Урок по теме: " слова- антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Лапшина Наталия Владимировна

Урок по теме: " Слова-антонимы" 2 класс, ФГОС , по УМК " Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

  1. Орг. момент.  Проверка готовности к уроку.

Уч. – Я рада вас видеть,  и мы продолжаем путешествовать по миру знаний. Я желаю вам удачного путешествия. Для удачи   важна ваша готовность к уроку.  Молодцы все приготовились правильно к уроку. - Сегодня на протяжении всего урока нас  будет согревать солнышко своими лучами, дарить нам тепло и радостное настроение. Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Выберите смайлик который соответствует вашему настроению и покажите его мне. А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Словарная работа.

Начнем урок со словарной работы (слова на доске)

декабрь мороз русский молоко холод

        ПЛАН:

1) Запишите слова в тетрадь;

2) Поставьте знак ударения;

3) Что объединяет эти слова? (Из словаря)

4) Найдите лишнее. ( Холод – не словарное слово, русский – прилагательное, все слова по 2 слога, молоко – 3 слога).

  1.  Актуализация знаний.

Найдите слова близкие по значению. (Мороз и холод)

- Как такие слова называются? (Синонимы)

- Что можете о них рассказать? (Слова-приятели)

Но бывают  и другие слова. Рассмотрите картинки ( день-ночь, веселый - грустный, высокая - низкая). Подумайте, можно ли их как – то сгруппировать?  Как? ( день-ночь, веселый - грустный, высокая - низкая). Что объединяет эти пары слов? ( слова день – ночь обозначают время суток или эти слова называют предметы имена существительные, в паре день – ночь на конце обоих слов пишется мягкий знак, эти слова состоят из 3 звуков, но имеют 4 буквы, отвечают на один и тот же вопрос, похожи они по смыслу или нет, Они не похожи по смыслу, что обозначают слова день – ночь? Значит, какие это слова? Они настроены друг против друга.). - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? (нет).  А как они называются, мы узнаем из нашего учебника – помощника. Ребята, сегодня мы работаем с уроком 107. Найдите его в учебнике. Что написано с номером урока? (блок). В каком блоке  мы будем узнавать об этих словах? (раздел «Как устроен наш язык»).   Для чего нам это надо?

Уч. – Чтобы разгадать еще одну тайну языка.  Чтобы узнать о словах подобных словам, день – ночь, веселый – грустный,  научиться создавать такие пары слов и использовать их в речи.

Уч. – Какова тема  урока?

Д. – Тема урока: Слова – антонимы.

Уч. – Какое новое слово узнали?

Д.- Антонимы.

Уч.- Проведем всю работу со словом антонимы. Антонимы - это тема нашего урока. Сегодня на уроке мы будем находить эти слова в тексте и узнаем, где они употребляются.

Уч.- А чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике « Тайны языка» - сообщение ученика. Слово антоним произошло от греческого слова «анти» - против и «онима» - имя. Антонимы – это слова, противоположные по смыслу и отвечают на один и тот же вопрос. Антонимы помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.

4.Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Уч. – Что  узнали об антонимах?

Д. – Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос и иметь противоположное значение.

Уч. – Найдите в учебнике на стр. 63 упр. №1. Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?

Д.- Выписать парами антонимы.  Найти в какой паре  антонимы  - имена существительные.

(Самостоятельная работа. Дети создают пары антонимов из пословиц  (начало-конец,  медленно – быстро. Доказывают. Слова начало – конец – имена существительные потому что, отвечают на вопрос «что?»)

Уч. - Продолжаем учиться создавать пары антонимов и обратимся к упр. №2. Прочитайте задание. Кто может справиться с заданием самостоятельно?  Если какое – то слово у вас вызовет затруднение,  обратитесь к словарю антонимов.

(Учитель знакомит детей со словарем антонимов).

(Дети самостоятельно работают.  Слабым ученикам дается карточка - помощница).

Карточка – помощница

враг,  отдавать,  чёрный,  близко

Взаимопроверка. (Критерии: правильность и аккуратность выполнения работы.)

5.Динамическая пауза.(песенка кота Леопольда)

Давайте встанем и подпоем коту песенку. Кто не знает слов, тексты на столах. Поработаем с текстом песни. - Найдем и подчеркнем антонимы.

В ходе самостоятельной работы дети подчеркивают пары: хорошо - плохо, легко - трудно. Эти слова написаны на доске.

Проверка:  - Если правильно подчеркнули, рядом нарисуйте кружочек.

А кот Леопольд нашел в своей песне еще слова,  к которым подберите антонимы и запишите пары слов.

На доске: ясный (пасмурный)

                 добрый (злой)

                 высоко (низко)

Проверка: рядом с правильной парой нарисуйте кружочек.

- Встаньте, если вы набрали 4 - 5  кружочков.  Поаплодируем  ребятам. Молодцы!

  1. Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Уч. – Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили?

Д. – Узнали,  как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов.

Проблема.

Уч.- Где чаще всего антонимы встречаются? - Почему мы употребляем антонимы в речи? Нужны ли они?

Уч. Теперь будем находить эти слова в тексте и узнаем в каких жанрах чаще  всего встречаются слова антонимы.

Упражнение в нахождении антонимов в тексте.

        Работа в группах (пословицы, загадки, стихи)

1 группа. Прочитайте. Что это? Определите жанр произведения и выпишите антонимы.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Знай больше, говори меньше.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

2 группа. Прочитайте. Что это? Определите жанр произведения и выпишите антонимы.

Днем спит,

Ночью летает

И прохожих пугает.

Белый зайчик прыгает

По черному полю.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной.

 Бывает он добрый,

 Бывает он злой.

 В открытые окна

 Нежданно влетит.

 То что-то зашепчет,

 То вновь загудит.

 Притихнет, умчится,

 Примчится опять.

 То вздумает по морю

 Волны  гонять.

3 группа. Прочитайте. Что это? Определите жанр произведения и выпишите антонимы.

1. Разворчался старый дед:

«Доживешь вот до ста лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!»

2.Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон — черный, голубь — белый!»

3.Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки —

Он гоняет их метлой.

Вася — добрый, Жора — злой!

Подведем итоги.

Уч. — Ребята, а где мы  можем встретить антонимы? ( в пословицах, загадках, стихах). Для чего мы употребляем антонимы в речи?( Для того, чтобы речь наша была правильной, точной, красивой.)

 — На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление) — В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом, избушка ледяная – лубяная, рукодельница – ленивица). Выставка книг  «Заюшкина избушка», «Морозко»,  «Всем вам крышка» Э.Шим. — В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».) 7.Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.

Самостоятельная работа:

Тест:

  1. Задание:  Отметь       антонимы

1.Радость – грусть              

  1. Огонь – пламя                
  2. Одевать – раздевать      
  3. Большой – маленький  
  4. Смелый - храбрый        
  5. Широкий – узкий          

Проверка. Цифры, под которыми записаны антонимы – 1 3 4 6. Прочитайте число,  которое получилось.

2.  Задание: Отметь       верное утверждение.

  1.  В этом предложении  есть антонимы.          

Сыплет белый снег на черную землю.

  1. В этом предложении  есть синонимы.           

 У Вани есть товарищи,   и  настоящий друг тоже есть.

  1. В этом предложении нет антонимов.                

Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.

(Дети работают самостоятельно  и  определяют верное

утверждение 1 2 ).

Уч. – под какими цифрами верное утверждение? Какое число получилось?

Д. – 12.

8. Рефлексия деятельности. Продолжите предложение:

  Я  узнал:

 Я  научился:

 Сейчас я проверю, чему вы научились

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь ...(пол)

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты… (нашел)

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты …(храбрец)

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай…(конец).

Не дорого начало, похвален конец. Молодцы, дети, хорошо работали. Если вы были активны, старались и всё уяснили, вам было интересно и легко работать на уроке, покажите солнышко, если вам было сложно и неинтересно, то тучку. Оцените своё настроение.

9.Домашнее задание.   Задание по выбору: 1) С. 64 упр.№ 5.; 2)  используя антонимы, составить небольшой рассказ (3-4 предложения) о своей семье; 3) учебник стр. 61. упр. 4.   Прочитайте  текст и найдите в нем

 ошибки.

На земле все звери похожи друг на друга. Лось – зверь маленький, медведь и тигр – тоже маленькие, а вот заяц совсем большой зверь. Тигры, рыси, волки – хищники.  Они охотятся на других животных.  Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.

Уч. – Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?

Д. – Лось -  зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.

Уч. – Молодцы! Прочитаем,  как будет звучать исправленный текст.

(Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова-антонимы"

УМК "Школа XXI века". Учебник С.В. Иванова "Русский язык" 2 класс. Первый урок по теме "Слова-антонимы"....

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".

Технологическая карта урока, карточки с заданиями....

Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс

Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Слова - антонимы"

Презентация к уроку русского языка по теме "Слова - антонимы"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему: "Слова- антонимы". УМК "Начальная школа XXI века"

Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Учащиеся в занимательной форме повторяют изученное, подбирают ключи к открытию новых знаний, составляют алгоритм действий и, открыв тайны русского языка,.знак...