Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Карташова Ирина Петровна

    Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Урок  русского языка  

    Тема  урока «Слова-антонимы» по УМП «Школа России» 2 класс

    Тип урока : усвоение новых знаний

     Цель урока: создать условия для формирования понятия «антонимы» и введения его в систему знаний.

    Задачи урока:

    • Логически вывести алгоритм определения слова - антоним, дать понятие «слова – антонимы» на основе знаний детей, наблюдать различием слов - антонимов;
    • Развивать умение находить слова – антонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
    • Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.
    • Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

    Формируемые УУД:

    • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
    • Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
    • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
    • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия

    Методы обучения: системно-деятельностный подход.

     Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

     Вид обучения: проблемный.

    Этапы урока

    Содержание  урока

    Универсальные учебные действия

    1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

    Взаимное приветствие:

    Друзья мои, я очень рада.

     Войдя в приветливый наш класс,

    И для меня уже награда

    Внимание ваших умных глаз.

    Я знаю, каждый в классе гений,

     Но без труда талант не впрок.

    А для чего необходимо учить русский язык?

    - Ребята, каким бы хотели видеть сегодняшний урок? Вам помогут имена прилагательные. Я предлагаю убрать слова, которые помешают (небольшой вывод).

    Девиз: Не страшны нам любые испытания,

                Вперѐд друзья откроем новые знания!

    - Желаю вам на уроке удачи!

    Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

    2. Актуализация знаний

    - Продолжите ряд слов: ребята, дети… продолжите… (детвора, малыши).

    - Что за слова вы назвали? (Синонимы)

    - Повторим правило, что такое синонимы?

    - А, сейчас, работаем в группах.

    - Найдите все слова синонимы.

    - Выполняя эту работу,  всѐ ли вам было понятно?

    - В чѐм возникли сомнения? (слова - высокий, низкий)

    - По какому принципу подбирали группу слов? Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий?

    - Это слова противоположные по значению.

    - На какой вопрос отвечают эти слова?

    - Кто сможет обобщить?

    - Интересно узнать, как называются эти слова?

    - Для этого откройте учебник на стр. 54 (На интерактивной доске составляют правило).

    -Попробуйте сформулировать тему урока.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

     Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества.

    3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

    Тема урока: АНТОНИМЫ.

    - Обратимся к рубрике «Из истории языка»

    - Какие задачи перед собой поставим?

    Хочу УЗНАТЬ. Будем УЧИТЬСЯ. МОГУ работать.

    Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов.

     Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Поработаем в парах.

     Игра со словами.  Будьте внимательны.

    - У каждой пары часть стихотворения. Если найдете антонимы, то получится красивое стихотворение.

    У прохожих на виду

     Висело яблоко в саду.

    Ну, кому какое дело?

    Просто яблоко висело.

    Только Конь сказал, что низко.

    А Мышонок – высоко.

    Воробей сказал, что близко,

    А Улитка - далеко,

    А Телѐнок озабочен

    Тем, что яблоко мало.

     А Цыплѐнок - тем,

    Что очень, очень велико.

    А Котѐнку всѐ равно:

    - Кисло?- зачем оно? –

    Что вы? – шепчет Червячок,

    - Сладкий у него бочок.

    Учащиеся анализируют текст, находят  нужную

    информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.

    Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.

    - Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кисло – сладкий.

    - На какие вопросы отвечают слова?

    - Что можно сказать о словах кисло – сладкий?

    - Докажите, что это не антонимы? (не отвечают на один и тот же вопрос (повторяют правило)).

    - Попробуйте изменить слово так, чтобы получились 2 пары синонимов.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Познавательные: моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    5. Физминутка

    6. Введение нового материала в систему знаний.

    Работа в учебнике.

    А теперь выполним упражнение в учебнике на стр.55, упр. 72. Но, для того чтобы не допустить ошибку при выполнении

    1. Задать вопрос к слову.

    2. Определить часть речи.

    3. Подобрать слово, противоположное по смыслу.

    Проверка

    Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать

    деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий

    партнера.

    7. Самостоятельная работа

    Тест

    Мне понравилось, как вы работали на уроке, и я предлагаю систематизировать полученные знания во время выполнения мини – теста.

    1. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу называются _____________.

    2. Найди пары антонимов.

    3. Горький – сладкий

    4. Врач – доктор

    5. Радость – грусть

    6. Есть ли слова, к которым нельзя подобрать антонимы? Да. Нет.

    - А теперь проверяем. Оцените свою работу

    Ученики рассказывают о возникших затруднениях.

    - Что слова обозначают? - Какой частью речи являются?

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

    8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

    - Какая тема урока?

    - Какую цель ставили?

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Какие слова называются антонимами?

    - Был ли для вас урок полезным? Почему?

    - Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

    - А теперь подойдите к доске и покажите своѐ настроение. (Смайлики)

    - Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

    Личностные: применять правила  Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

    Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

    Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

    Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

    Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

    Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

    План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

    Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...