике Иване Фёдорове;

             Проанализировать  значение    пословиц  о книгах;

             Показать презентацию старинных книг    

               

Последовательность занятия

Речевая разминка скороговорка

У пчелки, почему нет чёлки?

Отвечаю почему

Чёлка пчёлке ни к чему

Учитель: Отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита (Книга)

Что для вас значит книга?

 О чем рассказывают книги?

 Вы прочтёте в школе и узнаете много нового из книг.

 Да, книги учат человека мудрости, делают нас умнее.

 Какие вы знаете пословицы о книгах?

Работа в парах. Соедини пословицу и объясни, как ты её понимаешь.

Испокон веков  книга растит человека.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Хорошая книга – лучший друг.

С книгой жить – век не тужить.

Ум без книги, что птица без крыльев.

Физкультминутка

Учитель: 
Зачитывает стихотворение М. Ильина «Две книжки».

В каждом деле, в каждой хате,

В городах и на селе

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего!

Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить!

Учитель:

Книги появились давно, но не сразу приобрели привычный вид ( показ старинной книги). Когда появился алфавит, начали создавать рукописные книги. В давние времена это было трудным делом, писцы переписывали отдельные листы книги не один год. Требовалось много времени и труда, чтобы аккуратно, буква к букве переписать от руки толстую книгу. В давние времена писцы писали гусиным пером из левого крыла птицы (показ).

Почему? (Удобно держать в руке)

Потом листы соединяли, сшивали и одевали в переплеты—деревянные доски , обтянутые кожей. Художники их разрисовывали и украшали драгоценными камнями. Появились выражения: «Прочесть книгу от доски до доски», «Написано пером—не вырубишь топором», Как вы их понимаете? Древние книги красивые и дорогие, их бережно хранили. Передавали по наследству. Прошло немало лет, прежде чем появились буквы-печатки и люди научились печатать книги на станках, открылись мастерские и типографии. Назовите первопечатника Руси. Одной из первых книг был русский букварь.

 Учитель: Какие бывают книги?

 В современной жизни используют электронные книги, аудиокниги и др. Только благодаря книгам до нас дошли произведения древнерусской письменности. Как надо относиться к книгам? (Ответы)

 Рефлексия

Учитель:

 Понравилось ли наше занятие?

Что  вы сегодня узнали нового на занятии?

Понравилось ли вам общаться друг с другом в паре и группе?

Понравилось ли вам выступать перед учениками?

Путешествие пятое

 «Современные виды письменности»

Цель: Показать учащимся современные виды письма.

Задачи: рассмотреть дорожные знаки, повторить правила дорожного движения;

              познакомить с азбукой Морзе;

              рассказать об азбуке для незрячих детей.  

             показать слайдовую презентацию

Последовательность  занятия

Речевая разминка скороговорка

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Съел молодец 33 пирога, да всё с творогом.

     

Учитель: Дорога человечества к письменности была долгой и трудной. Все приобретённые знания люди успешно применяют в повседневной жизни. Что это за знаки давайте их отгадаем. (Слайд12)

Дети: Не сигналь. Пешеходный переход. Проезд на велосипеде запрещён.

Учитель: Это дорожные знаки, пиктограммы понятны людям, говорящим на разных языках. (Слайд13). Из комбинации точки и тире получилась азбука Морзе.

Моряки составили Международный свод сигналов из флажков и семафорной азбуки. Луи Брайль придумал азбуку для незрячих людей. (Слайд 14) Стремительно развивается электронная письменность. Люди пишут друг другу электронные письма, общаются в социальных сетях.Смайлы сегодня один из самых популярных способов выражения эмоций в электронном письме.

Вот сегодня мы свами будем на занятии учиться выражать эмоции в виде смайликов, т. е рисовать лица весёлых, грустных, а может быть и удивлённых людей.

 Рефлексия

Учитель:

 Понравилось ли наше занятие?

Что  вы сегодня узнали нового на занятии?

Понравилось ли вам общаться друг с другом в паре и группе?

Понравилось ли вам выступать перед учениками?

Путешествие  шестое

«Весёлые буквы» Защита проектов.

Праздник «Прощание с Букварём»

Фотоотчёт проекта.

Цель: Создание условий для выступающих с проектами

Задачи :  создание микрогрупп учащихся;

                показать учащимся различные виды проектов;

               научить детей слушать друг друга, сотрудничать в группе.

                   РефлексияC:\Users\Илья\Desktop\прощайБукварь1класс\SAM_2691.JPG

Учитель:

 Понравилось ли наше занятие?

Что  вы сегодня узнали нового на занятии?

Понравилось ли вам общаться друг с другом в паре и группе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Азбука - к мудрости ступенька"

Презентация для внеклассного мероприятия "Азбука -  к мудрости ступенька" ...

Азбука- к мудрости ступенька.

Сценарий мероприятия для первоклассников....

Азбука к мудрости ступенька.

«Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться». В конце февраля в нашей школе проводится традиционный праздник для первоклассников - "Прощание с А...

Урок-праздник "Азбука – к мудрости ступенька"

Формирование интереса к урокам чтения, развитие мыслительные операции, речи, творческих способностей учащихся, формирование умения слушать друг друга....

Конспект урока в 1 классе "Азбука- к мудрости ступенька"

Форма урока: урок-праздник.Тип урока: обобщение изученного материала. Цель урока: воспитание положительного отношения к чтению,...

Сценарий праздника Азбука-к мудрости ступенька"

Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для 1 класса....

Азбука к мудрости ступенька.

Обобщающий урок по обучению грамоте.Необычен этот урок и потому, что на этом уроке дети прощаемся с  первой школьной книгой – с «Азбукой»....