Открытый урок письмо и развитие речи + презентация по теме: "Слова, обозначающие предмет".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

План-конспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, обозначающие названия предметов.

Цели:        

1. Обобщить и систематизировать знания о словах, которые отвечают на

вопросы «Кто?», «Что?»; формировать потребность писать грамотно.

2. Коррекция и развитие мышления путём установления общего

свойства ряда предметов, коррекция мелкой моторики пальцев рук на

основе упражнений для рук.

3. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность, уверенность в своих возможностях.

 Оснащение урока: интерактивная доска, предметные картинки, карточки.

  • визуальная наглядность (предметные картинки);
  • магнитофон (аудиозапись мелодия П. И. Чайковского «Вальс цветов»);
  • персональный компьютер;
  • раздаточный материал (заготовки макета дерева, цветов, ягод);
  • мультимедиа средства (экран, проектор, аудиозапись, видеозапись);
  • интерактивная доска.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

(Звучит композиция П. И. Чайковского «Вальс цветов».)

- Представьте, что вы маленькие семечки.

(Дети садятся закрывают ладошками щёки.)

- Садовник очень бережно относится к семечкам, поливает их, ухаживает за ними.

- С первыми лучами солнышка семечки начинают расти, появляются первые листочки.

(Дети поднимают руки вверх.)

- Стебелёк растёт.

(Дети потягиваются, расправляют плечи.)

- И вот наступает радостный момент: появляется первый цветок.

(Дети разводят руки в стороны, показывая, как распускается цветок.)

- Цветок распустился, он улыбается солнцу.

(Дети улыбаются друг другу.)

- Как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите?

- Давайте произнесём волшебную фразу «Я хочу много знать».

Слайд 1.

- Я желаю вам успехов.

II. Введение в тему урока.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы начинаем большую работу над творческим проектом «Сад». Первое дерево, которое посадим в нём, будет «грамматическое».

Слайд 2.

- В нашем саду будут расти чудесные деревья, необыкновенной красоты цветы. У каждого на парте – макет нашего сада. С ним вы сегодня будете работать.

- Ребята, какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Какие бывают слова?

- А как различить слова?

- Рассмотрите картинки.

- Назовите их.

- Поставьте к ним вопросы.

Слайд 3.

- Скажите одним словом, что изображено на картинках?

- На какие две группы можно разделить данные предметы?

Слайд 4.

Слайд 5.

- Определите тему урока.

- Тема нашего урока «Слова, обозначающие названия предметов».

Слайд 6.

- Сегодня на уроке мы не только повторим, но и получим новые знания о словах, обозначающих названия предметов. Будем писать, играть, работать с предложениями и со словами.

III. Актуализация изученного материала.

Пальчиковая гимнастика.

- Для того чтобы красиво писать мы должны подготовить свои пальчики.

Упражнение «Ягоды».

- Поочередно перебирайте пальцы рук, как будто снимаете ягоды с веточки.

- Выполняйте упражнение от большого пальца к мизинцу на одной, затем на другой руке.

                С ветки ягодки снимаю,

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко,

Я попробую немножко.

- Молодцы!

- Ребята, прочитайте заголовок. Давайте его допишем.

- Какое сегодня число? Продолжите предложение «Грамматический сад посажен…».

Слайд 7.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Минутка чистописания.

- Сначала посадим травку в нашем саду.

- Напишите букву «Яя», одну заглавную и одну строчную.

- Что вы знаете об этой букве?

- А теперь давайте к букве «я» присоединим букву «г».

- Какое это будет соединение?

- Теперь к букве «я» присоединим букву «л».

- Какое это соединение?

- Ребята, запишите заглавную и строчную буквы «Яя» вместе и обведите их в кружок, продолжайте узор до конца строки.

Слайд 8.

- Красивая травка в саду получилась?

- Молодцы!

Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Слайд 9.

- Что это?

Слайд 10.

- Ребята, а какие ягоды вы знаете?

Слайд 11.

- Прочитайте слово.

- Какая буква пропущена?

(Один ученик на интерактивной доске записывает слово, ставит ударение, подчеркивает непроверяемую гласную букву, которую нужно запомнить, делить слово на слоги, остальные выполняют работу в тетрадях.)

- Запишите слово «ягода».

- Поставьте ударение.

- А теперь произнесите это слово.

- Написание какой буквы не совпадает с произношением?

- Подчеркните опасную букву.

- Сколько в слове гласных? Какой можно сделать вывод?

- Разделите слово на слоги. Запишите в тетрадь.

- Составьте предложение со словом «ягода».

- Прежде, чем записать, скажите, как пишется начало предложения? Что поставим в конце предложения?

- Запишите предложение.

(Другой ученик на интерактивной доске записывает составленное предложение, остальные выполняют работу в тетрадях.)

- И теперь, ребята, в нашем «Грамматическом саду» появились ягоды.

- Прикрепите их.

Слайд 12.

IV. Физминутка для глаз и дыхательная гимнастика.

- Закройте глаза и представьте, какие красивые цветы будут в нашем саду.

- Откройте глаза. Посадите цветы. Давайте насладимся их ароматом.

- Вдохните аромат цветов. Вдох. Подул ветерок. Выдох.

- Вот какие ароматные цветы мы посадили.

Слайд 13.

V. Работа по теме урока.

Давным-давно человек дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, и называл их. Он ощущал холод, жару, и давал им названия. Человек использовал вещи и придумывал, как их назвать.

Одни слова отвечали на вопрос «Кто?», они называли людей и животных. Остальные слова отвечали на вопрос «Что?».

- Ребята, что нас окружает?

- На какие две группы можно разделить предметы?

- На какие вопросы отвечают живые предметы? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают неживые предметы? Приведите примеры.

Слайд 14.

Работа по учебнику и в тетрадях.

- Откройте учебники на стр. 114 упр. 2.

- Прочитайте задания к упражнению.

- Что нужно сделать?

- Запишите в тетрадях упражнение 114.

- Скажите, кто живёт в лесу?

- Скажите, что растёт в лесу?

- Запишите в тетрадях в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос «Кто?», во второй столбик – на вопрос «Что?».

(К интерактивной доске выходят два ученика – один записывает в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос «Кто?», другой – во второй столбик слова, которые отвечают на вопрос «Что?»).

- Ребята, какие же предметы нас окружают?

- Молодцы!

VI. Физминутка.

                Назвали все предметы по порядку,

                Теперь вас приглашаю на зарядку.

                Мелкие шажки – раз, два, три.

                Лёгкие прыжки – раз, два, три.

                Быстрая присядка – раз, два, три.

                Мягкая посадка – раз, два, три.

VII. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

- Ребята, у вас на партах лежат облака, в которых записаны слова.

- Прочитайте слова. 1-й вариант найдите и выпишите названия людей и явлений природы, 2-й вариант – названия животных, и мебели.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд 15.                Слайд 16.                Слайд 17.                Слайд 18.

- Назовите, какие слова вы выписали.

- Молодцы!

Дидактическая игра «Кто? Что?».

- А теперь поиграем в игру, которая называется «Кто? Что?».

- Доска разделена на две части. В первую часть доски вы будете прикреплять предметы, которые отвечают на вопрос Кто? А во вторую часть предметы, которые отвечают на вопрос Что?

- Кто выполнит задание без ошибки – получит дополнительный цветок для сада.

- Понятно задание? Тогда приступим к игре – выходите по порядку.

Кто?

Что?

- Понравилась игра? Что вы делали во время игры?

- Молодцы!

VIII. Итог урока.

- Ребята чему мы учились сегодня на уроке?

- Что вы узнали нового?

- Приятно было вам находиться в нашем саду?

- Если вам понравился наш урок, понравилось, как работали, если всё было понятно, то нарисуйте в правом верхнем углу макета нашего сада солнышко.

- А если урок не понравился, что-то было не понятно – нарисуйте тучку.

- А теперь давайте соединим все наши работы вместе. Прикрепите их на доску.

- Посмотрите, какой удивительный сад у нас получился!

Слайд 19.

- Приятно, что у всех светит солнце.

IX. Домашнее задание.        

Слайд 20.

- Задание на дом упражнение 5 на странице 115.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Ребята, мы примерно такое же задание выполняли на уроке, только в этом упражнении надо выписать названия профессий и чувств человека.

X. Оценки.

- Вы замечательно сегодня работали.

- Урок окончен, спасибо!

Слайд 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по письму и развитию речи 4 класс Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов.

Тема: Слова, обозначающие названия качеств предметов. Цель: развивать умения характеризовать предмет, согласовывать название признака с названием предмета. Задачи: образовательные: Упражняться ...

Урок письма и развития речи по теме "Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и отвечающие на вопрос что делает?"

Урок формирования умения ставить вопрос к словам,  обозначающих действия одушевлённых предметов....

Открытый урок. Письмо и развитие речи в 9 классе по теме "Сложные слова."

Урок разработан для учащихся коррекционной школы VIII вида....

"различение слов, обозначающих предметы, по вопросам КТО? ЧТО?" презентация к уроку письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида

"Различение слов, обозначающих предметы, по вопросам  КТО? ЧТО?" презентация к уроку  письма у развития речи в коррекционной школе VIII вида...

Урок письма и развития речи в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»

Урок письма и развития речи для обучающихся 3 класса с ОВЗ.Раздел: «Слово».Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»Цель: закрепить...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов"

Тема: «Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов.»Цели:Образовательные:- Закреплять и систематизировать знания и умения выделять в речи слова, обозначающие названия пред...

Открытый урок письма и развития речи по теме: «Большая буква в именах собственных»

Цели урока: Закрепление знаний о правописании большой буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, в названиях географических объектов.Развитие орфографической зоркости учащихся; разви...