Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе " 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

На уроке обобщаются и повторяются знания о глаголе: изменения по временам, лицам, числам, спряжение, использование глаголов в речи. Задания составлены с  использованием произведений А.С. Пушкина. Урок способствует расширению словарного запаса учащихся, формированию устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение изученного о глаголе».

Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С. Пушкина.

Наглядность: опорные схемы, кроссворд, книжная выставка произведений А.С . Пушкина, слайды.

                        План урока.

  1. Чистописание.

Повторим соединение некоторых букв

Уш  шк   ки   ин   др  нд   ег   ге   ев  ви  ич  ал  са  ге

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

        -Какие сказки  Пушкина вы знаете?

        Сегодня на уроке мы вспомним некоторые из них.

  1. Словарная работа.

Учитель читает отрывки с пропуском словарных слов.  Один ученик записывает их на доске, остальные дети записывают в тетради.

        Вот открыл царевич очи;

        Отрясая грёзы ночи

        И дивясь, перед собой

        Видит  (город) он большой.

        Пушки с пристани палят,

         (кораблю) пристать велят.

        Царь Дадон к шатру спешит…

        Что за страшная  (картина)?

        Перед ним его два сына.

        Море вздуется бурливо,

        Закипит, подымет вой,

        Хлынет на  (берег)  пустой,

        Расплеснётся в скором беге -

        И очутятся на бреге,

        В чешуе, как жар горя

        33  (богатыря).

        Корабельщики в ответ:

        «Мы объехали весь свет,

        Торговали мы недаром

        Неуказанным товаром;

        А лежит нам путь далёк:

        Восвояси на  (восток)».

        Вот съезжает в город он.

        Вдруг раздался лёгкий звон,

        И в глазах у всей  (столицы)

        Петушок вспорхнул со спицы.

  1. Актуализация знаний.

К какой части речи относятся эти слова? А какие части речи вы ещё знаете?

- Составьте предложение из слов, записанных на доске.

 ( морю, кораблик, ветер, подгоняет, по, и, гуляет)

С помощью каких слов  Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет).

- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают?

(Учащиеся вспоминают правило).

- Подчеркните глаголы.

  1. Повторение изученного о глаголе.

а) ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья».

« Жил – был  Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать.  Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать.  Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

       Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой.  Долго ли, коротко ли шли они,   вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда.  Встретили их доброжелательно и предложили работать в  Предложении.  Друзья с радостью согласились.  С тех пор Глагол  работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу.  А что может быть прекраснее на земле?»

- Вот и царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже делает добро людям:  ( текст на доске)

                Дом царевна обошла,

                Всё порядком убрала.

- Найдите глаголы. Какую роль глаголы играют в предложении?  Найдите и подчеркните главные члены предложения.

  б) -  Время…   Что это такое? Как вы это понимаете?   (часы, дни, сутки, года). В. И. Даль так объясняет это слово: « Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».  Помните в сказке:      

 Царь велит своим боярам,

  Времени не тратя даром,

  И царицу, и приплод

  Тайно бросить в бездну вод.

              Произведём фонетический разбор слова время.

        - Дальше у нас пойдёт разговор не о простом времени, а временах глаголов.

         в) инсценировка.

        Учительница спросила Лентяйкина:  « Если я говорю:  я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются – какое это время?». Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул: «Утро!»

        - А вы как думаете, в  каком времени употреблены глаголы? ( В настоящем)

- Давайте определим лицо и число глаголов, запишем их, выделим окончания  (запись на доске и в тетради). Тому, кто забыл, поможет таблица ( обращаю внимание на таблицу спряжения).

        - А в каком времени ещё употребляются глаголы и на какие вопросы отвечают?

        г)  слайд.  « И послушалась волна:

                        Тут же на берег она

                        Бочку вынесла легонько

                        И отхлынула тихонько.

                        Мать с младенцем спасена:

                        Землю чувствует она.

                       Но из бочки кто их вынет ?

                       Бог неужто их покинет?

- Выпишите глаголы по временам в три столбика.

Проверка самостоятельной работы.

        д)  - Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы. Запишите глаголы неопределённой формы в кроссворде и в тетрадях.  Прошу.   Терплю.  Соберу.  Пойму. Бегу.  Тру.  Подниму.  Ловлю. Берегу.

                        

П

Р

О

С

И

Т

Ь

Т

Е

Р

П

Е

Т

Ь

С

О

Б

Р

А

Т

Ь

П

О

Н

Я

Т

Ь

Б

Е

Ж

А

Т

Ь

Т

Е

Р

Е

Т

Ь

П

О

Д

Н

Я

Т

Ь

Л

О

В

И

Т

Ь

Б

Е

Р

Е

Ч

Ь

        е)  Физминутка.

        ж)  Слайд.       Ель в лесу, под елью белка,

                        Белка песенки поёт

                        И орешки всё грызёт,

                        А орешки непростые

                        Все скорлупки золотые.

       - В каждом орешке глагол – исключение.  Давайте их отыщем и запишем. (Дети читают по одному отрывку)

                К морю лишь подходит он,

                Вот и слышит будто стон.

                Смотрит – видит: дело лихо:

                Бьётся лебедь средь зыбей

                Он их кормит и поит

                И ответ держать велит.

                Комаром оборотился,

                Полетел и запищал,

                Судно на море догнал.

                И прищёлкивать перстами,

                И вертеться, подбочась,

                Гордо в зеркальце глядясь.

                

                Крепко связаны ей локти,

                Попадётся зверю в когти.

                Меньше будет ей терпеть.

                Как под крылышком у сна,

                Так тиха, свежа лежала,

                Что лишь только не дышала.

                         

        - Назовите ещё три глагола – исключения.( обидеть, зависеть, ненавидеть)

               Назовите их все ещё раз   стихотворением.

                Гнать, держать, смотреть и видеть,

                Дышать, слышать, ненавидеть,

                И зависеть, и вертеть,

                И обидеть, и терпеть.

                Вы запомните, друзья,

                Их на Е спрягать нельзя.

- Итак, глаголы первого спряжения имеют в окончании гласную Е и окончания во множественном числе  УТ, ЮТ. Глаголы второго спряжения имеют в окончании гласную И и окончания во множественном числе АТ , ЯТ.

        з)  - Ребята, вспомните, что приговаривал Балда с укоризной, рассчитываясь с попом? (Не гонялся бы ты , поп, за дешевизной).  Какое правило о глаголе спряталось в этой строке?

                Не выучил, не делай,

                Не знаешь, не спеши.

                С глаголами отдельно

                Частицу не пиши!

  1. Подведение итога урока.

- Что мы  повторили сегодня о глаголе?

- Из каких сказок  Пушкина были отрывки?

                     

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...