Словарная работа на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Черкашина Ирина Богдановна

Работа над словом – один из приёмов развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи как способ развития мышления

Никогда ещё дети не нуждались

так в обогащении языком, как

нуждаются они в наши дни, когда

жизнь всесторонне изменяется,

создаётся множество нового, и всё

требует новых словесных форм.

А.М.Горький

      Одна из важнейших задач современной школы состоит в том, чтобы давать глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Знание русского языка- основа обучения в школе.

       Одной из главной задач обучения родному языку является развитие речи учащихся. Речь- основа всякой умственной деятельности. Работа над правильным произношением, над выразительностью устной и письменной речи, над обогащением словаря, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков русского языка в начальных классах.

         Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может развиваться без языкового материала. Знание слова помогает человеку мыслить. Мышление и речь неразрывно связаны, но это не значит, что они совпадают. Это доказывается тем, что одну и ту же мысль мы можем выразить разными словами.

Работа над словом – один из приёмов развития речи.

      Дети, поступающие в школу, имеют определённые знания об окружающей действительности, но круг этих знаний и представлений очень мал, и задача школы заключается в том, чтобы этот круг расширить и на этой основе расширить и словарь ребёнка. Большое значение имеет словарная работа. Объектом словарной работы является слово. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, - писал К.Д.Ушинский, - темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения,

 и всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

       Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Однако словарной работе в школе уделяют подчас мало внимания, нередко она носит случайный эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленно, чем того хотелось бы.

       «Словарная работа» - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка», - писал известный учёный – методист А.В.Текучев.

         Школьная программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом уроке должны проводиться словарно – орфографические упражнения.

Приёмы словарно – орфографической работы.

   Некоторые слова являются для учащихся трудными не только с точки зрения их правописания, но незнакомыми или малознакомыми по значению. Словарно – орфографическую работу нельзя сводить только к механическому заучиванию правописанию слов. Более рациональной является такая работа, когда в процессе изучения правописания слов детям предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют цели лексические, т.е. направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на расширение словаря учащихся.

    Для раскрытия лексического значения слова использую в своей работе следующие приёмы:

  • Показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа).
  • Замену данного слова синонимом.
  • Разбор слова по составу.
  • Замену данного слова описательным оборотом.

    Самый рациональный приём – замена слова синонимом. Это приём наиболее экономный, самый эффективный метод обогащения словаря учащихся.

Приучая пользоваться описательным оборотом, учу детей логике речи, вырабатываю умение давать чёткие, логически стройные объяснения, т.е. развиваю мышление и речь.

     Для закрепления правописания непроверяемых орфограмм и обогащения словаря могут быть использованы следующие приёмы:

  1. включение нового слова в предложение, составление предложений;
  2. образование от данных корней слов различных частей речи;
  3. распределение слов по частям речи, по типам склонения или спряжения, по родам;
  4. подчёркивание непроверяемых орфограмм;
  5. группировка по орфограммам;
  6. группировка слов по месту ударения;
  7. подбор однокоренных слов;
  8. включение новых слов в письменные (проверочные и творческие) работы;
  9. подбор синонимов (антонимов);
  10. проговаривание по слогам и другие.

Эти виды работ можно использовать как в классной, так и в домашней работе.

Содержание словарно – орфографической работы в каждом классе определяется кругом слов с непроверяемыми написаниями в программе по русскому языку.

      Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания указанных в программе слов только в том случае, если, во-первых, применять разнообразные приёмы изучения и закрепления, во-вторых, если систематически проверять умения учащихся безошибочно писать изученные ими слова.

     В русском языке имеется большое количество общеупотребительных слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Их написание не связано с произношением, не регулируется применением правил. Но из этого нельзя делать вывод, что эти слова можно только механически заучивать, что работу над ними нельзя связать с изучением грамматики, расширением словаря.

Работа со словами складывается из следующих этапов:

  1. Первоначальное знакомство со словом.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слова.
  3. Проверка усвоения написания слова.

От того, как будет организованно первоначальное знакомство со словом, зависит многое, т.к. чем лучше, интереснее оно пройдет, тем больше внимание учащихся привлечёт.

Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изученным на уроке грамматико- орфографическим материалом. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связанном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Диктант - основной вид словарно-орфографической работы на уроке.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографической работы (особенно на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний, учащихся о словах с непроверяемыми написаниями) считаю диктанты. В своей работе использую следующие виды диктантов:

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на доске или карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант:

  1. учащиеся называют изображённый предмет, объясняют написание слова и записывают;
  2. учитель показывает карточку-картинку, дети называют предмет, записывают слово, выделяют в слове безударную гласную и ставят ударение;
  3. учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют орфограмму, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух с заданием: выписать только названия животных (растений, явления природы, и т.д.), слова с безударной гласной е (о,а,я,и).

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают её, объясняют, по каким признакам отгадали, записывают слово-отгадку, выделяют орфограммы.

Диктант по памяти:

  1. записать по памяти слова, обозначающие название инструментов (животных, людей, т.д.)

  1. записать по памяти слова, в которых безударная гласная е (о,а,я,и).

Творческий диктант. Заменить определение, одним словом. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.

Лексические упражнения.

Помимо перечисленных словарных диктантов использую в своей работе упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли правильно использовать их в своей речи. Привожу примеры таких упражнений.

  1. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов:

Вот и лето подоспело - земляника покраснела. Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. Но если вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

  1. Причитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложения со словами любой пары:

Морковь – морковка, жёлтой – желтоватый, чёрный – чёрненький, корова –коровёнка, сверкать –сверкнуть.

  1. Объясните, кого так называют:

Библиотекарь, тракторист, шофёр, комбайнёр.

  1. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря»

Сапоги, ботинки – это обувь, а…,- это одежда. Заяц, -это звери, а…,-это птицы. Пенал, …-это учебные принадлежности, а…,-это инструменты. Морковь,-это овощи.

Организация работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами.

Вот примеры упражнений такого типа:

  • Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном.

Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

  • Найдите в предложениях слова, противоположные по смыслу.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

  • Подберите к каждому из слов близкое по значению слово:

Друг – товарищ, узор-…, труд-…, торжество-…, холод-…, боец-….

  • Подберите к каждому из сов противоположное по значению слово:

Справа-…, сверху-…, завтра-…, здравствуй-…, пожалуйста-… .

После выполнения перечисленных заданий предлагаю детям как грамматико – орфографические задания (подчеркнуть буквы, определить части речи и т.д.), так и задания по развитию речи (написать по памяти, составить словосочетания, предложение с любым из слов).

Игра - эффективный приём для закрепления правописания.

При изучении слов из «Словаря» предлагаю детям игры «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?» и другие.

«Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те, в написании которых вы уверены.

«Кто лучше?»  К словам подберите подходящие имена прилагательные (глаголы, существительные): сирень, помидор, яблоко, огурец, осина.

«Кто быстрее?» К данным словам подобрать противоположные (близкие) по значению слова из «Словаря».

Справа-…, сверху-…, завтра-…, здравствуй-…, пожалуйста-… .

«Кто быстрее и правильнее?» Подобрать подходящие по смыслу слова, записать словосочетание:

Жареный-…, восточный-…, солёный-…, и т.д.

«Кто больше?» Вспомнить загадки, отгадками к которым являются слова из словаря. Загадай товарищам.

Вспомнить пословицы, стихи, в которых встречаются словарные слова.

Игра «Цепочка слов»

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Берёза – автобус – север – рисунок – капуста – альбом – молоко - огурец.

Найди в слове гастроном другие слова.

Образец: гном, гора, гром, сом, нога, сто, нора, март, матрос, морс, рот и др.

Игра «Запомни и запиши»

На столе лежат 8 различных предметов. Учащиеся рассматривают предметы. Затем должны по памяти записать всё увиденное. Самопроверка: учитель перечисляет предметы, а учащиеся подсчитывают количество верно записанных слов.

Игра «Видел, слышал»

На доске записаны слова в столбик под названием «Видел». Учитель говорит ребятам, что они сейчас прочтут 5 слов и столько же, но других слов, услышат от учителя. Надо постараться запомнить и те, и другие слова.

«Видел»                                            «Слышал»

Книга                                                   ученик

Ручка                                                  перо

Тетрадь                                              буква

Учитель                                             указка

Яблоко                                               вишня

Использование этимологического анализа в работе над словом.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Работу при этом строю, соблюдая следующие этапы:

  1. Выделение нового слова из пословицы, поговорки, загадки, чтение слова, Звукобуквенный анализ.
  2. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы, деление слова на слоги для переноса.
  3. Этимологическая справка.
  4. Подбор однокоренных слов.
  5. Составление и запись предложения с новым словом, разбор этого предложения по членам предложения.

Например:

  1. Семьдесят одёжек и все без застёжек.

-Что это?  (капуста)

Капуста, ка-пус-та- 3 слога, 7зв., 7б.

  1. Огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящий из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.
  2. Своё название капуста получила от латинского слова «капут», которое имело значение «голова», «кочан».

Капуста- «капут» -голова, головка капусты.

  1. Капуста, капустный (лист).
  2. На нашем огороде выросла замечательная капуста.

В этой работе опираюсь на опыт, знания детей, их умение работать со словарём. В домашнее задание включаю новое слово, предлагая детям найти стихи, загадки, пословицы с этим словом. Такая работа позволяет закрепить знание правописание нового слова. Использую такую работу в системе, убедилась, что дети хорошо, достаточно быстро и прочно усваивают написание таких слов, как берёза, воробей, город, завод, коньки, карандаш, ягода и т.д.

Орфографические пятиминутки.

Есть у Егорки чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи

Есть у него и топор с долотом-

Может Егорка построить дом.

Люблю б…рёзку русскую,

То светлую, то грустную.

Х…зяйка однажды с б…зара пришла,

Х…зяйка с  б…зара  д…мой  прин…сла:

К…ртошку, м…рковку, к…пусту, г…рох,

Петрушку и свёклу. Ох!

Где ул…цу надо тебе перейти,

О правиле помни простом:

С вниманьем налево сперва посмотри

Направо взгляни потом.

Ребята принесли в лукошке

Овёс, гречиху, просо, крошки.

Снегирь, синица, воробей

Благодарят за корм детей.

-Найдите слова из словаря. Подчеркните орфограммы.

Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечёнными от жизни.

Изучая слова «завтрак», «обед», «ужин» обращаем внимание на уроке на правила поведения за столом, придумываем меню для праздника, называем любимые блюда.

Слова «шофёр», «шоссе», «трамвай», «автомобиль», «дорога» беру на урок одновременно. Урок строю как путешествие или вспоминаем правила дорожного движения.

Для изучения слов «заяц», «медведь», «лисица» отправляемся в лес, а со словами «корова», «петух», «собака» - в деревню к любимой бабушке и оттуда пишем письмо родителям. Таким образом, у детей вырабатывается осмысленное отношение к слову.

Работа над орфографическим словарём.

     Для успешного формирования навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями необходима целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Эту работу начинаю с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Учиться работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

    Знакомство со словарём провожу в конце периода обучения грамоте. Работая с «Орфографическим словарём», составленным П.А.Грушниковым, предлагаю самые простейшие задания: найти и прочитать слова на букву я, правильно соблюдая ударение; из  данного столбика слов (слова записаны на доске или на карточках) выписать известные тебе слова, составить с некоторыми из них предложения; выписать несколько слов на заданную букву, пользуясь словарём.

При выполнении творческих письменных работ разрешаю пользоваться словарём.

В словарной работе нам помогают наши помощники-словарики. Но они у нас не простые, а с подсказкой, с рисунком.

В первой части словарика дети записывают словарные слова и по мере возможности стараются выполнить «иллюстрацию» к новому слову.

Вторая половина словарика- творческая. Ребёнок фантазирует, иллюстрирует, придумывает целую сказку с определённым словом, значит, его память надолго сохранит всё то, что творчески помогало ему работать.

Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся- учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.

Разнообразные формы и методы работы вызывают интерес к слову в частности, к предмету «Русский язык» в целом, а также делают словарную работу результативной.

Фрагмент урока по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Работа в группах.

-Послушайте загадку: Снег на полях,

                                       Лёд на реках

                                    Ветер гуляет

                                             Когда это бывает?  (Зимой)        

-А каких только развлечений не бывает у ребят с приходом зимы. Какие зимние игры детей вы можете назвать?

-Вот и мы сейчас с вами поиграем и слепим снеговиков. А для этого вам надо поработать со словарными словами.

-Образуйте группы по рядам

Каждая группа получает информационный лист с заданием и перфокарту – снеговика.

Задание:

  1. Вспомните правила работы в группах.
  2. Вставить буквы.
  3. Составить рассказ на тему: «зима».

1группа                     2 группа                    3 группа

б…рёза                  л…пата                         в…робей

м…роз                   п…льто                        в…рона

п…года                  с…поги                         с…рока

д…кабрь               х…ккей                         сн…гирь

ул…ца                  к…ньки                         с…ница

Проверка. Сигнальные круги. Оценить работу групп.

Результатом работы над словом считаю и повышение интереса учащихся к предмету «Русский язык». Я стараюсь, чтобы каждый урок был обучающий, развивающий и воспитывающий. Главное в работе, на мой взгляд, -это продуманная система обучения и воспитания, направленная на всестороннее развитие у детей творческих способностей.

Список литературы.

  1. М.Р.Львов. Правописание в начальных классах. –М,1996г.
  2. И.А. Александров. Работа над трудными словами в начальных классах
  3. М.М. Разумовская. Над чем работают учителя русского языка.
  4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.
  5. Журналы Начальная школа»
  • № 3- 1997 г.
  • № 11- 1999г.
  • № 6 – 1990г.
  • № 6 – 2000г.
  • №3 -  2001г.
  • № 8 – 2004г.
  1. В.В.Лайло Развитие памяти и повышение грамотности.

Оглавление.

Теоретическая часть.                                    Стр.

  1. Развитие речи, как способ развития                                    1

мышления.

  1. Работа над словом – один из приёмов

развития речи.                                                                            2

  1. Приёмы словарно – орфографической

работы.                                                                                        3

Практическая часть.

1.Диктант – основной вид словарно-

орфографической работы на уроке.                                       5

       2. Лексические упражнения.                                                  6

3. Игра – эффективный приём для закрепления

правописания.                                                                           7

 

4. Использование этимологического анализа

    в работе над словом.                                                         11                                                

6.Орфографические пятиминутки.                                       12                      

7. Работа с орфографическим словарём.                              13                      

9. Фрагмент урока по теме: «Правописание слов с            

безударными гласными в корне».                                         16

                         

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...