Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе
статья по русскому языку по теме

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001549 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001533

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon formirovanie_orfogr_navykov.doc.zip4.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе

        ФГОС второго поколения начального общего образования устанавливает следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в области «Филология» (Русский язык. Родной язык) :

  1. « У учащихся должно быть сформировано понимание того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  2. Обучающийся должен обладать сформированностью позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  3. Ребёнок должен овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  4. У учащегося должно быть сформировано умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  5. Обучающийся должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач».

        Предполагается, что выпускник начальной школы научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка, научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать языковые единицы, у него будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что послужит основой формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий.

        Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка,» — писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К. Грот.

        Как известно, орфографическая грамотность закладывается в начальных классах. Методисты и психологи подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа

        За долгте годы методической практики обучения правописанию найдено множество важных решений. Многие накопленные идеи начинают реализовываться на страницах современных учебников и активно внедряются в практику учителями: обучение правописанию на фонемной основе (В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин); алгоритмизация орфографического действия (А.И. Власенков, Н.Н. Алгазина) и др.

        Один из современных подходов к обучению правописанию младших школьников связан с формированием у них комплекса орфографических умений (П.С. Жедек, Н.С. Кузьменко и др.).

        Из практики обучения в начальных классах по результатам срезов знаний учащихся видно, что уровень грамотности младших школьников не достигает достаточно высокого уровня. Это вызывает тревогу у учителей, родителей, методистов, учёных, которые пытаются найти действенные методы эффективности обучения правописанию.

        Особое место в системе обучения правописанию занимает работа над орфографическими ошибками. Вопрос о предупреждении и исправлении орфографических ошибок возник с зарождением методики обучения русскому языку. В середине 19 столетия методике работы над орфографическими ошибками большое внимание уделяли Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, Я.К. Грот,  К.Д. Ушинский,  Н.А. Корф.

В методике работы над ошибками в их трудах наибольшую значимость приобретают  такие направления,  как:

  • роль проверки в процессе исправления ошибок;
  • роль орфографии в обучении орфографии;
  • дифференциация работы при исправлении и предупреждении ошибок;
  • приёмы исправления и предупреждения ошибок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Формирование орфографического навыка младших школьников при изучении русского языка

Выпускная квалификационная работа по теме: Формирование орфографического навыка младших школьников при изучении русского языка". В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты по данной тем...

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

по материалам М.Р. Львова...

Статья "Важнейшая задача изучения русского языка"

Проблема орфографической грамотности волновала учёных в разные периоды истории. Содержание понятия «орфографическая грамотность» впервые было сформировано в период грамматизма-антиграммати...