Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Карташова Ирина Петровна

Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок  русского языка  

Тема  урока «Слова-антонимы» по УМП «Школа России» 2 класс

Тип урока : усвоение новых знаний

 Цель урока: создать условия для формирования понятия «антонимы» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  • Логически вывести алгоритм определения слова - антоним, дать понятие «слова – антонимы» на основе знаний детей, наблюдать различием слов - антонимов;
  • Развивать умение находить слова – антонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
  • Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.
  • Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
  • Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия

Методы обучения: системно-деятельностный подход.

 Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

 Вид обучения: проблемный.

Этапы урока

Содержание  урока

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

Взаимное приветствие:

Друзья мои, я очень рада.

 Войдя в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

 Но без труда талант не впрок.

А для чего необходимо учить русский язык?

- Ребята, каким бы хотели видеть сегодняшний урок? Вам помогут имена прилагательные. Я предлагаю убрать слова, которые помешают (небольшой вывод).

Девиз: Не страшны нам любые испытания,

            Вперѐд друзья откроем новые знания!

- Желаю вам на уроке удачи!

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2. Актуализация знаний

- Продолжите ряд слов: ребята, дети… продолжите… (детвора, малыши).

- Что за слова вы назвали? (Синонимы)

- Повторим правило, что такое синонимы?

- А, сейчас, работаем в группах.

- Найдите все слова синонимы.

- Выполняя эту работу,  всѐ ли вам было понятно?

- В чѐм возникли сомнения? (слова - высокий, низкий)

- По какому принципу подбирали группу слов? Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий?

- Это слова противоположные по значению.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Кто сможет обобщить?

- Интересно узнать, как называются эти слова?

- Для этого откройте учебник на стр. 54 (На интерактивной доске составляют правило).

-Попробуйте сформулировать тему урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества.

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Тема урока: АНТОНИМЫ.

- Обратимся к рубрике «Из истории языка»

- Какие задачи перед собой поставим?

Хочу УЗНАТЬ. Будем УЧИТЬСЯ. МОГУ работать.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов.

 Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Поработаем в парах.

 Игра со словами.  Будьте внимательны.

- У каждой пары часть стихотворения. Если найдете антонимы, то получится красивое стихотворение.

У прохожих на виду

 Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка - далеко,

А Телѐнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

 А Цыплѐнок - тем,

Что очень, очень велико.

А Котѐнку всѐ равно:

- Кисло?- зачем оно? –

Что вы? – шепчет Червячок,

- Сладкий у него бочок.

Учащиеся анализируют текст, находят  нужную

информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.

Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.

- Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кисло – сладкий.

- На какие вопросы отвечают слова?

- Что можно сказать о словах кисло – сладкий?

- Докажите, что это не антонимы? (не отвечают на один и тот же вопрос (повторяют правило)).

- Попробуйте изменить слово так, чтобы получились 2 пары синонимов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физминутка

6. Введение нового материала в систему знаний.

Работа в учебнике.

А теперь выполним упражнение в учебнике на стр.55, упр. 72. Но, для того чтобы не допустить ошибку при выполнении

1. Задать вопрос к слову.

2. Определить часть речи.

3. Подобрать слово, противоположное по смыслу.

Проверка

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать

деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий

партнера.

7. Самостоятельная работа

Тест

Мне понравилось, как вы работали на уроке, и я предлагаю систематизировать полученные знания во время выполнения мини – теста.

1. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу называются _____________.

2. Найди пары антонимов.

3. Горький – сладкий

4. Врач – доктор

5. Радость – грусть

6. Есть ли слова, к которым нельзя подобрать антонимы? Да. Нет.

- А теперь проверяем. Оцените свою работу

Ученики рассказывают о возникших затруднениях.

- Что слова обозначают? - Какой частью речи являются?

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Какая тема урока?

- Какую цель ставили?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие слова называются антонимами?

- Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

- А теперь подойдите к доске и покажите своѐ настроение. (Смайлики)

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

Личностные: применять правила  Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...