Урок русского языка в 4 классе (Школа 2100) Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Чаликова Любовь Ивановна

Урок дан с использованием электронного тренажера ("Русский язык 4 класс" - рабочая тетрадь и CD-диск, составитель Баркалова Н.М.). Электронный тренажер помогает обучающимся 4 класса в формировании основных навыков работы с понятиями предмета "Русский язык" как на уроках, так и при подготовке домашнего задания, а также в формировании у учащихся УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка. 4 класс.

(«Школа 2100»)

Учитель:

Чаликова Любовь Ивановна

МОУ лицей №9

Волгоград

Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном  числах.

Цель урока: сформулировать новые знания, умения и навыки по  теме: «Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах».

   

Задачи:

обучающие:

- сформулировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и  во множественном числах;

- сформулировать умение различать падежи по их признакам

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  экран, ноутбуки у учащихся, электронный тренажер (CD-диск)

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


(Проверка готовности  к уроку)

- Возьмите оценочные листы и оцените свою готовность к уроку.






Записывают число в тетрадь.

Создание

эмоциональной

ситуации

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

Актуализация

знаний

и

формирование

темы урока

































































Ф   И  З

М И НУТКА для глаз

1. На доске запись, прочитайте.

      Прилетели к нам метели,

      Залепили снегом щели.

      На окне седой мороз

      Льдинкой росписи нанес.

Проверка.

- Прочитать

- Какие орфограммы обозначили?




- Сколько предложений вы записали? Докажите. (Подчеркнуть грамматическую основу)

- Дайте характеристику каждому предложению (устно).

- Составьте схему каждому предложению.


2. Что общего у выделенных слов?

Докажите, дайте характеристику каждому имени существительному (устно).




3. Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка?



- Задайте мне вопросы, на которые вы на данный момент знаете ответы.









- Как вы считаете, чему еще необходимо научиться?

на доске:

Учиться определять …

Ставить…


- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

(открывается на доске, дети записывают тему в тетрадь)


4. Работа  с использованием ноутбуков:


- Предлагаю начать работу с повторения падежей. Работу будем выполнять парами.


Напомните правила работы с компьютером






- Выберите задание с помощью меню расположенного в левой части окна:

«Разгадай кроссворд»

- По команде ученики приступают к работе.


После выполнения работы:

- У кого возникли затруднения? В чем?



Письмо по памяти.

Обозначают в словах изученные орфограммы.



Отвечают на вопросы учителя.

Безуд. глас в корне - 7

Безуд гл в прис – 3

Парн согл - 1


Устно делают синтаксический разбор каждому предложению, составляют схемы.



Приводят доказательства, разбирают устно каждое имя сущ. как часть речи.




Познакомились с падежами.

Узнали, что в русском языке 6 падежей


- Что такое падеж?

- Сколько падежей в русском языке?

- Чем они отличаются?

- Что значит изменять сущ по падежам?

- Для чего нужно изменять сущ по падежам?



Формулируют задачи урока:

- Учиться определять падежи у имен сущ.

- Ставить имена сущ в нужный падеж.











- Соблюдать расстояния до экрана, близко не наклоняться

- обращаться с техникой аккуратно

-работать дружно, взаимовежливо, выполнять работу по очереди …




Заполняют кроссворд.



- Есть незнакомое слово.

Формирование

новых

знаний и умений


































Ф   И  З

М И НУТКА

- Сейчас я предлагаю  вернуться к нашему стихотворению и  определить, в каком падеже стоят  имена существительные.


– Нам надо определить падеж имени существительного метели


– Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?


– В каком падеже всегда стоит подлежащее?


– Давайте теперь определим падеж слова снегом

- Ваши действия.

1–й шаг:

Находим слово, от которого зависит существительное снегом. 

2–й шаг:

Ставим от него двойной вопрос.

3 - шаг:

Определяем падеж по вопросу.

4 – шаг:

Указываем падеж.


- Расскажите, как   определили падеж у остальных имен существительных?


Подведем итог.

Я начну предложение, а вы его продолжите

- Для того, чтобы правильно  определить падеж у имени сущ нужно …

(алгоритм на доске)








Нет, это главный член предложения.



в И.п.







Это слово – залепили



Залепили (кем? чем?) снегом


Существительное снегом стоит в Т.п.


Определяют падежи имен сущ.






Продолжают предложение

Этап закрепления и формирования

метапредметных

результатов (УУД)

1. Закрепим умение определять падеж имени существительного.


Работа  с использованием ноутбуков:

- Выберите задание с помощью меню расположенного в левой части окна:

«Найди лишнее»

(Упражнения выполняются под руководством учителя)


Работают по плану:

1. Ученик читает задание (вслух)

2. Обсуждают между собой и выбирают вариант ответа.

3. Проверяют.


  1. Каким членом предложения может быть имя существительное?
  2. Установи логику.
  3. Стоит не в П.п.
  4. Стоит не в Р.п.
  5. Стоит не в В.п.
  6. Стоит не в Т.п.
  7. Стоит не в Д.п.


- У кого были ошибки?

- Какой совет вы бы дали этим ребятам?


2. Работа в парах.

Предлагаю выполнить работу на карточках:

Задание:

Запишите  словосочетания, раскрывая скобки. Определите падеж имени существительного.

Календарь (погода) ______________ ( . п.)

Подвиг (герой) ________________ ( . п.)

Гордиться (страна) _____________ ( . п.)

Читать (книга) ______________ ( . п.)

Думать о (друзья) ______________ ( .п.)


Проверка.





Выбирают задание с помощью меню расположенного в левой части окна:

«Найди лишнее»








Доказывают выбор ответа.












Выполняют задание на карточках.

Подведение итогов

Блиц опрос:

«Правильно-неправильно»

1. Имя сущ изменяется по родам.

2. Имя сущ изменяется по числам и падежам.

3. В русском языке 5 падежей.

4. Сущ  в П. п всегда употребляется без предлога.

5. Сущ в И.п. всегда употребляется с предлогами.

6. Все падежи, кроме И.п – косвенные.


Проверка: Н П Н Н Н П

П – правильно,

Н – неправильно

Рефлексия

учебной

деятельности

на уроке

- Какую цедь перед собой ставили на уроке?

- Достигли ли этой цели и как?

- Какие задания составляли  для вас еще трудность?

- В чем была трудность?

- При выполнении каких заданий вы получили наибольшее  удовлетворение на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"

Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".

Урок русского языка. 3 класс. УМК "Перспектива" . Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам".В конспекте урока есть индивидуальная работа, работа в...

Урок русского языка 3 класс Школа России. Тема : "Обобщение знаний об имени существительном"

В данном материале представлен урок русского языка. На данном уроке учащимся предлагается окунуться в атмосферу зимы и выполнить задания, которые предлагаю помощники зимы - зимние месяцы....