урок русского языка в технологии проблемного обучения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Попова Валентина Степановна

Урок подготовлен и проведен в технологии проблемного обучения. Тема урока "Сложные слова" 3 класс, по программе "Школа 2100". Рассматриваются разные точки зрения на проблему, сколько корней в слове "мухоловка". Путем практических действий и выводов раскрывается тема урока. На уроке используется презентация по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya-_russkiy_yazyk.pptx176.59 КБ
Файл prilozhenie_3.24.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс Попова Валентина Степановна учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом

Слайд 2

мухоловка

Слайд 3

Сколько корней в слове мухоловка? Один корень Два корня МУХОЛОВК МУХ и ЛОВ

Слайд 4

Какой вопрос возникает? Что это за слова? Один или два корня в этом слове? Какую цель ставим на уроке?

Слайд 5

Ловит мух Выделите корни в этих словах

Слайд 6

Есть ли корни мух- и лов- в слове «мухоловка»?

Слайд 7

Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

Слайд 8

Как можно назвать слова, которые состоят из двух корней?

Слайд 9

Сложные слова Самовар , пешеход, вертолет, камнепад, теплоход, огнетушитель, книголюб, самокат

Слайд 10

На какие группы можно разделить эти слова?

Слайд 11

От чего зависит, какая буква будет стоять между корнями в сложном слове? Сам о вар Тепл о ход Сам о кат Вел о пробег Верт о лет Книг о люб лед о ход Пеш е ход Пут е шественник Земл е коп Камн е пад Везд е ход Огн е тушитель Пол е вод

Слайд 12

Правило: Сложные слова – это……. Между корнями в сложных словах может стоять соединительная гласная …. или ….. Это зависит от ……….

Слайд 13

Соединительные гласные Е после мягких согласных и шипящих О после твердых согласных

Слайд 14

Вставить соединительную гласную в сложные слова: тепл . ход, пар.воз , скор.варка , пыл.сос , лист.пад , везд.ход , пут.водитель , сам.лёт , мыш.ловка , Волг.град

Слайд 15

Составьте сложные слова с корнями : пад , вод, лист, ход, воз, вар, сам, сад, пар, тепл , мор, лёт, кат, каш, скор, цвет

Слайд 16

Чему научились на уроке? Какие слова называются сложными? Как определить, какая соединительная гласная стоит между корнями в сложных словах? Что было трудным? Кто может похвалить себя за урок?

Слайд 17

Домашнее задание: Придумать 10 сложных слов С этими словами придумать три предложения

Слайд 18

ЛИТЕРАТУРА: Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева , О.В. Пронина Русский язык 3 класс . Москва, изд. Баласс , 2008г. Е.В.Бунеева , М.А. Яковлева. Русский язык (методические рекомендации для учителя 3 класс). Москва, изд. Баласс , 2008г . Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику « Русский язык» Интернет-ресурсы: htt://ibc/lynveds/com/photo/e



Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом Республики Коми

Попова Валентина Степановна

Урок русского языка в технологии проблемного обучения  в 3 классе  

по теме «Сложные слова»  по программе «Школа 2100»

    Цели урока: дать понятие «сложные» слова

                           научить детей отличать сложные слова от других

                           узнать, как образуются сложные слова

    Задачи урока:     познакомить ребят со способом образования «сложных»      слов, научиться писать соединительные гласные в «сложных» словах

                                 

   Планируемые результаты:

Предметные:  - научиться отличать сложные слова от других слов; научиться составлять сложные слова из заданных корней; научиться писать соединительную гласную между корнями в сложных словах.

- Метапредметные:  - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- планировать свои действия для выполнения задания;

- соотносить свою работу с образцом при работе;

- учиться  работать в группе:  развивать  умение слушать и слышать партнёра,  договариваться.

Личностные: - проявлять интерес к  русскому языку;

- выявить причины затруднений и пути выхода из них. 

Ход урока:

Орг. момент :

- Как мы будем работать на уроке, выберем себе пословицу – девиз нашего урока:  «Работать спустя рукава» или «Работать не покладая рук»?

Актуализация знаний:  

 Девиз выбрали и теперь ответьте на вопрос:

- Что такое корень слова?

– Как найти корень в слове?  Что для этого надо подобрать?  Ребята получили задание определить корень слова в слове «мухоловка». Лена выделила в этом слове корень «мухололов», а Федя выделил два корня: «мух» и «лов». Кто  из них прав? (выдвижение гипотез)

- Знаете ли вы, кто такая мухоловка? (предположения детей)

- Оказывается, есть такая птица (слайд №2)

- Почему ее так назвали?  (выдвижение гипотез)

- Как вы думаете, сколько корней в слове «мухоловка»? (слайд №3)

- Какой вопрос возникает? Какая цель урока? (слайд №4)

-  Выделите корни в словах «ловит»,  «мух» (слайд №5)

- Есть ли эти же корни в слове «МУХОЛОВКА»? (слайд №6)

-  Так теперь мы можем сказать, сколько корней в слове «мухоловка»? (слайд № 7)

    Действительно, птицу назвали так, потому что она охотится на летающих насекомых: на мух, на бабочек и даже на стрекоз. Птица усаживается на веточке и время от времени совершает короткие броски за летящими насекомыми. Гнездится мухоловка в большинстве районов Европы и в Западной Азии. Зимует в Африке и на юго-западе Азии. На фотографии мы видим представителя серых мухоловок, а на самом деле они разных видов и окрасок.

 -  Встречались ли вам в жизни слова, в которых не один, а два корня? (ребята приводят примеры)

 - Как можно назвать такие слова? (гипотезы) (слайд №8)

- Это сложные слова. Почему их так назвали?  Какая тема урока? Какие цели поставим на уроке?

 - Посмотрите на сложные слова на экране и скажите, как они образовались? (слайд №9)

- На какие группы их можно разделить? (рассматриваются разные варианты. Если затрудняются увидеть, задается вопрос, какая буква между корнями слов?) (слайд №10)

- От чего зависит, какая буква встанет между корнями в сложном слове? (слайд № 11)

-Какое правило можно вывести из сказанного и увиденного? (слайд № 12)

- Сравним наши выводы с выводами по учебнику ( учебник, с.   )

- Вывод о соединительной гласной в сложных словах (слайд № 13)

физминутка

Самостоятельная работа: написать слова, вставить соединительную гласную в слова и объяснить написание (слайд № 14).

- Как надо было рассуждать? (повторение правила по слайду № 12)

- Теперь попробуем сами составить сложные слова из данных корней (устно, по группам) -  (слайд № 15). Называть, какая соединительная гласная понадобится и почему. Запишите по памяти, какие слова из составленных запомнили (самостоятельная работа по группам).

- О чем надо было помнить, когда записывали слова?

 Работа по учебнику, закрепление.

Самостоятельная работа по учебнику

Рефлексия: ( слайд №16)

- С чем познакомились?

– Какая была тема урока?

- Какие цели ставили на уроке?

- Кто доволен своей работой?

- Какое у вас настроение после урока? Нарисуйте смайлик, оцените себя.

Домашнее задание (слайд № 17)

- Придумать 10 сложных слов, с тремя из них составить предложение.

Литература, использованная на уроке:

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык 3 класс. Москва, изд. Баласс, 2008.

2. Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык (методические рекомендации для учителя 3 класс). Москва, изд. Баласс, 2008г.

3.  Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику « Русский язык» Москва, изд. «Баласс», 2007г.

4. Интернет-ресурсы: htt://ibc/lynveds/com/photo/e

5. А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». Москва, изд. Просвещение, 2006 год.

                                 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по технологии диалогового взаимодействия

Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диа...

«Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения»

Педагогический проект на тему «Формирование орфографической зоркости обучающихся 1-4 классов на уроках русского языка посредством реализации проблемного обучения» является актуальным.Перед учителем на...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...

Эссе «Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающего обучения»

Эссе "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку через технологию развивающегося обучения"...

План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида

План-конспект урока русского языка в технологии коллективного обучения в школе VIII вида для детей с интеллектальнвми нарушениями. Это урок в 8 классе по теме "Прилагательное"  урок зак...