Главные вкладки

    Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Субботина Алевтина Николаевна

    Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русский язык в 3 а классе

    Тема урока 

    «Имя существительное.

    Число и род имен существительных».

     Тип урока: Изучение нового материала

    Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

    Цели урока:

    Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных в ед.ч.

    Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

    Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

    Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

    Формирование УУД:

         Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной  

         самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за  

         будущий результат;

    Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

            1

    Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

    Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций

    (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

    Граница знания-незнания:

    - учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

    - учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род сущ.

              1.Организационный момент.

                               Прозвенел заливистый школьный звонок.

                               Начинается новый урок.

                               Мы готовы думать и новые задания выполнять.

    Я улыбнулась вам, и вы улыбнулись друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня  все  вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

         2. Целеполагание и мотивация

    Я предлагаю вам проследить за движением моей руки в воздухе и определить, что же здесь появиться.(зеркальное изображение –слово.)

    - Что мы знаем о слове?

        Мы продолжаем работу над разделом «Части речи»

                                                 2

    - Что мы знаем о частях речи? На какие группы делятся все части речи?

    (служебные и самостоятельные)

    -Приведите примеры.

    - С какой частью речи мы начали работу?

    -Как вы думаете, всё ли мы знаем о существительном?

    -Через несколько уроков я вновь задам этот вопрос, а вы либо подтвердите свой сегодняшний ответ, либо его опровергните.

    - Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Прочитаем тему урока и

    Его план.

    Знакомство с планом.

                1. Повторим то, что мы знаем.

                2. Узнаем новое.

                3.Работа в паре.

                 4.Самостоятельная работа.

                5. Подведение итогов.

    Итак, начинаем. Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку и оцените себя в Листе успеха.

    3.Актуализация знаний

               - Что мы знаем о существительном? Составим  кластер- определение. Поработаем в паре.  Для этого прочитаем справочный материал по д.м. с.101,118.

    (раздаётся разрезной материал, составляют паспорт и готовятся к выступлению.)

                             Имя существительное,

                             Самостоятельная часть речи

                             Обозначает предмет

                            Отвечает на вопросы  Кто? Что?

                             Особые приметы: имеет род (м, ж, с.), число (ЕД, МН,)

                            Член предложения- подлежащее, дополнение

        Оцените свои знания и умения.

    4. Изучение нового материала.

       А) Прочитайте слова, записанные на доске.

                 Пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы.

    -Что можно о них сказать? Что их объединяет?(сущ.)

    - На какие группы можно поделить эти слова? (словарные и несловарные)

    -Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

    - Слова ед.ч. и мн. ч.

    -Спишем слова в два столбика ( ед. и мн.ч) и определим род.

    - Что заметили? ( у слов во мн.ч. род определить нельзя, только если их перевести в ед.ч)

    - А всегда ли можно это сделать?

    - Это и будет  проблемой нашего урока.

    Б) Стадия осмысления.

     Работа по карточкам ( комментирование у доски по образцу)

    Задание: запишем слова, определить число и род.

           Ветер, листья, лужи, тучи, небо, Солнце, птицы, радугу, карандашей.

              Образец: Ветер (ед.ч., м.р.), листья (мн.ч.)- лист(ед.ч, м.р.) …

    Оцените свои знания и успехи.

    5. Физкультминутка.

                     Покачайтесь, покружитесь,

                     Потянитесь, распрямитесь,

                     Поскачите, пошагайте,

                     Наклонитесь, приседайте,

                     И закончив упражненье

                    Прекращаем мы движенье!

                                                  4

    6.Первичное закрепление.

     А)   Работа в паре. (карточки).

    - Данные слова поставьте в форму мн.ч.

            Дерево - деревья, птица - птицы, мёд - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог- пироги.

    -Что заметили? (не все слова можно поставить в форму мн.ч.)

    -Эти слова употребляются только в форме ед.ч. Давайте будем собирать копилку таких слов.

    - Есть ли среди слов записанных на доске такие слова? (шоколад)

    - Следующие слова поставим в форму ед.ч.

     Прятки-?, яблоки- яблоко, сливы- слива, сливки-?, сапоги-сапог, брюки-?, ножи- нож.

    -Проверим. Что заметили? (не все слова можно поставить в форму ед.ч.)

    - Есть среди слов на доске такие слова? (ножницы, часы)

    Б) Презентация сообщения о числе сущ.

    В) –Как вы думаете, являются ли слова:  Дух, час, вес –формой ед.ч. слов – духи, часы, весы?  

    -Почему? Докажите. (т.к. слова имеют разное лексическое значение).

       Оцените свои знания и умения.

    7. Физминутка: гимнастика для глаз (упр. Восьмёрочка)

    8.Проверка знаний. (диагностика)

    - А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал.

    Задание для диагностики.

      Откроем тетради по проверочным работам с 58 задание № 1, №.3, с 60 №6

                                                          5

    9. Рефлексия.    Дать анализ успешности цели и наметить перспективу последующей работы. Оценить работу каждого учащегося. Оценка успехов на уроке учащимися в листах самооценки.

        Что узнали новое на уроке?

        Что было интересным?

        Всё ли мы узнали о сущ.

       

    10. Домашнее задание. ( раздаются карточки)

    1) Упр. С.62 упр. 28, с.63 упр. 30

         2)Составить и записать 3 предложения с любыми словами, которые употребляются только в ед.ч. или во мн..ч.

          3) составить копилку слов, котрые употребляются только в форме ед.ч. или только мн.ч.

                                                         6

           Лист успеха учени______3»а» класса___________________________

    1

    Готовность к уроку

    Знаю, что такое существительное

            1                2                   3

           1                 2                  3

    2

    Понял, как определить число и род существительных

    Работа в паре

           1                 2                   3

     

          1                  2                   3

    3

    Знаю слова, которые употребляются только в форме ед.ч. или только в форме мн.ч.

          1                   2                 3

    4

    Задания дя проверочной работы выполнил

           1                  2                  3

    5

    На уроке научился:

    Определять число и род существительных

    Весь урок я работал

    Я набрал_________баллов  из 23

    -20 -23-  «5»

    -15 -19-  «4»

    - 10- 14 – «3»

            1                2                   3

          1                  2                   3

         

                                          Техноогическая         карта

    Урок русский язык в 3 а классе

    Тема урока 

    «Имя существительное.

    Число и род имен существительных».

     Тип урока: Изучение нового материала .

    Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

    Цели урока:

    Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных в ед.ч.

    Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

    Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

    Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

    Формирование УУД:

         Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной  

         самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за  

         будущий результат;

    Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

    Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

    Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенцией ( постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

    Граница знания-незнания:

    - учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

    - учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род существительных.

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности ученика

    Организационный момент.

    1.Проверяется готовность к уроку.

    2.Создаётся положительный настрой на урок через психологический момент.

    -проверяют готовность к уроку.

    -настраиваются на урок.

    Целеполагание.

    1. вводит в тему урока.

    2. Создаёт условия для самостоятельной постановки целей

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Метод: репродуктивный.

    Промежуточный контроль.

    -Читают тему урока.

    - Участвуют в постановке целей урока.

    -Знакомятся с планом урока.

    -Прогнозируют ожидаемый результат.

    Актуализация знаний.

    1.Актуализирует опорные знания учащихся.

    2.Предлагается справочный материал.

    3.Предлагает собрать кластер-определение из разрезного раздаточного материала.

    4.Обобщить.

    Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Метод: продуктивный, репродуктивный.

    Промежуточный контроль, самоконтроль.

    - Работают со справочным материалом.

    -Собирают кластер-определение из раздаточного материала, работая в парах.

    -Отчитываются по проделанной работе.

    Изучение нового материала.

    1.Создаёт условия для открытия нового через задания.

    2.Вместе с учащимися выдвигают проблему урока.

    3.Подводит к осмыслению нового материала.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

    Метод: продуктивный.

    Промежуточный контроль

    -Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы, выдвигают проблему урока.

    -Оценивают свою работу.

    Физкультминутка.

    Первичное закрепление.

    1.Организует работу по осмыслению и осознанию учебного материала.

    2.Включает элемент новизны через задания развивающего характера.

    Формы работы: работа в парах, индивидуальная.

    -Наблюдают, анализируют, делают выводы.

    -Выступление –сообщение о числе существительных из рубрики «Тайны языка».

    -Оценивают свою работу.

    Проверка знаний (диагностика).

    1.Организуед самостоятельную работу.

    2.Предлагает на выбор уровневые задания..

    3.Организует коррекцию.

    -Работают самостоятельно.

    -Осуществляют самоконтроль.

    Рефлексия.

    1.Даёт анализ успешности цели и намечает перспективу последующей работы.

    2.Оценивает работу каждого учащегося.

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

    Метод: продуктивный и репродуктивный.

    -Оценивают свою работу, урок.

    Сопоставляют цели урока с полученным результатом.

    Домашнее задание.

    Предлагает на выбор уровневые задания.

    -Сознательно выбирают домашнее задание. Записывая в дневники.

                              Рубрика « Тайны языка».

    Существительные имеют два числа – единственное и множественное.

    Число существительных указывает на количество предметов ( один – много, несколько).

    По числам изменяются конкретные существительные.

    Изменение по числам передают окончания.

    Не изменяются по числам вещественные, отвлечённые, собирительные существительные и некоторые другие. Они имеют одну форму: единственного или множественного числа.

     Только форму единственного числа имеют существительные:

    1) вещественные: сахар, виноград, алюминий;

    2) отвлечённые: грусть, горе, здоровье;

    3) собирательные: родня, молодёжь;

    4) собственные: Кавказ, «Огонёк»( журнал);

     Только форму множественного числа:

    1) вещественные: щи, отруби;

    2) отвлечённые: каникулы, проводы;

    3) парные предметы: очки, брюки, ножницы;

    4) собственные: Альпы, Карпаты.

     У существительных, которые имеют форму множественного числа, не определяют род и тип склонения.

    Resource id #3172

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

    Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...

    Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

    Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

    Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.

    Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании осн...

    Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

    Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

    Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

    Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

    Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...