Мини-сочинение о весне. Урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Трусова Ольга Николаевна

Групповые технологии

 

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации познавательной коллективной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

И. Б. Первин выделил 5 уровней учебно-познавательной коллективной деятельности:

1.     Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2.     Работа в статичных парах.

3.     Групповая работа (на принципах дифференциации).

4.     Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5.     Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovye_tekhnologii_r.r.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые технологии

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации познавательной коллективной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

И. Б. Первин выделил 5 уровней учебно-познавательной коллективной деятельности:

  1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
  2. Работа в статичных парах.
  3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
  4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
  5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

Классификационные параметры технологии

 

По уровню применения:  все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся.

По характеру содержания: проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

По категории обучаемых: все категории.

Акценты целей.

  • Обеспечение активности учебного процесса.
  • Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Концептуальные позиции.

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии, как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которой невозможны распределение, обмен и взаимопонимание. Благодаря которым планируются адекватные в учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
  • взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию, и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации.

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания.
  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)
  • Инструктаж о последовательности работы.
  • Раздача дидактического материала по группам.
  1. Групповая работа.
  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  • Распределение заданий внутри группы.
  • Индивидуальное выполнение задания.
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
  • Подведение итогов группового задания.
  1. Заключительная часть.
  • Сообщение о результатах работы в группах.
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  • Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы, и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Разновидности групповых технологий.

  1. Групповой опрос, который проводиться для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы.

Во время группового  опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа проходит вполголоса.

  1. Общественный смотр знаний. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп. Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Выдается план смотра с указанием видов работ и список учащихся. Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. Все ответы и поправки в группе учитываются и оцениваются жюри.

  1. Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала между двумя командами одного класса или параллельных классов.

Ведущий–учитель задает вопрос одной стороне, отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнять ответы. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

  1. Диспут. Организация диспута основана на столкновении разных мнений (как минимум, две разноречивые позиции)

Правила ведения дискуссии:

  • Я критикую идеи, а не людей.
  • Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.
  • Я сначала выясню все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на  проблему.
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Ведущий обязан предоставить слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. Диспут не требует ни выставления отметок,  ни принятия решений.

Его цель – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и другие.

При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (ассистенты, лаборанты) – хорошо успевающие ученики, проявляющие желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий учитель должен хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений в коллективе).

 


Развитие речи.

Мини-сочинение о зиме (3 класс)

Цели:

  1. Формирование умения составлять текст-описание.
  2. Развитие умения исправлять ошибки, редактировать текст (исправлять ошибки в передаче содержания текста, его структуре, построении предложений, точном употреблении слов и их написании).
  3. Расширение словарного запаса учащихся.
  4. Формирование у учащихся умения слушать и правильно оценивать сочинения своих товарищей.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Объявление темы урока.

Задача нашего урока – написать сочинение о зиме.

  1. Рассаживание по группам.

На отдельной парте перевернутые картинки с изображением (шаблоном): сосульки, снежинки, снеговика, елки, снежка. Взяв картинки, ребята объединяются в группы.

  1. Музыкальный отрывок.

Звучит грамзапись П. И. Чайковского «Времена года».

  • Напишите на отдельном листочке все ассоциации, которые возникли у вас при прослушивании музыки.
  • Покажите свои записи соседу слева, справа.
  • Составьте 2 словосочетания и подарите их классу. (словосочетания вывешиваются на доску)

(Хрустальный звон, белые снежинки, пушистый снег, серебристые деревья, глубокие сугробы, веселые снегири, вальс снежинок, зимняя свежесть и т. д.)

-Запишите те словосочетания, которые вам понравились.

  1. Работа с природным материалом.

              (Учитель раздает ветки ели).

  • Посмотрите, потрогайте, понюхайте ветки ели и запишите ваши ассоциации.
  • Покажите соседу слева, справа. Вернули себе.
  • Составьте 2 словосочетания и подарите их классу.

(Морозный свежий хвойный запах, колючие иголки, снежный ковер, свежесть леса, запах ели, запах Нового года.)

  1. Работа по картине.
  • Рассмотрите 3 картины на доске: (дети катаются с горки; зимний лес; снег около дома)
  • Запишите те ассоциации, которые возникли у вас при рассмотрении картин.
  • Покажите соседям. Прочитали, верните работы.
  • Запишите себе то, что понравилось у соседа. Запишите себе еще 2 словосочетания, которые выбрала вся группа.

(Ледяная горка, веселые зимние забавы, грустная зима, белое покрывало, зимний спящий лес, снежный ковер)

  1. Задание для всей группы.
  • На общем листочке напишите слова, которые начинаются на эти буквы.

З – заморозки, зимняя забава, зелень

И – иней, игры, изморозь, иголки

М – мороз, метель, мерзлота, мороженое

А – Ах! (когда чем-то восхищаемся – междометие)

  • Прочитайте записи классу (остальные группы дополняют)
  • Если каких-то слов у вас нет, допишите.

  1. Пробный текст.
  • Зиму можно нарисовать (художники), почувствовать, услышать (композиторы).
  • Перед вами картины о зиме, опорные слова и словосочетания, веточки ели.

Все это поможет вам написать первый пробный текст-сочинение о зиме. Я включу музыку, а вы пишите. Первую строчку оставьте свободной.

  • Покажите соседу слева ваше сочинение, пусть он его прочтет, озаглавит, на той строчке, которую вы пропустили.
  • А теперь то же самое сделает сосед справа (рядом на той же строчке, напишет свое название к тексту товарища). Отдали.
  • Обведите то название, которое вам понравилось больше. Проверьте свою работу, исправьте ошибки, если они есть.

9.Запись текста в чистовик.

  • Возьмите заготовки-снежинки из середины стола, напишите название и свой текст о зиме (10 – 15 мин.) на снежинках.
  • Прикрепите к доске свои снежинки–сочинения. (Ребята выходят).
  • Кто хочет прочитать свои сочинения всему классу? (чтение сочинений)
  • Чьи сочинения вам понравились?

10.Рефлексия. ( У каждого на листочках написаны вопросы).

  • Что понравилось на уроке?
  • Когда было трудно?
  • Чем удивил вас этот урок?

11.Организационный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сочинение - описание "Весна идёт"

Данный урок был проведён мною в рамках областного конкурса "Учитель года-2008" в 4 классе....

Урок развития речи во 2 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Словесная зарисовка «Вот и весна».

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет какие-то знания, но и умеет пользоваться этими знаниями в жизни, который умеет общаться и обладает...

Урок развития речи в 4 классе. Тема:"Весна".

Урок развития речи в 4 классе по теме "Весна". Уметь задавать вопросы и отвечать на заданные вопросы. Вести диалог....

Урок развитии речи в 1 классе. Тема: "Весна."

Урок развитие речи в 1 классе для глухих детей.На уроке формируют навык беглого чтения, учатся отвечать на вопросы предложениями из текста, называть приметы весны,составлять описание погоды с опорой н...

Презентация к уроку развития речи "Моя весна"

Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен...

презентация к уроку развития речи 2 класс школы 1 вида "Занятия детей весной"

Эта презентация поможет првести урок увлекательно. Она облегчит овладение грамматическими категориями для детей с нарушением слуха....

презентация к уроку развития речи 2 класс школы 1 вида "Признаки весны"

Красочная презентация поможет увлекательно и результативно провести урок развития речи у детей с нарушением слуха....