Урок русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Малышкина Ирина Александровна

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание частицы НЕ с глаголами". Урок усвоения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_.docx80.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Цели урока.

Образовательные:

расширить знания детей о служебных частях речи

углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

воспитание культуры учебного труда

создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

Развивающие:

развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

развивать навыки точного употребления глаголов в речи

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку

Запись в тетради числа.

2. Чистописание (Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)

На доске:

и, от, об, под, за, на, над, перед, не

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

Учитель: Внимательно посмотрите на первую строчку чистописания.

– Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

Дети: Это служебные части речи.

– Верно. Эти слова не называют ни предметы, ни признаки, ни действий. К ним нельзя поставить вопрос. Это служебные части речи. А какие именно и для чего они служат?

Ответы детей. Союзы  – … Предлоги  – …Частица.

 – Теперь прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Ответы детей.

– НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?

3. Постановка цели урока

– Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.

– Спишите в тетрадь эти две строчки, раскрыв скобки и соблюдая каллиграфию

Учащиеся выполняют задание учителя.

– Проверьте, все ли правильно написали (На доске)

– Итак, тема сегодняшнего урока (на доске):

Правописание частицы НЕ с глаголами.

А сейчас я расскажу вам  сказку о влюблённом глаголе и гордой частице НЕ, которая называется «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", - а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она ему: "Не верю".

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" - и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.

(по Ф. Кривину)

4. Организация восприятия и осмысления новой информации.

А теперь давайте понаблюдаем  за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.

На доске записаны пословицы без НЕ:

Кто … работает, тот … ест.

Семеро одного … ждут.

 – Прочитайте эти пословицы. Найдите глаголы.

Дети: Работает, ест, ждут.

– Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?

– Почему вы так считаете?

Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.

Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.

 – Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?

Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.

 – Почему вы так считаете?

Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.

 – Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)

– Обобщите пожалуйста ваши рассуждения.

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.

– Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

Чтение правила стр.206

А сейчас наш ученик прочитает стихотворение В.Агафонова:

Глаголу нравится ЧИТАТЬ,

 ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ!

 Глаголу очень нравится всё делать очень живо…

 Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива!

 Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ,

 НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ,

 Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ,

 Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ.

 глагол же, не любя безделья,

 С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО!

Последние слова дети говорят хором.

6. Но некоторые глаголы так и не смогли расстаться с частицей НЕ. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл и написание.

Потчевать велено , (не)волить грех.

Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.

Плохо можется, коли (не)здоровится.

- Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится».

Запишите их правильно. Помните об исключениях.

7. Физкультминутка.

Из-за парт все встали дружно,

 но шуметь совсем не нужно.

 Ноги вместе, руки вниз.

 Упражненья начались.

Если я назову глагол с частицей НЕ, которые пишутся отдельно, вы поднимите руки вверх и покачаете руками.

Если я назову глаголы. которые пишутся с частицей НЕ слитно или другую часть речи, то вы повернётесь к соседу и возьмётесь за руки.

Не шуми, некоторые, не прячь, не дразнись, негодовать, не стреляй, недоумевать, не отступай, не унывай, нелепый, не теряй.  

Дети выполняют упражнения под музыку .

 – Молодцы. Все тихо сели и в учебник посмотрели.

Дети открывают учебник по закладке.

8. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении (Работа с учебником)

Выполнение упражнения стр. 207 упр.522 по заданию учебника.

– На прошлом уроке мы составляли предложения о правильном поведении на уроке  с использованием инфинитива.

– Вспомните несколько предложений.

Дети: Нельзя вертеться и разговаривать с соседом.

            Нельзя отвлекать разговорами своего соседа.

            Нельзя раскачиваться на стуле.

            Нельзя подглядывать в чужие тетради.

 А теперь составьте  предложения, используя частицу НЕ.

– Какая орфограмма помогла правильно написать глаголы?

Дети: Частица НЕ пишется с глаголами отдельно.

9. Закрепление(работа по  карточкам в группах)

1 группа.

Впиши в предложения пропущенные глаголы, используя слова для справок.

1. Мама сегодня легла спать пораньше, ей _____________.

2. В лесу весна ещё _________, снег ещё ___________, подснежники ________.

З. Федя __________, куда могли подеваться все ребята.

Слова для справок: недоумевал, не наступила, не расцвели, не растаял, нездоровится.

2 группа.

Впиши в пословицы глаголы. Определи, слитно или раздельно нужно писать не.

(не) видал - (не) бывал

 Кто на море _________, тот и горя _________.

 (не) шути - (не) верь

 С огнём _________, ветру _________.

 (не) говори - (не) знаешь

 О чём __________, о том ______________ .

3 группа

Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.

Волков бояться – того (не) говори.

 Чего (не) знаешь – ищи добра.

 (Не) ищи красота – в лес (не) ходить.

 Шила в мешке – (не) накинешь платок.

 Друга иметь – (не) утаишь.

 На каждый роток – себя (не) жалеть.

Проверка на доске.

- Задания были разными, но что объединяло ваши карточки? (Глаголы с частицей НЕ)

9. Итог урока (словесный репродуктивный метод)

– Какова была тема урока?

– Какие новые правила вы усвоили на уроке?

– Прочитайте правила  воспитанных людей, которым  вы можете научить своих младших товарищей?

Не ругайтесь, не деритесь,

 не стоните, не дразнитесь,

 не кричите, не спишите,

 вместе НЕ не напишите!

10. Домашнее задание к следующему уроку.

– Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.

А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника. Стр 206, упр.525

Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

А теперь, ребята, посмотрите на доску. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе и приклейте стикер нужного цвета рядом со своей фамилией.

 Красный – отлично

 Зелёный – хорошо

 Синий – удовлетворительно

- Все согласны  с данными оценками? Если нет, то объясните почему.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...